Знакомство с лекарственными растениями старшая группа

Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Программное содержание:

— сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

— дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

— сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

— расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Скачать:

Вложение Размер
moe_zanyatie_2012.docx 37.2 КБ

Предварительный просмотр:

(для старшей группы детского сада)

— сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

— дать представление об одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

— сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних растительных форм от других;

— расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

— уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные растения и правильно их называть;

— обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений;

— воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

— развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

— развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке природы, наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений и растений на участке, рассматривание схем — моделей, составление рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения: алоэ, крассула, сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным животным? Дети рассуждают.

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя .

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?

Звучит красивая музыка.

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает живую природу от неживой. Что могут делать только живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами — это природа? Мы сможет прожить без творений природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и мы можем называть нашу природу — Матушкой.

За правильные ответы мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске ?

Воспитатель: А какое самое главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться солнечным светом и делать для нас кислород.

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород . Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?

Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.

Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.

Воспитатель: Деревья с листочками называются…

Воспитатель: А деревья, у которых вместо листочков есть иголки, называются…

Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?

Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?

Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие .

Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?

Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок.

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей? Показ опорных картинок. Ответы детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему ?

Дети: Нет, не сможет.

Воспитатель: Р астению важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки?

Дети: Нет. В лесу растут растения, с помощью которых можно лечить.

Воспитатель: Как называются такие растения?

Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

И лекарства, и таблетки.

Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Теперь другое задание Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию .
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке. Давайте встанем в кружок и все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки,

Мы колечки соберем, золотистые сорвем,

Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?

Воспитатель: Почему оно так называется?

Дети: Подорожник растёт около дорог.

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны.

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”. Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Про нее эти строчки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.

А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

А вот посмотрите, уж это растение знают все.

Дети: О дуванчик.

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей .

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят. Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе. Посмотрите на это растение. Как оно называется?

Воспитатель: Правильно. Слово Ра на иностранном языке означает солнце. Правда, ромашка — похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?

Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?

Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.

Воспитатель: Зверобой — средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.

А вы узнали следующее растение?

Воспитатель: А почему он носит такое название?

Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай .

Воспитатель: Второе его название — кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Воспитатель: Кто знает этот кустарник?

Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,

Спящие березки ветром всколыхнуло,

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,

Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.

Воспитатель: Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора». Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!

Источник

Беседа в старшей группе «Лекарственные растения»

Татьяна Петрова
Беседа в старшей группе «Лекарственные растения»

Беседа в старшей группе. «Лекарственные растения».

Цель: знакомство детей с лекарственными растениями Оренбургской области.

• Познакомить с лекарственными растениями нашего края, правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.

• Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).

• Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям

Предварительная работа: Подбор и чтение детской литературы по данной теме; знакомство с устным народным творчеством по теме

Ход мероприятия

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.

— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?

(Ответы детей) Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные.

Воспитатель: А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.Сначала отгадайте такую загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки —

Нам он — как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

Воспитатель предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Воспитатель:Ярко-желтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу — ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать.

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Растет зеленый кустик,

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.

Крапива—растение, богатое витаминами.

Полезны и вкусны зеленые щи с крапивой, салаты из листьев. Листья крапивы перестают быть жгучими, если облить их кипятком. Крапива первая приходила на выручку людям в голодные годы. Крапива является также очень ценным кормом для домашних животных. Коровы, получающие крапиву, дают молока больше и лучшего качества. Куры, гуси, утки, индейки несут больше яиц. Из волокон старой крапивы можно изготавливать грубые ткани для мешков и веревки. Волокна крапивы очень прочны. Так что описание в сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» того, как Эльза ткала братьям рубашки из крапивы, которое кажется красивым сказочным вымыслом, может быть правдой. Из крапивы получают безвредную растительную краску. Из корней крапивы делают желтую, а из листьев — зеленую краску. В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок —

Остался стебелек. (Одуванчик)

Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. У одуванчика используют листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, выводят вредные вещества, лечат заболевания желудка. Если попробовать одуванчик на вкус — он горький, но эта горечь не вредная. Из цветов одуванчика варят первое варенье или иначе «майский мёд». Одуванчик — лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.

Из листьев делают салат. В нём много витаминов. Только перед применением мы должны подержать листья в соленой воде 30 минут, чтобы удалить из них горечь.

1. Дождик поливает, солнце пригревает, на полянке растут одуванчики (дети встают).

2. Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики (дети раскачиваются с поднятыми руками вверх) .

3. Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются, бегают на носочках) .

4. Вдруг с головок одуванчиков полетели белые, легкие парашютики (дети приседают) .

5. Там, где упали парашютики снова будут расти одуванчики (дети встают) .

— Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (Ромашки).

Ромашка – переводится как «милая простота». Давным-давно она приехала к нам из далекой Америки. Раньше она была обыкновенным сорняком. Чем же она полезна?

Если случится вам простудиться,

Появиться кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

— У ромашки используются цветы. Это хорошее противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла. В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли. Отвар ромашки используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

— Травка очень душиста,

И заваривай чай! (Мята)

Если сорвать листик мяты и потереть в ладошке, то почувствуешь приятный запах. Если перед сном выпить чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый. Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты — сразу почувствуете облегчение. Папа пришел расстроенный с работы, и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит.

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник)

Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Лето пройдёт, цветы отцветут, растения завянут, а мы болеем – то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно.

— Ребята, что нужно сделать, чтобы растение сохранилось до весны? (срезать, высушить, сложить в мешочки)

— Ребята, а как хранят лекарственные растения? (в брикетах, пакетах, коробочках)

— Правильно, лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.

— А что можно приготовить из сухих растений? (настои, отвары)

А где нельзя собирать растения? (Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города).

А почему, знаете? (Нет)

Тогда я вам расскажу: потому что растения, как и мы с вами дышат и впитывают в себя то,что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом. Они становятся не лечебными, а опасными для здоровья человека. Запомнили?

— О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?

Беседа с детьми подготовительной группы «Лекарственные растения на Дону» Цель: формировать представления о лекарственных травах Ростовской области. Задачи: Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Источник

Читайте также:  Верба как народное средство
Оцените статью