Знакомство с дикорастущими лекарственными растениями

Тема II. Знакомство с дикорастущими лекарственными растениями

Знакомство с дикорастущими лекарственными растениями в различных местах обитания осуществляется путем экскурсии в природу.

Основная масса студентов Стерлитамакского медицинского колледжа выезжает на практику в районы проживания и работает, в основном, с дикорастущими лекарственными растениями. При этом они изучают не только отдельные растения, но и растительные сообщества – фитоценозы.

Фитоценоз (от греческих слов «фитон» — растения и «койноз» — общий) – это некоторый комплекс видов растений, сложившийся в результате длительного развития на определенном участке территории в непосредственном взаимодействии с условиями внешней среды и обладающий определенным флористическим составом и определенным внешним видом. Основной таксономической единицей покрова является ассоциация. Название ассоциации строится по бинарной системе: берут название двух наиболее важных видов в данной ассоциации. Первое название от доминирующего растения в первом ярусе ассоциации, второе – от названия содоминанта (например: сосняк – черничник).

В Башкортостане основная масса лекарственных растений произрастает в горах и предгорьях, в лесах и степях. Занятость основной территории нашей республики культурными растениями народно-хозяйственного значения и интенсивное освоение новых земель, несомненно, сказывается на ареалах большинства дикорастущих лекарственных растений, заготавливаемых для нужд здравоохранения. Группа растений, встречающихся на обрабатываемых землях, в садах, среди полей, на обочине дорог, относится к сорной растительности. Во влажных местах по оврагам и канавам встречаются подорожники, водяной перец, почечуйная трава, и др. По дорогам, при наличии воды, могут встречаться вышеперечисленные растения, в сухих местах — псоралея костянковая, софора толстоплодная и др.

Сорно-полевые растения, сопутствуя человеку, расселяются около домов, имеют характерные биологические особенности, связанные с воздействием на них человека, что позволяет им произрастать в определенных условиях окружающей среды. Типичными представителями придорожных растений являются виды подорожника, одуванчик, пастушья сумка, из числа ядовитых растений – белена и дурман.

Тема III. Определение, морфологическое описание и гербаризация лекарственных растений Определение лекарственных растений в природных условиях на основании их морфологических особенностей

Определение дикорастущих растений в природных условиях облегчается морфологическими признаками, присущими представителям отдельных семейств, а затем индивидуальная диагностика дополняется частными особенностями.

Ниже приводятся характерные морфологические признаки наиболее распространенных семейств.

Астровые (Asteraceae). Растения семейства отличаются от представителей других семейств по характерному типу соцветий – корзинок. Корзинка может быть однородноцветковой, но чаще разнородноцветковой. При этом центр занимают обоеполые трубчатые цветки, а по периферии лучами расходятся женские, ярко окрашенные, язычковые цветки. Основу корзинки составляет общее цветоложе, на котором располагаются тесно примыкающие друг к другу цветки. Оно может быть плоским, выпуклым или конусовидной формы. Его поверхность нередко усажена пленками, щетинками или волосками. Снаружи общее цветоложе окружено обверткой, состоящей из более или менее сильно видоизмененных верховых листочков. Листочки обвертки располагаются в один-два или несколько рядов. Цветки небольшие, чашечка видоизменена часто в хохолок, венчик сростнолепестный, трубчатый или язычковый; тычинок 5, прикрепленных к трубке венчика, завязь нижняя, одногнездная. Листья преимущественно очередные. Величина, форма и степень расчленения листовой пластинки сильно варьирует. У большинства астровых листья характеризуются перистым типом жилкования. Растения сильно опушенные. Плоды — семянки, невскрывающиеся, с более или менее кожистым околоплодником. Многие астровые обладают высокой чувствительностью к свету и влажности воздуха, что выражается в способности раскрывать и закрывать корзинки в зависимости от интенсивности этих факторов.

Яснотковые (Lamiaceae). Представители семейства яснотковых легко узнаются по строению венчика цветков, имеющего длинную трубку и двугубый зев. Не менее своеобразен и плод яснотковых, состоящий из 4 односемянных орешковидных или, редко, костянковидных долей.

К числу важных отличительных особенностей яснотковых принадлежат также супротивные, обычно цельные листья без прилистников и обычно четырехгранные стебли. Хорошо развитая розетка прикорневых листьев, сохраняющихся во время цветения, имеется у многих травянистых яснотковых. Пятичленные обоеполые цветки располагаются в пазухах листьев и лишь в немногих случаях (шлемники) они одиночные, обычно они образуют ложные мутовки, составленные двумя супротивными соцветиями, несущими прицветники. Иногда ось общего соцветия сильно укорочена и все соцветие становится головкообразным (зизифора). У некоторых представителей при основании ложных мутовок прицветнички видоизменены в мощные колючки (лагохилус), у некоторых в колючки видоизменяются прицветники или верхние листья, а иногда зубцы листьев. И чашечка, и венчик яснотковых обычно образованы 5 сросшимися своей основной частью в трубочку листочками. Венчик разделен на 2 губы, из которых верхняя образована 2, а нижняя 3 лепестками; последняя почти всегда более крупная (посадочная площадка для опылителей); тычинок 4, прикрепленных к трубке венчика. Хотя цветки обычно обоеполые, у представителей многих родов (мята, тимьян) наряду с ними встречаются и женские цветки с рудиментарными тычинками.

Бобовые (Fabaceae). Представители этого семейства узнаются в природе по сложным листьям с прилистниками и характерному плоду – бобу.

Семейство принято делить на 3 подсемейства: мимозовые (Mimoideae), цезальпиниевые (Cesalpinoideae) и мотыльковые (Papilionatae).

Листья бобовых сложные, с прилистниками, нередко рано опадающими. Большинство мимозовых и многие цезальпиниевые имеют дважды парноперистосложные листья; непарноперистосложные листья обычно у мотыльковых. При основании черешка и черешочков часто имеются особые утолщения – подушечки, с помощью которых под влиянием изменения тургора приводятся в движение листья и листочки (все мимозовые, цезальпиниевые и около половины мотыльковых). Листья и листочки таких растений способны совершать разнообразные движения или складываться на ночь.

Читайте также:  Лекарственное обеспечение это медицинская услуга

Соцветия у бобовых могут быть как верхушечными, так и пазушными – кистью или метелкой. Цветки бобовых чаще обоеполые. Чаще отмечается 10 тычинок, которые расположены в 2 круга. Тычинки мотыльковых срастаются, но различным образом, чаще всего срастающиеся тычинки образуют незамкнутую сверху трубочку и насекомые легко вводят свой хоботок, доставая нектар. Мотыльковый венчик состоит из крупного верхнего лепестка – флага, два боковых лепестка образуют крылья, а самые внутренние, срастаясь в верхней половинке или слипаясь, образуют лодочку, заключающую тычинки и завязь. Боб, развивающийся из единственного плодолистика, бывает самых разнообразных размеров; семена бобовых без эндосперма.

Гречишные (Polygonaceae). Растения семейства гречишных характеризуются следующими признаками: листья простые, очередные, цельные или лопастные. Имеются парные прилистники, срастающиеся и образующие перепончатую трубку – раструб. Цветки мелкие, чаще обоеполые, собранные в сложные метелки или колосовидные соцветия. Околоцветник простой, состоящий из 2-6 свободных или более менее сросшихся листочков. Тычинок 6-9. Пестик один, одногнездный, с 3-мя рыльцами, образован 2-4 плодолистиками. Плод — орешек, часто окружен оставшимися дольками (внутренними) околоцветника.

Розоцветные (Rosaceae). На основании различий, главным образом в морфологии плодов и основных хромосомных числах, семейство разделяется на 4 подсемейства. Лекарственные растения большей частью относятся к подсемейству Rosoideae – розовые.

Основную массу составляют кустарники, полукустарники и травы. Среди травянистых розоцветных большинство корневищные многолетники, часто формирующие розетки и побеги, служащие для захвата территории и вегетативного размножения. Листья у розоцветных очередные, простые или сложные (перистые, пальчатые, тройчатые), обычно снабжены свободными или сросшимися и приросшими к черешку прилистниками. Черешки листьев и стебли кустарников часто усажены шипами, возникающими как выросты эпидермы и подстилающих ее тканей. Цветки в открытых мало- или многоцветковых дихазиях, образующих часто щитковидные, мельчатые, кистевидные, колосовидные или головчатые соцветия. Иногда цветки одиночные. Цветки обычно обоеполые с 5-членным (реже 3-4) венчиком. Чашелистиков 5 (4), лепестков тоже 5 (4-2); иногда наружная чашечка с долями меньшего размера, чем у основной чашечки (перистые края чашелистиков снаружи). Число тычинок, расположенных кругами, неопределенное, или в 2-4 раза превышает число лепестков. Чашелистики, лепестки и тычинки расположены по внутреннему краю гипантия. Гипантий блюдцевидный, колокольчатый, кувшинчатый или, иногда, выпуклый. Плодики односемянные, невскрывающиеся – орешки или костянки, а плод в целом многоорешек или многокостянка. Характерно участие гипантия в формировании плода. Орешки обычно заключены в разросшийся сухой (манжетки, кровохлебки, репейнички) или мясистый (у розы) гипантий или сидят на выпуклом мясистом (земляники) или губчатом (лапчатки) цветоложе. При сухих плодах часто сохраняются и увеличиваются в размерах столбики и чашелистики.

При морфологическом описании отдельных лекарственных растений студенты руководствуются приведенной ниже схемой.

Схема морфологического описания растений

.

Источник

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»

мира чикуленко
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»

Конспект НОД

в старшей группе

Тема: «Знакомство с лекарственными растениями».

Воспитатель: Чикуленко М. Н.

Конспект НОД

в старшей группе по теме «Знакомство с лекарственными растениями».

Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края

— Расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;

— Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;

— Формировать у детей представления о лекарственных растениях;

— Выяснить, какие растения являются лекарственными.

— Закреплять знания детей о строении растений;

— Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение.

— Развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации

— Воспитывать уважительное отношение к природе родного края;

— Формировать бережное отношение к природе.

• Рассматривание картинок с лекарственными растениями, дидактические игры по ознакомлению с лекарственными растениями, их виду, части растений. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях, полезных свойствах, технологии их сбора.

• Целевые прогулки, экскурсии, походы.

• Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (рассказы, стихи, загадки)

• В. Бианки «О травах», Экологическая сказка «Шиповник»

• А. Пришвин «Иван-Чай»

• Т. Белозеров «Одуванчик».

• Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».

• Рассматривание альбомов, атласов, энциклопедий с фотографиями лекарственных растений.

• Дидактические игры «Цветочный магазин», «Узнай растение по описанию», «Путаница», «Приготовь лекарство», «Цветок – имя», «Собери растение»

• Метод проектов (например, «В царстве лекарственных растений», «Живая аптека», «Чудо — растение», «Наш друг — подорожник» и др.)

• Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).

Оборудование и материалы:

Слайды на осеннюю тематику слайды с изображением трав, сбора трав. стаканчики с вареньем из лекарственных ягод, стеклянный чайник для заварки трав, кипяток, чайные чашки для чаепития детей. лукошко с лекарственными растениями.

Листья, плоды, цветы, семена, корни, температура, ангина, кашель,почки, рана.

Ход ОД.

Воспитатель: «Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?»

Воспитатель: «А какие признаки вы можете назвать

Дети: «Сейчас поздняя осень.

Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем о поздней осени. Какие признаки вы знаете

-Деревья почти голые, на них нет листьев.

Читайте также:  Сборы лекарственные растения при заболеваниях

-Птицы, которые были на нашем участке улетели, а прилетели синички.

-Часто идут дожди.

-На дворе стало холодно.

-Люди оделись в теплые куртки, шапки, шарфы и т. д.»

Воспитатель: «Давайте подберем определения к осенней погоде.

Дети: «Дождливая, сырая, пасмурная, ветреная, холодная, хмурая»

Воспитатель: «Ребята, подумайте, а чем же опасна бывает поздняя осень для человека?»

— Одеваться нужно теплее, чтобы не простудиться.

-Надо надевать шапку, может замерзнуть голова.

-Во время дождя надевать сапоги, могут промокнуть ноги и можно простудиться.

Воспитатель: «Правильно, ребята, обязательно нужно одеваться теплее, чтобы не простудиться и заболеть. А сейчас, ребята, мы с вами поговорим о том, как избежать простуду. Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие — царство растений».

ВХОДИТ ДЕВОЧКА ХАДИЖАТ В ДАГЕСТАНСКОМ НАРЯДЕ. Она приехала из далекого горного аула Хосрек.

Девочка: «Здравствуйте, ребята. Я приехала из очень далекого аула Хосрек. Я очень спешила. Заболела моя бабушка. Нам сказали, что моей бабушке Муслимат помогут только лекарственные травы. А я совсем не знаю, какие и где их взять. Мне сказали, что в вашем детском саду ребята знают об этих травах. Помогите, пожалуйста, вылечить мою бабушку Муслимат.

Воспитатель: «Не волнуйся, Хадижат. Мы поможем тебе. Мы с ребятами постараемся помочь бабушке Муслимат преодолеть болезнь. Посоветуем твоей бабушке Муслимат лекарственные травы и покажем, как заваривать чай. Твоя бабушка обязательно выздоровеет. Ну что, ребята, поможем бабушке Муслимат.»

Воспитатель: «Мы сейчас, Хадижат, отправляемся в путешествие в царство растений, где поговорим с вами о лекарственных растениях. Присоединяйся к нам.»

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: «Вы уже много знаете о растениях. Как вы думаете, зачем нам нужны растения

Дети: «Без растений жизнь на земле не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. Хадижат наши дети расскажут тебе о растениях и для чего нам нужны растения на нашей планете

Дети: «Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.»

Воспитатель: «Подумайте, как называются растениями, которыми лечат?»

Дети: «Лекарственными». Закрепление слова с детьми (2-3)

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они, может, красивей, но все-таки лечебные,

Бывают они горькими, но очень и полезными.»

Воспитатель: «Правильно, лечиться можно не только таблетками, но и растениями. Мы с вами уже знакомы с некоторыми лекарственными растениями. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о каком растении идет речь.

Стоит в поле сестричка,

жёлтый глазок белые реснички (ромашка) СЛАЙД

Воспитатель: «Правильно, это ромашка. Вспомните, что можно лечить с помощью ромашки? (полоскать горлышко, когда болит живот)

Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета. Если встретить в дороге ромашку,поклонись ей и скажи: “Здравствуй, доктор!”

Воспитатель: «Хадижат, ты запоминай, что говорят наши дети. Ромашка поможет больному животику, больному горлышку, зубной боли, для промывания глаз.»

Воспитатель: «А сейчас я хочу обратить ваше внимание вот на это растение (ДУШИЦА) и понюхайте его. (Дает понюхать цветок. На экране СЛАЙД.)

Что вы можете сказать о его запахе? Вспоминайте.

Дети: «Вкусно пахнет, ароматный запах, душистый»

Воспитатель: «Да, запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение свое название за душистый запах, чаем из душицы можно лечить простуду.

Запоминайте, ребята и ты Хадижат. Этот цветок называется ДУШИЦА.» (закрепляет с 2-3 детьми)

Воспитатель: «А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Как вы думаете, а что лечит подорожник?

Дети: «Подорожник растет вдоль дорог. Листик прикладывают к ранкам, им полощут горлышко, когда оно болит»

Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.»

Воспитатель: «Хадижат, послушай, что наши дети расскажут вот об этом лекарственном растении. Показ СЛАЙДА с изображением крапивы.

Расту в оврагах, на лугу,

Если тронешь — обожгу

Почему крапиву назвали крапивой?

Дети: «Она обжигает, оставляя на коже красные крапины. Ее называют еще жгучка.

Воспитатель: «Чем же полезна крапива?»

«В ее листьях содержится много витаминов.

Крапивой лечат простуду, боли в суставах.

Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут.

Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы»

Воспитатель: «Да, людям есть за что благодарить крапиву.

Из нее можно приготовить щи и салат, чуду.

В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов.

Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.»

Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают постепенно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышит (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (на корточках)

Воспитатель: «А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас и нашу гостью с уникальными свойствами растения зверобой.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой). СЛАЙД

Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма.

Читайте также:  Современная энциклопедия лекарственных растений

Используют для приготовления шампуней, мыла.

Запоминайте, ребята, Хадижат, это растение называется «зверобой», или «целитель ран». В медицине зверобой считается травой от многих болезней, понюхайте его. Со зверобоем тоже заваривают чай, лечат желудок.

Посмотрите на эти цветы.

Желтый цвет, дыряв листок,

он, как доктор Айболит

всех излечит, исцелит.

Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).

Хадижат: «Хадижат Мусаевна, ребята, я поняла, что без растений жизнь на земле не возможна, ведь они не только помогают всем живущим на земле дышать, но и лечат людей от многих болезней и мою бабушку Муслимат вылечат.»

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

— Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)

Растение, которое жжет? …. (крапива)

— В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)

— Где растет подорожник?, (у дорог)

— Желтый цвет, дыряв листок, лечит сто недуг (зверобой)

— Он заметный, золотой

Постарел и стал седой.

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел …. (одуванчик)

— Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

Воспитатель: «Да, ребята не надо забывать, что травы, как и таблетки могут приносить вред, если их употреблять без надобности и в больших количествах.

Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.

Ребята, давайте вспомним и расскажем Хадижат, как нужно собирать лекарственные травы.

Но помните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.»

-Нельзя рвать много растений.

-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.

-Нельзя рвать растения которые занесены в Красную книгу.

-Сушить в тени, а не на солнце.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: «Вот мы и собрали для бабушки Аминат лекарственные травы, а ее внучка Хадижат отвезет ей и будет ее поить целебным настоем.» (дети берут цветы и складывают в корзиночку»

Хадижат: «Спасибо вам ребята за травы. Мне нужно спешить к бабушке. Я обязательно ее вылечу вашими травами. А когда наступит лето вместе с бабушкой пойдем в горы и соберем много лекарственных трав»

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что наша природа не только красива, но и играет огромную роль в жизни человека.

Воспитатель: «Давайте послушаем Асилю. Послушайте.»

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!»

Восптатель: «Молдец, Асиля! Природу надо беречь, нельзя рвать цветы»

Воспитатель: «Я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! А сейчас я приглашаю вас, ребята, и наших гостей отведать ароматный чай из мяты и душицы, наслаждаться его ароматом.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Фотоотчёт «Ознакомление с лекарственными растениями» Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: Развивать интерес к комнатным растениям; Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства.

Конспект занятия по ознакомлению с лекарственными растениями для детей старшей группы «Лечебные, полезные, нам они известные» Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Лечебные, полненые, нам они известные».Программное содержание:уточнить и.

Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Ознакомление детей с лекарственными растениями Курского края» Цель: учить детей распознавать различные виды лекарственных растений. Задачи: -учить правильно называть и узнавать лекарственные растения(3-4.

Конспект прогулки «Наблюдение за лекарственными растениями: подорожником и пижмой» Конспект прогулки «Наблюдение за лекарственными растениями: подорожником и пижмой» Цель: познакомить детей с лекарственными растениями:.

Конспект занятия в средней группе «Знакомство с комнатными растениями» ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ. Цели: познакомить с комнатными растениями, формировать навыки ухода за ними, учить рисовать цветок в.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие за лекарственными растениями» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. «Путешествие за лекарственными растениями». Цель: Учить определять.

Конспекты наблюдений за комнатными растениями в средней группе «Знакомство с аспидистрой» Конспекты наблюдений за комнатными растениями в средней группе Тема: «Знакомство с аспидистрой» Задачи: 1. Развивать деятельность наблюдения,.

Консультация для родителей и педагогов «Знакомим детей с лекарственными растениями» Лето прекрасная пора для изучения природы, её богатства. Всем нам хорошо известно выражения «дары природы». Но часто ли мы задумывается,.

Проект по знакомству с лекарственными растениями «Зеленая аптека Айболита» Актуальность проекта: Мир у порога нового века. Каким он будет?- во многом завит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей.

Источник

Оцените статью