Консультация для родителей и педагогов «Знакомим детей с лекарственными растениями»
Елена Рощупкина
Консультация для родителей и педагогов «Знакомим детей с лекарственными растениями»
Лето прекрасная пора для изучения природы, её богатства. Всем нам хорошо известно выражения «дары природы». Но часто ли мы задумывается, что это означает? Об этом много можно рассуждать, но самый главный дар для человека его здоровье.
Одна из милостей природы – мир растений, которые могут совершать удивительные чудеса. С древних времен люди использовали для лечений и профилактики заболеваний человека соки овощей и фруктов, отвары трав и ягод.
Именно в летний период детей легко познакомить с растениями, имеющими лечебные свойства. Часто на клумбах с детьми можно рассмотреть цветочки с ярко-желтыми и оранжевыми лепестками – календулу. Используют это растение как противовоспалительное, дезинфицирующее средство. Дети легко могут запомнить, что отвар цветов календулы поможет, когда болит горло или живот.
У заборов можно увидеть «кусачее» растение, листья которого умеют жалить, но вместе с тем, и способны лечить многие болезни, в том числе останавливать кровотечения.
Далее изучить можно красавицу березу и липу, их лечебные свойства. Береза – кладезь пользы, в русской медицине используют ее сок, почки, листья. Детям можно рассказать о свойствах лечения дарами березы внутренних органов человека – почек, желчного пузыря и печени.
А вот душистая липа, лечит нас своими нежными цветами. Липовый чай – это прекрасное средство сбить температуру, вылечить горло и кашель.
И конечно же нельзя пройти мимо подорожника, который является первым кровоостанавливающим средством в экстремальных ситуациях на природе. Но подорожник обладает не только этим свойством, он применяется для лечения верхних дыхательных путей, желудка и кишечника.
Это лишь малая часть целебной природы, но стоит только этим заинтересоваться самим, заинтересовать детей, и этот перечень на много увеличится. А самое главное, дети не только узнают лечебное свойства растений, но и другими глазами на них посмотрят, а значит станут ближе к природе.
Магнитный конструктор «Магформерс». Консультация для педагогов и родителей «Конструктор Магформерс». Уважаемые родители и педагоги! Магформерс — это развивающий магнитный конструктор нового поколения! Он состоит.
«Роль слухового восприятия в развитии речи детей». Консультация для родителей и педагогов Все мы часто сталкиваемся с проблемами произношения у детей. Считаю,что появление этих проблем даже у здоровых детей часто связано со слабым.
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с лекарственными растениями» Занятие на тему: Знакомство с лечебными свойствами растений Цель: Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие за лекарственными растениями» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. «Путешествие за лекарственными растениями». Цель: Учить определять.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.
Консультация для педагогов и родителей «Готов ли ребенок к школе?» Подготовить старших дошкольников к обучению к школе – одна из главных задач воспитателей. Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается.
Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» «С потерей гибкости приходит старость». Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с профессиями» Знакомим ребенка с профессиями В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком.
Мастер-класс для педагогов «Знакомим детей с анимацией. Снимаем мультфильмы сами» Мастер-класс для педагогов «Знакомим детей с анимацией. Снимаем мультфильмы вместе»Подготовила Трифонова Юлия Евгеньевна, воспитатель I.
Обобщение педагогического опыта работы «Знакомство с лекарственными растениями» 5.5 Обобщение семейного опыта воспитания по теме: «Знакомство с лекарственными растениями». Семья Арсланбековых. Дата: март 2016г. Цели:.
Источник
Конспект организованной образовательной деятельности «Растения, которые лечат» (старшая группа)
Флюза Губайдуллина
Конспект организованной образовательной деятельности «Растения, которые лечат» (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности
«Растения, которые лечат»
(старшая группа)
Воспитатель: Губайдуллина Флюза Галимзяновна
Образовательные: познакомить детей с лекарственными растениями;
— расширить знания о пользе и применении лекарственных трав.
Развивающие: развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, умение обобщать;
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Средства реализации: гербарий лекарственных растений; иллюстрации.
Предварительная работа:рассматривание картинок по теме: «Лекарственные растения», экскурсия в уголок леса, беседа по данной теме.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
II.Введение в новую тему:
Воспитатель: «Еду я в чистое поле. А в чистом поле растет одолень трава. «Одолень трава, одолей ты злых духов, людей лихо бы на нас не думали, скверно не мыслили»,-так говорил в давние времена русский купец Афанасий Никитин,отправляясь в долгий путь, за три море, в сказочную Индию.
Вы знаете,что такое одолень — трава? (показ иллюстрации).Оказывается,это хорошо известная вам белая кувшинка,которая растет…
Дети: в водоемах.
Воспитатель: Правильно, в водоемах.Посмотрите на картинку и скажите: может кувшинка расти на лугу?
Воспитатель: Она приспособлена к жизни на воде.
Наши предки верили, что кувшинка, спасает человека от разных бед и ненастий.Знали они и полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами, чай пили из разных трав. Вот и мы сейчас с вами приготовим не только вкусный, но и полезный чай – заварим листья малины, смородины, земляники. Добавим в наш чай душистую мяту. Рассмотрите и понюхайте её… Как пахнет! А растет она на опушках, в зарослях кустарника. Мы зальем наши растения кипятком и настоим чай. Пробовать будем после занятий.
Воспитатель: А чем хорошо лечить разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется «подорожник». Почему это растение так называется?
Дети: Растет на дорожках.
Воспитатель: А если горло заболит? Лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. А сможете вы отличить ее от обычной, лесной, которая никого не лечит, а называется поповником (показать картинки, засушенные растения.)
Внимательно изучив их, дети приходят к выводу, у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветов; у поповника листья цельные, на каждом стебельке один цветок. И еще лекарственная ромашка любит солнце – в темных, влажных местах не растет.
На лугу зацвели цветочки (дети сидят на корточках в кругу, медленно встают)
К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (тянутся на носочках, руки вверх, в стороны)
Солнышку цветочки открыли лепесточки (ладони вверх, вниз)
На лужайке по утру, цветы затеяли игру (берутся за руки, идут по кругу)
1, 2, 3, 4 раздвигайте круг по шире (остановились, отходят назад).
Воспитатель: На лугах и лесных опушках можно увидеть растение, которое называется тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (ответы детей) .
Да каждый лист состоит из множества крохотных листиков и каждого листика ажурные края. Тысячелистник –лекарственное растение.
Издавна его использовали для остановки кровотечения. Еще раз посмотрите на это растение, рассмотрите картинку с его изображением,а потом опишите его. (Рассказы детей)
Далее воспитатель знакомит детей с другими лекарственными растениями (по выбору) по предлагаемому плану, просит придумать загадку о любом из них. В конце занятия сделать вывод, что для того, чтобы лекарственных растений было больше, нужно беречь их, т. е. собирать осторожно, не срывать с корнями.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
А сейчас угощайтесь травяным чаем!
III. Итог ООД. Оценка деятельности детей
Игровые упражнения, которые лечат на подсознательном уровне «Игровые упражнения, которые лечат на подсознательном уровне». Целевая аудитория: Воспитатели Родители Тип ресурса: дидактический материал.
Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.
Конспект НОД «Растения лечат». Подготовительная к школе группа Тема: «Растения лечат». Программное содержание. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, закрепить знания о строении растения,.
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по временам года» (подготовительная группа) Задачи: Коррекционно-обучающие: — активизация и закрепление употребления слов-глаголов; — обучение правильному употреблению притяжательных.
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в волшебную страну» (средняя группа) Здравствуйте, уважаемые мои коллеги. В очередной раз хочу поделиться с Вами своей проделанной работой. Я провела открытое мероприятие по.
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию «Рыбки в аквариуме» (старшая группа) Цель: 1. Помочь воспитанникам закрепить новый способ нетрадиционного приема изображения — рисование мыльными пузырьками; правильно пользоваться.
Конспект организованной образовательной деятельности «Растения в нашем уголке природы» Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Растения в нашем уголке природы» Программные.
Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД «В гости к Крошу» (старшая группа) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида» 683030, г. Петропавловск-Камчатский,.
Конспект организованной образовательной деятельности «Уроки светофора» (вторая младшая группа) Конспект организованной образовательной деятельности «Уроки светофора»(2-я младшая группа) Цель: прививать навыки безопасного поведения.
Конспект организованной образовательной деятельности «Расколдуем мы весну» (средняя группа) МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Расколдуем мы весну»! (средняя.
Источник
Детям о лекарственных растениях
Детям о лекарственных растениях
Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.
Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.
Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.
Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».
У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.
Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.
Лекарственные растения с описанием для детей
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.
Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?
Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.
Рассмотрим наиболее известные для детей растения.
Крапива двудомная
Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.
Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.
В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».
Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.
С ним возиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Какую траву и слепой узнает?
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива,
А как зовут траву?
Ромашка аптечная
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички —
Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.
Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.
Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.
Лекарственные свойства ромашки.
Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство.
Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттенок.
Как заготавливают ромашку?
Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.
Одуванчик лекарственный
Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.
Цветут долго, образуя за сезон много семян.
Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.
Одуванчик очень похож на солнышко.
Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.
Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.
Салат из одуванчика:
100 г листьев одуванчика;
90 г зеленого лука;
15 г растительного масла;
соль, перец по вкусу.
Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.
Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.
Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.
Подорожник
Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.
В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.
Используют подорожник при заболеваниях верхних дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.
Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Мать-и-мачеха
Я знаменита не цветами,
А обычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и темными.
Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.
Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.
На стебле желтые цветы.
Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега — и цветут!
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.
Иван-чай или кипрей
В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.
Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.
Пастушья сумка
Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.
Настой применяют при кровотечениях.
На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
В Китае он — салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.
Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?
Мята
Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)
Календула или ноготки
Что за странные цветки
Под названьей ноготки?
Так похожи на ромашки —
Все в оранжевых рубашках?
Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогонным средством. Календулой поласкают горло при стоматитах и ангине.
Ландыш
Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.
Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно сплеснутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Зверобой
Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.
Эти клеточки хранят эфирные масла.
На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.
Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.
Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.
Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
Лопух
Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигурки. Лопух еще называют репейником.
В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.
Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.
Как правильно собирать лекарственные травы?
Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:
- Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
- Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Каждый вид растений собирают отдельно.
- После сбора растений вымыть руки с мылом.
- Не рвать растения без надобности.
Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.
Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.
И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.
Запоминалочка
В ней перечислены основные свойства растений
Источник