Значение лечебной физкультуры кратко

Значение лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура как медико-педагогическая дисциплина. Показания и противопоказания к применению лечебной физической культуры. Использование гимнастических упражнений в лечебной физкультуре. Роль регулярных занятий, включенных в режим дня.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.12.2015
Размер файла 48,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум»

Значение лечебной физической культуры

Студентки 3БД группы

Счастной Нины Александровны

ЛФК как медико-педагогическая дисциплина

Показания и противопоказания к применению ЛФК

Краткая история развития ЛФК

ЛФК как медико-педагогическая дисциплина

Лечебная физическая культура (ЛФК) — научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний.

ЛФК, базируясь на современных достижениях физиологии, морфологии, биохимии, клинической медицины, изучает действие различных средств физической культуры (физических упражнений, подвижных и спортивных игр, закаливающих факторов, массажа) на организм ослабленного и больного человека. Она разрабатывает методику и способы применения специфических средств на различных этапах лечения и реабилитации. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами оздоровления, лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения, представляющие собой разновидность естественного врожденного качества человека — двигательной активности, являющейся основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма.

Способствуя поддержанию здоровья, оздоровлению и реабилитации больного, ЛФК представляет собой одну из важнейших отраслей медицины. Воспитывая у человека сознательное отношение к применению физических упражнений и приобщая его к активному участию в лечебном и реабилитационном процессах, ЛФК является педагогическим процессом.

Объектом воздействия ЛФК является человек во всем многообразии его индивидуальных личностных качеств и текущего функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

Применяемые в ЛФК физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все функциональные системы организма. Но физические упражнения способны и избирательно влиять на различные функции, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам с повышением резервов его жизнеспособности и работоспособности.

ЛФК — метод первичной и вторичной профилактики. Первичная профилактика ориентирована на весь контингент детей и взрослых и ставит своей задачей улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. В этом отношении двигательная активность, являясь важнейшим условием формирования здорового образа жизни, представляет собой системообразующий фактор первичной профилактики. Вторичная медицинская профилактика занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды. Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм человека. В этом отношении роль двигательной активности заключается в целенаправленном воздействии на наиболее уязвимые звенья организма данного человека с целью их тренировки и расширения функциональных возможностей.

ЛФК — важнейшее средство реабилитации. Реабилитация есть метод и процесс восстановления здоровья, функционального состояния, трудоспособности и социального статуса человека, нарушенных болезнями, травмами или другими биологическими, механическими, социальными и т.д. факторами. Именно благодаря постепенно усложняющимся физическим нагрузкам процесс реабилитации — медицинской, физической, психологической, профессиональной, социально-экономической и т.п. — протекает гораздо активнее как во времени, так и по интенсивности.

Показания и противопоказания к применению ЛФК

ЛФК показана почти при всех заболеваниях и травмах. Совершенствование методов лечения больных в последние годы расширяет возможности использования ЛФК и позволяет применять ее в более ранние сроки даже при тех заболеваниях, при которых она раньше не применялась. Этому способствует также разработка новых методик ЛФК.

Противопоказания к занятиям ЛФК подразделяют на абсолютные и относительные. Что касается абсолютных, то их круг чрезвычайно мал: совершенно нельзя применять ЛФК при злокачественных новообразованиях, при некоторых психических состояниях и пр. Что же касается относительных противопоказаний, то их, в свою очередь, подразделяют на временные и противопоказания по средствам. Временные противопоказания предполагают отказ от применения физических упражнений при определенных состояниях больного, когда нежелательно активизировать физиологические процессы в организме. Так, ЛФК нельзя применять в остром периоде заболевания, при общем тяжелом состоянии больного, при высокой температуре, при сильных болях, при опасности сильного кровотечения, при интоксикации, при резком снижении адаптационных возможностей организма и т.п. Что касается противопоказаний по средствам, то они предполагают отказ от использования определенных видов физических упражнений или режимов их применения, исходных положений при данном заболевании или травме. Например, при деформациях опорно-двигательного аппарата при выполнении упражнений следует избегать исходных положений стоя и особенно сидя. При гипертонической болезни из применяемых средств ЛФК следует исключить упражнения скоростно-силового характера, с натуживанием и т.д.

ЛФК представляет собой одну из ветвей физической культуры, поэтому и используемые ею средства в полной мере соответствуют применяемым в ней видам двигательной активности. В соответствии с таким подходом к основным средствам ЛФК, имеющим общеукрепляющее и оздоровительное значение, следует отнести упражнения гимнастические, спортивно-прикладные, игры и пр. Разумеется, их использование применительно к больному организму имеет определенные особенности, которые связаны с отмеченными уже противопоказаниями.

Читайте также:  Для чего пьют янтарную кислоту при похмелье

Кроме общих для физической культуры в целом средств в зависимости от периода и задач в ЛФК используются и средства, специфические для нее, хотя и относящиеся к существующей в теории физического воспитания классификации.

Гимнастические упражнения составляют значительную часть средств ЛФК.

Среди их разновидностей следует упомянуть следующие:

1. Корригирующие упражнения в ЛФК наиболее широко используются для устранения деформаций опорно-двигательного аппарата. Их подразделяют на пассивные, при которых, собственно, непосредственной нагрузки мышцы не испытывают: выполнение движений в суставах за счет здоровых «посторонних» мышц или с помощью других людей, вытяжение на наклонной плоскости, ношение корсета, массаж и т.д. Без сочетания с активными упражнениями пассивные не останавливают развитие деформации, поэтому в терапевтических целях могут использоваться лишь ограниченно (например, у школьников при необходимости поддерживать длительно вынужденную позу во время учебной работы). Активные корригирующие упражнения ориентированы на тренировку (преимущественно на скоростно-силовую и силовую выносливость) тех групп мышц, от которых зависит состояние соответствующего отдела опорно-двигательного аппарата.

2. Упражнения в равновесии и на координацию движений преимущественно применяются для тренировки вестибулярного аппарата при заболеваниях или травмах, сопровождающихся его нарушением. Например, они незаменимы при нарушениях мозгового кровообращения, на определенном этапе реабилитации после травм головного мозга и пр.

3. Дыхательные упражнения широко используются при самых различных заболеваниях и нарушениях здоровья для нормализации функций сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной, пищеварительной, нервной и других систем организма. Их подразделяют на статические — без сопутствующих движений конечностями, динамические — в сочетании с движениями конечностями, дренажные — направленные на очистку дыхательных путей от экссудата и пр.

4. Изометрические (статические) упражнения чаще всего используются при иммобилизации или ограничении подвижности определенного сустава для предупреждения развития атрофии и нарушений обмена веществ. Основным механизмом их благоприятного влияния являются активизация процессов тканевого синтеза и интенсификация кровообращения в работающих мышцах.

5. Идеомоторные упражнения характеризуются мысленным (воображаемым) их выполнением. Осуществляемые по механизму условных рефлексов, они повышают тонус соответствующих мышц и стимулируют кровоток в них. Близкие к идеомоторным упражнения в посылке импульсов заключаются в мысленном отправлении импульсов к ограниченным в силе и подвижности мышцам (например, при их параличе или при полной иммобилизации). Часто посылку импульсов сочетают с пассивными движениями, выполняемыми либо с помощью специалиста, либо за счет здоровых групп мышц самим больным.

Закаливание как средство тренировки терморегуляции, иммунитета и общего укрепления организма занимает особое место среди средств ЛФК.

В проведении закаливания следует учитывать следующие правила:

Необходимость психологического настроя перед началом закаливающих процедур, для чего необходимо создание установки на здоровье, бодрость, удовольствие. Кроме того, человеку надо провести подготовительную работу, включающую беседы со специалистом, знакомство с литературой и т.д. В результате у него должно сформироваться представления о холоде — друге, а не о холоде — враге.

В закаливании необходима систематичность, для чего закаливающие процедуры следует использовать как можно чаще и без значительных перерывов, потому что каждая из процедур имеет лишь временный эффект. Для этого требуется внести определенные изменения и в образ жизни человека: в температурную обстановку жилища, одежду и др. — т.е. необходимо максимально увеличить время воздействия закаливающего фактора.

Правило контрастных температурных воздействий заключается в том, чтобы адаптировать организм к резким перепадам температур, так как именно они чаще всего и являются причиной простудных заболеваний. Для выполнения этого требования можно воспользоваться контрастными ножными ваннами, душем и др.

Правило постепенности относится не к изменениям значений температуры, а к регулированию отношения интенсивности и времени действия закаливающего средства. Например, закаливающего эффекта можно достичь либо за счет усиления холодового воздействия, либо путем увеличения времени его неизменного действия, либо за счет изменения обоих условий. Лучшим вариантом является такой, когда в первый период закаливания большее внимание уделяется увеличению времени действия неизменного по силе закаливающего фактора, во втором — постепенное поочередное изменение обоих условий, а в последующем — усиление действия холодового средства.

Правило комплексности закаливания требует использования разнообразных средств, чтобы создавалась устойчивость к перепадам температур самых различных факторов (холода, тепла, воды, воздуха, земли и т.д.). Кроме того, согласно этому правилу, при закаливании требуется воздействие на различные участки и части тела. Так, наиболее чувствительными зонами к холоду оказываются кисти, стопы, слизистая носа, передняя поверхность шеи, поясница и т.д. Следует учитывать и то, что значительную часть тепла человек теряет через непокрытую голову.

Правило индивидуализации требует, чтобы у каждого человека был свой режим закаливания, потому что устойчивость различных людей к перепадам температур заметно отличается: у одного на холод проявляется быстрый, но кратковременный ответ; другой реагирует медленно, но устойчиво; у третьего проявляется промежуточный характер реакции. Касается это и состояния здоровья человека, его возраста, темперамента и пр. Исходя из этого, каждый человек должен определить свой тип реакции на меняющуюся температуру и построить свою программу и методику закаливания с учетом этого обстоятельства.

Приведенные правила помогают человеку правильно подобрать средства закаливания. Одним из основных среди них является поддержание в помещении постоянной температуры около 16 — 18°С: с одной стороны, она требует поддержания определенного уровня тонуса скелетных мышц для предупреждения переохлаждения, а с другой — еще далека от той, при которой возникает угроза перегревания и начинается потоотделение (22 — 24°С). Немаловажное значение для закаливания имеют также легкая одежда, купания, регулярные обливания холодной водой и т.д.

Читайте также:  Лекарственный препарат при подагре

При закаливании особого внимания заслуживает воздействие на кисти и стопы, на которых расположено значительное количество не только холодовых рецепторов, но и таких, раздражение которых нормализует состояние внутренних органов (сердца, печени, кишечника и др.) и органов чувств (зрения, слуха). Хороший результат при закаливании кистей дают регулярные холодные обливания их проточной водой и особенно хождение зимой без рукавиц. Из средств закаливания стоп заслуживают внимания хождение босиком дома, по земле, по росе, по снегу и т.д.

Эффективными средствами закаливания являются обливания всего тела холодной водой и контрастный душ. Заслуживает внимания (особенно на первых этапах) и так называемый испарительное закаливание: тело протирается губкой, смоченной в теплой воде, в процессе же испарения влаги с поверхности тела организм теряет тепло, для компенсации которого должен активизировать термогенез.

Каждому человеку важно найти приемлемое именно для него средство закаливания (вода, воздух, босохождение и т.д.), определить способ его применения и разработать программу самого закаливания.

Необходимо учитывать и те условия, которые снижают эффективность закаливания: алкоголь, курение, кофе, малоподвижность, недомогание и др.

Разумеется, закаливание не является абсолютной гарантией против простудных заболеваний, однако вероятность их возникновения у закаленных несомненно ниже, чем у людей, не тренирующих свою терморегуляцию.

В отличие от многообразия средств и способов закаливания к низким температурам тренировка адаптации к жаре в условиях России широко доступна только с помощью одного средства — бани. Закаливающий ее эффект заключается в том, что, во-первых, потовые железы начинают активно вырабатывать значительное количество пота, испарение которого с поверхности кожи предупреждает перегревание. Во-вторых, при воздействии высокой температуры (и особенно при ее чередовании с низкой) сосуды кожи начинают «играть», быстро переходя от состояния сокращения (что бывает на холоде) к расширению (при высокой температуре) и обратно.

Помимо закаливающих результатов банная процедура дает целый ряд других важных для здоровья эффектов: освобождает организм от шлаков; повышает эластичность сосудов, что предупреждает развитие многих заболеваний сердечно-сосудистой системы; снимает возникающее чрезмерное мышечное напряжение; нормализует обмен веществ и массу тела и т.д.

Существует две основных разновидности бань — парная (или русская) и суховоздушная (или сауна). В парной бане очень высокая влажность воздуха, а температура находится в пределах 60 — 75°С. В суховоздушной бане влажность воздуха гораздо ниже, но температура часто превышает 100°С. При возможности выбора — посещать парную баню или суховоздушную — человеку лучше всего ориентироваться на свои ощущения и самочувствие и выбрать ту баню, которая ему по душе. Режим парения — сколько раз и на какое время заходить в баню, пользование веником, сочетание с холодной водой, использование массажа и др. — каждый человек устанавливает для себя опытным путем, исходя из самочувствия, но не только непосредственно в бане, но и в последующие дни. Рекомендуемая частота посещения бани — один раз в неделю. Однако надо помнить, что парение само по себе является довольно ощутимой тренирующей нагрузкой для организма.

Повседневный двигательный режим больного является важным специфическим средством ЛФК. Так как любое двигательное действие сопровождается соответствующими изменениями практически во всех функциональных системах организма, включая и ЦНС, то, правильно организуя и дозируя повседневную нагрузку, человек может добиться заметного полезного оздоровительного эффекта. К этому виду двигательных нагрузок можно отнести действия по самообслуживанию (умывание, одевание и др.), работу по дому (уборка квартиры, стирка и глажение белья), ходьба на работу и обратно и т.п. Однако все эти действия чаще всего носят эпизодический и не постоянный характер. Гораздо больший эффект дают целенаправленные регулярные занятия, включенные в режим дня.

1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), или утренняя зарядка как комплекс из 8 — 12 упражнений с 8 — 10 повторениями каждого, вопреки бытующему мнению, не является серьезным средством поддержания здоровья — для этого она ни по интенсивности, ни по длительности выполнения не соответствует требованиям функциональной тренировки. Однако включение ее в режим дня больного является обязательным, так как УГГ оказывается незаменимой в решении двух важных задач.

Во-первых, УГГ быстро снимает «сонное» торможение в ЦНС за счет значительного по объему и интенсивности потока импульсов, направляющегося в ЦНС от работающих мышц. Вот почему в УГГ включают упражнения обычно на всю скелетную мускулатуру человека. Это создает в мозгу больше очагов возбуждения, откуда оно иррадиирует на другие структуры мозга, вытесняя оттуда торможение. Благодаря этому человек быстрее просыпается и включается в активную деятельность. Во-вторых, УГГ дисциплинирует своей обязательностью выполнения. Возможно, именно с этого начнется приобщение больного к регулярным занятиям физическими упражнениями. лечебный физический культура гимнастический

Совершенно не обязательно УГГ строить по классической схеме (потягивания — упражнения на плечевой пояс и т.д.). Это могут быть и занятия на тренажерах, и пробежка, и игра. При этом лучше использовать легкие и хорошо знакомые упражнения, доставляющие удовольствие и окрашенные в положительные эмоциональные оттенки.

2. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня. В комплекс из пяти — восьми упражнений включают корригирующие осанку, активизирующие деятельность внутренних органов, влияющие на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность — 10 — 15 мин.

3. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40 — 60 мин в течение 2 — 3 мин. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, гимнастика для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

Читайте также:  Первая медицинская помощь при отравлении дихлофосом

4. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением работы можно выполнить несколько легких упражнений типа вводной гимнастики.

5. В вечернее время правильно организованная двигательная активность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мышечной работоспособности человека, связанной, в частности, с умственной профессиональной деятельностью.

Трудотерапия является близким по значению и механизмам действия к повседневным движениям. В процессе трудотерапии используются преимущественно двигательные действия, результатом которых является получение определенного продукта. Например, к трудотерапии можно отнести работу на приусадебном участке, столярные и другие виды работ по дому и пр.

Нетрадиционные средства в последние десятилетия приобретают в ЛФК все большее значение. В частности, все большее внимание привлекают различные виды восточных оздоровительных систем (йога, цигун и др.), аутотренинг, парадоксальная дыхательная гимнастика Г. Стрельниковой, метод волевого ликвидации глубокого дыхания Г. Бутейко и т.д.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов — И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, — повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии — в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР — возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник. М. Медицина, 1999. 304 с.

4. Лечебная физическая культура / Под ред. В.А. Епифанова. М., 1987, библиогр. 340 с.

Источник

Оцените статью