Жидкие лекарственные формы технология лекция

Лекция №1. Тема: «Жидкие лекарственные формы

Тема: «Жидкие лекарственные формы. Очищенная вода. Истинные растворы. Изготовление растворов, микстур по массе, объему, массо-объемным способом»

План:

1. Классификация жидких лекарственных форм.

2. Получение воды очищенной.

3. Способы выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы.

4. Расчеты и технология изготовления жидких лекарственных форм.

Жидкие лекарственные формы (ЖЛФ) представляют собой свободные дисперсные системы, в которых ЛВ распределены в жидкой дисперсионной среде.

Лекарственные вещества в ЖЛФ могут быть в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. В зависимости от величины частиц дисперсной фазы и характера её связи с дисперсионной средой ЖЛФ могут представлять собой:

1) Истинные растворы низкомолекулярных и высокомолекулярных веществ. В этих истинных растворах растворённое вещество находится в виде ионов или гидротированных молекул и в виде растворов высокомолекулярных веществ (пепсин) и истинные растворы – это гомогенные системы (однородные).

2) Коллоидные растворы – это уже гетерогенная система, размер частиц которых от 1 до 100 нм. И при помощи ультрамикроскопа эти частицы можно увидеть.

3) Суспензии – системы «тело – жидкость», иначе говоря, это гетерогенные мутные неустойчивые жидкости.

Эмульсии – гетерогенные грубодисперсные системы, состоящие из двух взаимонерастворимых жидкостей: система «жидкость – жидкость» (например, молоко – масло в воде).

4) Комбинированная система – смеси вышеперечисленных систем.

По медицинскому назначению ЖЛФ подразделяют на ЛФ:

• Для внутреннего – (растворы, суспензии, эмульсии, настои, отвары, слизи)

• Наружного – (примочки, компрессы, полоскание, промывание, спринцевание, обтирание)

• Парентерального применения – ( инъекции, инфузии )

В отдельную группу выделяют капли для внутреннего и наружного применения – (ушные капли)

По составу ЖЛФ могут быть:

– простыми – состоящими из растворителя и одного лекарственного вещества;

– сложными – включающими растворитель и несколько ЛВ и вспомогательных веществ.

В зависимости от растворителя ЖЛФ делятся на:

Растворы – это жидкая лекарственная форма, полученная путём растворения жидких, твёрдых или газообразных веществ в соответствующем растворителе, предназначенная для внутреннего, наружного или парентерального применения.

Растворы являются самой обширной группой среди ЖЛФ.

Преимущества жидких лекарственных форм:

1. Высокая биодоступность

2. Широкий спектр назначения

4. Удобство применения

5. Возможность корригировать вкус, запах, цвет лекарства.

Все это и дает возможность, что в общей рецептуре аптек жидкие лекарственные формы составляют 60% и более.

Недостатки жидких лекарственных форм:

1. Нестабильность обусловленная рядом факторов – протекание химических реакций (гидролиз) и подвержены микробиологическим загрязнениям.

2. Не компактность упаковки и в связи с этим не удобство транспортировки.

Растворения являются основной стадией изготовления раствора. Растворимость различных веществ различна. Существует таблица в ГФ XI, характеризующая растворимость лекарственных веществ в зависимости от количества растворителя (в условных терминах). Например, условный термин «Очень мало растворим» — это количество растворителя, необходимое для растворения 1 г вещества до 1 мл; «Практически нерастворим» — 1 г вещества до 1000 мл.

Кроме того, растворимость зависит от температуры и для большинства веществ с её повышением растворимость увеличивается, но у некоторых веществ растворимость с повышением температуры не увеличивается, а даже уменьшается (в основном у газов).

Чаще всего руководствуются при растворении старинным правилом: «Подобное растворяется в подобном».

Полярные вещества, т.е. вещества, содержащие функциональные группы (OH; C=O; COOH; CO2); они растворяются полярных растворителях. А неполярные вещества, т.е. без электронных полюсов (скипидар, парафин) – растворяются в неполярных растворителях.

При растворении твердых веществ можно условно выделить стадии:

I. Контактирование поверхности твёрдого тела с растворителем, сопровождающееся смачиванием, адсорбцией и проникновением растворителя в микропоры частиц твёрдого тела.

II. Взаимодействие молекул растворителя со слоями вещества на поверхности раздела фаз, сопровождающееся сольватацией (набиранием на себя) молекул или ионов и их отрыва.

III. Переход сольватированных молекул или ионов в жидкую фазу.

IV. Выравнивание концентраций во всех слоях растворителя.

Образуются сольваты, т.е. начинается процесс комплексообразования. Возникают новые связи между молекулами и ионами. Для ускорения процесса растворения используют приёмы:

Источник

Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
методическая разработка на тему

Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к структуре занятия.

Скачать:

Вложение Размер
10_-_zhidkie_lekarstvennye_formy.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрена на заседании ЦМК по специальности «Фармация»

Председатель ЦМК: ___________

по учебной работе

_____________ Назарова Л.А.

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Методическая разработка лекции

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»

Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм

Тема 3.1. «Жидкие лекарственные формы»

Подготовила: Чекмарева Н.А.

ТЕМА 3.1.: «ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»

  1. В ходе лекции студенты должны получить представление о биофармацевтических аспектах жидких лекарственных форм, процессе растворения лекарственных средств.
  2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний :
  • классификация жидких лекарственных форм;
  • растворители, используемые для изготовления ЖЛФ;
  • устройство и принцип работы аквадистиллятора для получения воды очищенной;
  • получение и хранение воды очищенной в условиях аптеки.
  • Воспитывать у студентов чувство ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  • Воспитывать любовь к избранной профессии.
  • Воспитывать убежденность в важности знания данной темы для будущей профессии.
  • Развивать у студентов внимание, интерес, любознательность в приобретении новых знаний.
  • Развивать логическое мышление, используя приёмы обобщения, систематизации знаний.
  • Развитие у студентов умения использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Вид лекции: лекция-диалог.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Схема аквадистиллятора. Растворители: вода очищенная, этанол, глицерин, масла.

ВДС: «Введение. Общая часть», « Государственное нормирование качества ЛС», «Дозирование в фармацевтической технологии».

  • Лат. яз. «Хим. номенклатура. Название оксидов», «Согл. прилаг. 1 гр. с сущ. 3 скл.»
  • Общая и неорг. химия «Дисперсологич. конц. р-ров», «Ненасыщ. и насыщ. р-ры»
  • Орг. химия «Спирты», «Жиры»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 144-166
  • Сам. работа.
  • Работа с учебной литературой.
  • Выполнение расчетов и описание технологии изготовления водных растворов.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.
  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 163-180, 191-221.
  • Методическое пособие по теме «Растворы»
  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент (мобилизация аудитории) 2 мин.
  2. Вступительное слово преподавателя 5 мин.
  1. сообщение темы;
  2. постановка цели (мотивация);
  3. подготовка к восприятию темы;
  4. запись плана.
  1. Изложение нового материала 80 мин.
  2. Закрепление материала лекции, подведение итогов, 3 мин.

задание на дом с установкой на самоподготовку,

ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.

2. Мотивация и цель занятия.

Необходимо отметить, что мы закончили с Вами изучать твердую лек. форму «Порошки» и с сегодняшнего занятия в течение 9 лекций будем знакомиться с новым разделом фармацевтической технологии – «Жидкие лек. формы».

В рецептуре аптек ЖЛФ занимают около 60%, поэтому занятия по данному разделу необходимы фармацевтам в своей повседневной работе. В ходе изучения материала по данному разделу Вы научитесь изготавливать различные жидкие лекарственные формы.

3. Изложение нового материала.

  1. Жидкие лекарственные формы, характеристика.
  2. Классификация.
  3. Растворители.
  4. Вода очищенная.

4. Подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку.

  1. В конце лекции преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на ключевых вопросах. Преподаватель отмечает, что растворители, требования к растворителям более подробно изложены в

Приложение № 1. Конспект лекции.

Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов

Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Ответ: Наука, которая изучает фармацевтические факторы, с помощью которых достигается максимальный лечебный эффект лек. препаратов.

  1. Если изготовить лек. форму в виде порошка или раствора, где действие лек. средств будет быстрее и почему?

Ответ: При попадании лек. формы в организм лек. средство должно высвободиться из своей лек. формы, всосаться в организм, а т.к. в растворе лек. средства находятся в виде молекул или ионов, то из раствора лек.средство быстрее всосется и окажет свое лечебное действие.

  1. В какой таре отпускают из аптеки растворы?

Ответ: В стеклянной рецептурной таре, во флаконах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ

УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Как классифицируются ЖЛФ по способу применения?
  1. для внутреннего применения,
  2. для наружного применения,
  3. для инъекций.
  1. Перечислите растворители, используемые для приготовления ЖЛФ?

Ответ: Вода очищенная, этанол, жирные масла, глицерин.

  1. Назовите основные части аквадистиллятора?
  • камера испарения,
  • камера охлаждения пара,
  • холодильник,
  • брызгоотражатели,
  • сливная трубка,
  • уравниватель,
  • приемник.
  1. Назовите отрицательные стороны этанола, как растворителя?
  • фармакологически неиндифферентен,
  • огнеопасен,
  • летуч.

«Жидкие лекарственные формы»

  1. Жидкие лекарственные формы, характеристика.
  2. Классификация.
  3. Растворители.
  4. Вода очищенная.

1. ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА

ЖЛФ занимают основное место в рецептуре современных аптек и составляют в современной технологии до 60% всей экстемпоральной рецептуры. Все ЖЛФ представляют собой свободные всесторонне дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсной среде.

I. По способу применения:

1. ЖЛФ для наружного применения: — примочки,

  • полоскания,
  • промывания,
  • спринцевания,
  • капли ушные, глазные, для носа.

2. ЖЛФ для внутреннего применения:

II. По степени дисперсности лек. средств:

  1. Истинные растворы.
  2. Растворы ВМС.
  3. Коллоидные растворы.
  4. Суспензии и эмульсии.
  5. Комбинированные системы.

III. По природе дисперсионной среды различают:

РАСТВОРИТЕЛИ ДЛЯ ЖЛФ – это индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные лек. средства и образовывать с ними однородные системы – растворы, состоящие из одного или нескольких компонентов.

Растворители подразделяются на:

  1. неорганические (чаще всего водные),
  2. органические (неводные):

а) летучие — этанол, эфир медицинский,

б) нелетучие — глицерин, вазелиновое масло, растительные масла, димексид. Растворители могут быть самыми разнообразными. Чаще всего используется очищенная вода.

В лек. формах для наружного применения в качестве растворителя может использоваться также этанол, глицерин, реже жирные масла, вазелиновое масло, эфир медицинский, хлороформ.

Требования. предъявляемые к растворителям:

  1. Обладать хорошей растворимостью.
  2. Быть нетоксичными.
  3. Быть неагрессивными к растворяемому лек. средству и аппаратуре.
  4. Отличаться минимальной огнеопасностью.
  5. Обладать микробиологической устойчивостью.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛУЧЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ХРАНЕНИЮ ОЧИЩЕННОЙ ВОДЫ.

1. Для изготовления не инфекционных стерильных и нестерильных лек. средств используют воду очищенную, которая может быть получена дистилляцией, обратным осмосом, ионным обменом и другими разрешенными способами. Микробиологическая чистота воды очищенной должна соответствовать требованиям на воду питьевую.

2. Получение и хранение воды очищенной должно производиться в специально оборудованном для этой цели помещении.

3. Воду очищенную используют свежеприготовленной или хранят в закрытых емкостях, изготовленных из материалов, не изменяющих свойства воды и защищающих ее от инородных частиц и микробиологических загрязнений, не более 3 суток.

4. Получение воды очищенной с помощью аквадистилляторов или других, разрешенных для этой цели, установок. Подготовку к работе и порядок работы на них осуществляют в соответствии с указаниями, изложенными в паспорте, и инструкцией по эксплуатации.

5. При получении воды с помощью аквадистиллятора ежедневно перед началом работы необходимо в течение 10-15 мин. проводить пропаривание при закрытых вентилях подачи воды в аквадистиллятор и холодильник. Первые порции полученной воды в течение 15-20 мин. сливают. После этого времени начинают сбор воды.

4. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ

1. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ — AQUA PURIFICATA.

Очищенную волу в аптеках получают из питьевой воды, поступающей по водопроводной сети.

Перегонка воды производится в аппаратах — аквадистилляторах Д-4, Д-25, Д-30, АЭ-10. Цифры обозначают производительность аппаратов в час в литрах.

Основными частями аппаратов являются:

  1. Камера испарения, с вмонтированным в его дно электронагревательными элементами.
  2. Сепаратор предназначен для очистки выходящего из камеры испарения пара от микрокапель воды.
  3. Камера конденсации пара состоит из змеевика, отбойника и крышки.
  4. Холодильник.
  5. Сливная трубка.
  6. Уравнитель.
  7. Приемник.

(По таблице рассказать получение очищенной воды).

Вода из водопровода поступает в аппарат через штуцер в холодильник, а после него в змеевик. При этом через стенки труб происходит охлаждение дистиллятора и как следствие подогрев исходной воды. Подогретая вода через трубку перелива поступает в уравнитель и далее поступает в камеру испарения, заполняя ее до рабочего уровня, после чего уровень поддерживается автоматически за счет частичного пополнения воды в камере испарения и частичного перелива воды в сливную трубу.

В камере испарения вода нагревается, закипает, превращаясь в пар.

Пар проходит через сепаратор и поступает в камеру конденсации, где конденсируется в результате охлаждения от стенок змеевика и каплями стекает в нижнюю коническую часть камеры, из которой через штуцер вытекает из камеры без напора в холодильник. Из холодильника дополнительно охлажденная дистиллированная вода вытекает в сборник.

Полученную воду очищенную собирают в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства (в порядке исключения — в стеклянные баллоны). Сборники должны иметь четкую надпись «Вода очищенная». Если одновременно используют несколько сборников, их нумеруют.

Стеклянные сборники плотно закрывают пробками с двумя отверстиями: одно для трубки, по которой поступает вода, другое для стеклянной трубки, в которую вставляется тампон из стерильной ваты (меняют ежедневно). Сборники устанавливают на баллоно-опрокидыватели.

Сборники соединяют с аквадистиллятором с помощью стеклянных трубок, шлангов из силиконовой резины или другого индифферентного к воде очищенной материала, разрешенного к применению в медицине и выдерживающего обработку паром.

Подачу воды на рабочие места осуществляют по трубопроводам или в баллонах. Трубопроводы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению в медицине и не изменяющих свойств воды. При значительной длине трубопровода для удобства мойки, дезинфекции и отбора проб воды очищенной на микробиологический анализ через каждые 5-7 метров следует предусматривать тройники с внешним выводом и краном.

Мытье и дезинфекцию трубопровода производят перед сборкой, в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 14 дней, а также при неудовлетворительных результатах микробиологических анализов.

Для обеззараживания трубопроводов из термостойких материалов через них пропускают острый пар из парогенератора или автоклава. Отсчет времени обработки ведут с момента выхода пара с концевого участка трубопровода. Обработку проводят в течение 30 минут.

Трубопроводы из полимерных материалов и стекла можно стерилизовать 6% раствором перекиси водорода в течение 6 часов с последующим тщательным промыванием водой очищенной. После чего осуществляют проверку на отсутствие восстанавливающих веществ. Регистрацию обработки трубопровода ведут в специальном журнале.

Для очистки от пирогенных веществ, стеклянные трубки и сосуды обрабатывают подкисленным раствором калия перманганата в течение 25-30 минут. Для приготовления раствора к 10 частям 1% раствора калия перманганата добавляют 6 частей 1,5% раствора кислоты серной. После обработки сосуды и трубки тщательно промывают свежеприготовленной водой для инъекций.

Руководителем аптеки назначается лицо, ответственное за получение воды очищенной.

Вода очищенная должна соответствовать требованиям, изложенным в фармакопейной статье.

Вода годна к употреблению в течение не более 3 суток, при условии правильного ее хранения.

К ОРГАНИЧЕСКИМ РАСТВОРИТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

2. ЭТАНОЛ — SPIRITUS AETHYLICUS.

Из свойств этанола нужно отметить его весьма широкий спектр, как растворителя лек. препаратов. Если в рецепте не указана крепость этанола, то следует брать 90%.

Положительные стороны этанола, как растворителя:

  1. Хорошо растворяет многие лек. средства не растворимые в воде.
  2. Консервант (убивает микробы, растворы устойчивы при хранении).
  3. Хорошо смешивается со многими растворителями, а именно с водой, эфиром, глицерином, хлороформом.

Отрицательные стороны этанола, как растворителя:

  1. Огнеопасен.
  2. Летуч.
  3. Фармакологически неиндифферентен.

3. ЭФИР МЕДИЦИНСКИЙ — AETHER MEDICINALIS.

Положительные стороны эфира. кар растворителя:

Растворяет многие лек. средства и смешивается с 12 частями воды, этанолом, хлороформом, жирными и эфирными маслами, которые применяются, главным образом, в лек. формах для наружного применения.

Отрицательные стороны эфира, как растворителя:

  1. Пары эфира ядовиты, они имеют склонность опускаться на пол, очень подвижны и могут накапливаться на далеком расстоянии от источника испарения эфира.
  2. Воспламеняется при температуре 40 0 , поэтому работа с эфиром требует особых осторожностей.

4. ГЛИЦЕРИН — GLYCERINUM.

Применяемый в медицине содержит 12-16% вода, это вязкая жидкость,

сладкого вкуса; в которой хорошо растворим калия йодид, цинка сульфат, натрия гидрокарбонат, анестезин, танин и др. Гигроскопичен, смешивается с водой и спиртом во всех соотношениях, почти не растворим в эфире, не растворим в жирных маслах.

5. МАСЛА РАСТИТЕЛЪНЫЕ — ОLЕА PINQUIA.

Из растительных масел чаще всего используют персиковое, миндальное, подсолнечное масла, полученные холодным прессованием, хорошо отстоявшиеся желтоватого цвета.

Жирные масла смешиваются с эфиром, хлороформом, бензином, эфирными и миндальными маслами, не смешиваются с этанолом, (кроме касторового масла) и водой. В жирных маслах растворимы ментол, камфора, фенол, эфирные масла и др.

6. МАСЛО ВАЗЕЛИНОВОЕ —

OLEUM VASELINI seu PARAFFINUM LIQUID UM.

По своему качеству должно соответствовать требованиям НД. В вазелиновом масле растворимы фенол, тимол, камфора, йодоформ, бензойная кислота и ряд других лек. средств. Нерастворимо в воде и этаноле, растворимо в эфире, хлороформе, бензине. Смешивается с растительным маслами (кроме касторового). Ниже — 5 0 С застывает.

Биофармацевтичеcкие аспекты ЖЛФ.

(на уровне представления).

При изготовлении ЖЛФ следует помнить, что на фармакологическую

активность их существенное влияние оказывает:

  • вид лек. формы,
  • путь введения в организм,
  • формы частиц (полиморфизм),
  • использование специальных технологических приемов и вспомогательных веществ, при изготовлении растворов.

Лек. средство, введенное в организм в виде раствора быстрее всасывается и оказывает свое лечебное действие, в сравнении с порошком.

Лек. средство в виде раствора, введенное перорально и в виде инъекций, оказывает различное действие на организм, т.к. при пероральном применении лек. средства подвергаются воздействию ферментов ЖКТ, а при инъекционном введении лек. средство в неизмененноМ виде попадает в кровь.

Различные полиморфные модификации одного и того же лек. средства обладают различной растворимостью, имеют разную температуру плавления, стойкость к окислению, а это в свою очередь влияет на скорость всасывания лек. средств, их стабильность в лек. формах.

Используя специальные технологические приемы и вспомогательные лек. средства при изготовлении ЖЛФ можно замедлить растворение, всасывание лек. средств и таким образом продлить пребывание лек. средства в организме, что важно при хронических заболеваниях, когда необходимо присутствие лек. средства в организме в течение длительного времени (например — лек. средство, хорошо растворимое в воде, измельчают и вводят в нерастворенном виде используя масло в качестве растворителя).

7. ДИМЕКСИД – DIMEXIDUM

Гигроскопичная жидкость, без цвета, с характерным запахом и вкусом. Отнесен к маловязким растворителям. Легко смешивается с водой очищенной, этанолом, хлороформом, эфиром. Не смешивается с жирными и минеральными маслами. Ввиду высокой растворяющей способности димексида растворы многих лек. средств в нем могут быть получены без нагревания (йод, анестезин, ментол растворяются при комнатной температуре 1:1, кислота салициловая 1:4, новокаин 1:10).

Процесс растворения лек. средств.

(на уровне представления).

Растворение является основной стадией изготовления растворов. При растворении твердых лек. средств можно условно выделить следующие стадии:

  1. контактирование поверхности твердого тела с растворителем, сопровождающееся смачиванием, адсорбцией и проникновением растворителя в микропоры твердого тела;
  2. взаимодействие молекул растворителя со слоями лек. средства на поверхности раздела фаз, сопровождающиеся сольватацией молекул или ионов и их отрывом;
  3. переход сольватированных молекул или ионов в жидкую фазу;
  4. выравнивание концентраций во всех слоях растворителя.

Важной особенностью процесса растворения является его самопроизвольность. Достаточно простого соприкосновения растворяемого вещества с растворителем; чтобы через некоторое время образовалась однородная система — раствор.

При выборе растворителя, чаще руководствуются старинным правилом: «подобное растворяется в подобном». Практически это означает, что для растворения какого-либо лек. средства наиболее пригодными являются те растворители, которые структурно сходны и следовательно, обладают близкими физико-химическими свойствами.

Лек. средства обладают разной способностью к растворению в воде и др. растворителях. Сведение о растворимости приводится в частных статьях ГФ-Х. Например, растворимость 1:20 говорит о том, что в 20 мл растворителя может раствориться не более 1,0 лек. средства.

Источник

Читайте также:  Чертополох лечебные свойства противопоказания
Оцените статью