Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
Оксана Чекман
Беседа с детьми средней группы о лекарственных растениях и ягодах «Зеленая аптека»
«Зеленая аптека» в «Сказке». Беседа детей средней группы с доктором «Травкиным».
• Расширить знания и представления детей средней группы о лекарственных растениях и ягодах.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать любознательность, наблюдательность.
• Подбор и чтение детской познавательной литературы о лекарственных растениях.
• Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о лекарственных растениях и ягодах.
• Беседы о пользе лекарственных растений и ягод.
Словарная работа: одуванчик, ромашка, подорожник, календула.
Оборудование: иллюстрации растений: подорожник, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, календула; костюм доктора Травкина, иллюстрации ягод.
Ход занятия
В. Здравствуйте ребята, я доктор Травкин. Пришел к вам в гости, для того чтоб познакомить вас с лекарственными растениями и ягодами.
Игра «Зеленая аптека»
(На столе разложены карточки с изображением лекарственных растений и ягод)
Вы пришли в зеленую аптеку. Чтобы купить растение, нужно про него обязательно узнать.
(Дети по очереди подходят к столу и беседуют о травах с доктором).
1. Вот это лекарственное растение, которое прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусах насекомых (подорожник)
2. Если случится нам простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар (ромашка)
3. Вот это корень растения, от которого появляется аппетит. Его охотно едят и животные (одуванчик).
4. Растение, которое поможет от кашля (мать-и-мачеха).
5. Семена желто-красного цветка, который помогает от боли в горле.
Дети. А. Кто же их не знает. Это календула.
В. Ребята, давайте мы с вами подышим чудесным и целебным воздухом.
В. А сейчас послушайте меня внимательно и скажите, что это за ягода.
Ягодку сорвать легко,
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка,
Там созрела. (земляника)
В. Земляника маленькая, но очень вкусная и полезная лесная ягода. По вкусу она напоминает садовую клубнику, но только она более сладкая и душистая. Земляника растёт на лесных обочинах и полянках.
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
В. Черника растет на небольших кустиках в лесу. Эта сине-черная ягода похожа на маленький шарик. Черника сладкая, ароматная и очень полезная. Чернику едят в свежем и сушёном виде. Из неё делают сироп, компот, желе, мармелад, кисель и варенье. Послушайте ребятки, следующую загадку.
В северных районах,
Ягода растёт,
Средь зелёных кочек,
Торфяных болот! (Клюква)
В. Клюква — одна из самых кислых ягод. Она растёт во влажных лесах на болотах. Ягоды — маленькие, круглые и красные. Созревает клюква поздней осенью. Ее плоды можно увидеть даже под снегом. Клюква богата витаминами и помогает в борьбе с простудой. Из клюквы варят варенье, кисели, делают морс, квас и желе.
Листики — с глянцем,
Ягодки — с румянцем,
А сами кусточки — Не выше кочки. Брусника
В. Брусника — шаровидная ягода, вначале зеленовато-белая, к концу созревания — ярко-красная, кисло-сладкая на вкус.
Брусника — широко распространённое растение. Растёт по всей лесной зоне, в тундре, доходит до берегов Северного Ледовитого океана. Самая хорошая по качеству брусника, которая растёт на сухих местах в сосновых лесах. Цветёт в мае — июне. Плоды созревают в конце августа — начале сентября.
В. А сейчас мы с вами пойдём собирать ягоды.
Динамическая пауза «По чернику в лес пойдём».
По чернику в лес пойдём,
В лес пойдём, в лес пойдём, (Идут по кругу.)
Мы чернику наберём,
(Имитация «собирают» чернику и «складывают» в корзинку.)
Солнышко во дворе, (Поднимаются на носочки, руки вверх.)
А в лесу тропинка. (Приседают.)
Ягодка-черника (Руки на поясе, «Пружинка».)
В. Мы с вами вспомнили, какие бывают ягоды, а давайте расскажем, что можно приготовить из ягод?
Ответы детей: (Компот, варенье, сок, джем, желе.)
Дидактическая игра «Какое варенье?»
Из земляники какое варенье?
Из земляники земляничное варенье и т. д.
Из земляники — Из черники — Из клюквы — Из брусники — Из рябины —
Дидактическая игра «Какой компот?»:
Из земляники какой компот?
Из земляники земляничный компот и т. д.
Из черники — Из клюквы — Из брусники —
Дидактическая игра «Исправь ошибки»:
Земляника растёт на дереве.
Черника растёт на грядке.
Брусника растёт на кусте.
Клюква растёт на рябине и т. д.
В. На этом и заканчивается наша беседа о лекарственных травах и ягодах. Но я думаю, что вы ещё обязательно должны рассказать своим родителям и друзьям о пользе растений.
Поэтому я подготовила вот эту чудесную папку о лекарственных растениях. Их вы будете по очереди брать домой и рассказывать своим родителям и друзьям.
Беседа с детьми младшей группы «Спичка-невеличка» Цели: • формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; • дать представление о том,.
Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе Беседа с детьми о Дне Победы в средней группе. Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди.
Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Беседа с детьми средней группы «Как надо обращаться с домашними животными» Цель:Познакомить детей с домашними животными,воспитывать заботливое.
Беседа с детьми средней группы «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу!» Цель: расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Беседа с детьми старшей группы «Детям о войне» Воспитатель. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно.
Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья» Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». Подготовила: Казарина Н. Н, воспитатель первой квалификационной категории. Цель: Формировать.
Конспект НОД по познавательному развитию «Зеленая аптека Владимирского края» НОД познавательного цикла «Зеленая аптека Владимирского края» Цель: Обогатить представления детей о лекарственных растениях Владимирской.
Проект «Елочка — зеленая иголочка» для детей средней группы Познавательно — творческий проект для детей средней группы «Ёлочка — зелёная иголочка» Актуальность: Новый год — самый радостный, красивый,.
Экологическая викторина в рамках проекта «Зеленая аптека» Экологическая викторина «Русское разнотравье» Экологическая викторина «Русское разнотравье» подготовительный возраст в рамках проекта «Зеленая.
Экологический проект «Зеленая аптека» для 6–7 лет Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Экологический проект «Зеленая аптека» (для детей.
Источник
Фотоотчет «Зелёная аптека: лекарственные травы Хакасии»
Наталья Берестова
Фотоотчет «Зелёная аптека: лекарственные травы Хакасии»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Зеленая аптека: лекарственные растения Хакасии»
— Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
— Создать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
— Создать условия для развития умения комментировать свои действия.
— Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.
— Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.
Словарная работа: регион, картотека.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пришло, давайте их поприветствуем. И к вам я пришла, потому что мне сказали, что только вы мне сможете помочь. Поможете?
Приветствие гостей детьми.
Воспитатель: — Ребята, вот посмотрите здесь карта нашей страны. Как называется наша страна? (слайд 1- карта России)
Воспитатель: — Как видно по карте Россия она состоит из частей, как они называются?
Дети: край, республика, область
Воспитатель: Правильно, а общее название всех частей — Регионы. Вот и мы с вами живем в одном из таких регионов, как он называется?
Дети: Республика Хакасия (слайд 2 Карта Хакасии)
Воспитатель: А вы знаете о том, что Хакасию называют «Жемчужиной Сибири»? Как вы думаете почему? (Рассуждаем, подвожу к просмотру мульта «Хакасия» (1:08 мин)
Воспитатель: — Какая уникальная наша Хакасия: минералы, курганы и соленые озера. Про какие минералы вы услышали в мультфильме?
Дети: молибден, медь, алюминий.
Воспитатель: А на каком озере можно читать прямо на воде?
Воспитатель: А чем озера соленые так полезны? Какие соленые озера Хакасии вы знаете? Вы любите купаться? (Подвожу, что это средство закаливания, чтобы в будущем не болеть.)
Психогимнастика «Волны» (под фонограмму «Звуки моря»)
Воспитатель: Я вчера увидела по каналу «Карусель» один мультфильм про зеленую аптеку, я не успела понять что это?Где она находится: в нашем регионе – Хакасия она может быть, а или в где-то в других регионах? А в сети — интернет я нашла этот мультик. Может быть, вместе посмотрим и вы подскажите и поможете разобраться, объясните мне,что это такое: «зеленая аптека» и где ее искать? (Просмотр мультика «Зеленая аптека» (2:34 мин))
Воспитатель: Ребята, а вам знакомы травы и ягоды из мультфильма? Их там так много, что я даже запуталась. И зачем лесные жители несли лекарственные травы муравью? Что с ним случилось? Зачем ему столько разных трав и помогут ли они ему от ушиба ноги? Думаю надо с этим разобраться, как бы от своей доброты дружные звери ему не навредили и не залечили его. Я знаю что разные травы лечат разные болезни. А может быть нам на сделать картотеку и подарить ее муравью, себе оставить, маме, папе, бабушке…Сделаем? А вы умеете делать картотеку? Что такое картотека? Как будем делать? Что у нас для этого есть. Вот я нашла Энциклопедию про лекарственные травы. Вывожу информацию на экран.
Воспитатель: Хорошая идея. Вот посмотрите, правильно ли я вынесла из мультфильма травы? Хорошо, а вот мед он полезен, он ведь не трава?А черника: это ведь ягода) (Слайд 3 подорожник, ромашка, зверобой, мед, волчья ягода и крапива)
Дети рассуждают о пользе черники и меда, его происхождении. Работа с раздаточным материалом для создания картотеки.
Рассказ воспитателя о листе подорожника, ромашке и крапиве. А вот что я нашла в энциклопедии, когда пыталась найти информацию о зеленой аптеке…
(Слайд 4)Лист подорожника, если приложить к больному месту, когда порежешь или натрешь ногу, снимет боль. Подорожник растет там, где ходят люди, т. к. его семена осенью прилипают к обуви, то они путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его «След Белого». Подорожник поможет при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. А его листья настаивают и применяют при кашле, полощут рот при боли в зубах. НО лучше собирать травы утром, после того как на них высохнет роса. Осторожно срезают листья и верхнюю часть черенка. А рвать с корнем нельзя.
(Слайд 5) Ромашка …Удивительная история произошла с этим цветком. Оказывается ее Родина — Америка. Ромашка сорняк, растущий на полях, попала с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по ж\д путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну ж\д дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля. Отваром ромашки полощут горло при ангине.
Собирают ромашку в сухую погоду, срезая только цветочные корзинки во время цветения.
Дыхательная гимнастика «Чашечка». Ладони складываем в форме чайной чашечки, представляем, что чай горячий и остужаем его дуя.
Воспитатель: — Ребята, а какой травы не было в мультфильме? (возвращается слайд 3)
Воспитатель: -правильно, крапивы. А что вы знаете о крапиве?
А вы знали, что давным-давно из лубяных, волокон, получаемых их крапивы, делали нитки веревки, рыболовные сети, а также очень прочные ткани.
Крапива как лекарственное растение известна очень давно. Она, крапива, заменит семерых врачей – гласит народная мудрость.
Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяется при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используется для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.
Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов. После зимы силу люди восполняли салатами из крапивы.Так и говорили : «Майская крапива стол заполонила».
Ребята, обратите внимание, что здесь представлена и волчья ягода, она опасна и ядовита, ее собирать нельзя.Самое главное запомните: собирать травы можно только в присутствии взрослых!
Воспитатель:- Ребята, так зеленая аптека — это что? Значит, в нашем регионе зеленая аптека есть? Ребята, спасибо, что помогли разобраться в этом вопросе и изготовить картотеку. А вы что-нибудь новое узнали? Что вам понравилось?
А что бы сохранили свое здоровье вот вам подарочек (аскорбинка).
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Зеленая аптека: лекарственные растения Хакасии».
— Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
— Создать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
— Создать условия для развития умения комментировать свои действия.
— Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.
— Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.
Словарная работа: регион, картотека.
В организованной деятельности я использовала познавательно – исследовательский подход (познавательная, продуктивная и исследовательскую деятельность). Создала проблемную ситуацию и организовала поиск выхода из нее. Дети создавали картотеку для того чтобы систематизировать знания о лекарственных травах Хакасии. В совместной продуктивной деятельности дала детям возможность проявить творческую активность, предоставила право выбора оформления картотеки, создала условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям и умениям, а также для инициирования диалога и умения поддерживать разговор.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из двух взаимосвязанных между собой частей. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.
На начальном этапе использовала беседу, вопросы к детям— всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей. На этом этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к непосредственно образовательной деятельности, создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал возрасту и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Всё это подтверждают результаты деятельности. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигла.
Источник