Хранение лекарственных средств
При хранении лекарственных средств следует соблюдать определённые правила в зависимости от пути введения (наружное или внутреннее применение), от назначения (список А, Б), от группы (витамины, антибиотики и т. д.).
1. В отделении должен находиться трёхдневный запас необходимых лекарственных средств.
2. Все стерильные растворы хранят в процедурном кабинете в стеклянном шкафу.
3. Лекарственные средства для наружного и внутреннего применения хранятся на посту в запирающихся деревянных шкафах на различных полках в промаркированных ёмкостях в зависимости от группы (гипотензивные, десенсибилизирующие и т. д.).
4. Средства, разлагающиеся на свету, хранятся в защищенном от света месте.
5. Сильно пахнущие лекарственные средства (мазь Вишневского, йод т. д.) хранят отдельно.
6. Стерильные растворы, приготовленные в аптеки хранятся 3 дня
7. Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры, вакцины), мази, суппозитории, свечи размещают в холодильнике в зависимости от температуры хранения (от +2°…14°); срок хранения настоев и микстур – 3 дня.
8. Взрывоопасные и легко воспламеняющиеся препараты хранятся в металлическом сейфе.
Запомните! Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться на ключ!
Нельзя! 1. менять форму лекарственных средств и их упаковку;
Одинаковые лекарственные средства из разных упаковок
объединять в одну упаковку;
3. заменять и исправлять надписи на этикетках лекарственных средств;
Хранить лекарственные средства без этикеток, а тем более
Применять их.
Признаки непригодности лекарственных средств:
1. помутнение раствора;
2. изменение цвета;
3. появление неприятного запаха;
4. таблетированный препарат стал крошиться;
5. мази – появление изменения цвета, прогорклого запаха, расслаивание;
6. окончание срока годности, указанного на этикетке.
Хранение и учёт ядовитых, сильнодействующих
Источник
Правила хранения лекарственных препаратов.
Повторив конспект лекций по фармакологии, впиши основные признаки непригодности лекарственных средств:
Жидкие | Твердые |
1.Появление нехарактерного запаха 2.Помутнение прозрачных растворов 3.Появление колоний плесени 4.Изменение цвета 5.Появление сгустков 6.Выпадение осадка | 1. Появление нехарактерного запаха 2.Изменение цвета 3.Изменение консистенции |
*Задание 6
«Лекарственные средства, входящие в список А и Б»
Заполни таблицу:
Надписи на дверцах сейфа:
Группа | Наружная сторона | Внутренняя сторона |
А | «Venena» | Перечень лек.ср-в с указанием максимальных разовых и суточных доз |
Б | «Heroica» | Разделение по группам: «наружные», «внутренние», «глазные капли», «инъекционные». |
Выпиши правила учета и хранения наркотических анальгетиков:
1.Хранятся в сейфе
2.На внутренней стороне дверцы должен быть список наркотических средств с указанием высших разовых и суточных доз.
3.Использование нарк.ср-в отмечается в «Медицинской карте» и листе назначения.
4. Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков не выбрасывают, а передают вместе с неиспользованными ампулами медицинской сестре
5. Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного отделения.
Составь алгоритм действия медсестры при назначении наркотических анальгетиков:
1. Врач делает запись в медицинской карте о назначении наркотических анальгетиков |
2. Проверить целостность ампулы, название препарата, срок годности. |
3. Делает запись в журнале учета нарк.препаратов |
4. Набирает назначенный препарат |
5. Выполняет в присутствии врача назначение |
6. Сохранение ампул после введения препарата. |
7. О сделанной инъекции делается отметка в истории болезни и в листе назначений |
«Отлично» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» — выполнены задания только со знаком -.своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» — задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Тема: МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
Цель: Познакомиться с правилами раздачи и приема различных лекарственных средств.
После изучения темы студент должен знать:
правила раздачи лекарственных средств
После изучения темы студент должен уметь:
предоставить пациенту необходимую информацию о лекарственном средстве
раздать лекарственные средства для энтерального применения
обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств
применять лекарственные средства на кожу (мази, присыпки, пластыри, растворы и настойки)
закапывать капли в глаза, нос, ухо
закладывать мази в глаза, нос, ухо
применить лекарственные средства ингаляционным способом через рот и нос
вводить лекарственные средства через прямую кишку (с помощью ректальных суппозиториев)
*3адание 1.
|
|
Оснащение при введении лекарственных средств. заполни часть схемы:
| |
|
*3адание2 Правила приема лекарственных средств.
Изучив материал укажи, что медсестра должна сообщить пациенту о применяемом лекарстве:
1.Название лекарственного поепарата |
2.Способ введения |
3.Действие на организм |
4.Побочные действия |
5.Дозировка |
6.Особенности приема препарата |
*3адание 3
Преимущества и недостатки применения различных путей введения лекарственных средств.
Изучив материал, заполни таблицу
Применение лекарственных средств | Преимущества | Недостатки |
Парентерально | Моментальное действие, точность дозировки, лек.форма не инактивируется в печени, оказание помощи при неотл.состояниях | Высокий риск заражения, введение воздуха вызывает эмболию, страх пациента, болезненная процедура, может осущ.только квалифиц.специалистами |
Трансдермально | Проведение аллергических проб без проявлений общих аллергических реакций | Плохая всасываемость |
Интраназально | Не нарушается слизистая оболочка, не инактивируется в печени | Раздражение слизистых оболочек |
Перорально | Возможность вводить различные лек.формы. | Часть лек.формы инактив.в печени, невозможно в бессознательном состоянии, медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте |
Ректально | Не инактивируется в печени, возможно при судорожном синдроме | Раздражение слизистых оболочек |
Сублингвально | Быстро всасываются, не разрушаются ферментами пищев.тракта и поступают в кровь, минуя печень | Изменение вкусовых качеств |
Ингаляторно | Быстрое и эффективное местное воздейчтвие | Ограниченное количество фармокологических препаратов |
*Задание 4
Особенности приема лекарственных препаратов.
Изучив материал,заполни схему
«ДО ЕДЫ» «ПОСЛЕ ЕДЫ» «НАТОЩАК» «ПЕРЕД СНОМ»
ЗА 15 МИН. ЧЕРЕЗ 15 МИН. ЗА 20-60 МИН. ДО ЕДЫ ЗА 30 МИН. ДО
ДО ЕДЫ ПОСЛЕ ЕДЫ СНА
*Задание 5
Расчет дозировки лекарственных препаратов.
Повторив конспекты лекций по фармакологии:
1. Произведи пересчет лекарственных средств:
1,0г = 1000мг = 1000000мкг
0,1г = 100мг = 100000мкг
0,01г = 10 мг = 10000мкг
0,001г = 1мг = 1000мкг
0,0001г = 0,1мг = 100 мкг
0,00001г = 0,01мг = 10мкг
0,000001г = 0,001мг = 1мкг
2. Допиши объем в мл для жидких лекарственных средств в:
Столовой ложке — 15 мл
Десертной ложке — 10 мл
Чайной ложке – 5 мл
½ стакана — 100 мл
3. Цветным карандашом заштрихуй необходимую часть таблетки дозировкой в 1г:
| | | | | |
0,5 г. 250 мг. 500 мг. 0,75 г. 1500 мг.
«Отлично» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» — выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» — задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Тема: МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
Цель: Познакомиться с особенностями парентерального введения лекарственных средств.
После изучения темы студент должен знать:
· оснащение и документацию процедурного кабинета
· должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета
· виды шприцев и игл
· анатомические области для парентерального введения лекарственных средств
· особенности парентерального введения масляных растворов, инсулина, гепарина, сердечных гликозидов, бициллина, раствора сернокислой магнезии.
После изучения темы студент должен уметь:
· определить цену деления шприца
· собрать шприц со стерильного стола и упаковки
· подготовить шприц однократного применения к инъекции
· развести порошок во флаконе
· набрать лекарственное средство из ампулы и из флакона
· осуществить внутрикожные инъекции на фантоме
· оценить осложнения, возникающие при применении лекарств и оказать пациенту необходимую помощь
· обучить пациента и(или) членов его семьи технике подкожных и внутримышечных инъекций в домашних усло- ниях
После изучения темы студент должен владеть:
· техникой подкожных и внутримышечных инъекций с помощью одноразового и многоразового инструментария на фантоме
*3адание 1 Устройство шприца.
1) Изобрази шприц «Рекорд», иглу.
Отметь на рисунке устройство шприца: цилиндр, подыгольный конус, поршень, фиксатор поршня, рукоятка поршня, канюля иглы.
Цена деления различных шприцов
Изучив материал учебника по Основам сестринского дела раздел «Шприцы и иглы для инфекций»:
1. Определи «цену» деления различных шприцев
*3адание 3 Различные виды игл.
Размер иглы | Диаметр внутреннего просвета в мм. | Длина иглы в мм. | Назначение иглы |
0415 | 4 | 15 | в/к |
0420 | 4 | 20 | п/к |
0520 | 5 | 20 | п/к |
0840 | 8 | 40 | в/м |
1060 | 10 | 60 | в/в |
раздел «Шприцы и иглы для инъекций» заполни таблицу:
Особенности постановки различных инъекций.
Изучив материал раздела виды инъекций и алгоритмы манипуляций в/м, п/ к, в/к инъекции заполни таблицу:
Виды инъекции | Места выполнения инъекции | Угол введения иглы | Длина иглы | Глубина введения иглы |
в/к | Передняя поверхность предплечья | — | 1-2 см | 3-4 мм |
п/к | Наружная поверхность плеча, подлопаточное пространство, передненаружная поверхность бедра, боковая поверхность брюшной стенки | 45 | 2-3 см | 1-2 см (2/3) |
в/м | Мышцы ягодицы и бедер | 90 | 4-6 | 2/3 |
Особенности постановки различных инъекций.
Повторив изученный материал отметьте на рисунке красным карандашом области в/м инъекций и зеленым карандашом области п/к инъекций.
Особенности введения масляных растворов.
Изучив материал, раздел особенности введения различных растворов вставь недостающие слова:
Способы введения масляных растворов вводят:
Категорически запрещено вводить масляные растворы внутривенно
Перед введением масляный раствор необходимо до температуры 37-38 ‘С
Водят масляный раствор с контролем попадания в мышцу, для этого необходимо оттянуть поршень на себя (вводится двухмоментно)
*Задание 7
Особенности разведения антибиотиков.
Изучив материал «разведение антибиотиков» выполни задание.
1. Выпиши растворы, используемые для разведения антибиотиков.
· Вода для инъекций
· Раствор новокаина (0,25-0,5%)
Медицинской сестре необходимо развести 1000000ЕД бензин-пенициллин натриевой соли для постановки в/м инъекции. Известно, что у пациента аллергическая реакция на раствор новокаина.
Какой раствор возьмете для разведения антибиотика? Вода для инъекций
Какое количество раствора необходимо взять для разведения антибиотика?
Классическим способом: 5 мл
Удобным способом: 5мл, 4 мл
*Задание 8
Проба на чувствительность к антибиотику.
Изучив алгоритм в/к инъекции, запиши, что следует объяснить пациенту, которому выполнена в/к инъекция с диагностической целью, проба на чувствительность к антибиотику:
1) Нельзя мыть место инъекции в течение определенного времени.
2) Нельзя чесать место инъекции в течение определенного времени
3) Нельзя принимать антигистаминные препараты
Повтори алгоритм манипуляции: «Обработка рук» определи правильную последовательность гигиенической обработки рук.
Ответ: 3,4,6,5,1,2
1. Поочередно круговыми движениями тереть большие пальцы рук.
2. Поочередно разнонаправленными круговыми движениями тереть ладонь кончиками пальцев противоположной руки
3. Тереть ладонь о ладонь
4. Левой ладонью но тыльной стороне правой кисти и наоборот.
5. Тыльной стороной согнутых пальцев по ладони другой руки
6. Обработка межпальцевых промежутков
«Отлично» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» — все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.
«Удовлетворительно» — выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» — задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.
Тема: МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКЕ
Цель: Познакомиться с особенностями парентерального введения лекарственных средств.
После изучения темы студент должензнать:
3. Анатомические области для парентерального введения лекарственных средств внутривенно.
4. Особенности введения раствора хлористого кальция.
5. Возможные осложнения, связанные с применением лекарственных средств.
После изучения темы студент должен уметь:
6. заполнить систему для капельного вливания
7. осуществить внутривенные инъекции и вливания на фантоме
8. взять кровь из вены для биохимического исследования, для выявления антител к ВИЧ-инфекции и па реакцию Вассермана (на фантоме)
9. оценить осложнения, возникающие при применении лекарств и оказать пациенту необходимую помощь
Преимущества и недостатки применения парентерального введения лекарственных средств
Изучив материал, заполни таблицу
Парентеральное применение лекарственных средств | Преимущества | Недостатки |
п/к | ||
в/м | ||
в/в |
Виды инъекции | Места выполнения инъекции | Угол введения иглы | Длина иглы | Глубина введения иглы |
в/в | вены локтевого сгиба, но в некоторых случаях используют и более мелкие вены предплечья, кисти, стопы, височной области | 15 | 4-6 | 1/3 |
*3адание 2
Места постановки в/в инъекций.
Изучив материал, раздел виды инъекций и алгоритм манипуляции в/в инъекции заполнив таблицу, отметь на схеме места постановки в/в инъекций:
|
|
|
|
*3адание3
Устройство системы для внутривенного капельного вливания
Источник