Занятие устное народное творчество как средство развитие речи

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки»

Елена Степанова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки»

Тема: Устное народное творчество: сказки

Задачи НОД:

Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок (П); учить узнавать сказку по заданию (П); учить передавать структуру сказки с помощью моделирования (П); вспомнить порядок появления героев в сказках (П);

Развивающие: развивать умение действовать согласованно (С); развивать речь детей как средство общения (К); развивать логическое мышление, память, мелкую моторику (З);

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству (С); воспитывать навыки сотрудничества, инициативности (С); воспитывать эмоциональные чувства (С); снятие мышечного и нервного напряжения (ФК).

Реализация детских видов деятельности в НОД:

Материал и оборудование: письмо от домовёнка Кузи; корзинка; рисунки, изображающие вещи сказочных героев (перо Жар – птицы, хрустальная туфелька, лук и стрела, печка, гармошка, гусли, яблоня, короб с пирогами, костер, посох Деда Мороза, кольцо); пазлы с изображением сюжетов сказок настольный театр по сказке «Теремок»; цветик-семицветик (задания); медали; сундучок; маски для драматизации сказки «Репка» (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, магнитная доска, карточки с заданием на развитие мелкой моторики.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, заучивание потешек, народных игр, показ сказок на фланелеграф, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Содержание организованной деятельности детей

I. Вступительное слово воспитателя

— Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

— Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.

— Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости ваши родители, чтобы посмотреть за вашей активной работой и поведением. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!

— Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже, друзья,

Сказка вновь пришла сюда!

II. Сюрпризный момент

(Стук в дверь). Ребята, пришло письмо. Я вам его сейчас прочитаю:

«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я и решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Кто загадки отгадает, тот подарок получает!

— Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.

Отрываем первый лепесток.

«Перед вами корзина, в которой лежат сказочные предметы. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы».

(Гусли «Кот, петух и дрозд», кольцо «Сивка-бурка», лук и стрела – «Царевна – лягушка», печка – «По щучьему велению», дрозд «Иван-царевич и серый волк», яблоня «Гуси-лебеди», короб с пирогами «Маша и медведь», посох Деда Мороза «Морозка», костер «Снегурочка»)

— Какие у вас любимые сказки? (Ответы детей)

Отрываем второй лепесток

2. «Собери сказку из пазлов»

— Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.

«Был Кощей вчера в гостях,

Что наделяла, просто – ах!

Все картинки перепутал,

Сказки все мои он спутал,

Пазлы вы должны собрать,

Сказки детские назвать».

«Гуси лебеди», «Теремок», «Кот, петух и дрозд», «Крошечка-Хаврошечка»

— Молодцы, сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Отрываем третий лепесток.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

2. Высокий берег —

3. Горячий пирожок-

4. Яблоко сладкое-

5. Глубокая река-

6. Пологий берег-

9. Яблоко крупное-

10. Широкая река-

Физминутка

— А теперь в круг вставайте,

-Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик,

Раз — туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли,

А потом пустились вскачь,

Словно мой весёлый мяч.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

— Быстро сделать всё успели и на место тихо сели.

Отрываем четвертый лепесток.

«Сказочное лото»

— Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.

Мальчик … (с пальчик)

Волк (и семеро козлят)

Иван-царевич (и серый волк)

Лисичка (со скалочкой)

Бычок (смоляной бочок)

Петушок (и бобовое зернышко)

Отрываем пятый лепесток

«Найди место сказочному герою»

— Переходим к следующему заданию.

Сейчас будете в сказки вы играть,

Будете сказки вспоминать.

Вы на репку посмотрите

И себе вы помогите.

Репку нужно вам достать,

Кто за кем, где должен встать?

(Распределение ролей. Драматизация сказки «Репка».)

(Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок,

И жильцов своих всех ждёт.

Кто за кем сюда придёт?

(Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, медведь косолапый).

Отрываем шестой лепесток.

«Что было в старину и чем сейчас стало?»

Корыто стало чем?-(ванной, стиральной машиной)

Читайте также:  Пупавка желтоцветная лечебные свойства

Отрываем седьмой лепесток.

Нарисуйте каждому яблочку палочку и листочек, а каждой печке дым.

Подарки от домовёнка Кузи (медали)

— Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем и посмотрит, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.

Открываем сундук, а там лежат шоколадные медали.

Пусть герои сказок дарят вам тепло

Пусть добро на веки побеждает зло

-Спасибо домовёнку за подарки!

-Ребята, вам понравилось путешествие? А подарки? Чтобы наш домовёнок на нас не обиделся, мы тоже должны отправить ему подарки, правда? Вот сейчас каждый из вас подумает над тем, что можно подарить ему. Но для начала попрощайтесь с нашими гостями.

Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас.

Конспект открытого занятия «В гости к солнышку». Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста Конспект открытого занятия. «Устное народное творчество» Тема: Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста с 2 до.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Устное народное творчество. Потешки» Конспект НОД по развитию речи. Тема «Устное народное творчество. Потешки» Подготовила воспитатель Шерстнева К. И. Конспект.

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество» Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Устное народное творчество» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество». Цель: приобщать детей младшего дошкольного.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» План консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» 1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Планирование в старшей группе «Устное народное творчество» Планирование в старшей группе № 9 на 2-ую неделю января. Тема: «Устное народное творчество». Дата Организованная образовательная деятельность.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Речь, как.

Источник

Конспект НОД в средней группе «Развитие речи в устном народном творчестве»

кухаренко ирина
Конспект НОД в средней группе «Развитие речи в устном народном творчестве»

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством на примере небылиц, потешек.

1. Развивать речь детей путём инсценировки знакомой сказки, потешки, рассказывания небылиц.

2. Продолжать учить детей отгадывать загадки, узнавать знакомые сказки и их персонажей.

3. Учить вспоминать и рассказывать сюжет сказки, передавать в голосе речевые интонации.

4. Развивать диалогическую и монологическую речь.

Оборудование: цветок (цветик-четырёхцветик, картинки к небылицам, игрушки, костюмы для инсценировки сказки «Колобок», «изба».

Предварительная работа: чтение и заучивание небылиц.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Воспитатель: А давайте с гостями поздороваемся!

Дети: Здравствуйте, гости желанные!

Воспитатель: Желанному гостю всегда рады! А ещё чему мы, просыпаясь, радуемся?

Воспитатель: Давайте его поприветствуем.

— Здравствуй, солнце золотое! (Дети поднимают одну руку вверх)

— Здравствуй, небо голубое! (Дети поднимают вторую руку)

— Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверху, изображаем ветер)

— Здравствуй, маленький дубок! (приседаем)

— Мы живём в родном краю! (Разводят руки в стороны)

— Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята у нас сегодня в гостях фея со сказочной страны, и она спешит нам что то сообщить.

Фея: Здравствуйте дети, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-четырёхцветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить задания. Дети, помогите мне пожалуйста»

Ребята, поможем фее? (Да)

Но для этого нам нужно будет отправиться в сказочную страну.

Давайте встанем в круг,и произнесем волшебное заклинание:

«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы оказались в сказочной стране».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

(Берем первый лепесток, и смотрим задание)

1 лепесток Расскажите небылицу по картинкам.

Ребята, а что такое небылица? (Ответ детей).

1. Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке, жена на коровке

Дети на телятках, внуки на козлятках

Съехали с гор, развели костер

Кушают кашку, слушают сказку. 2. С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше. 3. А большой лохматый пёс

Конуру с собой принёс

В ней стирал штанишки

Для малютки мышки. 4. Как в печи петух пироги печёт

Читайте также:  Сколько можно выпить алкоголя при похмелье

Кошка на окошке рубашку шьёт

Поросёнок в ступе горох толчёт

Конь у крыльца в три копыта бьёт

Курочка в сапожках избу метёт.

5. Ям-тирьям-тирьям в коляске

Два усатых свистопляски

Ловят ветер сапогом.

6. Шёл я как-то по дороге

Много видел я чудес

На берёзу ёж залез

Свил гнездо и как ворона,

Каркнул громко и мудрёно.

7. Чики-чики чикалочка

Едет гусь на палочке

Уточка на дудочке

Курочка на чурочке

Зайчик на тачке

Мальчик на собачке.

8. Над землёй арбуз летит

Он чирикает, свистит

«Я-горчица, Я – лимон,

Я закрылся на ремонт».

Воспитатель: Молодцы ребятки, вы справились с первым заданием (переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Сейчас я его прикреплю к цветку.

Воспитатель: Возьму ещё лепесток, что же здесь за задание.

2 лепесток «Угадайте потешку по мелодии» (Жили у бабуси – два весёлых гуся). Дети угадывают.

Воспитатель: Давайте поиграем…. (Танец – игра «Жили у бабуси»)

1. Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

два весёлых гуся (Покачивание из стороны в сторону. «пружинки» по очереди.

У кого длиннее (Поглаживание по шее).

3. Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Другой-белый, (Выставляют по очереди ноги на пятку)

Спрятались в канавке (Присесть, закрыв лицо руками)

4..Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!

Гуси мои, гуси!» (Пальцы рук у висков, покачивание головой вправо-влево. «Бабуся плачет». Потирая кулачками глаза).

5.. Выходили гуси

Кланялись бабусе (Покачивание из стороны в сторону «пружинки» по очереди, «бабуся гладит гусей»).

Воспитатель: Посмотрите, второй лепесток окрасился. Какого он цвета? Сейчас я его прикреплю к цветку.

Возьму третий лепесток посмотрю задание

3 лепесток «Сказку вспомнить нужно»

— А сейчас, Вы, друзья,

(Назовите название сказки, и найдите героя из этой сказки).

1. «Ах ты Петя-простота,

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…»

(«Петушок – золотой гребешок») (герой Кот, Лиса). 2. «А дорога – далека,

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…»

(Медведь и Маша») (герой Медведь). 3. «Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!»

(ТЕРЕМОК) (герой лягушка). 4. Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме рыжей.

Молодцы ребятки, мы справились с заданием (переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Сейчас я его прикреплю к цветку.

Воспитатель: Молодцы. И последний наш лепесток.

4 лепесток «Покажите русскую народную сказку».

Действующие лица: Колобок, бабушка, дедушка, сорока – белобока, заяц, волк, медведь, лиса.

Реквизит: Домик, стол, стульчики, чайник, чашечки, половички. Костюмы для бабушки, дедушки, Колобка. Костюмы для зверей. Елочки, пеньки.

Ведущий: Уважаемые зрители!Сегодня мы покажем вам спектакль: сказку «Колобок» на новый лад.

Ведущий: Жили, были дедушка и бабушка. Жили – поживали, добра наживали.

Попросил дедушка бабушку испечь колобок.

(Дедушка и бабушка сидят за столом).

Дед: Бабушка испеки мне колобок.

Бабушка: — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дед: — Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.

Бабуля так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

(Уходит за домик).

Ведущий: Пошла бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и наскребла муки на колобок. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла его в масле и посадила остывать.

Ведущий: Пошел запах от колобка по всему лесу. Донесся до сороки.

(Вылетает сорока – белобока).

Сорока: Какой запах, какой запах!

Ведущий: И понесла сорока весть о вкусном и румяном колобке по всему лесу.

Надоело колобку лежать, вот он и покатился по дорожке.

(Дедушка и бабушка смотрят в след и изображают горе).

Ведущий: Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему заяц. Увидел заяц колобка, такого румяного, вкусного и говорит.

Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от тебя убегу.

Ведущий: И покатился колобок дальше, только заяц его и видел.

Катится колобок по тропинке, а навстречу ему волк. Подошел волк к колобку, понюхал его и говорит.

Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от зайца ушел,

И от тебя убегу.

Ведущий: и покатился колобок дальше, только волк его и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Подошел медведь к колобку, понюхал его, посмотрел какой колобок румяный, вкусный и говорит.

Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою,садись на пенек:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Читайте также:  Как открыть производство лекарственных препаратов

Я от волка ушел,

И от тебя убегу.

Ведущий: И покатился колобок дальше, медведь только в след ему посмотрел.

Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса. Подошла лиса к колобку, понюхала его и говорит.

Лиса: Здравствуй колобок! Какой ты румяный, вкусненький. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня рыжая, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел

И от тебя убегу.

Лиса: Не пущу, съем!

(Соскакивает с пенька, загораживает дорогу колобку).

Колобок: Да не ешь меня. Пойдем лучше к моей бабушке, она тебя пирожками угостит.

(Идут по дорожке).

Ведущий: Идут они по дорожке, видят медведь стоит. Медведь как зарычит.

Медведь: Вы куда?

Колобок с лисой: В гости к бабушке она нас пирожками угостит.

Медведь: Возьмите меня с собой!

Колобок с лисой: Пойдем.

Ведущий: Идут они по лесной дорожке, а навстречу им волк идет, зубами стучит от голода. Волк их спрашивает.

Колобок, лиса,медведь: В гости к бабушке, она нас пирожками угостит.

Волк: Возьмите меня с собой.

Колобок, лиса.Медведь: Пойдем.

Ведущая: И пошли они все вместе по лесу дальше. Видят, зайчик стоит, голодно ему. Зайка увидел колобка и зверей спрашивает?

Колобок, лиса, медведь,волк: Пойдем с нами. Мы к бабушке идем, она нас пирожками угостит.

Зайка: Возьмите меня с собой.

Волк,лиса и медведь: Пойдем.

(Идут по дорожке).

Ведущий: И пошли они все вместе по дорожке, видят сорока-белобока летит,спрашивает: вы куда идете?

Колобок, лиса, медведь, волк,заяц: в гости к бабушке, она нас пирожками угостит.

Колобок, лиса, медведь, волк,заяц: Пошли.

Ведущая: И пошли они все вместе по дорожке к бабушке и дедушке. Увидели дедушка с бабушкой, что колобок вернулся, обрадовались. А колобок и говорит.

Колобок: Меня звери съесть хотели, но не съели. Бабушка угости нас пирожками.

(Бабушка берет разнос с пирожками и выносит зверям и птицам).

Ведущая: Вот такая наша сказка. И колобок остался цел и звери сыты. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

— Справились мы и с этим заданием и посмотрите наш «Цветик – Четырёхцветик» стал разноцветным.

— Вот и расцвёл «Цветик- четырёхцветик», смотрите Фея стала радостная, благодарит вас, а вы получили много знаний и умений. А какое задание вам понравилось больше всего?

Но нам надо возвращаться в детский сад,давайте произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели,

Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Воспитатель: Ребята, Вы большие молодцы, спасибо Вам!

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Детский сад № 2 с. Ленинское».

Конспект НОД в средней группе

«Развитие речи в устном народном творчестве».

Развитие речи у детей в средней группе посредством театрализованной деятельности СЛАЙД 1 «Развитие речи у детей в средней группе посредством театрализованной» деятельности СЛАЙД 2 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,.

Конспект групповой консультации для родителей «Развитие связной речи у детей» для средней группы Цель: повышение педагогической грамотности родителей. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи в средней группе «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Алейска «Детский сад №8» Конспект НОД по ознакомлению с художественной.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ (развитие речи) в средней группе «В гости к сказке» Тема: «В гости к сказке» Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Задачи: 1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных.

Конспект НОД в средней группе. Развитие речи. «Звуковая культура речи: звуки з и зь» НОД в средней группе. Развитие речи. Звуковая культура речи: звуки з и зь Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В. Цель. Упражнять детей в.

Конспект в средней группе по самообразованию «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию» Цель: 1. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в группе. 2. Довести до детей смысл сказки «Жадный великан» (с тем, кто жадничает,.

Консультация «Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве» Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве «Я буду так вводить малышей в окружающий.

Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники и материалы детском художественном творчестве» в средней группе Родительское собрание в средней группе № 2 «Совята»2018-2019 г. Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве Воспитатель.

Развитие речи у детей дошкольного возраста в средней группе Начало работы над темой: Сентябрь 2018го Предполагаемая дата окончания работы: Май 2019 года. Цель: Развитие речи свободного общения со.

Источник

Оцените статью