Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесная аптека. Лекарственные растения»
Римма Карагозян
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лесная аптека. Лекарственные растения»
1. Познакомить детей с понятием «Лекарственные растения» и пользе, приносимой людям.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание.
3. Закрепить знания детей о растениях и их значении в жизни Планеты.
4. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
— наглядный материал: рисунки с изображением лекарственных растений, деревьев;
— раздаточный материал: карточки с заданием;
Ход занятия:
— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Здесь присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
— Ребята, а теперь послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте, о чём мы с вами сегодня будем разговаривать:
Они бывают разные:
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их … (растения)
— Ребята! Перечислите, мне, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).
— А почему они называются растениями?
Ответы детей (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
— Ребята, а растения живые или неживые?
Ответы детей (живые)
— А почему они живые?
Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
— А где же растёт очень много различных растений?
Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)
Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях.
Без растений жизнь на планете не существовала бы.
Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также им помогают лечиться от болезней.
Послушайте стихотворения про них.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
И лекарства, и таблетки.
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей,но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А может быть, кто-нибудь знает, лекарственное растение?
Ответы детей (мать — и – мачеха, подорожник, крапива, одуванчик)
Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке
Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?
Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?
Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья. Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.
Дети приседают, изображая нераскрывшиеся бутоны цветов.Педагог говорит: «Раз-два-три, выросли цветы!» Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх, раскрывают пальчики.
К солнцу потянулись высоко: Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелёк качал. Раскачивают руками влево-вправо
Влево качнулись – низко пригнулись. Наклоняются влево.
Вправо качнулись – низко пригнулись. Наклоняются вправо.
Ветерок, убегай! Грозят пальчиком.
Ты цветочки не сломай! Приседают.
Пусть они растут, растут, Медленно приподнимаются, поднимают
Детям радость принесут! руки вверх, раскрывают пальчики.
Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.
Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение?
Воспитатель: Почему оно так называется?
Дети: Подорожник растёт около дорог.
Воспитатель: У него жесткие и упругие листья. Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян?
Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?
Дети: Он заживляет раны.
Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых.
Послушайте ещёодну загадку:
Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.
О каком растении идёт речь?
Но почему говорят, что крапива обжигает?
Воспитатель: Да,вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
А как вы думаете, как её используют?
Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.
А вы знаете, что крапива может не только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны
А теперь послушайте стихотворения и узнайте это растение:
У него чудесный
Он большого солнца
На лужайке, где кусты,
С солнышком проснулись,
Нет цветов, одни шары,
Мимо ветерок бежал,
Ветер шарики качал,
И летит за рядом ряд
И горит лужайка наша
Словно сказочная чаша,
Где на круглом донце
Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно.
Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит?
Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали — одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Одуванчик тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру. Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.
Игра «Собери лекарственные травы»
Иллюстрации лекарственных трав в виде пазла, которые нужно собрать
Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?
Воспитатель: Кто знает этот кустарник?
Воспитатель: Наверняка каждого из вас лечили чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду.
А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами?
Воспитатель показывает иллюстрации.Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.
Вот сколько растений и деревьев, которые могут помочь нам справиться с болезнями, но это лишь малая часть всех богатств нашей Природы!
Природа с радостью отдает нам все свои дары, а за это просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе — большое спасибо! И постараемся никогда не болеть!
Конспект НОД по физическому развитию «Как нашему здоровью могут помочь лекарственные растения» ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Лекарственные растения» Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения» Цель: формировать умение узнавать и правильно называть.
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения» Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения» Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение.
Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию «Зеленая аптека на службе человека» Цель: ознакомление детей с лекарственными растениями и их лечебными свойствами: ромашка, подорожник, крапива, календула Задачи: 1. Расширять.
Конспект ООД по познавательному развитию для детей средней группы «Лекарственные растения» Цель: развитие познавательной активности. Задачи приоритетной области: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, возможностях.
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения» Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения» Чучалова Татьяна Николаевна Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения».
Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.
Конспект занятия «Природные лекарственные растения Приморского края» «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю — лес и горы,.
Сценарий экологического праздника «Лесная аптека» в подготовительной группе. Программное содержание: Цель: формировать в детях экологическую культуру, ознакомление с лекарственными растениями, растениями Красной.
Источник
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Открытое занятие на тему: «Лекарственные растения» в подготовительной группе
Вид занятия: итоговый
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Познание: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, закрепить навык измерения с помощью условной меры; Коммуникация — формировать правильную диалогическую и монологическую формы речи детей; обогащать природоведческий словарный запас; способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками, приучать к самостоятельности суждений, проявлению инициативы с целью получения новых знаний; Здоровье — формировать начальные представления о здоровом образе жизни через знание лекарственных растений своей местности и способов их применения. Музыка (музыкальное сопровождение); Чтение художественной литературы (художественное слово);
Развивающая среда: плакаты «Растения», «Сорные растения» и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и трав, встречающихся на территории нашей Родины; иллюстрации с изображением лекарственных растений нашей местности и редких растений, занесённых в красную книгу, ядовитых растений; гербарий лекарственных трав Сибири; оборудование для исследовательской игры: коробочки с лекарственным сырьём, маркированные соответствующими картинками, ёмкости для воды и смешивания трав, пластиковые мерные ложечки и стаканчики, упаковки с аптечными лекарственными сборами; компьютерная презентация «Первоцветы Сибири»;
Ход занятия. Вместе с детьми проходим в зал (или из приёмной в группу)
Ребята, я предлагаю сейчас отправиться в царство растений.
е ее утешествие будет ь
Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы находитесь в лесу.
Среди множества лесных растений есть немало полезных трав. Послушайте загадки об этих
травах, и попробуйте отгадать их названия.
1. Экологическая игра «Узнай целебную траву»
Обожгу я без огня. (Крапива).
Шар улетел. (Одуванчик).
4. Каждый лист мой любит
Тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник).
Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.
2. Беседа «Что мы знаем о лекарственных растениях»
— И крапиву, и одуванчик, ромашку и подорожник можно объединить в одну группу, какую?
(Это лекарственные растения)
Давайте поговорим о лекарственных растениях.
— Для чего они нужны человеку? (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)
— Как человек стал искать помощи у разных растений? ( Люди заметили, что больные животные находили какую-то траву, съев её, они выздоравливали.)
Пройдите к мольберту и рассмотрите плакат.
Рассматривание плакатов «Сорные растения», «Растения».
Здесь, ребята, изображены сорные травянистые растения. И даже среди них есть лекарственные травы.
Посмотрите на это растение (показ на плакате).
— Как оно называется? (Подорожник)
— Почему его так назвали? Где, его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
— Что ещё вы можете рассказать о подорожнике? Как он выглядит? Почему не боится вытаптывания, от которого, страдают другие растения? (Потому, что листья у него упругие, жесткие с прочными прожилками, а густой пучок корней крепко удерживается в почве)
— Ребята, подорожник часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому, что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
— Какое из лекарственных растений на плакате вам знакомо? (Ответы детей — одуванчик)
— Расскажите, что знаете об одуванчике. (Растёт на лугах, полях, в огороде. Из его листьев делают салат, …..)
Пройдите к следующему плакату.
О каком растении говорят, что оно жжёт? ( Так говорят о крапиве)
— Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
— Но почему же всё — таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей) правильно, из — за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков — едкая жидкость, она то и жжёт.
— Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
— А какое ещё лекарственное растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита? ( Это тысячелистник).
— Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
— Скажите, а среди кустарников и деревьев, встречаются целебные растения? (Да, встречаются)
— Посмотрите внимательно на плакат, назовите, какие вы знаете лекарственные кустарники? (Дети называют — малина, шиповник, смородина, облепиха, брусника, черника, голубика, и т.д.)
— Чем они полезны? (Их ягоды богаты витаминами.)
— Что готовят из ягод ? ( Из ягод готовят морсы и напитки, витаминные коктейли)
— Назовите деревья, части которых используют в медицине? (берёза, сосна, дуб, липа )
— А какие части деревьев используют? (Листья, почки, кору и семена)
— Какие снадобья делают из листьев, почек, коры и семян? (Делают отвары, настои)
Ребята, вот, оказывается, сколько, много лекарственных растений произрастает на территории нашей Родины.
А что бы их было ещё больше на земле, давайте попросим, дождик чаще поливать их.
Физкультминутка «Дождик, лей веселей».
Дождик, лей веселей И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей И.П. руки на поясе – выполнять
повороты влево, вправо, разводя
И для маленьких детей, присесть и показать руками рост
И для мам, и для пап. встать — поднять руки вверх
Кап – кап – кап ! И.П. руки на поясе — имитирующие
движения капель двумя руками
3. Экскурсия на луг для сбора лекарственных растений.
Дождик закончился, выглянуло солнышко, сейчас мы с вами отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения. Предлагаю присесть на поляне (ковре), отдохнуть и вспомнить правила их сбора. Необходимо не только назвать правила, но и объяснить, почему нужно делать именно так, а не иначе.
— Скажите, когда собирают разные части лекарственных растений – листья и стебли? цветки? корни? (Ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки — в самом начале цветения, плоды и ягоды – когда полностью созреют, корни — осенью.
Дети рассказывают и объясняют —
Правила сбора лекарственных растений:
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (Почему?)
Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Почему?)
Потому, что обсохшие от россы растения, не испортятся во время сушки и хранения. (А что может произойти с мокрыми от россы растениями во время сушки и хранения?) Такие растения не высушатся, а загниют и будут не пригодны для лечения.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. (Почему, как вы думаете?)
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (Почему?)
Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
А как мы узнаем, что растения сгорели или пересушились на солнце?
Такие растения изменят свой цвет, они почернеют и раскрошатся.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей). Правильно, что бы сохранить растения для
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они уже находятся на грани исчезновения.
-Назовите лекарственные растения нашей местности, которые занесены в Красную книгу (Сон – трава или прострел раскрытый, пион, марьин корень) Правильно, ребята. Посмотрите – это самые известные лекарственные растения нашей местности (показ иллюстраций), а это — растения, занесённые в красную книгу. Здесь показаны ядовитые растения. Надо быть очень осторожными, они могут нанести непоправимый вред.
Я хочу прочитать вам небольшое стихотворение В. Берестова, в нём говорится о том что, беречь прекрасный, но хрупкий мир растений – обязанность каждого человека. Послушайте:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни!
Ребята, если растения правильно собраны и высушены, то они выглядят, как растения этого гербария. Показ нескольких образцов гербария.
— Скажите, как и где, нужно хранить высушенные лекарственные травы? (Высушенные растения хранят в сухом прохладном месте, упаковывают в бумажные или матерчатые пакетики или подвешивают связанными в небольшие пучки).
И вот уже целебные растения собраны и высушены. А наше путешествие заканчивается в лаборатории.
3. Исследовательская игра « Мы — фармацевты»
Ребята, кого называют фармацевтами? (Ответы детей) Правильно, фармацевты изготавливают лекарства в специальных лабораториях. Например, вот такие сборы лекарственных растений (показ упаковок аптечной травы грудного, витаминного, желудочного и успокоительного сборов). Давайте, и мы с вами побудем настоящими фармацевтами и попробуем приготовить лекарственные смеси из предложенных растений. Одевайте белые халаты, колпачки и проходите на свои рабочие места – вот за этот стол. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором приготовлено оборудование — посуда для заваривания, прозрачные коробочки с травами, одноразовые пластиковые ложки, мерные стаканчики и т.д.
Это лекарственное сырьё – высушенные и измельчённые травы, сушёные ягоды и плоды. Вы должны будете сами определить по рецептам, какие из них надо смешать, что бы получить желаемый сбор. А это прописи сборов, по которым составляют рецепты. Сейчас я раздам вам рецепты, вы их внимательно изучите, и будете готовить различные сборы: Аня – грудной (от кашля), Соня – витаминный и т.д. Объясняю назначение посуды: в этих стаканах будете смешивать травы; это мерные ложечки и стаканчики – с их помощью, будете отмерять нужное количество сухой травы и воды; воду будете брать — каждый из своей колбы, и наливать в кувшины. Приступайте. Дети смешивают ингредиенты согласно полученным рецептам, отмеряют необходимое количество воды. Теперь, что надо сделать с подготовленными ингредиентами? (Ответы детей) Да, их нужно соединить, то есть влить воду в ёмкости с травой, предварительно воду вскипятить. Плотно закрыть крышками и дать настояться 15 — 20 минут. Затем остудить, процедить и настои готовы.
Но мы сами кипятить воду не будем, а попросим нашу няню отнести приготовленные смеси на кухню поварам, они заварят и принесут уже готовый напиток. А пока напиток запаривается, предлагаю посмотреть небольшой фильм о первоцветах и лекарственных растениях, которые растут в нашей местности.
Просмотр мультимедийной презентации «Первоцветы Сибири» (на компьютере)
Итог занятия: Давайте, теперь рассмотрим и попробуем, что за напиток получился у наших фармацевтов. Дети пьют настой, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!
Источник