- Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
- Ход занятия:
- Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»
- Ход НОД:
- Конспект занятия «Лекарственные растения»
- Воспитатель: Томме Лариса Васильевна
- Образовательные задачи:
- Развивающие,
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Этап Организационный момент
- Этап Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Этап Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
- Этап Самостоятельное применение нового на практике,
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Этап Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
- Этап Рефлексия
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.
-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2
-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо,вот загадка про него:(СЛАЙД 3)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Про какое лекарственное растение загадка:
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4
Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.При простудных заболеваниях часто используют настои:
— ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)
— липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)
— мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)
Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?
«Что растет?»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка…
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Запомните правила сбора лекарственных трав:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
: — Нельзя рвать много растений.
— Нельзя пробовать плоды, корневища.
— После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.Я приготовила вам кроссворд:
-какое растение используют для заживления ран (подорожник)
-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)
-какой настой используют при простуде? (липовый)
-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
-это растение лечит почки и печень. Узнаете его,если отгадаете загадку:
Выпускает он листы
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь,
На себе их все найдёшь. (лопух)
Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.
(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)
1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, — М, 1998.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, — М, 2001.
3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.
4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»
наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»
Конспект НОД в старшей группе
Тема: «Растения – лекари родного края»
Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края
Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.
Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.
Ход НОД:
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.
— Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
— Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)
— Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)
Рассматривание изделий из дерева.
Игра «Встань у дерева».
— А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?
Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.
Из крапивных листочков
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С»
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.
Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.
Разметались белые ромашки
По лугам, среди высоких трав,
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки
Только улыбаются в ответ.
Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.
Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая — это мать. Мать — мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.
В полутьме лесной
Пусть ещё над лесом
Пусть лежат под снегом
Пусть на спящей речке
Раз пришёл разведчик,
Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.
Есть множество цветов
Но мне приятней всех
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!
Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
— Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.
«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.
Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: — расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи — расширить знания.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.
Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.
Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.
Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.
Конспект занятия «История родного края» Цель: Расширять представления детей о родном крае, городе, вызывать интерес к истории своего края. Патриотическое воспитание. Знакомить.
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «История родного края» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «История родного края» Подготовила: Логачева.
Конспект занятия по ознакомлению с историей и символикой родного края в младшей группе «Сказание о черкесском флаге» Цель: познакомить с историей возникновения черкесского флага. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, труд, музыка.
Конспект занятия по экологии «Лекарственные растения родного края» Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: «Лекарственные растения родного края»[/b] [/i] ЦЕЛЬ: -Познакомить детей с лекарственными.
Источник
Конспект занятия «Лекарственные растения»
Томме Лариса
Конспект занятия «Лекарственные растения»
Воспитатель: Томме Лариса Васильевна
Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, музыкальная).
Образовательные задачи:
• Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку.
• Учить детей различать и называть данные растения по внешнему виду.
• Познакомить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в жизни.
Развивающие,
• Развивать познавательный интерес и любознательность
• Развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности
• чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям.
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, настольное лото «Парочки», раскраски.
Планируемый результат: умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал): иллюстрации лекарственных трав, памятка сбора лекарственных трав.
музыкально-литературные: музыкальная физминутка муз. Р. Рустамова «Солнышко лучистое»
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: компьютор для презентации «лекарственные травы»
раздаточные материалы: картинки, емкость, пакетик чая, чайная ложка, коробки с засушенными растениями, памятки «правила сбора лекарственных трав»
Этапы образовательной деятельности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Этап Организационный момент
Деятельность педагога
-На экране «Сказка о лекарственных травах».
Ребята, вы уже много знаете растений, которые растут на лугах.
Назови, какие вы знаете? Они не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь как ими пользоваться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете как называется эта книга? (Высказывание детей) (Воспитатель показывает книгу «Травник»
Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Деятельность детей
Дети обращают внимание на экран, смотрят и слушают сказу.
Называют растения : ромашка, василек, одуванчик…
Спрашивают, почему их так называют
Дети высказываются: сборник, энциклопедия…
Этап Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности
Деятельность педагога
К нам в группу пришло письмо от травницы. Воспитатель читает: Здравствуйте, милые ребята! Меня зовут бабушка Агафья. Я приглашаю вас в гости. Сегодня познакомлю вас с лекарственными растениями, которые нас окружают».
-Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте мы с вами к ней отправимся.
Деятельность детей
Дети слушают. Задают вопрос: «Кто такая бабушка Агафья?»
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этап Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности
Деятельность педагога
(На экране появляется Бабушка Агафья,
Лес как сказочное царство
там кругом растут лекарства
в каждой травке, в каждой ветке
и микстура, и таблетки
ну а чем и как лечить
я смогу вас научить.
ОдуванчикУронило солнце
У него чудесный
Он большого солнца
Воспитатель: Как называется это растение?
Да, это одуванчик. Одуванчик в народе его называют его молочником, кто-то – пуховиком. Растет буквально везде, в лесах, в городах, в сельской местности, на заброшенных зданиях, прорастает сквозь асфальт и камни. Это многолетнее растение невысокое, с узким длинным стержневым корнем. Листья одуванчика вытянутые, перистые, надрезанные или сильно рассеченные, собранные в прикорневую розетку. На цилиндрическом полом стебле одиночная корзинка ярко-жёлтых язычковых цветков. Плод — серая семянка с белым парашютиком. В растении содержится густой белый млечный сок, горький на вкус. (Поэтому его называют молочником). Цветёт одуванчик в мае — июне, плодоносит с конца мая по июль.
Одуванчик – настоящий природный лекарь: этот солнечный цветок содержит огромное количество полезных веществ. Используют одуванчик и в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, антивирусными, противодиабетическими свойствами.
Известны и косметические свойства одуванчика – крема, помогает бороться с веснушками.
— Из молодых листьев и стеблей одуванчика делают вкусный салат. А из цветков этого растения, оказывается можно приготовить варенье. Поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе.
А еще это славное растение – замечательный медонос: из него получается густой и ароматный, с приятным золотистым оттенком мед.
Собирать цветки лучше в хорошую погоду. Корни выкапывают осенью. Хранят в плотно закрытой стеклянной банке или тряпичном мешке.
(Воспитатель детям показывает, как выглядит высушенный одуванчик и дает понюхать.)
Мать – и- мачеха
На опушке — огоньки,
И цветочек маленький
Листьев нет — она цветёт,
Пчёлкам самый ранний мёд
Народные названия — мать-трава, односторонник, двоелистник. Мать-и-мачехи встречаются на берегах ручьев, железнодорожные насыпи, строительные котлованы, песчаные почвы.
Прикоренные листья округло — сердцевидные, плотные, сверху голые, зеленые, снизу белесые, войлочно опушеные. Нижняя часть листка на ощупь теплая, за счет меньшего испарения влаги, а верхняя прохладная. Отсюда и название растения — мать-и-мачеха.
Листики мать-и-мачехи используют для борьбы с кашлем, а также для устранения недугов сердца, одышки, почечных болезней и многих воспалительных процессов.
В косметологии используются желтые цветочные корзинки и листья мать-и-мачехи. Из этого замечательного сырья готовят различные настои, маски, отвары. Они улучшают кровообращение, придают коже свежесть, упругость, бархатистой.
Молодые листья мать — и- мачехи съедобны, их можно использовать в различных овощных салатах, супах, соусах.
Мать-и-мачеха – это одно из первых растений-медоносов. Мед из нее получается очень вкусным, ароматным и сахаристым.
Желтые корзинки соцветий заготавливают ранней весной, листья – в первые месяцы лета. Нужно собирать крепкие неповрежденные части растения и только в ясную погоду.
Хранят в закрытой емкости или полотняных мешках.
Подорожник
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Подорожник можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, вдоль дорожек в городе. Подорожник поэтому так и называется, что растёт по обочинам дорог. Ещё это растение называют попутчик, придорожник, ранник. Попутчиком его прозвали потому, что когда семена растения созревают, они прилипают к одежде и обуви людей, проходящих мимо, к шерсти животных, и таким образом переносятся на дальние расстояния. В лечебных целях используют листья и семена. При первой помощи листья подорожника используют при ранах и порезах. Нужно приложить лист к ранке, и кровь быстрее остановится, кроме того, подорожник обладает противомикробными и противовоспалительными свойствами. Из листьев делают настои, которые помогают при различных заболеваниях, а сок из молодых листьев, например, используют для улучшения пищеварения, при лечении язвы желудка, болей в желудке. Подорожник входит в состав многих лекарств.
Даже в кулинарии нашлось место для подорожника. Молодые листья добавляют в весенние салаты, используют во вторых блюдах и супах. Это очень ценный источник витаминов и минералов.
Из подорожника готовят различные крема, маски для рук и лица. Заготавливать их можно в течение всех теплых месяцев, с мая по сентябрь.
Ромашка
Похожие на солнышко,
Много их и в поле
Сохраню я в сердце
Ромашка — это такой маленький цветочек на тоненьком стебельке. Стебелечек зеленого цвета, в его нижней части располагаются очень узкие листья и на нем много маленьких ромашек. Лепесточки цветка белого цвета, а серединка желтая. Ромашка имеет тонкий корень, который практически не разветвляется. Растет и в поле, и в саду. Отличительной особенностью данного растения является сильный насыщенный аромат. Благодаря своей неприхотливости в произрастании, данное растение можно встретить во многих регионах. Предпочитает расти на лугах, у обочин дорог, на опушках лесов, во многих населенных пунктах.
Ромашка – это целебный и полезный цветок. Из цветов ромашки заваривают чай, он помогает при простудных заболеваниях,
является обезболивающим, успокаивающим средством. Настоем ромашки полощут горло, делают разнообразные ванночки, отбеливают лицо, полощут зубы, промывают волосы. Волосы становятся мягкими и шелковистыми.
Издавна известна ромашка и как косметическое средство. Экстракт из нее и эфирное масло используют при производстве кремов, мыла, зубных паст,
лосьонов, шампуней, губной помады, средств для укрепления волос.
В кулинарии цветы ромашки используются для заваривания ароматного травяного чая. Напиток имеет приятный запах и вкус.
Заготавливают ромашку в период активного цветения.
Крапива
У забора, всем на диво,
Разрослась трава – крапива.
А сама – кусается!
Всё заполнила кругом,
Охраняет старый дом.
В сад воришек не пустила
Наша «злющая» крапива!
Крапива растет вдоль дорог, заборов, на пустырях, в оврагах. Любит сырые леса, вырубки, луга, берега рек. Нередко образует густые заросли.
Лечебные свойства крапивы признаны в медицине. Это средство применяют в первую очередь для остановки различных внутренних кровотечений. Также трава помогает при болезнях сосудов, костей, сердца, суставов, кожи, органов пищеварения.
Молодая крапива широко используется в кулинарии. Из ее листьев и побегов весной варят щи и зеленые коктейли, добавляют в салаты и начинку для пирогов.
Крапива – это отличное средство против перхоти и для укрепления волос. Польза отвара крапивы используется даже при облысении, если 2 недели подряд споласкивать голову отваром травы, выпадение волос значительно сократится.
Самое ценное в растении — листья. Начинают сбор в период цветения —в листьях накапливается максимальное количество полезных веществ. Также полезные вещества содержатся в корнях и семенах. Их заготавливают осенью.
Крапива вызывает ожог. Справиться же с ожогом от крапивы можно довольно-таки легко: нужно помазать место поражения на теле концентрированным раствором соли, достаточно подержать обожженный участок под струйкой ледяной воды
Полынь
Полынь ютится у заборов,
На крышах бань и погребов,
Цветёт на склонах косогоров,
В канавах, около столбов.
В траве, копытами примятой,
Стоит она, и только тронь —
Волшебный запах горьковатый
С поклоном сронит на ладонь.
Полынь горькая – это многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью. Считается самым горьким растением. Листочки у полыни бледно-зеленые, а цветы в виде корзиночек желтого цвета. Увидеть полынь можно среди кустарников, в лиственных лесах, на опушках, в оврагах, по берегам рек, встречается в огородах и садах.
Полынь используется как средство, улучшающее пищеварение и возбуждающее аппетит, применяют при заболеваниях печени, бессоннице, гриппе, как кровоостанавливающее, противовоспалительное, болеутоляющее и ранозаживляющее, для примочек и компрессов при ушибах, гнойных ранах и язвах, аллергии.
В косметологии отвар травы используют в виде примочек и целебных ванночек, что прекрасно снимает зуд тела, лечит гнойничковые заболевания.
С помощью полыни выводят синяки, ухаживают за кожей лица. Молодые листья, стебли, цветки полыни как пряность для улучшения вкуса и ароматизации соусов, маринадов, мясных блюд
Люди знакомы с полезными и лечебными свойствами полыни очень с давних времен. С этим растением связано множество красивых легенд. По одному из древних сказаний, свое название трава полынь получила в честь красивой молодой женщины по имени Полынь. Судьба этой молодой красавицы сложилась очень трагическим образом.
Она спасалась от преследования навязанного жениха, и путь ее лежал через степь. В полном отчаянии и горе она, заливаясь горькими слезами, попросила защиты у матушки степи. Степь услышала ее просьбу и превратила девушку в растение. С тех пор нет более горького и пьянящего кустарника, чем полынь. Легенда говорит, что горечь растения, от девичьих слез, пролитых о несчастной судьбе.
Для приготовления лекарственных снадобий травники используется абсолютно все части растения. Сбор сырья разный. Например, для наземной части, это период цветения июль и август, а для корней хорошим временем считается осень.
Воспитатель: как вы думаете, где можно собирать лекарственные травы. (высказывания детей)
1. Нельзя рвать много растений
2. Нельзя собирать растения возле железных дорог
3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
4. Нельзя пробовать растения на вкус
5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
(Бабушка Агафья дарит ребятам памятку «Правила сбора лекарственных трав».
Воспитатель: Бабушка Агафья раскрыла вам тайны природы о лекарственных травах. Научила находить лекарственные травы и узнавать их, и какие болезни они лечат.
Музыкальная физминутка музыка Р. Рустамова. «Солнышко лучистое»
Воспитатель: теперь вы настоящие травники, знаете как заготавливать.
Ребята, смотрите, доктор Айболит (игрушка) не может разобраться в травах. Давайте поможем собрать лекарственные травы. Д/и «Найди вторую половину растения» (на столах разложены разрезанные картинку, ребенку собрать одно целое).
Я уверена, что вы внимательно слушали бабушку Агафью.
Д/и «Выбери нужное».Перед вами картинки растений с кармашками и части растений- листья, корень, семена. Вложите в кармашки растения, ту часть, которая используется в медицине.
Замечательно, вы отлично потрудились, помогли доктору Айболиту разобраться в лекарственных травах.
Деятельность детей
Дети называют : это одуванчик, он похож на солнышко, а когда отцветет он пушистый. На него дуешь и летят парашютики.
-Это растение похоже на одуванчик, только листья круглые, а одуванчика вытянутые.
-Спрашивают: «Почему так называют?»
-Дети говорят, где видели это растения.
Мама привязывала к ранке, когда я поранилась.
-Дети: Это ромашка. Когда болит горло надо заварить и полоскать.
-Ответы детей: это крапива, она сильно жалит, вздуваются пузыри.
Дети: если каждый будет много рвать, то можно все вырвать и ничего не останется.
Возле дорог тоже нельзя рвать, можно отравиться. Растение дышит газами, которые выбрасывает машина или поезд.
И каждое растение собирают отдельно, чтобы не перепутать с другим.
Дети спрашивают, почему надо мыть руки, если эти растения лекарственные.
Отвечают: что трава грязная, можно отравится.
Находят вторую половинку от картинки.
Находят части от растения, общаются между собой. Помогают друг другу.
Этап Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Деятельность педагога
оспитатель: пройдем сейчас в научную лабораторию и приготовим целебный напиток. (на столах приготовлены емкости для чая, пакетик чая.)Берите себе емкость, пакетик с травой и чайную ложечку. А я вам помогу. Поместите пакетик в емкость, а я налью горячей воды.
-Что происходит с водой (меняет цвет).
-Понюхайте (имеет ароматный запах)
-Кто догадался, как называется лечебный напиток (из ромашки,
-Попробуйте на вкус. Напиток какой? (ромашковый)
(Воспитатель спрашивает у каждого)
Деятельность детей
Выбирают себе емкость и пакетик, садятся за стол. Наблюдают, что происходит с водой, нюхают. Говорят чем пахнет чай.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Этап Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.
Деятельность педагогаВоспитатель: что нового сегодня мы узнали.
-Какие вы запомнили лекарственные растения.
-Как называют человека, который занимается сбором трав?
-Что больше всего запомнилось.
Деятельность детей
Высказывания детей: одуванчик, ромашка, подорожник, крапива….
Этап Рефлексия
Деятельность педагога-Вам понравилось путешествие.
-Какие чувства испытывали, когда помогали доктору Айболиту.
-Вам испытывали, затруднения когда помогали доктору Айболиту.
Вы такие молодцы. Я верила в вас, что вы не оставите в беде, кому нужна ваша помощь. Я горжусь вами.
Деятельность детей
Ответы детей: нам понравилось путешествие. Мы узнали, что из одуванчика можно варить варенье…
А когда помогали доктору Айболиту, нам было приятно.
Конспект занятия «Лекарственные растения нашего края» Цели: — Расширить знания детей о лекарственных растениях нашего края; — Развитие познавательные способностей детей, коммуникативные навыки.
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные растения» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по познавательному развитию «Лекарственные.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: расширить представления детей о лекарственных травах. Задачи: рассказать о биологических особенностях лекарственных растений, и их.
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения — средство оздоровления организма человека» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.
Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы «Лекарственные растения — средства оздоровления» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.
«Лекарственные растения Башкортостана». Конспект ООД в образовательной области «Познавательное развитие» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие. Лекарственные растения Башкортостана.
Конспект занятия «Доктор Одуванчик и лекарственные растения» ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лекарственные растения» Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Лекарственные растения» Ход НОД: Организационный момент: В:-Мне кажется, что радость.
Конспект занятия «Лекарственные растения» «Лекарственные растения» Цели: 1. познакомить с историей использования лекарственных растений; 2. расширить знания детей о лекарственных.
НОД «Лекарственные растения» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения.
Источник