Лекарственные растения русского леса
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Этот материал рекомендую использовать на занятиях экологического кружка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
(занятие экологического кружка в начальных классах)
Цель занятия : 1) познакомить учащихся с лекарственными растениями леса;
2) развивать наблюдательность, умение распознавать растения;
3) воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование : 1) картина русского леса;
2) открытки «Деревья русского леса», иллюстрации лекарственных растений;
3) кроссворд « Лесная аптека».
I. Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, сегодня мы продолжим разговор о природе, совершим заочное путешествие по лесу и познакомимся с лекарственными растениями леса.
II. Вводная беседа о лесе:
– Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен? (Ответы учащихся о пользе леса.)
– А какие загадки о лесе и его обитателях вы знаете? (Дети по одному загадывают загадки своим товарищам, 6 – 8 чел.)
– Когда вы, ребята, идёте в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу. Какие это правила?
– Вот мы и в лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
III. Знакомство с лекарственными растениями.
– Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками, как русский лес. Лес прекрасен в любое время года. Нет ни одного русского поэта, писателя, художника, который не воспел его в своих произведениях. Значение леса в жизни человека чрезвычайно велико и многообразно.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их знать и уметь ими пользоваться. Сегодня мы поговорим о наиболее распространенных лекарственных растениях леса.
БЕРЁЗА – одно из самых красивых и поэтических растений русского леса. С глубокой древности берёза была любимым деревом славян, почиталась у них как символ весны и Родины. Берёза даёт целый ряд лекарственных продуктов:
– Сухой перегонкой древесины получают густую тёмную жидкость – дёготь, которым лечат раны, язвы, ожоги, кожные заболевания.
– С незапамятных времён русские люди парились берёзовыми вениками в бане и недаром: листья берёзы обладают способностью убивать болезнетворные микробы.
Настои и отвары берёзовых почек применяют при болезнях органов дыхания, почек, при кожных заболеваниях.
Берёзовый сок – прекрасный и , главное, очень полезный напиток – рекомендуется как общеукрепляющее средство. Сок можно брать только с тех берёз, которые подлежат вырубке.
СОСНА – это дерево слывёт в народе жемчужиной северного леса. Хвоя идёт на приготовление витаминных напитков и ранозаживляющих паст. Почки, собранные ранней весной в период набухания, исцеляют от болезней верхних дыхательных путей. Воздух соснового бора исцеляет больных и ослабленных людей, поэтому в сосновых борах строят дома отдыха и санатории.
ДУБ – в переводе с латинского языка означает красивое крепкое дерево, он достигает 40 – 50 метров высоты. Кора молодого дуба применяется в медицине как вяжущее средство.
ЧЕРЁМУХА – издавна известна как лекарственное растение. Плоды заваривают и применяют внутрь как вяжущее средство при расстройствах кишечника. Кора считается в народе хорошим мочегонным и потогонным средством.
ЛИПА – Издавна липовый цвет заваривают и пьют как чай – это старинное средство лечения от простуды.
РЯБИНА. В народной медицине рябину употребляют как мягкое слабительное, мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при заболевании лёгких и ревматизма.
Широко используют в медицине плоды ШИПОВНИКА. Они богаты витамином С, который способствует заживлению ран, помогает с успехом бороться с болезнетворными микробами.
Богаты витаминами ягоды КАЛИНЫ, ЛЕСНОЙ ЗЕМЛЯНИКИ, МАЛИНЫ, ЧЕРНИКИ и БРУСНИКИ.
Не случайно в народе говорят: «В доме, где едят землянику и чернику, врачам делать нечего».
Богат лес такими лекарственными растениями, как : ДУШИЦА, ЧИСТОТЕЛ, ВАЛЕРИАНА.
Препараты из корней валерианы применяют как успокаивающее средство при нервном перевозбуждении, а также для регулирования деятельности сердца.
– Ребята, послушайте, как работает ваше сердце. Сильно стучит? Вы, наверно, устали. Давайте отдохнём.
Чем богата, угощайка!
Угощу на славу всех.
Вот – родник студёный, пей…
Есть чем потчевать гостей!
V. Сценка « У доктора Нехворайкина.»
– Мы углубляемся всё дальше в лесную чащу. Но далеко не всем путешественникам везёт в походе. Иногда пойдут ребята в лес на экскурсию или за грибами и вдруг несчастье: кто – нибудь натёр ногу или поранил её. Что делать? Вперёд идти тяжело, а до дому не дойти. И аптеки нет поблизости. Как же быть? Предоставим слово доктору Нехворайкину.
1-й больной: Здравствуйте, доктор! У меня болит сердце, чем его лечить?
Доктор : При болезни сердца помогают капли ландыша ( показывает иллюстрацию.)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется его задень, –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышал луг
И птицы и цветы вокруг.
Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение.
2-й больной : Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор : Вам поможет корень одуванчика.
В беленькое платьице,
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.
3-й больной : Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?
Доктор : Это растение – лекарственная ромашка.
И лучи идут кругом.
Это может быть, картина?
Солнце в небе голубом?
ЧТЕЦ: Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки…
Вот легкий поповник у нашей реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он «любит не любит» ответить нам может
И глянет приветливо жёлтым глазком.
Вот эта ромашка знакома нам тоже –
Её мы лекарственным другом зовём.
ДОКТОР : Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.
4-й больной : Доктор, от болезни желудка какое растение помогает?
ДОКТОР : Вам поможет тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки
Подсчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
5-й больной : Доктор, какое растение может заменить вату?
ДОКТОР : Вату заменит мох сфагнум.
ЧТЕЦ: Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь растёт.
Он снизу седоватый,
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
ДОКТОР : Мох хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны скорее заживают.
6-й больной :Доктор, какое растение поможет нам в походе при ранении?
ДОКТОР : Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке, у ног.
Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укусах насекомых.
УЧИТЕЛЬ: Богат лес лекарственными растениями! Однако запасы лекарственных растений сокращаются, многие из них уже занесены в Красную книгу. Поэтому так важны охрана и рациональное использование их естественных запасов. Нельзя забывать, что лекарственные растения можно применять только по рекомендации лечащего врача.
VI. Разгадывание кроссворда «Лесная аптека.»
VII. Конкурс рисунков «Лесная аптека.»
VIII. Итог урока : Все свои сокровища отдает человеку природа и за всё это просит только одного : беречь её. Давайте же и мы будем беречь нашего зелёного друга!
IX. ЧАЕПИТИЕ: чай с шиповником и земляничным вареньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т.
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб.
Знакомство с лекарственными растениями.
В презентации собран материал по теме «Лекарственные растения», игра «Поле чудес» для знатоков лекарственных растений.
Цель данного мероприятия — познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений.
Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: — развивать познавательный интерес, — расширять представления о лекарственных растениях: название, .
В материале представлена исследовательская работа обучающихся 3 класса.
Источник
Классный час «Лекарственные растения»
классный час (3 класс) по теме
конспект занятия с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_lekarstvennye_rasteniya.zip | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тысяцкая ООШ
Методическая разработка классного часа в 3 классе
«Лекарственные растения нашего края»
Яковлева Надежда Александровна
классный руководитель 3 класса
с. Тысяцкое 2013г.
Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. И задача воспитателя помочь детям учиться беречь и сохранять растения, правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Классный час проводится с учащимися 3 класса. Дети этого возраста уже имеют знания о растениях и испытывают потребность в общении с природой на территории своего села.
— вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека
— расширить знания детей о лекарственных травах нашей местности
— составить экологические правила сбора лекарственных растений
— познакомить с лечебными свойствами растений
— воспитывать бережное отношение к природе
Данное занятие поможет детям узнать больше о лекарственных растениях нашего края.
— Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры. Эти жители- лекарственные растения. Вы узнаете, какие лекарственные растения растут в нашей местности и как правильно их собирать.
— Давно человек заметил, что многие растения излечивают от недугов. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений.
Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу или в поле. Вот куст с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая тебя отдохнуть в тени. Где-то тебя встретят шипами и кусты боярышника.
Лес не только для нашей забавы,
Он- богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья взращены.
Луга июльские- чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
3.Викторина «Зеленый лекарь»
Плакат. Одуванчик. подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята.
1.Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?
(Валериана, сердечные болезни.)
2.У каких растений края в качестве лекарственного сырья используют цветы и соцветия? (Липа, календула. ромашка.)
3.У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды?
(Боярышник, шиповник, смородина, облепиха, калина, малина.)
4.Какой злостный сорняк дает лечебный сок? ( Чистотел.)
5.Какие лекарственные растения выращивают на наших приусадебных участках? (Мята, мелисса, календула, валериана, пустырник, тимьян, шалфей, шиповник.)
6. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)
7.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Назовите его. (Сосна.)
На зеленой ножке. (Ландыш майский.)
9. Какой кустарник в народе называют цветом весны, зеленью лета, ягодой
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной.
Был рыжий Ванек,
Стал седой. Белобрысый,
Ветер дунул- глядь, лысый.
Листья этого растения обжигают нас.
Сок из листьев этого растения спасает нас.
Весной его используют на суп.
Голову мыть его отваром – волосы растут.
Вышли в поле пастушки.
За спиной у них – мешки.
А мешочки- котомочки
На тугой тесемочке.
Кисть ягоды прекрасная.
Желтая иль красная.
Я достать ее боюсь-
Но уважаю с детства
Семена, как когодки,
Желто- красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.(календула)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти-
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
Это прозвище не даром у красивого цветка.
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться
5. Викторина «Зеленая аптека под ногами»
Описание1.Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. ( крапива слайд 6)
Описание2. Он шипы свои выставил колко
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. ( шиповник слайд3)
Описание3. Такого модника как этот
Еще не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (одуванчик слайд3)
Описание4. Листья этого растения препятствуют кровотечению. (подорожник слайд4)
Описание5 Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос. ( ромашка слайд5)
Описание6. Масло этого растения составная часть многих лечебных растираний, особенно при ревматизме. Часто употребляют в качестве пряной приправы, особенно в итальянской кухне.(душица слайд7)
Описание7. Ядовит .Успокаивает нервы. Помогает при заболевании сердца. Очень красив и ароматен. (ландыш слайд8)
Просматриваем слайды 9-17.
6.Экологические правила сбора лекарственных растений.
Просматриваем слайды 18-29.
7.Ребусы « Лекарственные растения»
-Что нового узнали о лекарственных растениях?
-Как собирать и хранить эти растения?
1.Детям о природе. Л.М. Потапова.
2. Биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимова, Волгоград,изд. «Учитель».
3.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Сост.Т.А. Максимцева. Учитель 2003.
Источник