Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель
Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.
Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…
Страхи и речь
— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?
— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.
— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?
— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.
— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…
— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.
Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».
— Почему?
— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.
— А что ученые говорят о феномене заикания?
— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.
— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?
— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.
— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?
— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.
Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.
— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?
— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.
— Как тогда работают с детьми?
— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.
— Выходит, эти методы неэффективны?
— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.
— Как лечить заикание у взрослых?
— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.
Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.
— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?
— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!
Какие бывают виды заикания?
— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.
Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.
Источник
Лечение заикания у взрослых
Заиканием страдает более 8% всех детей в возрасте до 12 лет, и около 5% взрослых людей. Неудивительно, что заикание вызывает интерес среди населения. И кому, как не психиатру, врачу, который лечит данную патологию, стоит рассказать о заикании у взрослых, об особенностях его лечения и прогноза.
Что собой представляет заикание
Для начала давайте разберемся, что это такое, и что провоцирует развитие заикания. Сейчас очень популярно мнение, что заикание – это генетически обусловленное расстройство. Доказательств тому масса, многие ученые подтверждают данную теорию в ходе своих исследований в этой области. Прочие причины (стресс, плохая социализированность и т.д.) могут стать пусковым фактором только при наличии предрасположенности.
Все мы испытываем стрессы, различные нервные потрясения, переносим многие заболевания, но при этом можем не страдать заиканием. Такое нарушение развивается на «благодатной почве», обусловленной генетическими нарушениями.
Заикание – это типичное неврологическое расстройство, которое имеет психогенную природу. Соответственно, лечение заикания, как у взрослых, так и у детей должно быть направлено не только на коррекцию работы нервной системы, но и на высшие нервные функции, – на психику.
В лечении заикания принято выделять три направления: внушение, расслабление и отвлечение внимания. Описывать эти направления раздельно не имеет смысла, – все они эффективны только в связке друг с другом. Целесообразнее разделить методы лечения заикания у взрослых на медикаментозные и немедикаментозные: такое деление лучше отражает суть и цели лечебного процесса.
Немедикаментозное лечение заикания
Первое, что должен сделать врач, который хочет вылечить больного с заиканием – это убедить его в том, что он должен говорить. Говорить нужно как можно больше, не стесняясь дефекта речи (это сделает только хуже). Заикание не относится к тем заболеваниями, которые нужно скрывать от общества, – в этом нет ничего страшного.
Нужно понять одну простую закономерность: чем больше вы говорите, тем лучше становится ваша речь. Прекращение разговора, напротив, усугубляет расстройство. Неплохой вариант – найти работу, которая связана с общением. Да, поначалу будет очень сложно, но результат (поверьте!) того стоит. Запомните, что заикание – это расстройство поведения, которое вы можете исправить даже своими силами. Не бойтесь говорить!
Вам могут предложить поведенческую психотерапию или лечение заикания гипнозом. Если вы не справляетесь сами, то это должно вам помочь. Однако стоит сказать, что эффективность психотерапии при заикании весьма сомнительна: результаты такого лечения несопоставимы с результатами «самотерапии».
По большей части, ваши шансы быстро избавиться от заикания зависят только от вас. Врач подскажет вам, что делать, близко познакомившись с вашей проблемой (для каждого человека методики и подходы индивидуальны), будет наблюдать за ваши успехами, но самая важная часть лечения, все равно, ложится на вас.
Медикаментозное (поддерживающее) лечение
Использование лекарственных средств значительно облегчает процесс лечения: лекарственные препараты воздействуют, в основном, на причинные факторы болезни. Медикаментозную терапию при заикании назначают очень аккуратно, только при необходимости. Если возможно, этого стараются избегать.
Лекарственные препараты не влияют на заикание: их цель – те патологические процессы, которые лежат в изначальной его основе. Вот группы препаратов, которые могут быть использованы в лечении заикания у взрослых:
— седативные средства;
— спазмолитики (очень редко, – только при определенных формах заикания);
— транквилизаторы;
— нормотимики (препараты, нормализующие настроение).
Особенного внимания заслуживают седативные препараты и транквилизаторы. Первые применяются почти во всех случаях: при любом варианте, заикание будет связано со стрессом. Заикание возникает на фоне стресса, и к стрессу же приводит – это классический порочный круг. Успокаивающие препараты, в определенной степени, могут разорвать этот круг, облегчая тем самым процесс лечения.
В зависимости от того, насколько беспокоит вас ваша проблема, вы можете использовать для лечения заикания у взрослых лекарства на основе трав или синтетические препараты. Последние обладают более мощным действием, однако и побочных эффектов у них намного больше.
Транквилизаторы (изначально препараты, призванные устранять чувство тревоги) также обладают седативным эффектом. Параллельно с этим они помогают сориентироваться на положительный результат лечения. Больные нередко изначально уверены в безуспешности своих попыток – это категорически неверный настрой. Если у вас не получается избавиться от него собственными силам, вам стоить рассказать об этом своему врачу (конечно, если он сам не заметит этого).
Стоит еще раз повторить, что вылечить заикание может только сам больной. Все усилия врача, лекарства и прочие вспомогательные средства – это не более чем обязательная поддержка. Прислушивайтесь к советам врача, строго выполняйте назначения и комбинируйте все элементы лечения – только так вы достигнете желаемого результата.
Источник