- Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
- Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
- Ход занятия:
- Викторина «В царстве лекарственных растений на лесной полянке» для детей подготовительной к школе группы материал по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
Татьяна Мирошникова
Конспект беседы «Путешествия в мир лекарственных растений»
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
3. Закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года — это источник радости и здоровья.
— Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
— Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.
— Сначала отгадайте такую загадку:
Тонкий стебелёк у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листочки-
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответы детей: Подорожник.
Воспитатель: Путника друг — подорожник,
скромный, невзрачный листок, —
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
Воспитатель: Растёт зелёный кустик.
Ответы детей: Крапива
-Чем полезна крапива?
— Кто- ни будь из вас, ребята, помнит почему обжигает крапива?
На её стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Если прикоснутся к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется.
-Ещё я хочу напомнить о том что из крапивы наши бабушки готовили полезные щи. Листья крапивы содержат соли, витамины и вещества, которые убивают микробов.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем —
Ответы детей: Ромашка
Воспитатель: -Ромашка очень полезное растение для организма.
Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Мы применяем настой ромашки, если вдруг заболел живот, а так же употребляем его для полоскания горла при ангине.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
И так можно рассказывать дальше о лекарственных травах: ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.
Дидактическая игра: Какие растения помогут, если?»
(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты растроился)
Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.
«Гербарий лекарственных растений» в работе воспитателя для ознакомления детей с флорой малой Родины Автор: Федосеева Юлия Владимировна Описание: Публикация предназначена для воспитателей дошкольного образования. Назначение: Гербарий можно.
День лекарственных растений в средней группе «Полезные травы у нас на участке» Цель: формирование представлений детей о лекарственных растениях, их использовании в повседневной жизни. Задачи: образовательные: 1. Познакомить.
Фоторепортаж «Сад лекарственных трав» Травы – лекарственные растения содержат в себе огромное количество полезных для организма человека веществ. В современном мире всё больше.
Конспект игры-путешествия по ПДД «Кузя просит о помощи» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: создание условий для ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»
-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.
-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2
-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети: О лекарственных травах.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо,вот загадка про него:(СЛАЙД 3)
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Про какое лекарственное растение загадка:
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4
Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.При простудных заболеваниях часто используют настои:
— ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)
— липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)
— мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)
Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?
«Что растет?»
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка…
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Запомните правила сбора лекарственных трав:
-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.
-Если не знаешь растения, то его не рви.
-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.
: — Нельзя рвать много растений.
— Нельзя пробовать плоды, корневища.
— После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.Я приготовила вам кроссворд:
-какое растение используют для заживления ран (подорожник)
-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)
-какой настой используют при простуде? (липовый)
-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)
-это растение лечит почки и печень. Узнаете его,если отгадаете загадку:
Выпускает он листы
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не оберёшь,
На себе их все найдёшь. (лопух)
Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.
(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)
1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, — М, 1998.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, — М, 2001.
3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.
4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.
Источник
Викторина «В царстве лекарственных растений на лесной полянке» для детей подготовительной к школе группы
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_travy.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «В царстве лекарственных растений на лесной полянке» для детей подготовительной к школе группы
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей. Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование к викторине:
Ребусы, киндерсюрпризы с заданиями, мешочки с сухими лекарственными травами, медали для награждения, звукозапись «Звуки леса», иллюстрации с изображением лекарственных растений
Дети входят в зал под музыку делятся на команды.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите природу родного края, бережно относитесь к растениям, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.
На викторинах команды выполняют задание
Первое задание – узнать название команды, собрав разрезные картинки.
Дети надевают эмблемы с изображением “Ромашек” – название первой команды, “Одуванчиков” – название второй команды.
Второе задание – выбор капитанов.
Третье задание – расшифруй лекарственное растение
Перед детьми на столах зашифрованы названия лекарственных растений – они состоят из первых букв предметов, изображенных на картинках.
Следующее задание: блиц-опрос
(быстрый вопрос – быстрый ответ)
1.Куда занесены растения, подвергающиеся уничтожению или исчезновению?
(В «Красную книгу»!)
2. Назовите лекарственные травы, занесенные в «Красную книгу»? (Одуванчик поздний, подорожник наибольший, шалфей, лопух…)
3.Отвар, каких трав можно использовать для полоскания горла? (Душица, шалфей, ромашка, подорожник, календула, мята!)
4.Отвар, какой травы используют для возбуждения аппетита? (Отвар полыни).
5.Какое растение используют для лечения нарывов? (Алое, каланхое).
6.Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
7.Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля).
8. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел).
7.Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)
8.Скажите, где же растут лекарственные растения? (В лесу, на лугах, в саду, дома!)
Задание для капитанов
Мы с вами много читали книг, ходили в лес, где видели и собирали, лекарственные растения, растущие в нашем крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше знает, как применяются «растения – целители» для оздоровления организма.
Капитаны команд выбирают растение и рассказывают всё, что о нём знают.
Конкурс загадок о лекарственных травах
1.Белая корзинка —
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
2.Носит этот мальчик!
В беленькое платьице:
3.Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
4.Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (крапива)
5.Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик)
6.Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник)
7.Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел)
8.Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой. (зверобой)
9.Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Правила сбора лекарственных растений.
1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)
3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
Заключительное задание: «Узнай по запаху» Цель: по запаху определить название растения (Раздать каждой команде по два мешочка с лекарственными травами).
Ребята, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений – целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.
Награждение команд сладкими медалями
Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. А сейчас приглашаем вас к праздничному столу! (фиточаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол.
Материалы викторины рпигодятся для работы с детьми подготовительной к школе группы и при работе с детьми начальной школы.
Конспект сценария «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго.
Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей. Развивать интерес, бережное отношение и любовь .
Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Источник