- Познавательная игра-конкурс «Скорая помощь»
- Универсальный алгоритм оказания первой помощи
- Правила поведения
- СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» методическая разработка по обж (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра-конкурс «Скорая помощь»
Разделы: Биология
– закрепить и расширить знания учащихся по биологии;
– закрепить знания по правилам оказания первой медицинской помощи;
– развивать наблюдательность, сообразительность, умение работать в коллективе;
– психологическая подготовка учащихся к оказанию первой помощи пострадавшим;
– привлечение внимания учащихся к необходимости ведения здорового образа жизни.
В конкурсной программе участвуют заранее сформированные команды по 6 человек.
Ведущий: Ребята, вы знаете, как важно уметь оказывать первую помощь пострадавшим, например, в дорожно-транспортных происшествиях. А сможете ли вы ее оказать? Сейчас мы это проверим.
Каждая команда получает “Путевой лист”, где будут выставлять баллы, заработанные на “станциях”. Баллы выставляют организаторы “станции”. На пребывание на одной станции отводится 10–15 минут.
1-я Станция. “Теоретический экзамен”.
Каждой команде раздаются тесты . Команды отвечают письменно, выбирают один правильный ответ в каждом вопросе.
1. Каковы признаки открытого перелома конечности?
А) сильная боль, припухлость мягких тканей, деформация конечности;
Б) сильная боль, деформация конечности, нарушение кожного покрова;
В) синяки и ссадины на коже.
2. Какова первая помощь при открытом переломе?
А) концы сломанных костей совместить, наложить шину;
Б) убрать осколки костей и наложить на рану пузырь со льдом;
В) наложить на рану стерильную повязку, остановить кровотечение (если это необходимо) и аккуратно наложить шину.
3. Какое кровотечение наименее опасно?
А) венозное;
Б) капиллярное;
В) артериальное;
Г) внутреннее.
4. Правильный способ остановки венозного кровотечения – это …
А) жгут или сильное сгибание конечности;
Б) давящая повязка.
5. Чем характеризуется артериальное кровотечение?
А) кровь из раны вытекает непрерывно, сплошной струей, темно-красного цвета;
Б) кровь из раны вытекает редкими каплями или медленно расплывающимся пятном;
В) кровь вытекает пульсирующей струей ярко-алого цвета.
6. Нарушение целостности кожи в результате травмы – это …
А) рана;
Б) перелом;
В) ушиб.
7. Как оказать помощь при ушибе конечности?
А) место ушиба хорошо прогреть;
Б) на конечность наложить шину, туго забинтовать;
В) к месту ушиба приложить лёд, сделать тугую повязку.
8. Как оказать помощь пострадавшему при обмороке?
А) положить пострадавшего на спину, под голову – валик из одежды, дать понюхать нашатырный спирт;
Б) положить пострадавшего на спину, приподнять ноги, расстегнуть тесную одежду, дать понюхать нашатырный спирт.
9. Пострадавший находится без сознания, дыхание и пульс отсутствует. Ваши действия?
А) звать скорую помощь и ждать ее прибытия;
Б) вызвать скорую помощь, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
В) положить пострадавшего в благоприятную позу, сделать перевязку.
10. Каковы признаки закрытого перелома конечностей
А) кровоподтек (синяк), припухлость, болезненность;
Б) сильная боль не позволяет двигать конечностью, которая сильно искривлена, быстро нарастает опухоль;
В) конечность искривлена, повреждены кожные покровы, видны осколки костей.
11. Как наложить шину при переломе голени?
А) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от стопы до колена и прибинтовать их;
Б) наложить две шины с внутренней стороны и наружной стороны ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный сустав.
12. Как нужно начинать бинтовать грудную клетку при ее ранении?
А) на выдохе, с нижних отделов грудной клетки;
Б) на вдохе, с середины грудной клетки;
В) на выдохе, от подмышечных впадин.
13. Для чего применяется 10-процентный водный раствор аммиака из аптечки?
А) для промывания ран;
Б) для вдыхания при обмороке;
В) для наложения согревающего компресса.
2-я Станция. “Найди пару”.
Ведущий: А сейчас мы проведем конкурс на знание аптечки первой помощи. Вам необходимо сопоставить название лечебного средства из аптечки с описанием его применения. Раздаточный материал .
1. Анальгин. 2. Парацетамол. 3. Аммиак. 4. Валидол. 5. Уголь активированный. 6. Раствор йода 5%. 7. Охлаждающий пакет – контейнер. 8. Жгут. 9. Перекись водорода. | 1. Используется для обработки мелких ран и ссадин. 2. Применяется при отравлении. 3. Применяется при боле в сердце. 4. Применяется наружно при обмороке. 5. Применяется при локальных ушибах, вывихах 6. Применяется в качестве жаропонижающего средства. 7. Применяется при кровотечении для наложения выше раны. 8. Применяется внутрь как обезболивающее средство при ушибах, переломах, вывихах, головной боли. |
Ведущий: (берёт телефон): “Алло! Алло! Чрезвычайное происшествие? Ситуация из ряда вон выходящая! Требуется самая срочная медицинская помощь. Все понятно. Отправляем команды”. Обращается к командам: “Понадобилась ваша помощь”.
3-я Станция. “Неотложка”.
Задание: поставить диагноз, оказать помощь, прокомментировать свои действия.
При падении человек инстинктивно выставил вперед руку, после чего появились следующие симптомы: нарастающая боль в травмированной конечности, отечность, изменение конфигурации больной конечности, невозможность движения больной конечностью. Поставить диагноз. Оказать первую помощь.
У пострадавшего рана затылка и вывих нижней челюсти. Кровотечение незначительное. Оказать первую помощь. Перечислить симптомы вывиха.
В результате автомобильной аварии у пострадавшего чуть ниже локтевого сустава – рана, из которой вытекает кровь темно-вишневого цвета. Пострадавший в обморочном состоянии. Поставить диагноз. Оказать первую помощь.
4-я Станция. “Кто нас лечит?”
Ой болит все – и руки, и ноги.
Головная боль не проходит!
Не лежится мне, не сидится…
Ну, к какому врачу обратиться?
Задание: определить по названиям, что лечит врач.
Гастроэнтеролог.
Окулист.
Кардиолог.
Диетолог.
Педиатр.
Эндокринолог.
Пульмонолог.
Инфекционист.
Дерматолог.
Уролог.
5-я Станция. “Волшебные лечебные травы”.
На свете много трав растет полезных
И все из вас должны их четко знать:
Какая может справиться с болезнью,
Какая может зуба боль унять.
Задание: разгадать кроссворд “Зеленая аптека”.
1 | Эта ягода – вкусное лакомство; листья её могут заменить чай, а сама ягода применяется в косметических целях. |
2 | Соком этого овоща промывают нос при насморке. |
3 | Ягоды этого растения, а также варенье из них используют в качестве жаропонижающего средства. |
4 | Это дерево – настоящий зелёный целитель: в медицине применяют его листья, почки, кору, сок. |
5 | Хорошее средство для профилактики и быстрого излечения гриппа. |
6 | «Кошачья трава»: применяется как успокаивающее и противовоспалительное средство. |
7 | Лекарственное растение с освежающим вкусом; его добавляют в чай, применяют как успокаивающее средство. |
8 | Эта жгучая трава применяется при болезнях кожи, ранах, ожогах, выпадении волос; а ранней весной её можно использовать в пищу. |
9 | Зрелые высушенные плоды этого растения богаты витамином С, из них готовят настои и сиропы. |
10 | Научное название этого ядовитого растения происходит от греческого слова «ласточка», а само название говорит о его применении. |
11 | Настоящий витаминный чемпион среди овощей. |
12 | Латинское название этого растения – allium сера; оно улучшает аппетит, используется для профилактики гриппа, лечения гнойничковых заболеваний кожи. |
13 | По ней принято гадать о любви, а её цветы применяют в лечебных целях в качестве успокаивающего, противовоспалительного и дезинфицирующего средства. |
Ответы: 1 Земляника, 2 Свекла, 3 Малина, 4 Берёза, 5 Чеснок, 6 Валериана, 7 Мята, 8 Крапива, 9 Шиповник, 10 Чистотел, 11 Перец, 12 Лук, 13 Ромашка
Ведущий: Дорогие ребята, подытожив все ваши ответы в течение всей программы, заявляю уверенно: каждый из вас помощь ближнему окажет, бесспорно!
Так и бывает в жизни: сегодня вы помогли кому-то, а завтра вам потребуется чья-то помощь, и вам обязательно помогут.
Будьте мужественны, сострадательны и участливы к чужой беде.
Источник
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Правила поведения
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение;
2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Источник
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
8 ситуационных задач для закрепления материала по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situacionnye_zadachi.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
среднего профессионального образования
тольяттинский социально-педагогический колледж
По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
Преподаватель: Ивонинская Н.Н.
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности
Специальность: 050720 «Физическая культура»
На твоих глазах грузовой машиной сбит пешеход. Он без сознания, лежит на спине. Его лицо в крови, правая нога неестественно подвернута, а во круг нее растекается лужа крови. Дыхание шумное, с характерным свистом на вздохе.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- наложить импровизированную шину на правую ногу.
- вытереть лицо от крови и подложить под голову подушку
- повернуть пострадавшего на живот
- отчистить ротовую полость от слизи и крови
- убедиться в наличии пульса на сонной артерии
- наложить стерильную повязку на кровоточащую рану
- оттащить пострадавшего с проезжей части на безопасное место
- вызвать скорую помощь
- оставить пострадавшего на месте и ждать прибытия скорой помощи
- наложить кровоостанавливающие жгуты
Правильные ответы: 5, 3, 4, 10, 1, 8, 9
На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он – без сознания, кожные покровы бледные, с сероватым оттенком; зрачки широкие, на свет не реагируют.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- вызвать скорую помощь
- убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет
- позвать окружающих на помощь
- определить признаки дыхания с помощью ворсинок ваты или зеркальца
- нанести про кардинальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации
- попытаться добиться от мужчины, на что он все таки жалуется
- подробно расспросить окружающих, что предшествовало потери сознания
- повернуть пострадавшего на живот
- приложить к голове холод (целлофановый пакет со снегом или водой)
- поднести к носу вату с нашатырным спиртом
Правильные ответы: 2, 5, 3, 1, 10
Во время ремонта телевизора произошел сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- вызвать скорую помощь
- позвать кого-нибудь на помощь
- как можно скорее нанести про кардинальный удар и приступить к непрямому массажу сердца
- перебить провода ножом или топором одним ударом
- перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях
- подложить под голову подушку
- убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот
- убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца
- убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после про кардинального удара начать сердечно-легочную реанимацию
- убедить в отсутствии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на бок
Правильные ответы: 5,7,2,1 или 5,9,2,1
После удара молнией в одиноко стоящее дерево один из укрывшихся под ним от дождя путников замертво упал. У пораженного молнией левая рука – черная, обожженная по локоть, зрачки широкие не реагируют на свет. На сонной артерии пульс отсутствует.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- закопать пораженного молнией в землю
- нанести про кардинальный удар и приступить к сердечно-легочной реанимации
- накрыть обожженную поверхность чистой тканью
- поручить кому ни будь вызвать скорую помощь
- повернуть пострадавшего на живот и ждать прибытия врачей
- убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет и пульса на сонной артерии
- поднести ко рту зеркало, вату или перышко и по запотеванию стекла и движению ворсинок определить наличие дыхания
- положить холод на голову
- положить холод на место ожога
- поднести к носу вату с нашатырным спиртом
Правильные ответы: 6,2,4,8,3,9
К Вам обратились соседи по лестничной клетке – в квартире на 5 этаже в ванной комнате повесился мужчина.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- как можно быстрее подняться на 5 этаж
- взять на кухне нож и подняться на 5 этаж
- не медленно перерезать веревку на которой висит самоубийца
- взять за воротник или за волосы самоубийцу и перерезать веревку
- начать выталкивать самоубийцу за ноги из петли
- проверить реакцию зрачков на свет и пульс на сонной артерии
- рассечь веревку, сдавливающую шею, быстрым движением ножа, направленным режущей поверхностью к шее
- разрезать веревку на шее в области узла
- разрезать веревку ножом, направив усилия и режущую поверхность в сторону от шеи
- при признаках клинической смерти вызвать скорую помощь
- в случае клинической смерти приступить к сердечно-легочной реанимации и послать кого-нибудь вызвать скорую помощь
Правильные ответы: 2,4,9,6,11
В малиннике мальчика в шею укусила пчела. Его лицо и шея начали увеличиваться в объеме, он потерял сознание, появилось учащенное хриплое дыхание. До ближайшей деревни – не менее часа ходьбы. Один из туристов обнаружил в кармане капли для носа «Глазолин»
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- схватить малыша и побежать в деревню
- закапать «Глазолин» по 2-3 капли в каждую половину носа
- закапать «Глазолин» в рамку от укуса
- удалить жало и отсосать яд
- втереть в место укуса землю
- согреть место укуса, интенсивно растерев его ладонью
- приложить к месту укуса целлофановый пакет с землей
- прижечь место укуса огнем зажигалки или спички
- уложить пострадавшего на живот
- обложить голову пакетами с холодной водой
Правильные ответы: 9,4,3,2,7,10,1
В походе туристу деревом придавило ноги. Он в таком состоянии находиться уже более 2-ух часов, но в сознании.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- поднять дерево и освободить ноги
- не поднимать дерево и не тревожить пострадавшего до прибытия спасательных служб, даже если на их ожидание потребуются сутки
- снять обувь и обложить ноги и обложить ноги ниже препятствия бутылками или фляжками с горячей водой (воду согреть на костре)
- обложить ноги бутылками и фляжками, заполненными ледяной родниковой водой
- туго забинтовать ноги до места повреждения
- предложить обильное теплое питье (например, чай из термоса)
- исключить прием, какой-либо жидкости
- дать 2-3 таблетки анальгина
- наложить защитные жгуты на бедра выше места сдавливания
- постоянно растирать и массировать ноги до освобождения пострадавшего
- наложить импровизированные шины от подмышек до пяток
- наложить импровизированные шины от паховой складки до пяток
- туго забинтовать до паховых складок
- переносить или перевозить пострадавшего только на носилках, даже при удовлетворительном самочувствии
Правильные ответы: 4,5,6,8,9,1,13,11,14
Из окна второго этажа горящего дома выпрыгнул человек, он катается по снегу, пытаясь сбить пламя. Его рубашка на спине уже перестала тлеть, под остатками ткани видна черная кожа с множеством влажных трещин и пузырей.
Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очередности:
- снять с пострадавшего рубашку
- положить его на спину
- перевернуть на живот
- набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину
- удалить остатки одежды и промыть кожу чистой водой
- обработать обожженную поверхность спиртом
- удалить остатки одежды, пузыри
- наложить на место ожога стерильные повязки
- накрыть спину чистой простыней
- предложить пострадавшему 2-3 таблетки анальгина
- предложить пострадавшему обильное теплое питье
Правильные ответы: 3,9,4,10,11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В презентации подробно описываются виды травм и способы оказания первой медицинской помощи.
Одной из приоритетных задач в современном российском обществе является необходимость повышение уровня здоровья нации в целом. Решить ее возможно, только обратив самое пристальное внимание на здоровье .
Открытй урок в 11 классе по теме: » Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата».
Правильное и своевременное оказание первой помощи — способствует благополучному исходу и более быстрому выздоровлению.
Тема:»Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза.".
Презентация подготовлена для кружка дополнительного образования » Юные спасатели». В ней отражена организация Всероссийской службы медицины катастроф, юридические стороны оказания первой мед.
Источник