Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Правила поведения
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья;
4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего;
5) при необходимости, оценить количество пострадавших;
6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости);
7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости);
3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки).
При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего;
2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания.
При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение;
2) запрокинуть голову с подъемом подбородка;
3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки;
2) пальцевым прижатием артерии;
3) прямым давлением на рану;
4) максимальным сгибанием конечности в суставе;
5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее) и выполнить мероприятия по оказанию первой помощи:
1) провести осмотр головы;
2) провести осмотр шеи;
3) провести осмотр груди;
4) провести осмотр спины;
5) провести осмотр живота и таза;
6) осмотр конечностей;
7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки;
8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий);
9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий);
10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой);
11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий).
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывать психологическую поддержку.
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
Источник
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБЖ. По разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
Специально организованный процесс решения ситуационных задач предполагает впервую очередь закрепление изученного материала, формирование практических умений и навыков иразвитие вниманияи сообразительности. Предлагаемые ситуационные задачи структурированы по уровню сложности, что позволяет использовать технологии коллективного способа обучения,применять личностно –деятельностный подход в обучении.
В процессе жизнедеятельности человек нередко сталкивается с задачами,которые не могут быть решены только логическим путём.
Содержимое разработки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11»
г. Палласовки Волгоградской области
404263 , Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Мира, д. 9
Методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности для 11 классов.
По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»
Марина Ивановна Слесарева
г. Палласовка, Волгоградская область. 2017 г.
Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Специально организованный процесс решения ситуационных задач предполагает в первую очередь закрепление изученного материала, формирование практических умений и навыков и развитие внимания и сообразительности. Предлагаемые ситуационные задачи структурированы по уровню сложности, что позволяет использовать технологии коллективного способа обучения , применять личностно –деятельностный подход в обучении.
В процессе жизнедеятельности человек нередко сталкивается с задачами, которые не могут быть решены только логическим путём.
При решении таких задач учащиеся под руководством педагога анализируют предложенную ситуацию на основе имеющихся знаний , личного жизненного опыта и находят новые нестандартные решения в экстремальных условиях. Для этого на занятиях моделируются экстремальные условия, вводится ограничение времени на выполнение задания.
Результат практикума определяется итоговым контролем для контроля можно использовать задачи, а также практические задания. Контроль необходим не только для получения информации о результатах обучения, но и для осуществления обратной связи- возможной корректировки содержания практикума в целях достижения лучших результатов обучения.
формирование алгоритма, привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
актуализация жизненного опыта учащихся;
развитие навыков общения, умения аргументировано излагать и отстаивать собственную точку зрения;
формирование теоретических и фактических знаний по курсу ОБЖ;
формирование практических умений учащихся в сфере безопасности жизнедеятельности;
развитие устной и письменной речи, различных видов памяти, словесно-логического и наглядно-образного мышления учащихся;
развитие волевых качеств, а также повышение познавательного интереса учащихся;
развитие эмоциональной сферы учеников.
формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;
Категория и возраст участников: учащиеся 11 классов.
тексты ситуационных задач, разделённые по группам -№1, №2, №3.
табельные и подручные медицинские средства (перевязочные материалы, шины, носилки, медикаменты).
ответы для судейской комиссии.
Методические рекомендации по разработке заданий ситуационных задач:
Задания ситуационных задач должны отвечать следующим общим требованиям: ориентировать на уровень практических умений и навыков, установленных программно-методическими документами отдельно для обучающихся на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.
Первый подход – построение задачи на основе соответствующих вопросов учебника.
Второй подход основан на выделенных типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому ученику.
Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика.
Задания ситуационных задач должны дать возможность выявить и оценить: уровень подготовленности участников в выполнении приемов оказания первой медицинской помощи.
Методика оценки результатов:
Оценка качества выполненных заданий должна быть проведена тремя судьями-консультантами .-медицинский работник обязателен.
Карточки — задания для учащихся.
ЭТАП 1 « Первая помощь при кровотечении »
Ситуационная задача №1.
В результате ножевого ранения возникло сильное кровотечение в области подколенной ямки. Кровь ярко-красного цвета, фонтанирует. Никаких инструментов и перевязочных материалов нет, кроме собственной одежды.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое кровотечение у пострадавшего?
2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?
3. Какова последовательность оказания первой помощи?
4. Какие существуют способы временной остановки данного кровотечения?
5. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
Ситуационная задача № 2.
При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ногу ниже колена. Из раны в голени вытекает пульсирующей струёй кровь алого цвета.
Определите вид кровотечения и дайте его характеристику. Перечислите последовательность оказания первой помощи. Имеется аптечка.
Ситуационная задача № 3.
По рисунку определить вид кровотечения. Окажите помощь из имеющихся подручных средств.
1. Какое кровотечение у пострадавшего?
2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?
3. Какова последовательность оказания первой помощи?
4. Какие существуют способы временной остановки данного кровотечения?
5. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
ЭТАП 2. Первая помощь при переломах костей.
Ситуационная задача № 1.
При автомобильной катастрофе пострадавший извлечен из автомобиля, но подняться на ноги не может. Состояние тяжелое, бледен, жалуется на сильную боль в области правого бедра. Раны нет. Имеется деформация бедра, укорочение правой ноги.
Какой вид травмы у пострадавшего?
Окажите первую медицинскую помощь.
Ситуационная задача № 2.
У пострадавшего после неудачного падения появилась боль в правой руке. Движения в руке невозможны. В области средней трети предплечья имеется деформация кости и ненормальная подвижность.
О какой травме можно думать?
Окажите первую доврачебную помощь.- имеются шины .косынка, бандаж.
Ситуационная задача №3.
Спортсмен-лыжник упал, спускаясь по горной трассе. Встать не может. Жалуется на боль в левой ноге в области голени, в ране видны отломки костей, кровотечение умеренное.
Окажите первую медицинскую помощь.
Какова последовательность оказания первой помощи?
Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?
Этап 3 «Реанимационные мероприятия»
Ситуационная задача №1.
Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются. Признаки: синюшный цвет лица, набухание сосудов шеи, обильные пенистые выделения изо рта и носа.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние можно предположить у больного?
2 Какие симптомы указывают на это состояние?
3. Какой признак, не указанный в задании, отмечается при наличии клинической смерти?
4. Какова должна быть первая помощь?
5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?
Ситуационная задача №2.
Из холодной воды извлекли пострадавшего без признаков жизни.
Признаки: бледно-серый цвет кожи, отсутствие сознания; широкий, не реагирующий на свет зрачок; отсутствие пульса на сонной артерии; часто сухая, легко удаляемая платком пена в углах рта.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Какое состояние можно предположить у больного?
2 Какие симптомы указывают на это состояние?
3. Какой признак, не указанный в задании, отмечается при наличии клинической смерти?
4. Какова должна быть первая помощь?
5. Надо ли транспортировать пострадавшего в ЛПУ при появлении признаков жизни?
Ситуационная задача №3 .
Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движений грудной клетки не видно, пульс не прощупывается.
Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.
1. Как установить, жив этот человек или умер?
2. Что необходимо предпринять, если человек еще жив?
3. Какими способами можно провести искусственное дыхание?
4. Где должны лежать руки при проведении непрямого массажа сердца?
5. О чем свидетельствует неуспешные реанимационные мероприятия?
Источник