Заболевшему корью человеку ввели лечебную сыворотку содержащую антитела
- О Центре
- Дирекция
- Структура
- История
- Все руководители Центра
- Богданов А. А. (Малиновский)
- Богомолец А. А.
- Багдасаров (Багдасарян) А. А.
- Киселёв А. Е.
- Гаврилов О. К.
- Федотенков А. Г.
- Воробьёв А. И.
- Савченко В. Г.
- Паровичникова Е. Н.
- Они ковали Победу!
- Наши награды
- Выдающиеся гематологи и трансфузиологи, работавшие в Центре
- Официальная информация
- Печатные издания Центра
- «Гематология и трансфузиология»
- Нормативные документы
- Политика конфиденциальности
- Вакансии
- Охрана труда
- Наука
- Подразделения
- Клинические апробации
- Проведение испытаний лекарственных препаратов
- Результаты научной деятельности
- Результаты НИР
- Патенты и авторские свидетельства
- Гранты и договоры
- Информационно-аналитическая система результатов научной деятельности
- Научные мероприятия, конференции, конгрессы
- Конференции
- Конгрессы
- Диссертационные советы
- Диссертационные советы на базе ФГБУ Гематологический научный центр Минздрава России
- Нормативные документы
- Объявления о защите
- Документы для защиты
- Организация работы диссертационных советов в условиях ограничений, связанных с COVID-19
- Правила публикаций и электронные журналы
- Правила для авторов публикаций
- Электронные журналы
- Аттестация научных работников
- Конкурсы на замещение должностей научных сотрудников
- Клиника
- Подразделения
- Практикующему врачу
- Клинические рекомендации
- Методические рекомендации по HLA-типированию доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток
- Российский реестр лекарственных препаратов, применяемых у больных с нарушениями порфиринового обмена
- О реестре
- Порядки оказания медицинской помощи
- Стандарты медицинской помощи
- Пациенту
- Правила записи на прием
- Сведения о медицинских работниках
- Порядок получения помощи пациентам с нарушениями свертывания крови
- Высокотехнологичная медицинская помощь
- Порядок получения талона-направления на высокотехнологичную медицинскую помощь
- Правила и сроки госпитализации
- Правила посещения пациентов стационара
- Платные услуги
- Правила пересылки биоматериалов для лабораторных исследований
- Порядок сдачи биоматериала в патологоанатомическое отделение
- Порядок сдачи иммунохимического анализа
- Порядок направления биоматериала (моча) на диагностику острой порфирии
- Правила подготовки к диагностическим исследованиям
- Порядок исследования T-клеточного ответа на вирус SARS-CoV-2 методом ELISPOT
- Истории пациентов
- Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
- Правила внутреннего распорядка для пациентов и посетителей
- Часто задаваемые вопросы
- Порядок выдачи справок и медицинских заключений
- Страховые компании, с которыми работает Центр
- Оценка качества оказания медицинских услуг
- Гематологический глоссарий
- Памятка по получению копий документов и выписок
- Видеоматериалы
- Трансфузиология и донорство крови
- Подразделения
- Современная научно-практическая деятельность в трансфузиологии
- Донору
- Зачем сдавать кровь
- Кто может стать донором
- Как стать донором
- Процесс сдачи крови
- Почетный донор России
- Льготы для доноров
- Виды донорства
- Донорство цельной крови
- Донорство плазмы
- Донорство тромбоцитов
- Донорство гемопоэтических стволовых клеток
- Стать донором костного мозга
- Что должен знать донор?
- Питание донора
- Периодичность донации
- Безопасность донации
- Противопоказания к донорству
- Карантинизация плазмы
- Справка о количестве кроводач, плазмодач
- Адресное донорство
- Использование донорской крови
- Часто задаваемые вопросы
- Словарь донора
- Кодекс донора
- Новости для доноров
- Контакты
- Организационно-методическая работа
- Подразделения
- Телемедицина
- Референс-центр
- Группа иммуногисто-химических и патоморфологических методов исследований
- Группа лучевых методов исследований
- Алгоритм направления результатов исследований на консультацию с использованием телемедицинских технологий
- Образование
- Сведения об образовательной организации
- Аспирантура
- Ординатура
- Аккредитация специалистов
- Методический аккредитационно-симуляционный центр
- Первичная специализированная аккредитация
- Приемная комиссия
- Приемная комиссия 2016
- Приемная комиссия 2017
- Приемная комиссия 2018
- Приемная комиссия 2019
- Приемная комиссия 2020
- Приемная комиссия 2021
- Нормативные документы
- Электронная информационно-образовательная среда
- Информационно-библиотечные ресурсы
- Образовательный портал аспирантуры и ординатуры
- Портал инновационного дополнительного образования
- Образовательные мероприятия
- Дополнительное образование
- Непрерывное медицинское образование
- Дополнительное профессиональное образование
- Повышение квалификации ППС медицинских вузов
- Научно-производственная деятельность
- Подразделения
- Научная деятельность по разработке лекарственных препаратов
- Производимые лекарственные препараты
- Информация по лекарственному препарату Агемфил A, фактор свертывания VIII
- Информация по лекарственному препарату Агемфил B, фактор свертывания IX
- Межрегиональное взаимодействие
- График выездных мероприятий на 2021 год
- График мероприятий с применением ТМ технологий на 2021 год
- Нормативные документы
- Отчет о выездных мероприятиях
- Профсоюз
- Новости профсоюза
- Проекты документов для обсуждения
- Проект
- Обсуждение в ФГБУ ГНЦ
- Служба главного внештатного гематолога Российской Федерации
- Профильная комиссия
- Новости
- Профильная комиссия
- Новости
- Отзывы
- Для СМИ
- Главная >
- Для СМИ >
- Загадки иммунитета. Почему болеть COVID-19 будут не все
Загадки иммунитета. Почему болеть COVID-19 будут не все
Вирус, вызывающий COVID-19, легко передаётся от человека к человеку. Но иногда бывает и так: в семье один болеет, а другой, ухаживающий за ним,— нет. Почему некоторые не заражаются даже при тесном контакте с больным?
Ещё одна загадка: у многих после перенесённого COVID-19 не обнаруживаются защитные антитела. Формируется ли в таком случае у них иммунитет? И есть ли люди, устойчивые к этой инфекции?
Ответы на эти и другие вопросы даёт исследование группы сотрудников Национального медицинского исследовательского центра гематологии Минздрава РФ.
Их статья, только что вышедшая в журнале «Иммунитет» (Immunity), одном из самых авторитетных иммунологических журналов в мире, уже привлекла внимание зарубежных коллег. О своей работе рассказывает один из авторов статьи, к. б. н., завлабораторией трансплантационной иммунологии НМИЦ гематологии Минздрава Григорий Ефимов:
— Мы изучаем, в частности, Т-лимфоциты, которые играют важную роль в противовирусном иммунном ответе. Занявшись их исследованием при COVID-19, мы обнаружили ряд интересных фактов.
Например, выяснили, что Т-лимфоциты, узнающие этот вирус, могут встречаться не только у переболевших, но и у людей, которые никак с вирусом не контактировали. Отдельно мы изучали группу людей, которые были в тесном контакте с больными COVID-19, но не только не имели никаких симптомов заболевания, но и не выработали антител к этому вирусу. Выяснилось, что у многих из них есть Т-лимфоциты, которые узнают коронавирус и, вероятно, обеспечивают им защиту от него.
Здесь нужно объяснить, что система приобретённого иммунитета состоит из двух частей. Первая представлена антителами — это особые белковые молекулы (иммуноглобулины). Они вырабатываются организмом в ответ на атаку вирусов или бактерий и находятся в плазме крови. Такой иммунитет называют гуморальным, от латинского слова «гумор» — жидкость. И сегодня, когда говорят о COVID-19, в основном речь идёт именно о них. Наличие антител в крови используют для подтверждения диагноза. Также эти антитела формируются после вакцинации. Кроме того, сыворотку крови переболевших, содержащую большое количество защитных антител, можно использовать в лечении COVID-19.
Вторая часть приобретённого иммунитета — клеточная. Она представлена особыми клетками — лимфоцитами. Среди которых есть Т-лимфоциты (иногда их называют просто Т-клетки). Одни из Т-лимфоцитов, так называемые Т-киллеры, убивают заражённые вирусом клетки и тем самым препятствуют производству новых вирусных частиц. Другие Т-лимфоциты (их называют Т-хелперами) нужны иммунной системе для выработки противовирусных антител. Т-лимфоциты способны не просто справиться с инфекцией. Они хранят память о столкновении организма с вирусом очень долго, годами. Если вирус снова попадёт в организм человека, то именно благодаря иммунной памяти инфекция не разовьётся или будет протекать значительно легче.
Проводя исследование, мы оценивали количество антител и Т-клеток у 3 групп доноров. В первую вошли те, кто переболел COVID-19, во вторую и третью группы были включены только здоровые доноры, не болевшие коронавирусом. У доноров из второй группы мы брали кровь весной 2020 г., когда пандемия уже была в разгаре. В качестве доноров из третьей группы выступили люди, сдавшие кровь в банк крови нашего Центра гематологии до 2019 г., т. е. тогда, когда мир ещё не столкнулся с COVID-19.
Результаты оказались любопытными. Во-первых, не у всех переболевших COVID-19 обнаруживаются антитела — у части выздоровевших иммунный ответ обеспечивается только за счёт Т-клеток. По всей видимости, их оказывается вполне достаточно для защиты организма.
Во-вторых, и это самое интересное, иногда Т-клеточный ответ на коронавирус наблюдается у людей, которые им не болели. Причём мы наблюдали Т-клеточный ответ у доноров из обеих групп. При этом здоровые доноры, которых мы набирали уже во время пандемии, в среднем имели более высокий уровень Т-клеточного ответа, чем те, кто сдавал кровь до 2019 г. Это, вероятно, связано с тем, что часть здоровых людей так или иначе контактировала с вирусом, не зная об этом.
Но вот как объяснить, что Т-лимфоциты были обнаружены и у тех, кто не мог иметь контакта с возбудителем COVID-19? Скорее всего, это результат так называемого перекрёстного иммунитета. Многие сезонные простудные заболевания, в частности ОРВИ, также вызываются вирусами из семейства коронавирусов. Вероятно, некоторые из них с точки зрения Т-лимфоцитов похожи на вирус, вызывающий COVID-19. Поэтому Т-клетки оказываются заранее готовы к борьбе с ним. Возможно, это делает обладателей перекрёстного иммунитета невосприимчивыми к COVID-19.
В-третьих, мы выяснили, какие именно участки коронавируса распознаются Т-лимфоцитами. Эти данные могут быть использованы для создания теста, оценивающего Т-клеточный иммунитет. Тест позволит понять, перенёс человек COVID-19 или нет, даже при отсутствии у него антител. Это важно, ведь мы знаем, что антитела после инфекции возникают не всегда, особенно у тех, у кого инфекция протекала легко или бессимптомно. Сегодня в таких случаях диагноз подтвердить нельзя.
Мы уже разработали такой тест. Пока пользуемся им в научных целях, но рассчитываем, что уже в начале 2021 г. он будет зарегистрирован и для клинического применения.
Источник
Иммунитет
Иммунитет – это невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний.
Лейкоциты (белые клетки крови) обеспечивают иммунитет: защищают организм от микроорганизмов и чужеродных частиц.
- Могут менять форму, выходить из кровеносных сосудов и передвигаться как амёбы,
- имеют ядро,
- образуются в красном костном мозге, дозревают в тимусе и лимфатических узлах.
Фагоциты – это лейкоциты, пожирающие чужеродные частицы. Это явление (фагоцитоз) было открыто И.И.Мечниковым.
Антитела – это белки, выделяемые лейкоцитами (В-лимфоцитами).
- Антитела совпадают по форме с чужеродными частицами, присоединяются к ним, тем самым облегчают фагоцитам их уничтожение.
- На то, чтобы выработать достаточное количество антител против нового (незнакомого) возбудителя, В-лимфоцитам требуется 3-5 дней.
- Наличие в крови человека антител к определенному вирусу (например, к ВИЧ) говорит о том, что человек заражен.
СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на лейкоцитах (лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.
Виды иммунитета
Естественный пассивный (врожденный)
- У человека с рождения имеются готовые антитела против многих болезней. Например, человек не болеет собачьей чумкой
- Ребенок получает готовые антитела с материнским молоком. Вывод: дети, находящиеся на грудном вскармливании, меньше болеют.
Естественный активный – по окончании болезни в организме остаются клетки памяти, запоминающие строение антител. При повторном попадании того же самого возбудителя выделение антител начинается не через 3-5 дней, а сразу, и человек не заболевает
Искусственный активный появляется после прививки – введения вакцины, т.е. препарата убитых или ослабленных возбудителей болезни. Организм проводит полноценную иммунную реакцию, остаются клетки памяти.
Искусственный пассивный – появляется после введения сыворотки – препарата готовых антител. Сыворотка вводится во время болезни, чтобы спасти человека. Клетки памяти при этом не образуются.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Введение в кровь сыворотки, содержащей антитела против возбудителей определенного заболевания, приводит к формированию иммунитета
1) активного искусственного
2) пассивного искусственного
3) естественного врожденного
4) естественного приобретенного
Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой русский ученый открыл процесс фагоцитоза
1) И.П. Павлов
2) И.И. Мечников
3) И.М. Сеченов
4) А.А. Ухтомский
Выберите один, наиболее правильный вариант. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей
Выберите один, наиболее правильный вариант. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят
1) ослабленных возбудителей болезни
2) готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями
Выберите один, наиболее правильный вариант. Человеку, заболевшему дифтерией необходимо ввести
1) вакцину
2) сыворотку
3) антигены
4) физиологический раствор
Выберите один, наиболее правильный вариант. Противостолбнячная сыворотка содержит
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка
Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный искусственный иммунитет
1) человек получает при рождении
2) возникает после перенесенной болезни
3) образуется после предупредительной прививки
4) образуется после введения сыворотки
ЛЕЙКОЦИТЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты — клетки крови, которые
1) образуются в красном костном мозге
2) способны изменять свою форму
3) содержат ядра
4) синтезируют гемоглобин
5) выделяют вещества для образования тромба
6) дозревают в нервных узлах
ЛЕЙКОЦИТЫ — ЭРИТРОЦИТЫ
1. Установите соответствие между характеристикой и видом клеток крови, которому она соответствует: 1) лейкоциты, 2) эритроциты
А) содержат переносчик кислорода гемоглобин
Б) дозревают в лимфатических узлах
В) разрушаются в печени
Г) имеют крупное ядро и зернистую или незернистую цитоплазму
Д) имеют форму двояковогнутого диска
2. Установите соответствие между признаком форменных элементов крови и их видом: 1) лейкоциты, 2) эритроциты
А) продолжительность жизни – три-четыре месяца
Б) передвигаются в места скопления бактерий
В) участвуют в фагоцитозе и выработке антител
Г) безъядерные, имеют форму двояковогнутого диска
Д) участвуют в транспорте кислорода и углекислого газа
3. Установите соответствие между особенностями строения и функций и видами клеток крови: 1) эритроцит, 2) лейкоцит. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит белок гемоглобин
Б) обеспечивает иммунитет
В) переносит кислород от легких к органам и тканям
Г) не имеет ядра
Д) может самостоятельно передвигаться между клетками в тканях
4. Установите соответствие между характеристиками и форменными элементами крови человека: 1) эритроциты, 2) лейкоциты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выполняют защитную функцию
Б) содержат гемоглобин
В) имеют непостоянную форму
Г) способны к фагоцитозу
Д) синтезируют антитела
Е) имеют форму двояковогнутых дисков
ЛЕЙКОЦИТЫ — ЭРИТРОЦИТЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лейкоциты, в отличие от эритроцитов,
АКТИВНЫЙ-ПАССИВНЫЙ-ДРУГОЙ
1. Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета: 1) активный, 2) пассивный, 3) врожденный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида
2. Установите соответствие между видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный активный, 3) искусственный пассивный — и способами их возникновения. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеется с рождения, передается по наследству
Б) возникает при введении в организм ослабленных возбудителей
В) возникает при введении в организм готовых антител
Г) формируется после перенесенного заболевания
Д) формируется после вакцинации
Е) передается с материнским молоком
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для естественного иммунитета человека?
1) передаётся по наследству
2) вырабатывается после перенесения инфекционного заболевания
3) вырабатывается после введения токсинов в организм
4) вырабатывается после введения ослабленных микроорганизмов
5) обеспечивается переходом антител из крови матери в кровь плода
6) формируется после введения человеку сыворотки
ЕСТЕСТВЕННЫЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
1. Установите соответствие между особенностями и видами иммунитета: 1) естественный, 2) искусственный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) невосприимчивость человека к чумке, поражающей собак
Б) невосприимчивость к кори после прививки
В) возникает после введения сыворотки
Г) вырабатывается после введения препаратов, содержащих антитела
Д) наследование невосприимчивости к инфекциям
СЫВОРОТКА
Установите последовательность этапов приготовления противодифтерийной сыворотки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) получение дифтерийного яда
2) выработка стойкого иммунитета у лошади
3) приготовление противодифтерийной сыворотки из очищенной крови
4) очищение крови лошади – удаление из нее клеток крови, фибриногена и белков
5) многократное введение лошади дифтерийного яда через определенные промежутки времени с увеличением дозы
6) забор крови у лошади
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Лечебные сыворотки характеризуются тем, что
1) используются для профилактики инфекционных заболеваний
2) содержат готовые антитела
3) содержит ослабленных или убитых возбудителей заболеваний
4) в организме антитела сохраняются недолго
5) используются для лечения инфекционных заболеваний
6) после введения вызывают заболевания в легкой форме
Установите соответствие между характеристикой и видом лечебного препарата: 1) вакцина, 2) лечебная сыворотка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит убитые или ослабленные вирусы или бактерии
Б) содержит готовые антитела
В) может вызвать заболевание в лёгкой форме
Г) вводится, как правило, заболевшему человеку или при подозрении на заражение
Д) участвует в формировании пассивного искусственного иммунитета
Е) образует активный искусственный иммунитет
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите последовательность процессов, происходящих при формировании иммунитета к новому заболеванию в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) размножение лимфоцитов, вырабатывающих антитела
2) обнаружение патогена клетками иммунного ответа
3) связывание антител с патогеном
4) проникновение патогена во внутреннюю среду организма
5) уничтожение патогена лимфоцитами
Источник