Воздушное судно первая помощь

«Есть ли врач в самолете?»: практические рекомендации по неотложным состояниям в самолетах (Canadian Medical Association Journal, февраль 2018)

Обзор

По разным оценкам, ежегодно в мире на самолетах летает около 2,75 миллиардов пассажиров и это число постоянно растет. Все большее число пассажиров ведет к увеличению количество медицинских неотложных состояний, которые могут возникнуть при полете в самолете.

К сожалению нет стандартизованных методов идентификации медицинских неотложных состояний в самолете, что делает трудным подсчет достоверной частоты данных неотложных состояний. По разным данным эта частота варьирует от 1го медицинского неотложного состояния на 604 рейса до 1го медицинского неотложного состояния на 7700 пассажиров.

Самыми распространенными причинами медицинских неотложных состояний являются:

— головокружение/потеря сознания (37,4%)

— респираторные симптомы (12,1%)

— тошнота или рвота (9,5%)

— кардиологические симптомы (7,7%)

По статистике врачи отзываются на просьбы экипажа о медицинской помощи в 40 — 50 % случаев, медсестры и другой средний медицинский персонал в 5 — 25 % случаев, а стюардессам приходится самостоятельно оказывать помощь почти в половине всех случаев медицинских неотложных состояний (45%).

Далее идет ссылка на видео (с переводом), где авторы представленной статьи показывают набор для оказания медицинской помощи (как пример взяты Канадские авиалинии, но в принципе при длительных перелетах во многих авиакомпаниях имеются подобные наборы):

» В случае неотложной ситуации стюардессы предоставят вам данный набор. Примите во внимание, когда набор выдали вам, экипаж сообщит об этом команде медиков на земле, чтобы помочь вам в лечении пациента.
Сначала удалите пломбы.
Затем откройте чемодан-набор.
Когда вы его откроете, то увидите бумажную документацию. В принципе вам нужны 2 документа: — список содержимого этого чемодана. Уделите время для ознакомления, что имеется в наборе.
— второй важный документ – это алгоритмы наиболее распространенных неотложных медицинских состояний, которые могут возникнуть.
Давайте посмотрим на верхнюю часть чемодана и лекарства там. Здесь имеется адреналин 1 миллиграмм на миллилитр. Эта концентрация должна вводиться только внутримышечно, но не внутривенно, только если нет остановки сердца и разводить нужно согласно инструкций.
Далее идет Лоразепам, атропин, димедрол (бенадрил), также имеется галоперидол, диазепам,
Нужно отметить Метилпреднизолон в виде порошка, который требует разведения водой для инъекций. Имеется дозированный ингалятор сальбутамола при свистящих хрипах, расстройств ах дыхания .
Имеется также пульс-оксиметр. Очень важно отметить, что нормальными значениями при полете в самолете с давлением эквивалентным двум, двум с половиной тысяч метров над уровнем моря, то как результат нормальная сатурация кислорода будет гораздо ниже, то есть сатурация 88 – 93 % считается нормальной.
Теперь перейдем к нижнему отделу набора. Здесь имеется сфигмоманометр, стетоскоп, контейнер для отработанных иголок, перевязка для ожогов, глюкометр, воздуховоды разных размеров, и даже клипса для пережимания пуповины.
Необходимо отметить, что на высоте полета, очень сложно выслушать дыхательные шумы или оценить артериальное давление со стетоскопом. Поэтому рекомендуется при измерении артериального давления оценивать давление либо путем пальпации пульса на лучевой артерии, либо с применением пульс-оксиметра.
Далее, если убрать средний отдел набора, то там можно увидеть дополнительный набор. Там имеется набор для внутривенного доступа. Набор с иголками, шприцами и перевязками. Два мешка физ-раствора. Капельница. Перчатки. И даже мочевой катетер Фолея.
Необходимо отметить, что в разных авиалиниях будут разные наборы. Если вы отозвались, то уделите время, чтобы ознакомиться с содержимым набора. Это позволит вам оптимизировать помощь пациенту.
В дополнение к чемодану-набору, также имеется дефибриллятор на борту. Ищите вот такой знак, знак мешка Амбу и дефибриллятора, которые хранятся здесь. «

Подробнее смотрите в прикрепленном файле .

Посмотреть другие обзоры

Автор обзора

Автор обзоров мировой медицинской периодики на портале MedElement — врач общей практики, хирург Талант Иманалиевич Кадыров.
Закончил Киргизский Государственный медицинский институт (красный диплом), в совершенстве владеет английским языком. Имеет опыт работы хирургом в Чуйской областной больнице; в настоящий момент ведет частную практику.
Регулярное повышение квалификации: курсы Advanced Cardiac Life Support, International Trauma Life Support, Family Practice Review and Update Course (Англия, США, Канада).

Читайте также:  Удаление нежелательных волос домашними средствами

Источник

Первая помощь на борту самолета

Полет на самолете, это, определенно, стресс для любого организма. Перепады давления на разных высотах, аэро- и клаустрофобии, недостаток кислорода и другие стрессовые факторы влияют даже на здоровых людей не самым благоприятным образом. Поэтому можно надеяться, что эта информация никогда не пригодится, но знать как вести себя в экстренных ситуациях нужно.

В идеале

В идеале на борту самолета должно быть три аптечки на разные по степени сложности случаи; их количество и состав регулируются самими авиакомпаниями.
В идеале команда воздушного судна должна иметь навыки оказания первой медицинской помощи, уметь принимать роды и иметь связь с медицинским консультантом на земле, который способен оперативно информировать о необходимых действиях членов экипажа в экстренных ситуациях. Но выполняются ли эти условия авиакомпаниями проверить сложно. Здесь как повезет.
Помните, что в самых сложных и экстренных ситуациях ради спасения жизни пассажира командир корабля может принять решение об экстренной посадке самолета в промежуточном пункте.

Что имеем на самом деле?

Как правило, на борту самолета есть три аптечки.
Первая с набором базовых медикаментов: обезболивающие (чаще ибупрофен), активированный уголь, парацетамол, детский жаропонижающий сироп, нашатырный спирт, перекись водорода, йод, пластыри, градусник, защитные маски, бинты.
Вторая: на случай аварийной ситуации, всегда крепится к борту самолета.
Третья: с инъекциями и медицинскими инструментами, только для людей с медицинским образованием. Экипаж воздушного судна не имеет права ее вскрывать без присутствия медика.

Случай из собственного опыта: Пассажиру-женщине на борту стало плохо, резко упало давление. Бортпроводницы принесли нашатырь и кислородную маску, пытались привести ее в чувства, но женщине становилось еще хуже, она потеряла сознание. Бортпроводница, не отходя от женщины, с небольшим волнением в голосе громко спросила: “Среди пассажиров есть медики?” – в ответ тишина. Бортпроводница повторила вопрос еще громче – реакция та же. Я по первому образованию связана с ветеринарией. Не выдержав, поднимаю руку – есть, только ветеринарные. Вслед за мной, отозвался мужчина: “Есть остеопат”. Нас пропустили к женщине, мы ее осмотрели и, не сговариваясь, начали приводить ее в чувства: растирать мочки ушей и пальцы рук, наклонять вперед корпус тела, включили кондиционирование на всю мощность и направили на нее, сильно похлопали по щекам руками с холодной водой, поднесли нашатырь – приоткрыла глаза. Померили давление еще раз, показатели выше, чем были до этого, приходит в норму. Надели кислородную маску и сидели с ней еще минут 10. Когда женщина пришла в себя окончательно, вернулся румянец, мы с мужчиной-остеопатом выдохнули с облегчением. Только после этого бортпроводницы рассказали, что у них есть аптечка с инъекциями на всякий случай. Обошлось без медикаметов. Дальше женщину пересадили в бизнес-класс, где она почувствовала себя еще лучше. В конце полета пришла обниматься.))

Еще один случай: сидящий рядом со мной дяденька ловит проходящую мимо бортпроводницу и спрашивает, есть ли у них что-нибудь от головной боли. Бортпроводница думает секунд десять, а потом отвечает, что нет, есть только аспирин (хотя он тоже помогает при болевом синдроме), извиняется, приносит просто воды и все. К счастью дяденьки, у меня был нурофен в кармане. Я дала ему таблетку, он показал нурофен своей жене, сидящей через проход, она одобрительно кивнула, и дяденька послушно выпил таблетку.

ВАЖНО! Никогда не принимайте у других пассажиров медикаменты, если не знаете название и фармакологическое действие препарата. В противном случае, вред от приема может быть сильнее, чем польза.

И это не все случаи, когда на моих глазах пассажирам становилось плохо во время перелета. И вы знаете, только единожды я видела, как бортпроводники действительно грамотно, без чьего-либо вмешательства оказывали помощь мужчине, у которого случился гликемический приступ (приступ при сахарном диабете).

Так что, как говорится, на бортпроводника надейся, а сам не плошай. )

Читайте также:  Лечебная гимнастика для коленных суставов при артрозе последней степени

Что же нужно для того, чтобы максимально обеспечить свою безопасность своих близких во время перелета.

1. Если у вас есть хронические недуги о которых вы знаете, заранее приготовьте все необходимые медикаменты.
ВАЖНО! Если препарат рецептурный, возьмите с собой рецепт от врача на ваше имя. Не все медикаменты разрешены к провозу без рецепта.

2. Если у вас есть признаки аэрофобии от легкой до тяжелой формы, заранее скачайте интересных/смешных фильмов на телефон или любой другой гаджет, любимую музыку/подкасты или книги. Очень хорошо помогает справиться с фобией препарат “Фенибут”, проверено на близких людях несколько раз. Но он рецептурный и имеет противопоказания.

Если аэрофобия наблюдается у вашего попутчика, не высмеивайте этот страх, это абсолютно нормально. Будьте готовы к возможной небольшой агрессии и даже злости со стороны вашего аэрофоба – это нормальная психологическая реакция на стресс. Будьте максимально спокойны и вежливы. Старайтесь развеселить аэрофоба. Мне однажды пришлось на весь самолет громко петь песенку: “Ах какая невезуха, абсолютно нету слуха…”, чтобы у моего аэрофоба не случилась панической атаки. Он громко рассмеялся, как и сидящие рядом пассажиры – но зато его отпустило.)
Личные наблюдения – аэрофобы не любят места у окна.

ВАЖНО! Старайтесь не употреблять алкоголь перед и во время полета, вопреки советам “бывалых”. Во время полета, перепады давления могут спровоцировать сердечный приступ. По статистике смерть во время полета чаще всего возникает у людей, принявших алкоголь, и вызвана сердечным приступом.

3. На время полета старайтесь надеть максимально комфортную одежду из натуральных материалов, которая не будет сковывать ваших движений, способствовать отечности и препятствовать воздухообмену. Галстуки, тугие ремни, узкие брюки, синтетические блузки, некомфортная обувь пускай летят в багаже, не на вас.

ВАЖНО! Если у вас высокий рост и есть возможность выбора места “space+” за дополнительную плату, не скупитесь и забронируйте себе такое место. Особенно при длительных перелетах нахождение в полусогнутом состоянии вызовет лишний стресс и отечность.

Как оказывать первую помощь на борту самолета?

1. Потеря сознания

Самыми частыми причинами потери сознания на борту самолета могут быть:
– внезапная смерть;
– обморок;
– кома.

Внезапная смерть
Очень надеюсь, что именно этот пункт вам не пригодится, но знать об этом надо! Итак, если человек, сидящий в кресле совсем “обмяк” и не реагирует на внешние раздражители, в большинстве случаев от крепко спящего его не отличит только ребенок.
Первое, что нужно сделать – это быстро уложить человека на пол, в проход.
Далее открыть веко и проверить реакцию зрачка на свет – сужается он на свету или нет.
Потом кладем два или четыре пальца правой руки между гортанью и жевательной мышцей и проверяем пульс на сонной артерии. Пальцы нужно плотно прижать в направлении позвоночника. Проверять пульс таким образом можно не дольше 10 секунд.

Три основных признака внезапной смерти:
1. Внезапная потеря сознания.
2. Зрачок не реагирует на свет.
2. Пульс на сонной артерии не обнаруживается.

Действия:
ВАЖНО! Время, когда человека можно вернуть в сознание после клинической смерти 3-4 минуты, поэтому, медлить нельзя. Излишне суетиться тоже. Все нужно делать максимально четко и спокойно.
Назначение комплекса реанимации – обеспечить приток крови, насыщенной кислородом к жизненно важным органам.
1.Уложить человека на твердую ровную поверхность.
2. Освободить область грудной клетки от одежды и украшений.
3. Нанести удар кулаком по грудине – только один раз!

ВАЖНО!
Удар по грудине наиболее эффективен в первые 1-2 минуты после остановки сердца.
Удар НЕ наносится детям младше 7 лет.
Если после удара пульс на сонной артерии не обнаруживается, нужно приступать к сердечно-легочной реанимации.
Начинать делать искусственное дыхание.

Обморок

Обморок – кратковременная потеря сознания.
Если человек находится без сознания не более 3-4 минут, но мы уже умело проверили и нашли у него пульс на сонной артерии, можно предположить развитие обморока.

Признаки обморока:
1. потеря сознания не более 4-х минут;
2. есть пульс на сонной артерии.

Предвестники обморока:
1. побледнение лица;
2. жалобы на звон и шум в ушах;
3. мелькание “мушек” и чего-то подобного перед глазами,
4. резкая слабость и подташнивание.

Читайте также:  Народное средство как экстренное противозачаточное

Действия:
1. Расстегнуть воротник одежды (развязать галстук).
2. Ослабить/снять поясной ремень, расстегнуть брюки.
3. Приподнять ноги на уровень выше головы (если есть такая возможность).
4. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.
5. Обеспечить доступ свежего воздуха (вентилятор или кондиционер).
6. Похлопать по щекам.

Как правило, после всех вышеперечисленных действий человек приходит в себя спустя одну-две минуты.
После того, как человек пришел в сознание, нужно обеспечить ему максимальный комфорт и доступ кислорода, дать выпить прохладной воды. В случае, если обморок был вызван пониженным давлением или голодным обмороком, дать сладкий чай.

ВАЖНО! Если человек не приходит в себя по истечение 4-5 минут, можно предполагать развитие комы.
В этом случае нужно положить человека на твердую горизонтальную поверхность и перевернуть на живот, контролируя наличие пульса. Ждать высококвалифицированной медицинской помощи.

Два главных признака комы:
1. Потеря сознания более чем на 4-5 минут.
2. Наличие пульса на сонной артерии.

По некоторым признакам кома похожа на глубокий сон, но разбудить человека невозможно. Человек не реагирует ни на какие внешние раздражители: свет фонариком в глаза, похлопывания по щекам, плечам, холодная вода – не вызывают никакой реакции.

Наиболее популярными причинами коматозного состояния на борту воздушного судна могут быть:
1. Передозировка алкоголя.
2. Передозировка наркотических средств.
3. Сахарный диабет.
4. Черепно-мозговая травма.

ВАЖНО! В состоянии комы резко снижается тонус подъязычных мышц и язык может блокировать поступление воздуха в легкие, запав к задней стенке гортани.

У человека в состоянии комы, подавляются глотательный и кашлевой рефлексы, слюна и возможные рвотные массы могут попасть в легкие, в следствие чего в ближайшие 2-3 минуты может произойти остановка дыхания.
Первое, что нужно сделать – уложить человека на живот, лицом вниз.

ВАЖНО! Только поворот на живот спасет жизнь человека, находящегося в состоянии комы.
В положении лежа на животе корень языка сместится от задней стенки гортани и освободит просвет дыхательных путей.

Именно поэтому, нельзя оставлять пассажира в состоянии комы:
1. сидеть в кресле;
2. лежать на спине.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

• Если у вас или ваших близких есть хронические заболевания, требующие медикаментозного лечения, внимательно и тщательно соберите аптечку. Важно не сдавать аптечку в багаж, а взять ее с собой в ручную кладь, в отдельную сумку с легким доступом. Положите ее прямо под ноги, под кресло напротив вашего, не убирайте на багажную полку.

• Надевайте в полет только комфортную и удобную одежду и обувь. Никаких галстуков, давящих туфель и тугих ремней.
Во время полета от перепадов давления и ограниченности в движении часто возникает отечность. При длительном перелете, если не заснете, старайтесь периодически вставать и немного пройтись, разминать конечности.

• При наличии аэрофобии (боязни летать) у вас или ваших близких, минимализируйте стресс. Не накручивайте себя и близких. Заранее скачайте интересные видео и аудио на гаджеты. В самых сложных случаях сходите к неврологу, проконсультируйтесь насчет приема медикаментов перед полетом. Внимательно изучите все за и против.

• Старайтесь не употреблять алкоголь до и во время полета. Как показывает практика, большинство смертей на борту воздушного судна происходит от сердечного приступа, спровоцированного алкогольным опьянением и перепадами давления.

• Постарайтесь изучить хотя бы самые элементарные правила оказания первой медицинской помощи на борту, они не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Очень хорошо, если с вами рядом на борту окажется медик или хотя бы кто-то вроде меня, человек с биологическим образованием, выросший в семье медиков на книгах по анатомии и фармакологии. Вы только представьте на секунду, что если именно такому человеку самому понадобится помощь? Что тогда? А вы думали, я зря тут распиналась все это время? Хе-хе))

• Если у вас и ваших близких есть заболевания, при которых опасно летать: опухоли мозга, недавно перенесенные инфаркты и инсульты, серьезные сердечно-сосудистые заболевания – несколько раз взвесьте все за и против.

Мягких перелетов и побольше попутчиков с медицинским образованием на ваших рейсах 😉

Источник

Оцените статью