Воспитание ребенка средствами народного творчества

Консультация для педагогов «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Елена Карпушина
Консультация для педагогов «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества»

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки, пословицы, поговорки и т. д.

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позже наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга», действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи).

Описание их не только поэтично,но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок и т. д. Персонажи трудолюбивы,ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.

Читайте также:  Какие есть лечебные травы от аллергии

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах, только тогда он сможет внести в занятия элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с детьми. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим необходимо больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методическими приемами. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения нужно обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Можно использовать потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку — воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период можно использовать такие потешки как,например:

Вот проснулся петушок,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка — муравка, сосна поднялась,

Птица — синица за зерна взялась,

Зайка — за капустку, мышка — за корку,

Детки — за молоко.

При подготовке детей ясельных групп ко сну желательно использовать потешки:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят — поспят, всему миру спят велят.

Во время одевания на прогулку:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры — во время кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить,приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе,гуманное отношение ко всему живому:

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Большое внимание следует уделить русским народным сказкам.Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи,и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Слушая сказочный голос, дети запоминают сказку.

В старшем дошкольном возрасте особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами. Воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования, учит правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм,необходимо всю работу проводить в два этапа:

1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.

2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок,предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопиться некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки.

Так же ценны в педагогическом отношении русские народные подвижные игры

(«Горелки», «Прятки», «Жмурки», «Салки», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота», «У медведя во бору» и т. д., они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду в группе детского сада. В интерьер группы должны быть включены пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в национальных костюмах, различные виды театров, фотографии. В книжном уголке следует разместить книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагоги, о методах и приемах их использования.

«Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества». Консультация Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Консультация для родителей и педагогов «21 февраля — Международный день родного языка» 21 февраля — Международный день родного языка Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, Люби его за то, что он могуч. Язык твой – щит,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Заюшкина сказка». Развитие речи средствами устного народного творчества Конспект занятия во второй младшей группе «Заюшкина сказка». Цель: развитие связной речи через устное народное творчество. Задачи: образовательные:.

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека — это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Фольклорные.

Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Отчет на педсовете по теме «Нравственное воспитание дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Сценарий педсовета с проведением деловой игры «Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества» Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества» (Слайд 1) Цель: повысить компетентность.

Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества «Посиделки у печи» Задачи — воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»); — воспитывать интерес к народному.

Источник

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Ирина Рябова
Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста.

«Уметь воспитывать детей — это великое государственное дело, требующее таланта, и широкого знания жизни». М. Горький.

Во многом эти знания дает народное творчество — вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты. Народное творчество создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по — новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в которых народ нам оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Любовь к русской народной культуре и ее традициям надо прививать с детства.

Знакомство дошкольников с традициями русского народа вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии.

Народные произведения — итог многовековой людской мудрости творчество многих поколений. Поэтому с раннего возраста нужно начинать знакомить детейсо всеми видами фольклора: песенками, сказками, закличками, загадками, пословицами и поговорками, хороводами, народными играми. В русском фольклоре сочетается слово, напевность, ритм. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного развития детей.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей со сказками, поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного развития детей, доставляют ребенку радость, активизируют мышление, речь, память, воображение. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком и осваивает красоту, приобщается к культуре своего народа. Устное народное творчество делает пребывание ребенка в детском саду благотворным, радостным. Это творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь его становится более интересной и содержательной. Дает возможность детям почувствовать себя частью своего народа, своей страны, научиться уважать и ценить прошлое своего народа.

Яркие и образные изделия декоративно — прикладного искусства — первые прикосновения к миру народной культуры, всегда вызывают у детей восторг, изумление.

Очень важно знакомить дошкольников с народно-прикладным искусством Дымки, Хохломы, Городца, Гжели. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. В нем проявляются лучшие черты народа, мудрость, смелость, стремление к красоте.

Рассматривая прекрасные росписи на прялках и других предметах быта; посуде; узоры на кружеве и вышивке; причудливые игрушки, дошкольники знакомятся с изделиями народных промыслов, так мы приобщаем их к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни. Через народное искусство ребенок, познает традиции, обычаи, особенности своего народа.

Народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Чтобы дети проявляли любознательность к предметам старины, мы вместе с родителями создали мини-музей «Русская изба» с предметами народного быта. Дети с интересом рассматривают сундук, печь, чугунок, рогач, рубель, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, русский народный костюм и другие экспонаты. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Ознакомление с народным творчеством проходить в «избе». От каждой встречи дети получают удовольствие. С каким восхищением и радостью загораются глаза детей, когда они посещают музей. Дети погружаются в мир русской старины, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

Важно знакомить детей с обрядовыми праздниками. Они связаны с различными сторонами общественной жизни человека, с трудом. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Приобщение дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников, дает хорошие результаты, так как дети проявляют интерес к народной культуре и к истории народа, проявляют чувство гордости за свое Отечество.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. В них много юмора, шуток, задора. Движения сопровождаются веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками. Народная игра формирует у детей культуру, сохраняет здоровье и здоровый образ жизни.

Одна из форм приобщения ребят к культурному наследию — это праздники и посиделки. В такие праздники можно включать народные песни, игру на народных инструментах, хороводы, частушки, игры. При подборе материала к празднику необходимо учитывать возрастные возможности детей. Русский народный костюм, ряжание участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей. Использование русского костюма способствует пониманию детьми народного русского характера. В праздничные посиделки включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их. Именно они являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Приобщение детей к народному творчеству дело трудоемкое, но востребованное. Наша задача — зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его истории и культуре, помочь нам, взрослым воспитать патриотов. Нам нужно стремиться к тому, чтобы привить любовь и уважение к предметам народного творчества.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Источник

Оцените статью