Воспитание младших школьников средствами народной культуры
методическая разработка по теме
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta03.doc | 60 КБ |
prezentaciya1_97-03.pdf | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание детей младшего школьного возраста
средствами народной культуры
Условия возникновения опыта.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.
Мой опыт формируется под воздействием целей и задач, поставленных перед учительством в Концепции модернизации российского образования. Воспитательная система нашей школы направлена на формирование человека-патриота, на развитие личности. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания младших школьников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.
Актуальность опыта. ( слайд 2 )
Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.
По-моему, в отечественной педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своему составу, сути и назначению рациональные общеметодические приемы и организационно-педагогические условия, способствующие повышению продуктивности задействования средств народной культуры в процессе воспитания младших школьников в условиях современной школы. Решение этой проблемы составляет цель моего опыта.
Ведущей педагогической идеей (слайд3 ) опыта является воспитание младших школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности младшего школьника средствами народного творчества.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом велась и ранее в нашей школе .т.к. основным направлением работы нашей школы было «Воспитание и обучение учащихся на традициях русской народной культуры» -. Но последние три года, после реставрации музея , и нового набора первоклассников я возобновила эту работу более направлено .Опыт работы реализуется через воспитательную систему с использованием средств народной культуры со специфическими способами работы с ними.
Теоретико-методологическую базу (слайд4) осуществляемых изысканий составили труды: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский, Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).
Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания младших школьников на основе народной культуры.
( Слайд5) Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности»
Цель данного опыта (слайд6)
Создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей младшего школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.
1. Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса обращения к средствам народной культуры при подготовке юных граждан Отечества в духе мира и взаимопонимания.
2. Установить образовательно-обогащающий потенциал народной культуры, включаемой в воспитательный процесс начального звена МОУ «СОШ № 4»
3. Определить и психолого-педагогически охарактеризовать воспитательно-развивающую ценность уместного и обоснованного насыщения досуга учащихся начальных классов элементами народной культуры.
4. Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями.
Описание средств достижения цели.
Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых: изучение и анализ литературы по теме; педагогический эксперимент; прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями учащихся на предъявление субъектами педагогического воздействия творческих заданий в рамках занятий по народной тематике и участия в праздничных народных торжествах; тематические беседы со школьниками, их родителями и другими наставниками; проведение целенаправленных анкетных опросов учащихся и их воспитателей; использование методов математической обработки эмпирических данных анкетирования и эксперимента; изучение продуктов детского творчества (поделки, сочинения, рисунки, проекты).
Организация учебно-воспитательного процесса (СЛАЙД7)
В практике своей работы воспитание детей младшего школьного возраста с использованием элементов народной культуры я реализую через:
- постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.
- введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;
- знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями; (СЛАЙД8)
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.
Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: путешествий, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков. Здесь огромную помощь нам оказывает работник Коломенского музея-усадьбы Хворова Светлана Викторовна Особый акцент делаю на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций.
В своей работе с детьми младшего школьного возраста я использую русскую народную тематику( СЛАЙД9 ) малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине –России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей учебной и внеклассной работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение Фольклорных праздников: Масленица, Рождество, Пасха, Деревенские посиделки и другие. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек.Представлю только некоторые из них:
На заре зарянской
Катится шар вертянский
Никому его не обойти, не объехать.
Золотой хозяин с поля идет,
Серебряный пастух на поле идет,
Мелкое стадо гонит.
(Солнце, месяц, звезды)
Ни свет, ни заря,
Пошло, согнувшись, со двора (Коромысло)
И обед не обед, коли хлеба нет.
Где охота и труд, там поля цветут.
Делай доброе, худое на ум не пойдет.
Хозяйство крепкую руку любит.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Добрая шутка дружбы не портит.
Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки – самоделки, посвященные определенному жанру устного народного творчества. С большим желанием дети разучивают колядки, заклички, потешки.
Фольклорные праздники и уроки в нашем классе становятся радостным событием в жизни ребят. Спасибо Светлане Викторовне. Подобран целый ряд сценариев тематических мероприятий. ( В ПРЕЗЕТАЦИЮ УРОКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ 10,11,12 )
На лицах детей можно прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Происходит подлинное общение школьников с искусством своего народа. У ребят формируется чувство патриотизма, привязанности к родному краю.
С недавних пор россияне отмечают такой праздник как Рождество. ( слайд 13 )
Дети рассказывают, почему не едят до первой звезды, что подавали на торжественный ужин, для чего пекли из теста различные фигурки, изображающие коров, быков, петухов. Уж теперь-то они знают, почему наряжают у нас на Новый год елку.
Ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах, на уроках физкультуры и после уроков на ГПД разучиваем русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Садовник» и другие. А как же здесь обойтись без считалки?
Какой радостью и восхищением загораются глаза детей, когда они посещают наш музей «Русская изба». Первое, на что обращают внимание дети – это Красный угол В мир русской старины погружаются дети, общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами, утюгами и другими предметами народного быта. Они чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».
Музейная педагогика дает возможность :
— осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
— сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
— раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
— попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
— объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
— организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [
Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения. Так за два года мы осилили два проекта: «Наш красавец самовар»(совместный с классом Татьяны Алексеевны), который закончился праздником «У самовара »(слайд14), и в этом году мы с моими ребятами закончили проект «Матрёшка-русская краса».Выходом стала наша книжка-малышка (ПОКАЗ, слайд15 ) (Рассказать, что делали в ней дети) Оба проекта пополнили вспомогательный фонд школьного музея «Русская изба»
В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей являются родители, бабушки дедушки. Итогом всей поисковой работы становится оформление альбома «Моя родословная». Широко применяю в своей работе включение родителей в воспитание детей, яркой формой, которую полюбили и дети и родители стали семейные праздники. Наряду с историей и культурой русского народа, мы изучаем историю, культуру, традиции своего края: песни и частушки, колядки и заклички, игры и хороводы. Таким образом, задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей. Такими у нас в классе стали: ярмарка «Дары Осени», «Поздравим папу», «Поздравим маму», классно-семейные походы. Тематические классные часы «моя родословная», «О чем расскажет семейный альбом», «Горжусь своими родителями» как раз и ставили целью воспитание человека-семьянина. Это работа нам только предстоит, так как она совпадает с тематикой уроков по истории.
Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относится к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.
Вся работа по развитию и воспитанию младших школьников средствами народной культуры в условиях современной школы , я думаю, даст хорошие результаты, так как:
- дети с интересом воспринимают материал;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.
Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Результативность опыта проявляется в стремлении детей воспринимать изучаемый материал на творческом уровне, что проявляется в выполнении детьми различных творческих работ. Эти работы стали ярким примером творческого усвоения учащимися изученного материала, а изготовленные поделки стали источником эстетического наслаждения.(ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ)
Источник