Воспитание личности по средствам народных

Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.docx 26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашова Марина Николаевна

Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Духовно-нравственные качества личности у детей дошкольного возраста можно развивать по средствам народной педагогики этой проблеме посвящены классические работы К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского.

Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Цель: воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики (народных праздников, обычаев и традиций)

  1. Разработать циклограмму тематического планирования по теме
  2. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей
  3. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
  4. Познакомить детей с основами народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни
  5. Развивать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
  6. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Проанализировав методическую литературу и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены основные компоненты народной педагогики:

Устное народное творчество : Потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество : изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву, рукоделие и др.

Музыкальное творчество : Инструменты , танцевально- песенное творчество и др.

Праздники, обычаи и обряды : православные традиции

За основу работы была взята программа Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Разработана циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка , но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.

При реализации проектов используется постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника (Осенины, наступление Нового года, Рождество, приход весны и т.д.). При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником, работа начинается задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставлялются иллюстрации и книги определенной тематики (например: «Чудо, чудо Рождество», автор Першина, «Добрый дедушка (сказание о Деде Морозе)», автор Балакшин), а после закрепляются в продуктивных видах деятельности (аппликация – рождественская звездочка, лепка – пасхальный кулич, рисование – пасхальное яйцо). Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Для достижения поставленной целей необходимо было так же заинтересовать родителей и найти в их лице поддержку. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов ( анкетирование).

В процессе совместной работы на основе народных традиций с детьми мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы каждый ребенок раскрывался как цветок, а родители начинали интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.

Так были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская Масленица»: В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник « Масленица».

«Дорого яичко ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста — барыня» : Реализуя такой проект как « Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали « капустниц» и блюда из капусты. Параллельно с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т.д.

«У самовара не скучаем»: Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Данная работа имеет большую значимость для воспитания духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами диагностических мероприятий проведенных в течение года: беседы, наблюдения, анкетирование, которые показали уровень заинтересованности и знаний родителей и детей в воспитательно-образовательном процессе и активного участие в жизни группы и детского сада. Заметно стало сплочение коллектива где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом. Родители заметили изменения в поведении детей: проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; стремятся к добру и неприятию зла; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.

Итогом данной работы стали: циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря, диагностический материал, наглядно — дидактические пособия, презентационные материалы , а так же созданы оптимальные условия для воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

Перспективы работы на будущее – это включение всех компонентов народной педагогики с учетом регионального компонента: сказаний, песен, пословиц, поговорок, хороводов Иркутского региона.

Источник

Воспитание жизнеспособной личности средствами русских народных игр.

Лиля Михайловна Алгунова
Воспитание жизнеспособной личности средствами русских народных игр.

Воспитание жизнеспособной личности средствами русских народных игр.

Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенчестве и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка. У детей проявляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы русского быта.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: это развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Это способ познания окружающего мира. Играя,он изучает: цвет; форму; свойства материала; пространственные отношения; числовые отношения; изучает растения, животных.

Русские народные игры отражают любовь русского народа к веселью, движениям, в них много юмора, задора. Игры сопровождаются потешками, считалками, забавными запевками.

Я начала знакомить детей с русской народной игрой в первой младшей группе. Пока ребенок еще мал, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают играми прибаутками, такими как «Ладушки», «Сорока — ворона».

В младшей группе у ребят любимыми играми стали «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси — гуси», «Каравай», «Сорока — белобока», «Смешинки» и т. д. С помощью этих игр у ребят развивается речь, моторика рук. С помощью потешек я учу детей умыванию, одеванию, правильному приему пищи.

Для успешного проведения игр изготовила атрибуты,оформила альбомы: русских народных игр; считалок; скороговорок; народные приметы. Вместе с родителями оформили уголок ряженья, сшили русские народные костюмы, приобрели кукольный театр.

Для себя я сделала вывод, что народные игры влияют на воспитание ума, воли, развивают характер, укрепляют здоровье. Формируют в мальчиках – будущих мужчин, а в девочках – будущих мам и хозяек.

Оформление участка детского сада в стиле русских народных промыслов Вот и закончилось лето,оставив о себе много ярких и радостных впечатлений. Прогулка в дошкольном учреждении является не неотъемлемой частью.

Достоинство русских народных сказок Достоинство русских народных сказок. Достоинство русских народных сказок оценено и признано не только нашей публикой, но и вообще всем образованным.

Фестиваль «Русских народных игр» (фотоотчет) Фестиваль «Русских народных игр» В целях формирования интереса и воспитания у детей любви к Родине, к традициям русского народа, к его.

Фотоотчёт о проведении развлечения «Путешествие в страну русских народных сказок» Кто не любит русские народные сказки? Конечно, найти такого человека в России очень сложно! И взрослые и дети не только их любят, но и хорошо.

Картотека русских народных игр с мячом (из опыта работы) История не знает ни года, ни места рождения игр в мяч, что говорит об их древности. Игры в мяч очень популярны, их считают самыми распространёнными,.

Конспект НОД «Мир русских народных сказок» для детей подготовительной группы с ОВЗ Конспект НОД «Мир русских народных сказок». Подготовительная группа. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект НОД «По страницам русских народных сказок» Цель: Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам. Задачи: 1. Образовательная: Закрепить знание детей о русском фольклоре на примере.

Методические рекомендации при подготовке проектов по изучению русских народных инструментов Методические рекомендации по подготовке проектов по изучению русских народных инструментов, включают в себя обучение основы техники игры.

Проект «Удивительный мир русских народных сказок» Цель: Использовать содержание сказок во всех видах организованной образовательной деятельности. Задачи: Приобщение детей к художественной.

Конспект занятия по речевому развитию «По тропинкам русских-народных сказок» «По тропинкам русских сказок». Задачи: Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку.

Источник

Народная культура как средство воспитания личности

Светлана Куроленко
Народная культура как средство воспитания личности

Последнее время в нашей стране происходит интенсивный рост национального сознания, что, в первую очередь, связано с проблемой осознания собственной этнической принадлежности, утраченной нами в конце ХХ века. Нас окружает большое количество «иностранного» в быту, на телевидении, в музыке и т. п. В связи с этим практически утрачены понятия об истинных ценностях, о чувствах патриотизма и человеколюбия. Исчезают идеалы человека-труженика, воина – защитника Отечества, забываются семейно-бытовые обычаи, традиции, секреты взаимного уважения в семье, почитания старших.

Самыми незащищенными от негативных воздействий окружающего поликультурного мира оказались дети. Дошкольники в данном отношении требуют особого внимания, так как они, с одной стороны, обладают высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – у них только формируются ценностные приоритеты, определяющие поведение и поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет показывают, что именно под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация картины мира и ценностных ориентиров.

Знакомство с обычаями, традициями россиян, помогает воспитать у детей интерес к истории русского народа, любовь к его культуре, помогает сохранить наследие прошлых веков. Поэтому познание детьми культуры русского народа, его фольклора, находит отклик в детских сердцах, оказывает положительное влияние на эстетическое и эмоциональное развитие детей, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, сформировать общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям и традициям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, то лучше всего знакомить дошкольников с народной культурой посредством народных игр. Ознакомление детей с народными играми совмещает в себе, помимо развития игровой деятельности дошкольников, развитие познавательных способностей, продуктивной, художественно-речевой и музыкальной деятельность деятельности. Кроме того, она позволяет познакомить детей с фольклором.

Отбор игр должен строиться на принципах учета возрастных особенностей детей, культуросообразности, интегративности, системности и последовательности содержательного компонента.

Используя народную игру как эмоционально-образное средство влияния, воспитатель пробуждает детей к активному выполнению игровых действий, творческому преобразованию знакомой игры в новую, развивает интерес к фольклору.

Народные игры являются одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражаются национальные устои, образ жизни людей, их труд, особенности быта,представления о нравственных качествах: о чести, смелости, мужестве. Кроме того, в процессе игры воспитывается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Самобытность народных игр заключена в том, что они, построены на глубоко нравственной основе. Играя, малыш ощущает гармонию с окружающим миром. У него формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культурному наследию родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию народные игры доступны ребенку, лаконичны и выразительны. Они способствуют активизации работы мысли, расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью дошкольника. В ходе игры воспитатель привлекает внимание дошкольников к ее содержанию, следит за точностью выполнения движений, соблюдения правил, приучает оказывать поддержку товарищу, добиваться совместного (командного) достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры важно отметить поступки тех детей, которые проявили смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Необходимо помнить, что главная задача деятельности педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей желание играть самостоятельно и активно.

Использование народных игр в совокупности с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу важно понять, что впечатления детства неизгладимы и глубоки. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Богатыри земли русской Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре Актуальность Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не.

Источник

Читайте также:  Ознакомление с инструкцией по оказанию первой помощи при
Оцените статью