Воспитание дошкольников средствами народной педагогики

Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.docx 26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чувашова Марина Николаевна

Народная педагогика в воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Духовно-нравственные качества личности у детей дошкольного возраста можно развивать по средствам народной педагогики этой проблеме посвящены классические работы К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. И. Пирогова, В. Г. Белинского.

Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Цель: воспитание духовно – нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики (народных праздников, обычаев и традиций)

  1. Разработать циклограмму тематического планирования по теме
  2. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей
  3. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
  4. Познакомить детей с основами народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни
  5. Развивать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
  6. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Проанализировав методическую литературу и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены основные компоненты народной педагогики:

Устное народное творчество : Потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество : изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву, рукоделие и др.

Музыкальное творчество : Инструменты , танцевально- песенное творчество и др.

Праздники, обычаи и обряды : православные традиции

За основу работы была взята программа Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Разработана циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка , но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников.

При реализации проектов используется постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника (Осенины, наступление Нового года, Рождество, приход весны и т.д.). При ознакомлении детей с каким-либо народным праздником, работа начинается задолго до наступления самого праздника. В книжном уголке выставлялются иллюстрации и книги определенной тематики (например: «Чудо, чудо Рождество», автор Першина, «Добрый дедушка (сказание о Деде Морозе)», автор Балакшин), а после закрепляются в продуктивных видах деятельности (аппликация – рождественская звездочка, лепка – пасхальный кулич, рисование – пасхальное яйцо). Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Для достижения поставленной целей необходимо было так же заинтересовать родителей и найти в их лице поддержку. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов ( анкетирование).

В процессе совместной работы на основе народных традиций с детьми мы видели, как постепенно оттаивают сердца детей и взрослых, так как народная культура и народная педагогика обладает удивительной способностью буквально у нас на глазах вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков. В процессе работы каждый ребенок раскрывался как цветок, а родители начинали интересоваться народной педагогикой, культурой и искусством, видя изменения в своем ребенке.

Так были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская Масленица»: В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник « Масленица».

«Дорого яичко ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста — барыня» : Реализуя такой проект как « Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали « капустниц» и блюда из капусты. Параллельно с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т.д.

«У самовара не скучаем»: Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Данная работа имеет большую значимость для воспитания духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста, что подтверждается результатами диагностических мероприятий проведенных в течение года: беседы, наблюдения, анкетирование, которые показали уровень заинтересованности и знаний родителей и детей в воспитательно-образовательном процессе и активного участие в жизни группы и детского сада. Заметно стало сплочение коллектива где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом. Родители заметили изменения в поведении детей: проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание; стремятся к добру и неприятию зла; верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.

Итогом данной работы стали: циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря, диагностический материал, наглядно — дидактические пособия, презентационные материалы , а так же созданы оптимальные условия для воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста по средствам народной педагогики.

Перспективы работы на будущее – это включение всех компонентов народной педагогики с учетом регионального компонента: сказаний, песен, пословиц, поговорок, хороводов Иркутского региона.

Источник

Использование идей народной педагогики в ДОУ

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например,чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва,один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами,стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В.Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки,временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки.Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент«— назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия,за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского,— мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

Источник

Читайте также:  Прикольные открытки с похмелья дружок
Оцените статью