Воспитание детей средствами народной педагогики

Средства народной педагогики

Анастасия Акимова
Средства народной педагогики

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.);

народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

народные игры,отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки, игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др. ;

— религия; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями; таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т. д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т. д.).

Данная картотека по теме: «Народная педагогика в воспитании дошкольника». Представлен материал по русскому народному творчеству, татарскому и мордовскому. Предложенные в каталоге материалы соответствуют возрасту детей и отражают все направления развития личности ребенка (эстетическое, нравственное, патриотическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание). Каталог эстетически оформлен, присутствуют яркие, красочные иллюстрации.

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчесво» В рамках реализации сетевого проекта.

Фототчет «Средства связи» Уважаемые коллеги! Моя первая публикация была посвящена организации предметно-пространственной среды по формированию у детей представлений.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Источник

Консультация «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста»

Наталья Абрамова
Консультация «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста»

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе, животным, воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и усвоения различных видов деятельности. Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Поэтому на современном этапе актуальной проблемой является нравственное воспитание детей, обучение их культуре общения и поведения посредством народных ценностей: пословиц, праздников, обрядов.

Народное воспитание — это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Формирование культуры общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В пословицах, загадках, сказках, детям представляется возможность узнать положительные и отрицательные стороны людей, хорошие нравственные качества, через них ребенок узнает, что отрицательные нравственные качества высмеиваются

При формировании культуры общения, как и во всем процессе воспитания, очень хорошо использовать произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки. Они более близки детям и очень доступны, остаются глубоко в душе.

Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Образность и доходчивость пословиц и поговорок делают их хорошим средством формирования гуманных чувств личности. Вовремя сказанная пословица оказывает несравненно более сильное воздействие, чем просторное нравоучение. К. Д. Ушинский, подчеркивая непревзойденное значение народных пословиц в воспитании детей, писал, что ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа; его потребности, привычки, его взгляд на природу.

Татарским народом создано огромное количество пословиц и поговорок. Многие из них имеют своей целью привить детям высокие моральные качества. В пословицах высоко ценится ум, честность, трудолюбие, высмеиваются жадность, лень, хвастовство.

Загадки вводят ребенка в размышление о связях между предметами и явлениями окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явлений. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Воспитательная ценность загадки состоит в том, что она развивает в ребенке догадливость и сообразительность.

Одним из самых распространенных и самых любимых у детей фольклорных жанров являются сказки. Каждый народ хранит в своих сказках образы своей культуры, уходящий корнями глубоко в историю. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают прежде всего национальные и социальные, традиционные устои своего народа. Сказки по сути своей оптимистичны, их роднит всепобеждающая вера в счастье и добро. Сказка как своеобразная художественная форма наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родной природы и с живым миром, правилами поведения. Народные сказки глубоко оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа.

Для детей младшего и среднего возраста доступны в основном сказки о животных и бытовые, для старшего дошкольного возраста интересны волшебные сказки.

Педагогическая ценность народных сказок чрезвычайно велика. Сказки разных народов часто так похожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения.

В фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного, эстетического развития подрастающего поколения. Он прекрасен воспитательной ценностью и способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, честность, скромность, уважение к старшим, трудолюбие, учит детей глубже и тоньше разбираться в жизненных ситуациях, в окружающих явлениях.

С первых дней появления на свет ребенок находится в тесном контакте с матерью. Наши бабушки, убаюкивая своих детей, пели колыбельные песни, общались с ребенком. С помощью колыбельных песен ребенок впервые слышал звуки своего родного языка. Пением колыбельных песен, потешек матери привлекают внимание своих детей, дети им улыбаются — появляется комплекс оживления.

Т. О. можно сказать, что через произведения устного народного творчества ребенок познает жизнь, усваивает ее правила и нормы, знакомиться с жизнью своих предшественников, воспринимает их опыт, в том числе и культуру общения.

Отчет о работе по экологическому воспитанию в младшей группе Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида№65 «Лесная полянка» Формирование положительно — эмоционального.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Источник

Народная педагогика в воспитании детей
консультация на тему

Приобщение ребенка к социальным взаимоотношениям.

Скачать:

Вложение Размер
narodnaya_pedagogika_v_vospitanii_detey.docx 16.67 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ИЗ ВСЕХ ЧУВСТВ РАДОСТЬ

ВСЕГО ЛУЧШЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ

СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. ОН ОХОТНЕЕ

ВСЕГО ОТДАСТСЯ ЭТОМУ ЧУВСТВУ,

И НА ЭТОЙ ПОЧВЕ ДУША ЕГО ЛЕГЧЕ

ОТКРЫВАЕТСЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

С первых лет жизни у ребенка воспитываются гуманное отношение к людям, внимание, забота, отзывчивость. Во главу угла ставится развитие доброты, умение делать добро, бескорыстно давать его людям. Доброта, справедливость, здоровье — все это расценивалось в народе как необходимые условия для счастливой и полноценной жизни человека. Пожелания и надежды матери именно таким воспитать свое дитя мы находим в колыбельных песнях.

«Она вырастет велика,

Будет в золоте ходить,

Под ногами тереть!

Нянькам и мамкам обноски дарить,

Сенным девушкам — по ленточке,

Молодым молодкам — по кокошничку,

А старым старухам — мягкий калач,

Да еще с патокою».

Отличительной чертой народной педагогики является то, что познание окружающего мира, приобщение ребенка к социальным взаимоотношениям происходят не путем прямого наставления, а посредством наталкивания на размышления. Тем самым передается и усваивается не конкретный опыт, зафиксированный в содержании того или иного народного воспитательного средства, а мысль, выведенная из этого опыта. Это особенно убедительно подтверждается в народных сказках. Во многих из них дается идеальный образ ребенка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» и др.), который характеризуется добротой, трудолюбием, послушанием.

Сюжет сказки исподволь подводит ребенка к мысли о том, что добрая, послушная, не теряющая самообладания девочка даже в трагической жизненной ситуации находит волшебного помощника, который изнутри как бы подсказывает, как ей поступить, указывает тот свет, ориентируясь на который она может выйти из трудного положения. В мироощущение ребенка ненавязчиво входит образное понимание того, что целеустремленность, трудолюбие, вежливость и т.п. являются гарантией счастливого исхода, вселяется уверенность в возможности выхода из трудной ситуации, что рождает оптимистический взгляд на будущее.

Положительными чертами другого свойства наделялся в сказках образ мальчика: ловкость, находчивость, смекалка («Жихарка», «Мальчик с пальчик», «Ермилка и лесной боров»). Близкие и понятные образы героев сказок, ровесников детей, наделенные положительными нравственными качествами, входя во внутренний мир слушателей, создают уверенность в возможности преодоления невзгод, внушают веру в счастливый конец, побуждают к поиску выхода из сложной ситуации.

Приобщаясь к народной культуре, ребёнок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями. Народная педагогика, передавая этот социальный опыт, ориентирует тем самым ребенка на общество, а не на личность. Общество ненавязчиво, ненастойчиво направляет каждого своего члена с младенческих лет в русло отшлифованных поколениями традиций. Поколения меняются, традиции народной педагогики остаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, материальной и духовной культурой» К.Д. Ушинский.

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. д.

Народной педагогикой называется область народных эмпирических знаний, в которых находят свое отражение цели и задачи воспитания, совокупность народных средств, умений и навыков воспитания и обучения.

Актуальность. Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфичес.

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r.

Народная педагогика — это совокупность знаний сохранившихся в традициях, в устойчивых формах общения представителей различных поколений друг с другом. Доброта, гуманность, отзывчивость, милосерд.

Сказки являются важным воспитательным средством.

Источник

Читайте также:  С похмелья ломит все тело что делать
Оцените статью