Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»
Викторина
«Лекарственные растения»
Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье
Ход викторины:
В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?
Дети: Люди лечились растениями.
В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?
Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник
В: Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Нас зелёная аптека
Выручит всегда, ребята!
И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».
1-й тур «Назови растение»
• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?
(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)
• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)
• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)
• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)
• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)
• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)
• 2-й тур «Узнай по описанию»
а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.
б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
5. Взрослое растение с плодами и семенами)
3-й тур «Загадки о растениях».
1. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
2. Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
3. Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня. (крапива)
6. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
7. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.
В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.
В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)
Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.
Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.
Однажды к ней пришла лиса.
-Что случилось лиса?- спросила сова.
-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?
Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.
В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.
— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.
Остановился ёж и говорит:
-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.
Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.
Как то раз белка обратилась за помощью.
-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?
Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.
Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.
— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.
И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.
В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.
Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.
— Итак, мы стали режиссерами.
В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)
В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.
В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.
Молодцы! Спасибо за работу ребята!
Итог: просмотр полученного мультика.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
Татьяна Ходжаева
Сценарий викторины в форме познавательной игры о лекарственных растениях «Целебное лукошко»
показать обучающимся важную роль лекарственных растений на протяжении всей жизни человека; расширить кругозор учеников;
развивать словесно-логическую память, фонематический слух, инициативу, стремление к активной деятельности, умение делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
воспитывать умение работать самостоятельно, интерес к различным видам деятельности при выполнении заданий, содействовать воспитанию информационной культуры, уверенность в своих силах, желание доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за окружающую среду.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор. Бумажная ромашка для конкурса.Травы: мята, липа, чабрец, ромашка, зверобой. Карточки-подсказки. Карточки для игры «Отгадайка». Кроссворд для каждой команды.
Ход мероприятия:
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
В лесу теперь тень и прохлада
И воздух – целебный настой.
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной лесной.
Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем мероприятии «Целебное лукошко»!
Здесь у нас собрались креативные, умные и активные любители природы! Мы надеемся, что вы также блестяще будете отвечать на наши вопросы и участвовать в конкурсах!
Что вы знаете о природе родной страны?
Россия. Это громадная страна с ее необъятными просторами полей, синью рек, озер и морей, лесов с птицами и животными. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства, имя которым – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья.
Восточная мудрость гласит-«Нет такого растения, которое не обладало бы лечебными свойствами, и нет такой болезни, которую нельзя было бы растениями вылечить»
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Так, сибирские олени – маралы – восстанавливают свои силы, поедая траву и корни левзеи (маральего корня, которые обладают сильным тонизирующим действием, а раненые олени отыскивают красную гвоздику, известную в народе как средство, которое останавливает кровотечение.
Люди начали изучать эти целебные растения и их свойства. На Руси таких людей называли “травниками”. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Народная фитотерапия сохранила для современных людей бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний и применению их в области косметологии.
А сейчас мы поговорим о более важной и значительной роли этих замечательных растений в нашей жизни. Думаю, все мы знаем, какую важную дату отмечает наша страна в этом году. Растения принесли большую пользу нашим бойцам в военное время, приближали День Победы. Мощные деревья, такие как сосны, пихта, дуб служили убежищем для партизан. Мох, особенно сфагнум, был отличным средством, заменяющим вату, отлично впитывал гной и кровь, обладает бактерицидным действием, использовался при операциях.
Чтобы поддерживать иммунитет раненных и ослабленных солдат, собирали чеснок, лук, готовили различные целебные напитки из хвои, мяты. Настой из корней одуванчика мог заменить бойцам кофе. О роли растений в обеспечении голодных и измученных блокадой людей можно говорить с полной уверенностью –в столовых в начале 1942 года мы могли наблюдать в меню следующие блюда: Щи из подорожника, котлеты из одуванчиков, пюре из крапивы, биточки из лебеды.
В наше время лекарственные растения очень хорошо изучены. Их очень много (более 500 видов) в наших лесах, степях, на лугах. На сегодняшний день растения применяются не только для приготовления целебного чая и настоек, но и для изготовления лекарств (успокоительные, противопростудные и иммуномодулирующие препараты, витаминов (больше всего в растениях витамина С, А, В и К, косметики (парфюмерия с экстрактом различных растений, эфирных масел (для лечения простуды, нервозности и др.) и многого другого.
А сейчас мы немного разомнемся!Разминка не оценивается.Правила таковы: мы зачитываем вам вопрос, команда, которая знает ответ, поднимает руку. Если ответ, данный командой, неверный, другая команда, которая второй подняла руку, имеет право ответить на него и заработать один балл. Начнем!
1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава? (Мох-сфагнум)
2. Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина)
3. Лесная трава, споры которой на Руси применяли как детскую присыпку. (Хвощ полевой)
4. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)
5. Необычное растение, в чай добавишь – наслаждение, из неё получишь масло, в нем целебных качеств масса! (Мята)
6. Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. (Алоэ)
7. Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. (Сосна)
8. Какие лекарственные растения носят «звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник)
9. Название, какого лекарственного растения в переводе с греческого означает «здоровье”? (Полынь)
10. Назовите сорные лекарственные растения. (Одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка.)
11. Какие лекарственные растения ядовиты? (белена, дурман, адонис или горицвет, чистотел и др.)
12. Какое растение живет до 300 лет? (брусника)
Следующий конкурс-«Ромашка»! Сейчас по очереди, представители каждой команды, вытянут из ромашки лепесток с вопросом, и ответят на него в течение 30 секунд!
1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла,
морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).
2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)
3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)
4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)
5. Какие растения заживляют раны?
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)
7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает «целитель ран». Что это за растение? (Зверобой.)
8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)/
9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка — календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)
Думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.
Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
(мята, душица, пижма, чабрец, ромашка, липа, тысячелистник)
Познавательная игра «На приеме у врача»
Команды по очереди. Одни врачи, а другие больные (работа в парах).
Описание игры
«врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
«больные» — дети, которые будут называть симптомы болезни.
1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
3) частые ангины – ромашка лекарственная;
4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
5) бородавки – росянка, чистотел;
6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
10) кровотечение – тысячелистник;
11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
Конкурс «Отгадай загадки».
1. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
2. Белые звоночки.
Белые горшочки на зеленой ножке.
3. Белая корзинка —
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
4. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый.
Только жаль,что не душистый:
5. Кто ни прикасается, —
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
6. Носит этот мальчик!
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
7. Злая, как волчица.
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
8. На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может,взглянете не так:
В Китае он – салат к столу.
Семян так много в плоде,
Похожим на суму. (Пастушья сумка).
9. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Стерегут цветочки. (Шиповник)
10. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
11. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник)
Кроссворд «Зелёная аптека»
Каждая команда получает свой кроссворд. Побеждает та команда которая быстро и правильно разгадает его.
1. Лекарственное растение, получившее название за форму своих листьев.
2. Растение с жёлтыми цветками, которое любит купаться.
3. Второе название растения «кукушкины слёзы».
4. Наука о растениях.
5. Растение, чьи мелкие жёлтые цветочки собраны в корзинки.
6. Второе название «одолень-травы».
7. Часть растения, находящаяся в плодах.
8. Часть растения, закрепляющая его в земле.
9. Жёлтая кувшинка.
10. Цветок, чьи красные ягоды считаются ядовитыми.
11. Растение, капли из которого являются успокоительным средством.
Источник