- Викторина для школьников на тему лекарственные травы
- Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»
- Вопросы викторины
- Викторина «Зеленая аптека» методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Тест с ответами: “Лекарственные травы и растения”
Викторина для школьников на тему лекарственные травы
Интересные и познавательные викторины для начальной школы и школьников среднего школьного возраста.
Все вопросы викторины с ответами.
Викторина: Помоги себе сам «Лекарственные растения»
Вопросы викторины
■ И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый . Ответ: Отвар.
■ Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник.
■ Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. Ответ: Крапива.
■ Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка.
■ С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. Ответ: Мята.
■ Плоды какого фрукта являются источником витамина С? Ответ: Лимона.
■ Из этого лесного растения делают лекарства для больного сердца. Ответ: Лесной ландыш.
■ Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник.
■ Овощ, содержащий витамин С и оберегающий детей от простуды. Ответ: Перец.
■ Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Другое его название столетник. Ответ: Алоэ.
■ В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных и других кровотечениях, при диабете. Ответ: Крапива.
■ Почки этого хвойного дерева используют в народной медицине. Из свежих игл изготовляют напиток, богатый витамином С. Ответ: Сосна.
■ Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? Ответ: Ноготки.
■ Корень этого растения помогает возбудить аппетит. Ответ: Корень одуванчика.
■ Быстро убивают вредные бактерии. Ответ: Лук и чеснок.
■ Сок этого комнатного растения закапывают в нос при насморке. Ответ: Алоэ.
Источник
Викторина «Зеленая аптека»
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) по теме
Викторина «Зеленая аптека» о пользе лекарственных растений с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для викторины «Зеленая аптека» | 1.68 МБ |
Конспект мероприятия | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Викторина « Зеленая аптека »
Презентацию подготовила учитель МОУ Горицкая СОШ. «Образовательный центр» Кимрского района Тверской области — Туляева Елена Юьевна 2013 год.
Предварительный просмотр:
Классный час разработан учителем МОУ Горицкая СОШ
«Образовательный центр» Кимрского района Тверской области
Туляевой Еленой Юрьевной для обучающихся 3 -4 классов.
Тема: Викторина «Зеленая аптека».
Цели: — развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные :
— уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях Тверской области;
— формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма;
Воспитательные:
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Развивающие:
— совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;
— обогащение природоведческого словаря:
Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Зеленая аптека», вопросы для викторины, тексты стихотворений, фишки- цветы для правильных ответов, мелодия «Родная песенка» композитора Юрия Чичкова, песня « Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..) композитора Юрия Чичкова
Дети входят в класс под музыку (мелодия «Родная песенка» Юрия Чичкова), делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
- Подготовка к восприятию материала.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
— просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой
Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», —
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю и желудку помогаю,
Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой.
Я давление снижаю, биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!»
Учитель: Возразила ей черника:
Черника : «Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
Ландыш: «С вами, девочки, поспорю,-
Учитель: Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Ландыш: Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Учитель: Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
Шалфей: «Все вы полезны, вы — лекарства для людей,
Помогаете от болезней, только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
— Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
— проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
— совещание команд, выбор названия, капитанов
— ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины :
- Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
- Какое растение получило название «мяун-трава»?
Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
- Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.
- Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
(Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар —
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
10 . Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ: Алоэ.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки л ечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
15 . Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ: Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд 19) Ответ: Плоды чёрной смородины.
— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
— подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды.
— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
Выступление ученика :
…Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Самед Вургун
— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
— Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
— В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
— Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
— Все ли растения являются лекарственными?
— Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
— Где можно собирать лекарственные растения?
— Сколько листьев можно обрывать на растении?
Физкультминутка (по мере необходимости)
— выполнение танцевальных движений под музыку
«Песня о волшебном цветке» (Есть на свете цветок алый-алый..)
музыка- Юрий Чичков, слова-Михаил Пляцковский
Источник
Тест с ответами: “Лекарственные травы и растения”
1. Как аир используется в народной индийской медицине:
а) бактерицидное средство, убивающее туберкулёзные палочки+
б) эффективное средство при язвах в горле и гастроэнтеритах
в) тонизирующее и ароматическое желудочное средство
2. Какое растение, согласно народной медицине, следует использовать для заживления ран:
а) бруснику
б) алоэ +
в) ромашку
3. Отвар и настой ягод какого растения применяется как дезинфицирующее средство:
а) клюквы
б) калины
в) брусники +
4. Какое из перечисленных растений обладает противовоспалительным действием:
а) девясил +
б) аир
в) ромашка
5. Экстракт какого растения используется для приготовления безрецептурных растительных антидепрессантов:
а) солодка
б) шалфей
в) зверобой +
6. Какое растение обладает сильно выраженными бактерицидными свойствами в отношении многих возбудителей болезней, особенно стафилококков и стрептококков:
а) каллизия
б) календула +
в) зверобой
7. Какое растение является традиционным средством от кашля:
а) ромашка
б) шиповник
в) мать-и-мачеха +
8. Какое растение используется при лечении заболеваний дыхательных путей:
а) солодка +
б) облепиха
в) зверобой
9. Плоды какого растения являются ценным поливитаминным средством:
а) облепихи
б) малины
в) шиповника +
10. Настоем какого растения ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка:
а) тысячелистника
б) ромашки +
в) мать-и-мачехи
11. Как назывались люди, обладавшими знаниями о лекарственных растениях:
а) знахарь +
б) врач
в) лекарь
12. Какие части растений могут обладать лечебными свойствами:
а) только листья
б) все части +
в) только плоды
13. Главная проблема лекарственных растений:
а) влияние человека +
б) изменение состава почвы
в) влияние солнечной радиации
14. Какого правила можно не придерживаться при использовании лекарственных растений:
а) сроки сбора сырья
б) особенности использования
в) место сбора сырья +
15. Какое лекарственное растение помогает остановить кровотечение при небольшой ране:
а) подорожник +
б) листья малины
в) ромашка
16. Почему некоторые растения являются ядовитыми:
а) загрязненная почва
б) способ защиты от поедания животными +
в) повышенная солнечная радиация
17. Растения, которые используют для лечения людей, животных и самих растений, называют:
а) домашними
б) дикорастущими
в) культурными +
18. Плоды лекарственных растений собирают:
а) в период цветения
б) в период полного созревания +
в) осенью
19. Какое растение является лекарственным:
а) борец высокий
б) ландыш
в) мята перечная +
20. Листья мать-и-мачехи используют при:
а) расстройстве пищеварения
б) простуде +
в) нервных болезнях
21. При Петре I были созданы:
а) аптекарские огороды +
б) аптекарские избы
в) аптекарские ящики
22. Нельзя собирать лекарственные растения:
а) около лесов
б) около дорог +
в) около рек
23. Лекарственные растения можно применять:
а) по совету знакомых и друзей
б) по старинным рецептам +
в) только по назначению врача
24. Сушить лекарственные травы при плохой погоде следует:
а) в тени
б) на печи +
в) на солнце
25. Какое растение не является лекарственным:
а) боярышник кроваво-красный
б) репешок
в) куколь обыкновенный +
26. Корни лекарственных растений при их сборе:
а) вырывают из земли
б) выкапывают +
в) не используют
27. Аптекарская изба была открыта на Руси:
а) при Петре Первом +
б) при Николае Первом
в) при Иване Грозном
28. При сборе лекарственных трав их необходимо:
а) стричь ножницами
б) вырывать из земли
в) срезать ножом +
29. Надземная часть пустырника используется как:
а) успокаивающее средство +
б) бактерицидное средство
в) мочегонное средство
30. Лекарственные травы собирают:
а) во время дождя или сразу после него
б) в солнечную, сухую погоду +
в) до восхода или после заката солнца
Источник