Приказ общественного призрения
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
История
Приказы общественного призрения введены «Учреждением о губерниях» императрицы Екатериной II в 1775 году для управления и развития приютов и учреждений народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, больницами, аптеками, богадельнями, работными и смирительными домами). Для увеличения финансирования приказов им было разрешено принимать вклады на хранение и выдавать ссуды под недвижимость и государственные процентные бумаги.
Управление народными школами уже в 1782 году перешло к Комиссии об учреждении народных училищ. В 1866 году в ведение губернских правлений и попечительных о тюрьмах комитетов передано управление рабочими и смирительными домами. С введением земских учреждений дела приказов общественного призрения отошли к земству, а финансовые ресурсы были распределены по губерниям с 1 января 1869 года.
По Уставу о общественном призрении, принятом в 1857 году (ред. от 1892 г.), к 1901 году приказы общественного призрения существовали в следующих неземских губерниях:
Порядок работы
Власть каждого приказа распространялась только на одну губернию. Председательствовал в приказе губернатор губернии, также в руководстве приказа состояло 3 члена (заседатели или депутаты), избираемые по одному от дворянства, городского общества губернского города и поселян. В некоторых губерниях сюда присоединялись губернский предводитель дворянства и член приказа, назначаемый по усмотрению министра внутренних дел. Все дела решались в присутствии всех членов приказа.
Доходы приказа формировались из процентов неприкосновенного фонда в билетах комиссии погашения государственных долгов и в облигациях главного общества железных дорог. Кроме того финансирование приказов осуществлялось за счёт пособий от городов и казны, пожертвований, пени и штрафов (взыскания за невыполнение в двухгодичный срок раздела в наследственном имении, за нарушение постановлений о питейном сборе и прочее), хозяйственных и прочих доходов (доходы от рабочих домов, фабрик и т. п.). Несмотря на неудовлетворительность состава и скудность средств, некоторые приказы развили довольно успешную деятельность по общественному призрению.
Источник
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ
ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ — в Российской империи государственно-общественные губернские и областные учреждения, организовывавшие и содержавшие больницы, заведения социального призрения, а также начальные школы, воспитательные, работные и смирительные дома.
Первые в России территориальные органы социального обеспечения и организаторы благотворительных фондов. Создавались в соответствии с губернской реформой 1775 года. Первые приказы общественного призрения учреждены в Новгородской (1776 год), Тверской, Ярославской (1778 год), Владимирской, Костромской, Курской и Псковской (1779 год) губерниях, в 1780-82 годах открыты ещё в 24 губерниях, позднее — практически по всей России (действовали в 40 губерниях к 1800 году, в 57 — к 1830 году). Подчинялись Сенату, с 1802 года — МВД (в 1810-1819 годах Министерству полиции). Состав присутствия приказов: губернатор (председатель), 6 выборных заседателей сословных судебных учреждений, с 1801 года — 3 заседателя совестного суда (представляли дворянство, горожан губернского города и свободных крестьян). С 1820-х годов вводилась также должность так называемого непременного члена, игравшего ведущую роль. По делам своих уездов в работе приказов участвовали уездные предводители дворянства. Решения присутствия исполнял смотритель заведений приказа общественного призрения.
При учреждении приказов каждому из них переданы капиталы (по 15 тысяч руб.), доходы от которых они использовали для обеспечения своей деятельности. До 1860 года приказы общественного призрения занимались ипотечным кредитованием под залог дворянских имений (в 1830 в залоге у приказов находились 310 тысяч крепостных крестьян), в 1806-1860 годах также выдавали ссуды купцам под залог недвижимости. Важнейшим источником финансирования приказов являлись частные пожертвования на определённые цели (приказы, таким образом, выступали в качестве первых благотворительных фондов). К середине 1830-х годов целиком на средства благотворителей созданы и содержались свыше 15 заведений: Дом призрения ближнего в Ярославле (основан в 1786 году на средства 150 благотворителей), богадельня в Оренбурге (1819 год), Странноприимный дом в г. Торопец Псковской губ. (1820 год), больница в Калуге (1826 год) и другие. С 1846 года в церквах проводился сбор пожертвований на содержание пациентов в учреждениях, подведомственных приказам. В пользу приказов общественного призрения поступали плата за лечение в больницах (бедные принимались бесплатно), отчисления от продажи игральных карт, пени и штрафы, пошлины за «неправые апелляции» и так далее. Они получали также доходы от «хозяйственных заведений», переданных им правительством, частными лицами или приобретённых самими приказами (рыбные промыслы и гостиный двор в Астрахани, кузнечный торговый ряд в Казани, кирпичный и черепичный заводы в Москве и другие). В необходимых случаях пользовались субсидиями от городских общественных управлений. С 1860 года получали казённое финансирование. Капиталы приказов составляли 6 миллионов рублей к 1810 году, 25 миллионов рублей к 1825 году, 39,5 миллионов рублей к 1834 году, почти 100 миллионов рублей к 1862 году.
Приказы общественного призрения при участии благотворителей сделали доступной социальную и медицинскую помощь для простых горожан и части крестьянства. Они постоянно расширяли сеть подведомственных заведений: в 1802 году их было 333, в 1833 году — 402 (13,5 тысяч коек, 118 738 призреваемых). В 1855 году содержали 557 больниц (главный предмет расходов приказов; были рассчитаны на 19,9 тысяч пациентов), 123 богадельни (7,2 тысяч призреваемых), 51 рабочий и смирительный дом (2,4 тысяч заключённых, занятых на обязательных работах), 47 домов и отделений для умалишённых (1,7 тысяч больных), 20 сиротских домов и 3 их отделения (призревалось 1 тысяч человек), 18 воспитательных домов и их отделений, 9 инвалидных домов для отставных солдат и обер-офицеров, 16 училищ и отделений для детей канцелярских служителей, 5 фельдшерских школ. Оказывали также помощь общественным благотворительным организациям, учебным заведениям, церковным приходам, отдельным нуждающимся, оплачивали обучение воспитанников подведомственных учреждений в средних и высших учебных заведениях (4,7 тысяч человек в 1841 году) и прочих.
Часть функций крупнейших по масштабам деятельности Московского и Санкт-Петербургского приказов в 1833 году передана советам заведений общественного призрения Ведомства учреждений императрицы Марии. После земской реформы 1864 года приказы общественного призрения упразднены в губерниях, где вводились земства, их капиталы и подведомственные заведения переданы земским и городскими органам самоуправления, работные и смирительные дома — комитетам Попечительного о тюрьмах общества. Последние приказы (15 к 1901 году, 7 к 1914 году) упразднены в 1918 году.
Источник
Приказы общественного призрения
Реформа, положившая начало созданию сети учреждений гражданского здравоохранения, доступных для малообеспеченной части населения, была предпринята в 1775 г. и в силу исторически сложившихся обстоятельств явилась частью административной реформы.
Содержание материала
Реформа, положившая начало созданию сети учреждений гражданского здравоохранения, доступных для малообеспеченной части населения, была предпринята в 1775 г. и в силу исторически сложившихся обстоятельств явилась частью административной реформы.
7 ноября 1775 г. Екатериной II был издан законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», предусматривавший проведение территориальной реформы и реформы местного управления с целью усиления государственной власти на местах.
Одновременно закон был призван смягчить социальные противоречия, отчетливо обозначенные крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775). Окончательная редакция закона принадлежала самой Екатерине II. «Это плод пятимесячной работы, исполненный мною одной», — писала императрица в письме к Вольтеру [32, с. 57].
Учреждение приказов общественного призрения
В каждой из 50 губерний при губернаторе учреждался новый орган — приказ общественного призрения. На них была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов для праздношатающихся, смирительных домов (для непокорных крестьян и непослушных детей), а также домов для неизлечимых и психических больных и больниц [28, с. 271].
Таким образом, реформа 1775 г. положила начало единой для всех губерний организации гражданской медицины.
В организационном устройстве приказов, в соответствии с замыслом Екатерины II, совмещались принципы общественных и государственных учреждений: находясь под непосредственным руководством губернатора, они в то же время состояли из выборных представителей дворянского, купеческого и крестьянского сословий (по два заседателя). Выборные члены приказов работали только около трех месяцев в году — «от 8 января до Страстной недели».
В Указе были разработаны инструкции по порядку работы учреждений приказа. В них содержались рациональные гигиенические рекомендации о выборе места для устройства больниц, которые должны располагаться «вне города, но близь оного, вниз по реке, а отнюдь не выше города: буде можно на высоком месте и свободном воздухе», строение должно было быть «не тесное и не низкое, чтобы покои чисто содержаны были».
Предусматривалась изоляция инфекционных больных, «чтобы больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели» [28, с. 274]. Для «неизлечимых больных» предлагалось создавать специальные учреждения, чтобы не занимать места в больницах и госпиталях.
Отдельно рассматривался вопрос об устройстве психиатрических учреждений. Как говорилось в тексте закона, дом для умалишенных должен был быть «довольно пространный и кругом крепкий, чтобы утечки из оного учинить неможно было», служители должны относиться к больным «человеколюбиво», но смотреть, чтобы больной «сам себе и никому вреда не учинил» [28, с. 274].
Указ был дополнен специальным пунктом под названием «Примерное положение о больницах» с тремя разделами: «Как поступать в приеме и содержании больных», «Что кому из находящихся при больнице наблюдать» и «Каким людям быть при больнице и с какимжалованьем». Положение определяло необходимые предметы обстановки и обихода больного. В документе подчеркивалось, что в больнице следует «призирать всякого звания бедных и неимущих безденежно, прочих же больных и господских служителей тогда только принимать, когда порожние места случатся, и плату за излечение с них установить весьма умеренную» [28, с. 276-278].
«Примерное положение о больницах» давало должностные инструкции всем представителям больничного персонала, подчеркивая главенствующее положение главного надзирателя. Таким образом, возглавляли лечебные учреждения не врачи, что являлось существенным недостатком складывающейся системы приказной медицины. В Положении указывалось на необходимость ведения больничной документации.
Местные власти на основании Указа и «Примерного положения о больницах» разрабатывали дополнительные правила об устройстве больниц с учетом местных условий.
Деятельность приказов общественного призрения распространялась только на города. Устройство и содержание больниц в селах было целиком отдано на усмотрение помещиков.
Материальное положение приказов не позволяло осуществить все намеченное в предусмотренном объеме в скорые сроки. На развитие деятельности каждому приказу при его основании, согласно Указу, были предоставлены выплаты из государственной казны в размере 15 тыс. рублей. Для увеличения доходов приказов эти средства предписывалось приумножать — «отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады».
Осуществление реформы 1775 г. тормозилось таким серьезным препятствием, как нехватка медицинского персонала, особенно в сфере гражданского здравоохранения. В связи с образованием наместничеств (губерний) было разработано штатное расписание, согласно которому в каждом уезде полагалось иметь на государственной службе доктора, лекаря, по два подлекаря и лекарских ученика. Однако даже в середине XIX в. штатные должности на местах не были полностью замешены. Аналогичные трудности испытывали и учреждения приказов общественного призрения.
Динамика формирования приказов общественного призрения была следующей: к 1780 г. было создано 13 приказов (Новгородский, Тверской, Ярославский, Владимирский, Костромской, Курский, Псковский, Вологодский, Воронежский, Нижегородский, Петербургский, Симбирский, Тамбовский), в 1785 г. их было — 35, в 1796 г. — 40 [33].
Источник
Приказы общественного призрения
Реформа, положившая начало созданию сети учреждений гражданского здравоохранения, доступных для малообеспеченной части населения, была предпринята в 1775 г. и в силу исторически сложившихся обстоятельств явилась частью административной реформы.
Содержание материала
Реформа, положившая начало созданию сети учреждений гражданского здравоохранения, доступных для малообеспеченной части населения, была предпринята в 1775 г. и в силу исторически сложившихся обстоятельств явилась частью административной реформы.
7 ноября 1775 г. Екатериной II был издан законодательный акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», предусматривавший проведение территориальной реформы и реформы местного управления с целью усиления государственной власти на местах.
Одновременно закон был призван смягчить социальные противоречия, отчетливо обозначенные крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775). Окончательная редакция закона принадлежала самой Екатерине II. «Это плод пятимесячной работы, исполненный мною одной», — писала императрица в письме к Вольтеру [32, с. 57].
Учреждение приказов общественного призрения
В каждой из 50 губерний при губернаторе учреждался новый орган — приказ общественного призрения. На них была возложена обязанность устройства и содержания воспитательных и сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, работных домов для праздношатающихся, смирительных домов (для непокорных крестьян и непослушных детей), а также домов для неизлечимых и психических больных и больниц [28, с. 271].
Таким образом, реформа 1775 г. положила начало единой для всех губерний организации гражданской медицины.
В организационном устройстве приказов, в соответствии с замыслом Екатерины II, совмещались принципы общественных и государственных учреждений: находясь под непосредственным руководством губернатора, они в то же время состояли из выборных представителей дворянского, купеческого и крестьянского сословий (по два заседателя). Выборные члены приказов работали только около трех месяцев в году — «от 8 января до Страстной недели».
В Указе были разработаны инструкции по порядку работы учреждений приказа. В них содержались рациональные гигиенические рекомендации о выборе места для устройства больниц, которые должны располагаться «вне города, но близь оного, вниз по реке, а отнюдь не выше города: буде можно на высоком месте и свободном воздухе», строение должно было быть «не тесное и не низкое, чтобы покои чисто содержаны были».
Предусматривалась изоляция инфекционных больных, «чтобы больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели» [28, с. 274]. Для «неизлечимых больных» предлагалось создавать специальные учреждения, чтобы не занимать места в больницах и госпиталях.
Отдельно рассматривался вопрос об устройстве психиатрических учреждений. Как говорилось в тексте закона, дом для умалишенных должен был быть «довольно пространный и кругом крепкий, чтобы утечки из оного учинить неможно было», служители должны относиться к больным «человеколюбиво», но смотреть, чтобы больной «сам себе и никому вреда не учинил» [28, с. 274].
Указ был дополнен специальным пунктом под названием «Примерное положение о больницах» с тремя разделами: «Как поступать в приеме и содержании больных», «Что кому из находящихся при больнице наблюдать» и «Каким людям быть при больнице и с какимжалованьем». Положение определяло необходимые предметы обстановки и обихода больного. В документе подчеркивалось, что в больнице следует «призирать всякого звания бедных и неимущих безденежно, прочих же больных и господских служителей тогда только принимать, когда порожние места случатся, и плату за излечение с них установить весьма умеренную» [28, с. 276-278].
«Примерное положение о больницах» давало должностные инструкции всем представителям больничного персонала, подчеркивая главенствующее положение главного надзирателя. Таким образом, возглавляли лечебные учреждения не врачи, что являлось существенным недостатком складывающейся системы приказной медицины. В Положении указывалось на необходимость ведения больничной документации.
Местные власти на основании Указа и «Примерного положения о больницах» разрабатывали дополнительные правила об устройстве больниц с учетом местных условий.
Деятельность приказов общественного призрения распространялась только на города. Устройство и содержание больниц в селах было целиком отдано на усмотрение помещиков.
Материальное положение приказов не позволяло осуществить все намеченное в предусмотренном объеме в скорые сроки. На развитие деятельности каждому приказу при его основании, согласно Указу, были предоставлены выплаты из государственной казны в размере 15 тыс. рублей. Для увеличения доходов приказов эти средства предписывалось приумножать — «отдавать сии деньги в узаконенные проценты на верные заклады».
Осуществление реформы 1775 г. тормозилось таким серьезным препятствием, как нехватка медицинского персонала, особенно в сфере гражданского здравоохранения. В связи с образованием наместничеств (губерний) было разработано штатное расписание, согласно которому в каждом уезде полагалось иметь на государственной службе доктора, лекаря, по два подлекаря и лекарских ученика. Однако даже в середине XIX в. штатные должности на местах не были полностью замешены. Аналогичные трудности испытывали и учреждения приказов общественного призрения.
Динамика формирования приказов общественного призрения была следующей: к 1780 г. было создано 13 приказов (Новгородский, Тверской, Ярославский, Владимирский, Костромской, Курский, Псковский, Вологодский, Воронежский, Нижегородский, Петербургский, Симбирский, Тамбовский), в 1785 г. их было — 35, в 1796 г. — 40 [33].
Источник