Волынские сокровища растения лекарственные учебник для народа

По следам отца Михаила Носаля. Ч.1

Священник Михаил Андреевич Носаль

Иван Михайлович Носаль

(Иван Носаль, из предисловия к книге “От растения к человеку”.)

Сегодня в Украине трудно найти семью, которая бы не имела или хоть раз не пользовалась этой книгой, которая в 1992 году вышла в столичном издательстве “Веселка” 200-тысячным тиражом. Но немногие знают, что имя отца, Михаила Андреевича Носаля – священника, педагога, правоведа – тесно связано с Волынью. Его следы мы и решили поискать в селе Пулемец в настоящее время Шацкого района, где в 30-х годах прошлого века служил на парафии о. Михаил.

ТАМ, ГДЕ НОЧУЕТ НЕЧУЙВЕТЕР.

От Луцка к Пулемцу путь неблизок. Пока авто преодолевает последние километры, натренированный глаз выхватывает на обочине дороги то одну, то другое растение, которое являются будто живыми иллюстрациями к книге Михаила и Ивана Носалей (отца и сына) «Лекарственные растения и способы их применения в народе». Дорогу нам указывают золотистые вехи дивины скипетровидной, которую в народе величают проще – коровьяк, влекут глаз небесной голубизной цветы цикория – “петрових кнутов”, а вон желтеет целое озерцо тмина песчаного, известного в народе как нечуйветер или бессмертник.

Село и озеро Пулемец, второе по величине после Свитязя, входят в настоящее время в Шацкий природный национальный парк. Здесь есть свыше 200 видов лекарственных растений, а в целом с территории Волыни в Красную книгу Украины занесены 72 вида растений. Это сегодня. Во времена же о. Михаила Носаля растительный мир был значительно разнообразнее и любознательный юноша не мог не обратить на него внимания.

Родился Михаил 12 апреля 1886 года на Люблинщине в многодетной семье. В 1903 году закончил духовное училище в Варшаве, а впоследствии – православную семинарию в Холме. Свой первый приход молодой священник получил в 1911 году на Холмщине, а с 1922 по 1929 год о. Михаил был на сельских приходах Волыни.

Именно на это время и приходится активная заинтересованность целебными свойствами растений. Свои исследования священник записал в специальные тетради, упорядочивать которые пришлось потом сыну Ивану, который вспоминал : «мне весьма повезло, что свое детство, юношеские годы и пору ранней зрелости я был под хорошим и мудрым отцовым взором. По натуре он был исследователем природы и души человеческой, по специальности – православный священник, собиратель и заготовитель лекарственных растений, организатор сельских потребительских кооперативов, автор пособия».

Как нам удалось установить, в 1925 году за свои труды священник Михаил Носаль решением Священного синода православной митрополии в Польше был награжден “Золотым наперсным крестом”. А в следующем году за участие в юбилейной сельскохозяйственной выставке в Познани он был удостоен бронзовой медали Великопольского сельскохозяйственного дома “за пропаганду продукции лекарственных растений”. В 1928 году Михаил Носаль принимал участие в промышленно полеводческой выставке уже во Владимире-Волынском и получил Похвальное письмо министра сельского хозяйства Польши.

Не прекращал он занятий травознанием и в годы войны. Сохранились архивные документы, которые подтверждают это. В частности, в письме, датированном 20 марта 1942 года, Михаил Носаль обращается к издательству “Волынь” с просьбой издать книгу о лекарственных растениях. Книга издана не была, но в журнале “Сельский хлебороб” в 1942 году печатались статьи Михаила Носаля под заглавием “Волынские сокровища лекарственных растений”.

Уникальные рукописи Михаила Андреевича, сделанные им в с. Пулемец, были изданы лишь в 1948 году. Эта книга стала первым официальным изданием о лекарственных растениях в УССР и выдержала несколько переизданий, последнее – в 1991 году.

К сожалению, в Пулемце нам не удалось разыскать никого, кто бы помнил отца Михаила или хотя бы знал о том, что знаменитый на всю Украину травознатель имел отношение к их селу. Нет уже и той деревянной церкви, как свидетельствуют архивные документы, построенной в 1861 году средством казны, в которой он служил. На ее фундаментах крестьяне в 1991 году построили новый Свято-Михайловский храм. К нему и вернулись отдельные культовые вещи, какие люди хранили у себя дома, когда в 80-х годах прошлого века по приказу местной власти старый храм разрушили. Это, в частности, иконы ХІХ века святых апостолов и несколько старопечатаний.

Предисловие редактора к книге Михаила и Ивана Носалей «Лекарственные растения и способы их применения в народе»:

Народная медицина и народные лечебные средства всегда привлекали
внимание врачей и исследователей. Некоторые из таких средств после
испытания их в клиниках нашли применение в современной медицине. К таким
средствам относится, например, широко применявшийся в народной медицине
горицвет — аDоNIS VеRNаLIS, введенный в свое время в медицинскую практику
С.П. Боткиным. В настоящее время можно было бы перечислить целый ряд
растений, вошедших в официальную медицину. Однако еще больше растительных
народных средств осталось неиспытанными.
Применение растительных средств в народной медицине освящено
многовековым народным опытом, и овладение этим опытом могло бы быть весьма
полезным. Однако народные лечебные средства обычно сосредотачивались в
руках знахарей, которые, оберегая свое знахарское ремесло, хранили их в
тайне. Поэтому и в прежнее время, и теперь собиратели народных лечебных
средств всегда испытывали трудности, получая сведения о них случайные и
неточные.
В настоящей книге, подготовленной к печати И.М. Носалем, агрономом из
Ровенской области, приводится материал о лечебных растениях,
пользовавшихся в народе популярностью, собранный его отцом Михаилом
Андреевичем Носалем. Сын также принимал некоторое участие в сборе
материала. Сам Носаль-отец, судя по оставленным запискам, имел намерение
опубликовать свой обширный материал в виде «открытой книги», считая, что
«грядущие люди. В связи с прогрессом науки внесут (в нее) дополнения.
А главное, дополнят ее новыми материалами, взятыми из того же
неисчерпаемого источника, из которого брал и он, — т.е. от народа».
Книга М.А. и И.М. Носаля выгодно отличается от прежних, изданных в
прошлом народных «лечебников», «травников» и пр. тем, что в ней даны
точные названия растений и подробно указаны способы применения их в
народной медицине. Ценно также то, что в ней указано время сбора растений,
способы их сушки и хранения.
Книга предназначена для врачей, но главным образом для
исследователей, которые из «народной сокровищницы» постарались бы извлечь
ряд данных для дальнейшего изучения.
Особенно ценно то, что автор имел возможность проверить многие
народные средства лично, рекомендуя их больным и наблюдая за результатами
лечения. Автор часто пытался объяснить их действие на больного. Во многих
случаях можно согласиться с его объяснениями, но в большинстве они были
только предположениями и потому изъяты из книги. Правильное объяснение
дадут те исследователи, которые, воспользовавшись материалами автора,
пожелают испытать народные средства при условии личного научного
наблюдения (анализа).

Читайте также:  Народное простое средство от глистов

От модератора Лилии:

Дорогие друзья, читатели ПолонСил!

Книга эта очень близка мне. Ее необычайно высоко ценили мои бабушка и дедушка, и именно по ней я в детстве училась распознавать растения. Она, изрядно потрепанная, и сейчас стоит на моей полке как одна из любимых книг о растениях и их целебной силе. Если вам это интересно, я буду выбирать оттуда и публиковать самые полезные, на мой взгляд, сведения о лекарственных растениях и рецепты народных снадобий.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Золотой рецепт для повышения иммунитета от Константина Носаля

— Деда я не застал, ведь родился двумя годами позже, — рассказал во время одного из интервью внук Почетного гражданина Ровно Константин Носаль. — Но те рассказы, которые я слышал от мамы и папы, побудили меня вдохновиться своим предком. У него было титаническое желание быть нужным людям.

Михаил Носаль

Это наше «носалийское» кредо, оно нас держит. Когда мой отец оставил работу, его дело продолжил я. Дед дал мне возможность иметь двоих сыновей, ныне фитотерапевтов.

Так, основываясь на методиках деда и отца и исходя из своей практики, Константин Иванович Носаль разработал и внедрил метод схемно-цикловой клинической фитотерапии, ставший его ноу-хау.

Суть этого метода — в создании индивидуализированных схем введения в организм пациента комплексов биологически активных веществ, с использованием настоек лекарственных растений.

Одна из книг Носалей в СССР

Для каждого больного он разрабатывает курс лечения, который корректирует в соответствии с его состоянием, индивидуальными реакциями, лабораторными анализами и другими контрольными обследованиями.

Мы же приводим рецепт натурального средства для оздоровления и очищения организма, укрепления защитных сил.

Золотой рецепт для крепкого иммунитета

Ò Пропустить через мясорубку курагу (0,7 кг), инжир (0, 5 кг), чернослив и изюм (по 0, 25 кг), 3 лимона средней величины, удалив косточки.

Ò Измельчить в кофемолке семена укропа (или фенхеля), петрушки (по 2 ст. л.), кору дуба (1 ст. л.) и сухой травы крапивы (200 г). Чеснок разобрать на зубчики и варить на пару в шелухе до мягкости (5 — 10 мин). Когда он остынет, смолоть.

Ò Все перемешать и добавить аптечную настойку боярышника (50 мл), аптечную настойку эхинацеи (50 мл), коньяк или ром — 75 мл (можно заменить коньяк на 50 мл 70-градусного спирта), мед (500 мл), нагретый до 60 градусов, и цветочную пыльцу (30 г).

Получится удивительный на вкус и целебный продукт, которым желательно каждому пролечиться хотя бы один раз в год.

Как принимать сбор:

Детям 5-12 лет — по 1 дес. л. 4 — 5 раз в день.

Взрослым — по 1 ст. л. 4 — 5 раз в день.

Лечебный курс проводится в течение 3 — 4 недель.

Запивать лекарство можно соком с мякотью или чаем.

Примечание редакции Домашнего Целебника — в статье автора рекомендуется давать детям с 1 года по чайной ложке средства в день, но учитывая содержание алкоголя, мы все же удалили эти рекомендации.

БОЖИЙ ДАР ОТЦА МИХАИЛА

Михаил Носаль родился в 1886 году близ Люблина (Польша) в украинской семье. Окончил сначала духовное училище, а затем — семинарию. Служить церкви считал своим долгом (служил священником сперва на Холмщине, позднее — на Могилевщине, а впоследствии — на Волыни).

Но Бог наделил его еще одним даром — глубинным пониманием каждого растения и цветка. Он изучал их целебные свойства, собирал и использовал их, помогая людям преодолевать всевозможные болезни. Этим «Божьим даром» отец Михаил занимался тридцать с лишним лет, порой даже не беря за это никаких денег.

Сохранились записи отца Михаила, которые он мечтал изложить в своей книге: «Вся моя священническая практика проходила в селах, а если был когда в городе, то имел приход среди рабочих, где нужды больше, где много горя, беспомощности и материальных лишений. Надо ли после этого объяснять, что условия жизни моих прихожан всегда были такими, что первым советчиком, другом и врачом был у них я? .. За свою жизнь я приобрел много практического опыта о лекарственных снадобьях, как и в пастырской практике …

Чтобы это святое знание сделать достоянием всего народа, а не отдельных людей, я написал книгу о лекарственных растениях, вместил в нее возможно большее количество этого знания, популярно ее составил и намерен ее пустить в массы нашего народа, повседневно живущего среди тех же лекарственных растений. Эта книга носит такое название: «Волынские сокровища — растения лекарственные. Учебник для народа».

Однако осуществить эту мечту удалось его сыну — Ивану, которому он передал это свое святое знание. На основе рукописей отца после его смерти была издана книга «Лекарственные растения. Способы их применения в народе». И эта книга просто «перевернула» взгляд официальной медицины на народную.

Читайте также:  Первая мед помощь при анафилактическом шоке

В то время (советское) народную медицину считали шарлатанством. Но, несмотря на это, книга Михаила Носаля стала настольной для миллионов людей: ее перечитывали, переписывали и записывали рецепты.

Источник

Золотой рецепт от 100 болезней известного травника Носаля! Лекарство на все времена!

Как ни крути, а начало официальной медицине дала все же народная. Еще с древних времен, когда лечение травами было единственным доступным средством поддержания здоровья, народные лекари пользовались большим доверием у населения. И особым доверием в Украине в начале ХХ века пользовался целитель-травовед отец Михаил Носаль. Его науку переняли сын Иван, правнук Константин и праправнуки Кирилл и Павел. Сегодня о них говорят как об академиках, на которых зиждется вся наука о лекарственных растениях …

БОЖИЙ ДАР ОТЦА МИХАИЛА

Михаил Носаль родился в 1886 году близ Люблина (Польша) в украинской семье. Окончил сначала духовное училище, а затем — семинарию. Служить церкви считал своим долгом (служил священником сперва на Холмщине, позднее — на Могилевщине, а впоследствии — на Волыни).
Но Бог наделил его еще одним даром — глубинным пониманием каждого растения и цветка. Он изучал их целебные свойства, собирал и использовал их, помогая людям преодолевать всевозможные болезни. Этим «Божьим даром» отец Михаил занимался тридцать с лишним лет, порой даже не беря за это никаких денег.
Сохранились записи отца Михаила, которые он мечтал изложить в своей книге: «Вся моя священническая практика проходила в селах, а если был когда в городе, то имел приход среди рабочих, где нужды больше, где много горя, беспомощности и материальных лишений. Надо ли после этого объяснять, что условия жизни моих прихожан всегда были такими, что первым советчиком, другом и врачом был у них я? .. За свою жизнь я приобрел много практического опыта о лекарственных снадобьях, как и в пастырской практике …
Чтобы это святое знание сделать достоянием всего народа, а не отдельных людей, я написал книгу о лекарственных растениях, вместил в нее возможно большее количество этого знания, популярно ее составил и намерен ее пустить в массы нашего народа, повседневно живущего среди тех же лекарственных растений. Эта книга носит такое название: «Волынские сокровища — растения лекарственные. Учебник для народа».

Однако осуществить эту мечту удалось его сыну — Ивану, которому он передал это свое святое знание. На основе рукописей отца после его смерти была издана книга «Лекарственные растения. Способы их применения в народе». И эта книга просто «перевернула» взгляд официальной медицины на народную.
В то время (советское) народную медицину считали шарлатанством. Но, несмотря на это, книга Михаила Носаля стала настольной для миллионов людей: ее перечитывали, переписывали и записывали рецепты.

ЗНАХАРЬ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Так называли Ивана Носаля в его окружении. Подхватив отцовскую науку, он продолжил его дело природолюба и травоведа. Был агрономом, травником, ученым и преподавателем.
А вышло так оттого, что еще с детства частенько бывал с отцом на природе и внимательно наблюдал за его работой. Позднее из отцовской библиотеки черпал знания по химии, фармации, физиологии человека. Ведь Михаил Андреевич не был аматором. Владел несколькими языками (французским, немецким, польским и знал латынь) и имел прекрасную библиотеку. И как высокообразованный, интеллигентный человек, личным примером воспитал в сыне высокие человеческие качества.
Так что потом они вдвоем лечили то, что не лечится, лечили не только тело, но и душу. К ним обращались за помощью с различными болезнями, и даже с нестерпимыми затяжными недугами, как к настоящим профессиональным врачам. Отказа никому не было. Поэтому вокруг молниеносно разлетались о них добрые предания как о травоведах-чудотворцах.
А еще какое-то время спустя Иван Михайлович серьезно стал заниматься научно-исследовательской деятельностью, участвовал в конференциях и научных семинарах. В 1984 году в Киеве состоялась Первая республиканская конференция по медицинской ботанике, на которой Иван Носаль впервые сделал официальное сообщение о «бабьем зелье». Тогда все присутствующие, а среди них были ученые и врачи официальной медицины, с интересом и восторгом слушали фитотерапевта.
Он же воплотил отцовскую мечту издать книгу о целебных травах «Лекарственные растения и способы их применения в народе» (издана в 1958 году). Она быстро разошлась между людьми и стала такой популярной, что в следующем году Госмедиздат переиздал ее на русском языке, хотя в то время официальная медицина еще отчаянно боролась с «шарлатанством». Значимость этой книги еще и в том, что фитосборы, приведенные в ней, имели научную основу, были проверены сотни раз.

УЧЕБНИК ДЛЯ НАРОДА

Вот так, как и хотел основатель династии Носалей, эта книга стала подлинным учебником для народа. Сегодня напоминаем уникальные рецепты из нее при различных заболеваниях.

Растения, применяемые в народе при сердечных заболеваниях

Немало есть растений, которые употребляются в народе для лечения сердечных болезней, но, по мнению автора, не каждое из них можно применять без медицинских знаний; некоторые из них содержат сильно действующие вещества, и в пользовании ими нужно быть осторожным. Автор дает сведения только о четырех растениях, которые в народе часто применяются в больших дозах не только без вреда для больного, но обычно с определенной пользой.

Адонис весенний. В народной медицине чай из напара не больше 1 ст. л. порезанного растения на 2 стакана кипятка рекомендуется принимать по 1 ст. л. (максимум) и не чаще, чем через 1 час при сердечных болезнях, при почечной водянке, остром воспалении почек, при одышке, отеке ног, при инфекционных заболеваниях (тиф, грипп, скарлатина и пр.).
Адонис является важным компонентом в смеси лекарственных растений, применяемых при болезнях почек. При нормальной работе сердца улучшаются и функциональные отправления почек. Не раз приходилось замечать значительное увеличение выделения мочи и исчезновение отека ног у отечных больных.
При острых и хронических болезнях почек принимается следующая смесь: травы адониса – 4,0 г, листьев толокнянки – 5,0 г, березовых почек – 3,0 г, травы хвоща – 2,0 г. Смесь эта заливается 300,0 мл кипятка, напаривается в духовке 2 часа и потом на слабом огне кипятится 5-10 мин. Принимают каждый час по 1 ст. л.; при этом назначается молочная, бессолевая диета, постельный режим и через день ванна.
Отвар адониса и смесей с ним скоро портится (закисает), поэтому его ежедневно заготовляют свежим.
Траву адониса лучше всего хранить в деревянных ящиках, выложенных внутри бумагой.

Читайте также:  Чистка легких народными средствами

Ландыш (растение ядовитое). В народе из цветов ландыша приготовляют спиртовую настойку, употребляемую при болезнях сердца, особенно при пороке сердца. Ландышевую настойку приготовляют следующим способом: в баночку с узким горлышком насыпают свежих цветов ландыша до уровня трех четвертей и заливают почти доверху 90-градусным спиртом; закрывают, настаивают 2 недели. Настойка фильтруется. Получается желтоватая прозрачная жидкость, горького вкуса и слабого ландышевого запаха. Принимают по 10-15 капель 3 раза в день.
При сердечных недомоганиях с резко выраженными нервными явлениями принимают в течение дня полстакана, разделив на 5 приемов напар травы пустырника, в который влито 30-35 капель ландышевой настойки. Эту смесь в такой же дозе принимают также при бессоннице, тоскливом настроении и пр.
Цветы ландыша хранят в плотно закрывающихся коробках.

Боярышник. Напар из 3 ст. л. цветов на 3 стакана кипятка, по 1 стакану трижды в день принимают при сердечных заболеваниях, особенно во время простуды или при сильных нервных потрясениях (дают и детям в соответственно уменьшенных дозах), при головокружениях и «ударе» (прилив крови к голове, при так называемом «заморочении» головы), при удушье, вызванном сердечными недомоганиями, при неврозе сердца, при начинающемся климаксе.
Настойка из боярышника готовится так: сок из свежих цветов боярышника смешивается с двойным количеством 90-градусного спирта и настаивается 15 дней. Принимают 3 раза в день по 40 капель на 1 столовой ложке воды.
Цветы боярышника можно смешивать с травой пустырника волосистого, сушеницы и цветами ромашки аптечной в пропорции (соответственно) 4:4:4:1. Напар – ложка смеси на 1 стакан кипятка. Принимают в тех же случаях и дозах, как и боярышник.
Сушенные в тени цветы боярышника хранят в коробках, выложенных внутри бумагой.

Пустырник волосистый. Собирают все растение во время цветения, срезывая снизу в той части, где стебель менее упругий, обычно, где начинаются листья. В народе предпочитают свежее растение, пользуясь выжатым из него соком. Высушенный пустырник употребляют в соответственно увеличенном количестве: 1 ст. л. с верхом мелко изрезанного растения на 1 стакан кипятка в виде напара в 2 приема.
Сок свежего растения принимают 3 раза в день по 30-40 капель на 1 столовой ложке воды, за 30 мин до еды. Как сок из свежего растения, так и напар из сушеного принимают при ослабленной деятельности сердца, при неврозе сердца, слабом пульсе, одышке.
Применяется также при желудочно-кишечных заболеваниях, при хронических катарах толстых кишок, при желудочных спазмах и пр. Во многих случаях приходилось наблюдать излечение хронических кишечных больных после трехнедельного приема пустырника.
Пустырником пользуются также при также как успокаивающее нервную систему, предпочитая его валериане и бромидам.
При повышенном давлении крови он применяется в смеси в равных частях с травой сушеницы болотной, цветами боярышника и листьями омелы по 40,0 г на 1 л кипятка.
В тех местностях, где валериана не растет, народ вместо нее употребляет траву пустырника.
На зиму пустырник заготовляют, смешивая 2 части свежего сока с 3 частями спирта. Принимают 3 раза в день по 25-30 капель на воде.
Хранят пустырник в ящиках, выложенных внутри бумагой.

ЗОЛОТОЙ РЕЦЕПТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИММУНИТЕТА ОТ КОНСТАНТИНА НОСАЛЯ

— Деда я не застал, ведь родился двумя годами позже, — рассказал во время одного из интервью внук Почетного гражданина Ровно Константин Носаль. — Но те рассказы, которые я слышал от мамы и папы, побудили меня вдохновиться своим предком. У него было титаническое желание быть нужным людям. Это наше «носалийское» кредо, оно нас держит. Когда мой отец оставил работу, его дело продолжил я. Дед дал мне возможность иметь двоих сыновей, ныне фитотерапевтов.

Так, основываясь на методиках деда и отца и исходя из своей практики, Константин Иванович Носаль разработал и внедрил метод схемно-цикловой клинической фитотерапии, ставший его ноу-хау. Суть этого метода — в создании индивидуализированных схем введения в организм пациента комплексов биологически активных веществ, с использованием настоек лекарственных растений.
Для каждого больного он разрабатывает курс лечения, который корректирует в соответствии с его состоянием, индивидуальными реакциями, лабораторными анализами и другими контрольными обследованиями.
Мы же приводим рецепт натурального средства для оздоровления и очищения организма, укрепления защитных сил.

Пропустить через мясорубку курагу (0,7 кг), инжир (0, 5 кг), чернослив и изюм (по 0, 25 кг), 3 лимона средней величины, удалив косточки.
Измельчить в кофемолке семена укропа (или фенхеля), петрушки (по 2 ст. л.), кору дуба (1 ст. л.) и сухой травы крапивы (200 г). Чеснок разобрать на зубчики и варить на пару в шелухе до мягкости (5 — 10 мин). Когда он остынет, смолоть. Все перемешать и добавить аптечную настойку боярышника (50 мл), аптечную настойку эхинацеи (50 мл), коньяк или ром — 75 мл (можно заменить коньяк на 50 мл 70-градусного спирта), мед (500 мл), нагретый до 60 градусов, и цветочную пыльцу (30 г). Получится удивительный на вкус и целебный продукт, которым желательно каждому пролечиться хотя бы один раз в год.
Принимать сбор можно практически в любом возрасте.
Детям от 1 года до 3 лет в качестве лечебного средства — по 1 ч. л. в день, для профилактики — по 1 ч. л. 2 раза в день.
Детям от 3 до 5 лет с лечебной целью — по 1 ч. л. 4 — 5 раз в день.
Детям 5-12 лет — по 1 дес. л. 4 — 5 раз в день.
Взрослым — по 1 ст. л. 4 — 5 раз в день.
Лечебный курс проводится в течение 3 — 4 недель.
Запивать лекарство можно соком с мякотью или чаем.

Источник

Оцените статью