Внеклассное занятие лекарственные растения

Внеклассное занятие «Лекарственные растения»
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Учебная цель: закрепить навык распознания лекарственных и ядовитых растений, умение узнать их среди других растений.

Воспитательная цель: объяснить, что они должны быть осторожны с незнакомыми растениями. Воспитывать любовь к родной природе.

Коррекционная цель: развивать память, мышление, познавательный интерес, умение рассказывать, знать терминологию.

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_rasteniya.docx 23.33 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Казанская школа – интернат №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Внеклассное занятие на тему:

«Лекарственные растения: полезные и опасные»

Воспитатель: Насыбуллина Л.Л.

Учебная цель: закрепить навык распознания лекарственных и ядовитых растений, умение узнать их среди других растений.

Воспитательная цель: объяснить, что они должны быть осторожны с незнакомыми растениями. Воспитывать любовь к родной природе.

Коррекционная цель: развивать память, мышление, познавательный интерес, умение рассказывать, знать терминологию.

Оборудование. Фланелеграф, аудиокассеты с записью музыкальной песни «Этот зеленый мир», «Прогулка по лесу», открытки с изображением лекарственных и опасных растений.

Создать в классе рабочую обстановку.

-Ребята, какое сейчас время года?

-А какое было до этого? Правильно, лето.

-А чем вам лето запомнилось?

-Была теплая погода, светило солнце, были ягоды, можно было купаться и т.д.

Звучит аудиокассета звуки природы «Прогулка леса»

-Ребята, а сейчас мы с вами совершим экскурсию в лес, немного помечтаем о лете и вспомним, что же растет в летнем лесу.

Правильно деревья, кустарники, трава, цветы.

-А как это все называется, одним словом? Совершено верно, растения.

-А какие вы знаете растения?

-А для чего нам нужны, растения? Правильно для лечения, красоты, а еще ребята, чтобы всем людям легко дышать, ведь растения выделяют

-А кто знает, что это за слово? Это чистый воздух, которым мы дышим,

Листочки, растущие на деревьях, очищают воздух.

Вот вы сказали, что растения нужны для лечения, а ведь нужно знать какие растения можно собирать, а какие нет.

Вот сегодня на нашем занятии мы повторим и узнаем кое-что новое, какие растения относятся к лекарственным, а какие к ядовитым.

-А как вы понимаете слово ЛЕКАРСТВЕННЫЕ (ими можно лечиться)

-Мы с вами знаем достаточно растений, а именно это крапива, можжевельник, подорожник, пижма, мать-и-мачеха, черника, одуванчик, ромашка.

Но сегодня мы поговорим только о тех, которые вам больше всего понравились, т.е вы будете защищать каждый свое понравившееся растения. Начнём с лекарственных растений.

Ученик 1 выходит с рисунком крапивы и рассказывает про нее.

Все знают, что крапива лекарственное растение. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Мои листья богаты витаминами А,С,К.

Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда, например, борщ с крапивой или крапивный салат.

Давайте скажем крапиве спасибо за то, что она накормить может, и вылечить. Одна крапива заменяет семерых врачей, хором СПАСИБО.

Рассказ о том, как были открыты лечебные свойства ПОДОРОЖНИКА.

Однажды две змеи грелись у дороги на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехала её. Люди сидевшие в повозке увидели, как первая змея, оставшая невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

Про мать – и – мачеху.

Помню, когда я простудился, мама делала мне настойку из цветов и листьев мать – и –мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило! Это растение прекрасное средство от кашля.

В народной медицине одуванчик применяют при разных болезнях. Листья одуванчика хороши в весенних салатах.

-Не зря говорят, что

Давайте вместе прочитаем

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР _ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА,

Стихотворение ,про лекарственные растения.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой (все хором)

Мы листики осенние

На дереве сидим.

И на землю тихо сели.

Но в растительном мире встречаются ещё, какие растения?

Правильно опасные (ядовитые, которыми, можно отравиться) Вот сейчас нам ребята напомнят про эти растения.

На лесных полянах в разгар лета расцветает АКОНИТ.В Индии сохранилась легенда об этом растении. Жила в Индии ядовитая девушка. Она питалась АКОНИТОМ. Девушка была очень красива, но настолько пропитана ядом, что не только прикосновения к ней, но даже один взгляд её убивал человека.

Про Вороний глаз.

Часто в лесу можно встретить ещё одно ядовитое растение – Вороний ГЛАЗ. У этого растения прямой стебель, несущий один цветок – название дано за сходство плода – ягоды с глазом вороны.

Про ЧЕРЁМИЦУ БЕЛУЮ.

По сырым местам и полянам растёт черёмица белая. Это очень ядовитое растение! У него прямые толстые стебли, очень широкие листья.

_Давайте вспомним о каких растениях рассказали нам ребята?

-Какие относятся к лекарственным?

-А какие к ядовитым.

А сейчас мы с вами окунёмся в мир волшебной сказки. Расскажу вам сказку о лесном белом колокольчике, который называется «ЛАНДЫШ» (на фланелеграфе)

-Куда это вы торопитесь, — спросил Зайка у пробегающих, мимо него, зверят.

-На полянку, где растут заячьи уши! – ответил Лисёнок

-К –а – к?! – удивился малыш – Разве могут в лесу расти мои уши?!

— Лес это сказка, а в ней можно встретить, что угодно, — перепрыгивая с ветки на ветку, ответил Бельчонок.

-А можно я побегу с вами? Я тоже хочу посмотреть, как из земли растут мои уши.

-Тогда догоняй нас! – крикнул Волчонок. И Зайка вприпрыжку побежал за малышами.

— Стойте! – остановил Лисёнок своих друзей. – Вот и заячьи уши.

-Ха – ха – ха! – засмеялся Зайка – Разве это уши? Это же самый настоящий ЛАНДЫШ.

-Но его ещё называют заячьими ушами, — пояснил Бельчонок.

Посмотри, у каждого растения по два длинных заостренных листа, ну точь-в- точь как твои уши.

Вокруг благоухал майский ЛАНДЫШ. На тоненьком стебельке висели чудесные белоснежные цветки. Они были похожи на крошечные игрушечные фонарики.

-Как красиво. – Лисёнок не мог оторвать глаз от цветов.

— А как они чудесно пахнуть! – бельчонок лапками взял цветок и понюхал.

-И какие забавные эти зелёные уши, — добавил Зайка.

Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую поляну, где росли белоснежные цветы. Но вместо цветков на стебельках висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

-За ты их трогаешь? – поинтересовался Лисёнок.

— Ты, что выбрось! Ягоды ЛАНДЫША ядовитые! – испугался за друга малыш – ими можно отравиться.

— Пусть лучше они опадут, Бельчонок прыгнул на дерево. Из них вырастут новые ЛАНДЫШИ. А мы каждую весну будем сюда прибегать, и любоваться красивыми цветами.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ СКАЗКИ,

— Какое название, связанное с именем животного, получил ЛАНДЫШ?

— На что похожи цветы ЛАНДЫША?

-Какого цвета ягоды этого растения?

— Ядовиты или съедобны ягоды ЛАНДЫША?

-Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня (крапива)

Шар улетел (одуванчик)

-Белые горошки на зеленой ножке (ландыш)

-Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке

Кругом четыре листика

А в самой глубине

Чернее ночи – ягода

Да сильный яд во мне (вороний глаз)

С белой юбочкой

А плод – лукавый

С шипами и отравой (дурман)

ПЕСНЯ «ЭТОТ ЗЕЛЁНЫЙ МИР»

Этот зелёный мир, этот волшебный добрый мир-

Он мне навеки мил.

На заре у опушке лесной

Умывается белка росой,

Шепчет сказки задумчивый лес…

В нём немало таится чудес!

Вот, ребята и пора нам возвращаться из летнего леса в наш класс.

Ребята мы с вами побывали в летнем лесу и вспомнили, что растения бывают какие?

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ И ЯДОВИТЫЕ,

К лекарственным относятся:

Крапива, подорожник, мать – мачеха,одуванчик и т.д.

К ядовитым относятся:

Аконит, вороний глаз, черемица белая и т. д.

-Если увидел незнакомое растения как узнать, можно ли попробовать его плоды? (спросить у взрослых).

Если никто из взрослых не может ответить на твой вопрос, а тебе очень хочется попробовать, можно ли это сделать? (нет)

Вот теперь мне за вас не страшно. Если вы пойдёте с родителями в лес, вы сможете распознать изученные нами растения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб.

Данная разработка предназначена для работы с учащимися 3-4 классов во внеурочной деятельности.На уроке учащиеся повторяют классификацию растений, значение растений в жизни человека, з.

Проект с презентацией содержит практическую помощь учителю в проведении занятия по краеведению «Растения и животные Кировской области» (или любого другого района России, находящегося в одной при.

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с интересными и знаменитыми травянистыми растениями Хабароского края, с их лечебными свойствами.Учащиеся устанавливают причинные связи между отдельными элемен.

Презентация составлена к внеклассному мероприятию «Лекарственные растения Хабаровкого края» 3 класс.Содержит фото-рисунки, музыкальное оформление, кроссворд, игру «Проверь себя».

Тема: Растения моего микрорайонаЦЕЛИ: обобщить знания по окружающему миру по разделу «Эта удивительная природа». Воспитывать патриотизм, любовь к природе и бережное отношение к ней, чувство горд.

Источник

Внеклассное занятие Лекарственные растения
план-конспект занятия по зож (2 класс)

Внеклассное занятие 2 класс Лекарственные растения

Скачать:

Вложение Размер
vneklassnoe_zanyatie_lekarstvennye_rasteniya.docx 27.1 КБ
prezentatsiya_lekarstvennye_rasteniya.pptx 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чистопольско-Высельская СОШ»

Внеклассное занятие на тему:

Учитель: Иванова Е.В.

Учебная цель: закрепить навык распознания лекарственных растений, умение узнать их среди других растений.

Воспитательная цель: объяснить, что они должны быть осторожны с незнакомыми растениями. Воспитывать любовь к родной природе.

Ребята, вы когда-нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок своих кукол, игрушечных собачек, медведей, обезьянок.

(Учитель рассматривает и называет всех игрушечных персонажей, которых дети принесли из дома.)

– Представим себе, что они заболели, и мы их будем лечить. Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?

(Учитель обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одной болит горло, у другой – кашель, третья – простужена.)

– Чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит.

И всем по порядку

И ставит, и ставит им градусники!

– Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечат в его семье кашель, больное горло, простуду? (Ответы учеников.). Животные ведь не пьют таблетки, чем они лечатся?

– Как вы думаете, любыми травами можно лечить болезни?

Нет, только лекарственными. А знаете ли вы, как люди узнали о том, что некоторые растения помогают лечить разные болезни? Сейчас я вам расскажу. Раньше люди тоже любили пить чай, только привычной нам заварки у них не было. А заваривали они растения, которые имели приятый запах и были приятные на вкус. А потом люди стали замечать: болит, например, у человек голова. Попьет он отвар из листочков мяты, и через некоторое время – никакой головной боли. Или приложит листик подорожника к ушибленной ноге – и боль, как рукой сняло. Появились люди, которые о каждой травке, о каждом растении все знали. Какую болезнь, какой травой вылечить можно. Стали их называть травниками. С давних времен народная медицина для лечения почти всех болезней использует лекарственные растения. Не на пустом месте возникли многочисленные сказания о чудодейственных силах, заключенных во многих травах, цветах и корнях, о заживлении незаживающих ран у богатырей, о волшебных настойках и напитках, возвращающих красоту, молодость и здоровье. Сегодня со своими друзьями (лекарственными растениями) расскажу вам, что это за травы такие и как ими можно болезни лечить. Посмотрите, кто к нам пришел.

Выходит учащийся в костюме подорожника

Путника друг, всем знакомый

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг всем знакомый

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут на тропинке у ног.

Ребята, узнали, кто я такой?

(ответы учащихся: подорожник)

Подорожник: Я – подорожник, такой привычный, что вы часто даже не обращаете на меня внимание. Ге только меня не встретишь: на дорогах и тропинках, в лесу и в поле, где люди ходят, там и я — подорожник расту. Еще меня называют попутчик – везде мне по пути с человеком.

Педагог: Ребята, а знаете, как называли подорожник индейцы? (а называли его «след белого человека»). Интересно, что Америка до прихода европейцев не нала подорожника. И когда пришли белые люди, в след за ними устремился подорожник, где пройдут, там вырастают неведомые для туземцев кружочки из жилистых листьев со стоячим стебельком. Смекнули индейцы: да это же «след белого человека». Так и получил подорожник свое второе название. А как вы думаете, подорожник обыкновенное растение или какое-то особенное? (ответы учащихся). А чем же оно особенное?

Листья подорожника обладают целебными силами. Их соком исстари заживляли раны, избавлялись от ожогов. Путники обращаются к подорожнику каждый раз, когда натрут или побьют ноги. Чистые, размятые листья подсушивают, унимают боль. Консервированный сок подорожника успешно применяется при болезнях желудка. Вот сколько разных болезней лечит подорожник. А вы, ребята, лечились подорожником?

Педагог: А сейчас отгадайте загадку.

У оборки той зубцы –

Закругленные концы. (ромашка)

Выходит учащийся в костюме ромашка

Ромашка: Я сейчас слышала, что ребята меня звали. Все кричали: «Ромашка! Ромашка!». Вот я и пришла. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Все вы меня знаете, ребята. Часто меня рвете, и веночки из меня сплетаете или гадаете на моих лепестках (любит, не любит). А я сегодня к вам пришла, чтобы рассказать о своих целебных свойствах. Ведь моя целебная сила известна людям с давних времен. Ромашку применяю при заболевании нервной системы, органов дыхания. Наружно ромашка применяется при ангине, ожогах, ушибах.

Педагог: Вот видите, ребята, сколько разных заболеваний можно вылечить с помощью ромашки. А из вас кто-нибудь лечился отваром ромашки?

Надеюсь теперь, когда, например, у вас заболит горло, вы не будете глотать таблетки, а сделаете отвар из цветков ромашки и будете полоскать им горло. А еще издавна русские красавицы промывали свои волосы ромашковым отваром. Волосы приобретают красивый золотистый оттенок. А сейчас я вас угощу чаем, а вы попробуйте отгадать, из какого растения я его заварила.

Крапива: давайте я вам лучше спою. (поет частушку)

Но, а пользы от меня

Рассказать не хватит дня.

Подорожник: Да какая же от тебя польза? Только и делаешь, что людей больно обжигаешь. Нельзя к тебе и руку протянуть.

А вот какая! Из крапивных из листочков вкусные салаты.

Только к ним добавить нужно лук, яйцо, томаты.

А в салате из крапивы много витамина С. Настой цветков крапивы в виде чая помогает вылечить кашель.

Крапива обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием Ребята, вы, наверное, устали? Давайте чуть-чуть отдохнем.

(физкультминутка, проводит педагог, учащиеся выполняют упражнения)

Яс растениями дружу, с ними сходство нахожу,

Я расту – они растут.

Я цвету – они цветут.

У растений – цветочки.

У растений – листочки.

У меня – туловище,

У растений – стебелек.

У растений – корешок.

Педагог: А сейчас мне на помощь придет еще один друг, если мы отгадаем загадку. Загадка про одуванчик

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

(ответы учащихся: одуванчик)

Выходит учащийся в костюме одуванчика.

У меня названий много.

Любят лошади, коровы

Листики мои жевать

И водичкой запивать.

Но всего ценнее корень,

Что храню я под землею,

Из него моя настойка

Помогает всем больным:

Вмиг излечится гастрит.

Если заболел всерьез,

То не лей напрасно слез,

По рецепту докторов

Принимай мою настойку –

Весел будешь и здоров!

Вот, ребята, какой я веселый и настроение у меня хорошее. Предлагаю вам поиграть со мной в игру.

(Одуванчик предлагает ребятам угадать, какое растение изображено на картинках, учащиеся отгадывают задания Одуванчика)

Педагог: Древнегреческий врач, ученый Гефест рекомендовал принимать сок одуванчика при веснушках и темных пятнах на коже. Из цветков одуванчика варят медок или варенье, которое помогает при простуде. А кто-нибудь пробовал такое варенье?

Учащийся в костюме лопуха стучит в дверь

Лопух: Здравствуйте, можно к вам?

Педагог: заход, но я-то тебя узнала, а вот ребята смогут узнать?

Лопух: я им сейчас о себе расскажу. Я – всегда рядом с человеком. Расту по сорным местам и углам дворов, а если не вблизи жилья, то у реки, по оврагам, на самых плодородных землях. Там, где я расту, можно смело огород заводить. Еще меня очень дети любят, любят они в мои репьи играть. А взрослые меня не жалуют, даже пословицу про меня недоброжелательную сложили: высок …., да черт ему рад. Ну что? Узнали, кто я?

(ответы учащихся: репейник, лопух)

Педагог: узнали тебя ребята, а я им про твою пользу расскажу. Русские травники собирали лопух для заживления ран. Это хорошее средство от кожных болезней. В отваре лопуха моют голову для улучшения роста волос и от перхоти.

Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка: долек сколько?

Восемь, десять, двадцать, тридцать.

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

Почем меня так называют?

. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет.

И матушка родная,
И мачеха злая
Бок о бок живут –
Через стеночку.

Почему это растение так называют?

Странное название этого растения породило много сказок и легенд примерно одного содержания.

Счастливо, согласно жила семья, покуда не заболела, а потом не умерла мать. Ссутулился хозяин дома, затихли песни и радостные игры у ребятишек. Соседка, вдова молодая, которую покойница никак не жаловала, ловко вошла в доверие и перебралась в осиротевший дом новой женой. С виду вроде бы всё хорошо: дети ухоженные, муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семь будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведёт рукой по волосам – словно репьёв насажает. Как пригрело весеннее солнце, младшая дочь от тоски стала на косогор к речке бегать, слёзы выплакивать. Как-то раз подняла голову, а у ног цветочек жёлтенький расцвёл. В тот день навсегда исчезла мачеха, след простыл. А цветок каждую весну появляется. Посмотрит, хорошо ли детям, и снова пропадёт. На его месте летом листья вырастут, сверху холодные, а снизу тёплые, мягкие.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит ли это растение тоску, как утверждает легенда, судить нельзя. А вот при кашле помогает замечательно. Не даром древние называли мать-и-мачеху «туссиляго» — от латинского слова «туссус», что означает «кашель». Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Я совсем не царапучий

И не жгучий, не колючий,

На ромашку я похож.

Только жёлтый, ну и что ж?

Вот когда я отцвету –

Ноготки часто разводят на клумбах во дворах, садах и скверах. А в лесу или на лугу их не встретишь.

Люди часто пользуются лекарствами, приготовленными из ноготков, хотя не всегда подозревают об этом. Когда человек заболевает ангиной, врач обычно советует полоскать горло настойкой календулы: она убивает вредные микробы. Больной полощет горло, но, наверное, и не догадывается, что календула – это всего лишь научное название ноготков. Лекарства, приготовленные из соцветий этого растения, применяют также для лечения ран, ожогов, долго не заживающих язв, при заболеваниях печени.

А недавно обнаружили новое полезное свойство календулы. Оказывается, ее запаха не выносит злостный вредитель картофеля — колорадский жук. Поэтому теперь многие земледельцы стараются выращивать между рядами картофеля спасительные ноготки

на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

А вы знаете правила сбора трав?

правила сбора лекарственных растений.

1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

2. Сушат под навесом, чтобы лучи солнца не попадали на них. Почему?

3. При сборе цветков часть оставляют на растении. Зачем?

4.Нельзя собирать поврежденные или больные растения.

5.Запрещено собирать растения вблизи автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, а также к крупных городах. Почему?

6. Запрещено собирать растения, занесенные в Красную книгу.

Цветы собирают, когда растение цветет. Корневище – поздней осенью, когда плоды осыпались. (Они возобновят рост новых растений весной).

ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.

Источник

Читайте также:  Шампунь гималаи от перхоти
Оцените статью