- Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
- Осмотр ребенка на приеме
- Упражнения для стоп
- Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
- Тренировки стоп для подростка
- Лечебная гимнастика при варусе
- Варусная установка стоп лечебная гимнастика
- Массаж плоско-варусных стоп
- Варусная установка стоп: лечебная гимнастика
Порядок осмотра ребенка и назначение упражнения для стоп.
Стопа ребенка не существует отдельно от него, не существует вне особенностей его развития, включая и возможные перенесённые проблемы в родах. Существенное значение имеет и наследственной фактор по линии отца и матери ребенка.
Осмотр ребенка на приеме
На врачебно-консультационном приёме обязателен полный осмотр ребенка с оценкой стоя, сидя и лежа следующий факторов:
- Конституциональные особенности развития,
- Наличие маркеров возможной недифференцированной (чаще всего) дисплазии соединительной ткани,
- Проявление наследственной факторов, влияющих на индивидуальные особенности развития стопы, нижних конечностей,
- Функциональные анатомические особенности установки стопы ребенка в фазы опорной и безопорной ходьбы,
- Результаты плантоскопии,
- Индивидуальные особенности износа обуви,
- Анализ представляемых медицинских документов и обследований,
- При наличии родных братьев и сестер проводится сравнительный анализ всех вышеуказанных факторов в их семейной совокупности.
Для назначения упражнений развивающих тонусно-силовые характеристики сводообразующих мышц стопы ребёнка желателен предварительный врачебно-консультационный прием.
| На Рис.1 представлены в искусственно гипертрофированной форме две разных установки стопы и коленного сустава – вальгусная (а) и варусная (б). Причины таких особенностей рассматриваются врачом совместно с родителями на с обязательным анализом всех возможных причинных факторов.Важно подчеркнуть, что обе формы установки стоп и коленных суставов могут следствием слишком раннего вставания ребенка в кроватки. Такая же картина может наблюдаться как временное явление у недоношенных детей, т.к. костная ткань недостаточно «набрала» солей гидроксиапатита кальцияпри достаточном количестве коллагена – костного матрикса, придающего детским костям некоторую гибкость и упругость. |
| На Рис.2 представлена вальгусная установка стопы (а) на опорной поверхности со смещенным к внутренней части переднего отдела стопы и пятки пиковыми точками гравитационных нагрузок (б) имеющими свои специфические отрицательные последствия для растущей стопы и опорно-двигательной системы ребёнка. |
| На Рис.3 представлена крайняя степень комбинированного продольного и поперечного плоскостопия с полной потерей всех сводов стопы и выраженный диффузной гравитационной перегрузкой всего внутреннего отдела стопы. Такая стопа лишена способности к амортизации и адаптации к двигательным нагрузкам. Меняется нагрузка на вышележащие отделы опорно-двигательного аппарата, походка становится шлепающая, нередко возникает болевой синдром в области связочно-сухожильного аппарата стопы и голеностопа; также страдает и коленный сустав, связанный со стопой в единую функциональную цепь. |
| На Рис. 3.1 представлена деформация (уплощение) арки поперечного свода стопы, характерная для детей более старшего возраста и подростков; точки пиковых гравитационных нагрузок смещены и сконцентрированы в центре переднего отдела стопы. Это место развития омозолелостей; изменяется походка, особенно в фазу опорной ходьбы с нагрузкой переднего отдела и отрыва от опоры. В этом же месте формируется и болевой синдром. |
| | |
Для лучшего понимания особенностей функциональной анатомии стопы стоит рассмотреть примеры так называемого сухожильного стремени стопы, образованного перекрестом сухожилий длинной малоберцовой мышцы и задней большеберцовой – главной стато-динамической опорой продольных сводов стопы (Рис. 4, 5, 6). Именно эти мышцы очень слабы у детей и подростков с плоскостопием, и именно эти мышцы необходимо тренировать для достижения должной поддержки костного скелета стопы.
Рис. 7
На Рис.7 вид стопы сбоку. Представлены так называемые пассивные затяжки сводов стоп. Это элементы связочного аппарата стопы, формирующего и поддерживающего его пространственную конфигурацию и чаще всего определяющиеся наследственными факторами.
Упражнения для стоп
На Рис.8-16 представлены простые и доступные упражнения для самостоятельного развития собственных мышц стопы и мышц, приходящих на стопу своими сухожилиями с голени.
| | |
| | |
| | |
Плохие привычки, ухудшающие здоровье опорно-двигательного аппарата
На Рис. 17-22 представлены некоторые примеры неправильного (слева) и правильного (справа) выполнения повседневных поз и движений детей и подростков.
✔ ❌ | ✔ ❌ |
| |
| |
| |
Тренировки стоп для подростка
На Рис.23-33 для подростков старшего возраста представлено:
Использование принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) для динамической стабилизации стопы с использованием тренирующих упражнений с фломастером (Рис.23) | | |
Тренировка с использованием принципа спиральной динамики Христофа Ларсена (Швейцария) с помощью латексных лент разной степени плотности мышц, участвующих в поддержании продольных сводов стоп (Рис.24) | | |
Тренировка с помощью неустойчивой поверхности обеспечивает динамическую нагрузку не только на мышцы, участвующих в поддержании продольных сводов стоп, но и на всю постуру (Рис.25-26); Рекомендуется при гипермобильности связочного аппарата у детей. Задача – удержание баланса при положении стоп параллельно полу (на двух ногах, затем на одной) 1-5 минут. | | |
Тренировка связочно-сухожильного аппарата стопы и голени с помощью резинки (Рис.27) способствует проработке мелких мышц стопы, а также камбаловидной и икроножной мышц голени. | ||
Тренировка с помощью массажного мячика мышц стопы и длинной малоберцовой мышцы, участвующей в поддержании продольных сводов стопы (Рис.28) | | |
Тренировка на ступеньках лестницы (как пример) внутренней и наружной головок бицепса голени для достижения должной стабилизации пяточной кости на опоре, особенно при вальгусной установке стопы (Рис.29) | | |
Тренировка системы постуральной устойчивости тела в пространстве на упругой и нестабильной опоре (Рис.30) | | |
Тренировка длинного сгибателя и разгибателя большого пальца и разгибателя пальцев стопы (Рис.31); упражнение показано при всех видах плоскостопия. Прижать рукой большой палец к полу, пытаясь его приподнять, и наоборот разогнуть большой палец и, придерживая его рукой стараться согнуть. Затем прижать рукой 2 и 5 пальцы стопы к полу и оторвать от пола 3 и 4-й | | |
Разминание связочно-сухожильного аппарата голеностопа при сидячей работе/учебе (Рис.32) | | |
Пример очень важного упражнения для развития мышц стопы, особенно при комбинированном плоскостопии и при поперечном плоскостопии (Рис.33) | |
Текст и иллюстрации подготовил
Иванов Е.Г., врач общей (семейной) практики, специалист семейной ортопедической мануальной терапии, прикладной медицинской кинезиологии и подиатрии, сертифицированный специалист Медицинской системы FormThotiks; консультант Ортопедических центров «Поступь».
Источник
Лечебная гимнастика при варусе
И встречается она у деток, наравне с вальгусом, достаточно часто. Кто-то её перерастает, кому-то требуется помощь специалиста. Но профилактика всегда будет кстати.
На гимнастике, которую необходимо выполнять ежедневно с малышом, мы и остановимся подробно.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СИДЯ
1. Ребенок сидит на стуле и поочередно сгибает и разгибает стопы (вверх, вниз). Повторите по 10-15 раз каждой ножкой.
2. Вращение стопы кнаружи. Ребенок сидит на стуле и поочередно вращает стопами (левой ножкой против часовой стрелки, а правой — по часовой стрелке). Повторите 10-15 раз.
3. Корригирующая поза » сидя между пяток «. Ребенок стоит на коленях на полу, стопы разведены в стороны носками врозь. Медленно опуститься и сесть между пяток.
РЕБЕНОК, СИДЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ ИГРАТЬ, СМОТРЕТЬ МУЛЬТИКИ И Т.Д., Т.Е. СТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ПРОВОДИЛ ЭТОЙ ПОЗЕ.
4. Катание ортопедического мяча стопами. ( размер мячика подбирается под размер стопы, жесткость средняя )
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ
1 Ребенок стоит, опираясь на спинку стульчика и приседает на корточки , становясь на полную стопу. Повтор 10 раз.
2 Приседания у стены. Ребенок стоит, плотно прижимаясь спиной к стене и медленно » сползает» вниз на корточки. Взрослым надо смотреть, чтобы спина была прижаты к стене, стопы плотно прижаты к полу. Повтор 10 раз.
3 Вставание на пятки. Ребенок стоит, опираясь на спинку стула и одновременно встает на пятки. Повтор 10-15 раз.
4 Опускание пяток со «ступеньки». Ребенок стоит, держась за опору. Под ноги положите толстую книгу. Ребенок встает на книгу так, чтобы пятка оставалась на весу. Ребенок опускает пятки, касаясь пола. По мере разучивания этого упражнения, книги надо брать все толще и толще.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ХОДЬБЕ
1 Ходьба по «дорожке — елочке» Дорожка может быть нарисованной или вырезанной из бумаги ( «веточки»под углом 20 -30 градусов ).
2 Ходьба на пятках. Ходить 1-2 минуты.
3 Ходьба «гусиным шагом «. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Ходить 1-2 минуты.
Занимайтесь и пусть ваши детки растут здоровыми.
Источник
Варусная установка стоп лечебная гимнастика
Варусную установку стоп часто называют косолапостью, хотя это и не совсем правильно. Врожденная (или истинная) косолапость — одна из наиболее тяжелых деформаций опорно-двигательного аппарата, которая проявляется у ребенка еще в первые дни жизни и требует серьезного и длительного лечения.
Приведение переднего отдела стопы встречается гораздо чаще истинной косолапости и, в основном, сочетается с О-образным искривлением голеней. Однако встречаются и комбинированные деформации стоп, когда отклонение передних отделов кнутри сочетается с отклонением пяток кнаружи и с плоскостопием.
Вследствие того, что стопа при стоянии и ходьбе устанавливается неправильно, тяжесть тела падает на нее неравномерно, теряется ее способность к колебательным движениям (уменьшается способность стопы амортизировать удары). Все это приводит к неловкой, некрасивой, носками внутрь, походке. Нарушается правильная работа мышц нижних конечностей, изменяется состояние мелких мышц и связок стопы (одни растягиваются, а другие сокращаются), нарушается подвижность в голеностопном суставе. Такой «косолапый» ребенок плохо бегает, часто падает, неловко прыгает, в результате не всегда участвует в подвижных детских играх, из-за чего могут возникнуть психологические проблемы.
Приведение передних отделов стоп (как и другие дефекты опорно-двигательной системы) чаще развивается у детей ослабленных, физически плохо развитых, перенесших в раннем возрасте рахит, часто и длительно болеющих. Поэтому профилактикой будет служить все, что направлено на общее укрепление организма. Массаж и гимнастика на первом году жизни, достаточная двигательная активность ребенка, правильно подобранная обувь — все это будет способствовать формированию здоровых стоп.
Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3-х лет, когда этот навык формируется.
С возрастом косолапость обычно усиливается, поэтому, хотя и бывают случаи самоизлечения, следует обратить на нее серьезное внимание.
Массаж плоско-варусных стоп
Лечение комплексное, под контролем врача-ортопеда или врача ЛФК.
Одновременно с лечебной гимнастикой назначают физиотерапевтические процедуры, специальный массаж, ортопедические укладки или обувь.
МАССАЖ
Специальный массаж нижних конечностей лучше проводить на фоне общетонизирующего массажа всего тела (кроме рук). Если это по каким-то причинам невозможно, то можно ограничиться массажем поясницы, ягодичной области и ног.
План массажа
1. ПОЯСНИЧНАЯ ОБЛАСТЬ СПИНЫ.
2. ЯГОДИЧНО-КРЕСТЦОВАЯ ОБЛАСТЬ.
3. МАССАЖ ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НОГ.
Вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно массируются:
• бедро;
• голень;
• ахиллово сухожилие;
• подошва.
Бедро
Поглаживание — снизу вверх от подколенной ямки по заднее-наружной поверхности до подъягодичной складки.
Растирание — энергичное.
Разминание — в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц.
Голень
На задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние икроножной мышцы неоднородно: внутренняя головка напряжена и может быть несколько сокращена, наружная головка — растянута.
После общего поглаживания от пятки до подколенной ямки проводится избирательное воздействие на икроножную мышцу.
По внутренней головке — выполняется легкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приемы: вибрационное поглаживание, потряхивание, мягкое и глубокое разминание, растяжение в сочетании с вибрацией.
По наружной головке — проводится тонизирующий массаж, интенсивное растирание, в т. ч. пересекание, энергичное разминание, легкие ударные приемы.
Ахиллово сухожилие — чаще укорочено, поэтому следует широко использовать щипцеобразное поглаживание, штрихование, растяжение с вибрацией.
Подошвенная поверхность стопы
Положение стопы при массаже — легкая пронация (подъем наружного края) (см. рисунок). При массаже необходимо растягивать внутренний край стопы и тонизировать наружный.
4. МАССАЖ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ НОГ.
Поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно:
• тыльная поверхность стопы;
• голеностопный сустав;
• голень;
• коленный сустав;
• бедро.
Тыльная поверхность стопы.
Массаж проводится в корригирующем положении: стопа под углом 90° к голени и с нормальным положением переднего отдела.
Проводится тонизирующее воздействие, особенно по наружному краю стопы.
Применяются энергичные приемы растирания (граблеобразное, штрихование, щипцеобразное — по краю), разминания (сдвигание, надавливание, щипцеобразное — по краю), легкие ударные приемы.
Голеностопный сустав
Хорошее растирание области сустава, круговое растирание лодыжек,
тонизирующее точечное надавливание вокруг наружной лодыжки.
Не забывайте удерживать стопу в правильном положении легкой пронации (см. рисунок).
Передняя поверхность голени. Массаж тонизирующий, т. е. следует применять энергичное растирание, разминание по типу ритмичного сдвигания, тонизирующее надавливание и легкие ударные приемы (рубление пальцами, поколачивание пальцами).
Коленный сустав
Круговое поглаживание, растирание.
Передняя поверхность бедра.
Массируется достаточно энергично, используя все основные приемы.
Одновременно с массажем (после массажа стопы и голеностопного сустава) или после тепловых процедур необходимо произвести пассивные движения для коррекции приведения переднего отдела стопы.
– Одной рукой зафиксируйте нижний отдел голени. Другой — захватите стопу таким образом, чтобы ладонь упиралась в подошву, и осторожно сгибайте стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на ее наружный край, слегка поворачивая стопу кнаружи (см. рисунок).
– Зафиксируйте голеностопный сустав и мягко надавливайте на передний отдел стопы, постепенно отводя его кнаружи (см. рисунок).
– Вращательные движения стопой кнаружи вдоль продольной оси про водят мягко, осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы (см. рисунок).
Для закрепления результатов, достигнутых массажем, необходимы регулярные (лучше ежедневные) занятия лечебной гимнастикой.
Варусная установка стоп: лечебная гимнастика
Во-первых, необходимо сформировать правильный навык установки стоп при стоянии и ходьбе. Стопы должны быть параллельны, с легким разведением носков. Для того, чтобы исправить порочную установку стоп следует запастись терпением. Специальные упражнения развивают и укрепляют ослабленные мышцы, растягивают сокращенные, но привычка правильно ставить стопы формируется при постоянном контроле взрослых.
Упражнения, выполняемые в положении сидя
Чтобы исключить статическую нагрузку на стопы, на первых этапах
упражнения лучше выполнять сидя.
Сгибание и разгибание стоп (см. рисунок)
Вращение стопы кнаружи.
Для облегчения контроля за правильным выполнением упражнений лучше выполнять движения каждой ногой отдельно (см. рисунок).
Корригирующая поза «сидя между пяток» (см. рисунок).
Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь.
Медленно опуститься и сесть между пяток. Сидя таким образом, ребенок может играть, смотреть телевизор и т. д., т о есть проводить достаточно долгое время.
Упражнения, выполняемые из положения стоя
Приседание на полную стопу с опорой (см. рисунок)
или у стены (см. рисунок)
Вставание на пятки.
Опускание пяток со ступеньки. Эти упражнения удобнее делать, держась за опору, расположенную на уровне груди или с помощью взрослого.
Упражнения, выполняемые в ходьбе
Ходьба по «дорожке-елочке» (веточки под углом 20-30°).
Ходьба на пятках.
Ходьба «гусиным шагом».
Особое внимание следует уделятькачеству выполняемых движений. Здесь, как никогда, верно правило: «пусть меньше, да лучше».
Источник