Устное народное творчество как средство развития речи младших дошкольников

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как он становится основным средством общения. Возраст от трех до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста-помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Скачать:

Вложение Размер
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx 17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский Сад № 90» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

« Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»

Подготовила воспитатель: Хуснутдинова Н.А.

« Язык народа- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает- народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие речи ребенка практически невозможно.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я в своей работе с детьми использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей стремлюсь подобрать и составить картотеку игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное- уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составляют комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна детей младшего дошкольного возраста, который должен применяться каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения, праздники, такие как «Масленица», «Сабантуй». Также способствует развитию речи и эмоциональному перевоплощению театрализованная деятельность. Так в рамках театрализованной недели в детском саду мы с воспитанниками подготовили и показали инсценировку по русской народной сказке «Курочка Ряба».

Также для родителей и педагогов готовлю консультации по данной тематике, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Подготавливаю настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театр на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

Составляю картотеку по русским народным играм: «Огуречик, огуречик», «Жаворонок», « Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток».

Я уверенна, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, считаю, что приобщение ребенка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. Дети преодолевают неуверенность и скованность, развивается речь, обогащается словарный запас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устн.

В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

« Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»К.Д. Ушинский.

Отчет по самообразованию.

План по самообразованию 2015-2016 г.

Выступление на РМО на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества&quot.

Источник

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Елена Ратегова
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

«Устное народное творчество,

как средство развития речи детей младшего

дошкольного возраста»

Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Окончание работы над темой: май 2016г.

«Литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народной мысли, народного

чувства, народной жизни, в область народного духа»

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Такая литература должна приобщать ребенка к духовной жизни своего народа. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Народное слово является образом речи ребенка. В настоящее время в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, колыбельные, потешки. И в наши дни данная проблема становится все более актуальной.

«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»,- писал К. Д. Ушинский.

Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. Формирование устойчивого интереса к русскому народному творчеству (фольклору).

1. Образовательные – ознакомить детей со средствами художественной выразительноси, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи. Обогощать словарный запас.

2. Развивающие – развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, развивать память воображение, выразительность речи, развивать творческие способности у детей.

3. Воспитательные – воспитывать любовь к устному народному творчеству, любовь к родине, воспитывать на основе фольклора у детей положительные черты характера (сочувствие, доброжелательность, вежливость).

1. Развита диалогическая и монологическая речь в соответсвии с возрастом детей.

2. Дети ознакомлены со всеми видами устного народного творчества (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы, частушки, колыбельные песни, дразнилки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, игры, считалки, хороводы, сказки, русские народные песни, заклички).

3. Обогащен и активизирован словарный запас.

4. Установлен эмоциональный контакт с детьми.

5. Расширен кругозор детей.

6. Развито уважение к своей культуре, родине.

1. Теоретический этап.

Содержание деятельности Сроки

(начало-окончание) Форма предоставления отчетности

Изучение методической литературы по данной теме

Подбор материала в интернете

Подбор художественной литературы для детей по данной теме

Составление каталога художественной литературы

2. Практическое решение проблемы.

Составление перспективного плана по теме

Разработка конспектов НОД по данной теме

Разработка картотек игр, хороводов, потешек, загадок и т. д.

Оформление папок-передвижек по теме:

1. Устное народное творчество, как средство развития речи детей.

Семинар-практикум для родителей русские народные игры.

Книжки-малышки по устному народному творчеству

3. Оценочный этап.

Открытое занятие ДОУ Конспект

Работа по данной теме начата с сентября 2015 года. Надо отметить, что у детей этого возраста была недостаточно развита речь, беден словарный запас. В течение года дети знакомились с устным народным творчеством, со всеми его видами. Детям полюбились потешки, заклички, пестушки, чистоговорки, сказки и т. д. Много потешек было разучено наизусть, вследствие чего была развита память. С помощью чистоговорок была развита звуковая культура речи. Дети ознакомлены со средствами художественной выразительности, развита диалогическая и монологическая речь в соответствии с возрастом, обогащен словарный запас детей, развита выразительность речи, развит устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания» Консультация «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».

Открытое занятие «Устное народное творчество в развитии ребёнка дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! У нас сегодня занятие по устному народному творчеству. Давайте, ребята, вспомним, что относится к устному народному творчеству.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План по самообразованию «Народное творчество как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Месяц План содержания Отметка выполнения В течении года Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Источник

Читайте также:  Чем обработать поверхность от блох народными средствами
Оцените статью