Установите последовательность раздачи лекарственных средств

Раздача лекарственных веществ пациентам

1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственны­ми препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.

3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

5. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наи­более оптимальным, так как:

— медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

— медсестра может ответить на вопросы пациента о назначен­ном ему лекарственном веществе;

— исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следую­щее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодей-ствии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищева­рения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Препараты, назначенные пациенту «натощак», должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

5. Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

6. Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у па­циента на тумбочке постоянно.

7. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользо­ваться градуированными мензурками.

8. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (на­пример, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) на­значают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

9. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, при­нимаются в неизменном виде не разжёвывая , запивая небольшим количеством воды.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.

10. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.

11. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.

12. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.

13. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.

Во многих лечебных отделениях медсестры в целях экономии времени заранее раскладывает лекарственные вещества в лотки, раз­деленные на ячейки. В каждой ячейке указаны Ф.И.О. пациента и номер палаты. Затем медсестра в этом лотке разносит лекарственные средства пациентам по палатам.

Недостатки данного порядка раздачи:

1 . отсутствие контроля за приемом лекарственных средств па­циентом (пациенты забывают принять, выбрасывают лекар­ственные препараты, принимают с опозданием);

2. не соблюдается индивидуальная схема раздачи лекарствен­ных средств, режим приема («до еды», «после еды», «во вре­мя еды» и т.д.);

3. возможны ошибки при раздаче (по невнимательности медсе­стры лекарственные вещества могут попасть в другую ячей­ку, или пациент ошибочно возьмет лекарственные средства ему не предназначенные);

4. трудно ответить на вопросы пациента по поводу назначен­ных ему лекарственных препаратов, т.к. они в лотке нахо­дятся без аптечной упаковки.

РОЛЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТА В УСПЕШНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ

Лекарственная терапия может осуществляться различными путями, имеющими определенные преимущества и недостатки. Способ введения ле­карственного средства определяет врач, а его введение — обязанность сестрин­ского персонала.

Нам хотелось бы еще раз напомнить, что для того чтобы лекарственная терапия была успешной, каждый пациент должен иметь достаточно информа­ции о тех лекарственных средствах, которые он получает.

При любом способе введения лекарственных средств сестринский персонал обязан информировать пациента:

— о точном названии препарата;

— о цели приема лекарственного средства (излечение, ослабление отдельных проявлений заболевания и т. д.);

— о времени появления эффекта (какие критерии эффективности лечения);

— как, когда и как долго принимать препарат;

— имеет ли значение пропуск приема лекарственного препарата как поступить в этом случае;

— как распознать побочные эффекты, в том числе влияющие на профессиональную и бытовую деятельность;

— о любом взаимодействии препарата с пищей, алкоголем и други­ми лекарствен-ными средствами.

Читайте также:  Жуки лечебные которых едят

Если пациент не получает информации, нет никакой уверенности в том. что он будет выполнять назначения врача.

Так, по данным Д. Р. Лоуренс и П. Н. Бенитт (1991), 1/3 всех рецептов, выписанных амбулаторным пациентам вообще не поступило в аптеку, причем среди них в основном мужчины в возрасте 25 — 34 лет. В то же время рецепты, выписанные детям и пожилым людям, как правило, поступали в аптеку. Среди тех, кто все-таки купил выписанные лекарственные средства, от 30 до 70% пациентов либо вообще не принимали их, либо небрежно относились к инструкции по их приему.

Как можно объяснить подобное отношение к приему лекарств и в ко­нечном счете к своему заболеванию? Возможны три причины:

1) пациент не получил никакой информации о назначенном ему лекар­ственном препарате;

2) не понял, не запомнил часть информации, четких инструкций по приему выписанных лекарственных средств, а поэтому не может выполнить все рекомендации;

3) понял все инструкции, получил всю необходимую информацию, но не может выполнять рекомендации в силу каких-то обстоятельств (дорогой медикамент, сложность с его поиском, неудобный режим приема, недооценка состояния своего здоровья, побочное действие препарата и др.).

Нежелание точно выполнять инструкции по приему лекарств объясня­ется еще и тем, что у большинства пациентов отсутствуют самые элементар­ные представления о том, как «работает его организм» и в чем заключается его болезнь.

Иногда нарушение инструкций объясняется ложным представлением о том, что прием лекарственных средств можно прекратить сразу, как только улучшится самочувствие (снизится температура тела); особенно часто это на­блюдается при приеме антибактериальных препаратов. Так, на 3-й день при ангине антибиотики не принимали 50% пациентов, на 6-й день — 75%. Третью часть назначенных антибиотиков пациенты не принимали вообще.

К сожалению, сегодня редко можно услышать подробный инструктаж пациента относительно приема назначенных им лекарственных средств. А са­ми пациенты не просят объяснения или повторного разъяснения, если им что-то неясно или они что-то забыли.

По данным Д. Р. Лоуренс и П. Н. Бенитт (1991), треть пациентов не мо­гут повторить рекомендации врача или сестры, выйдя из кабинета врача. Не каждый пациент может без специального контроля принимать более трех ле­карственных препаратов одновременно.

Источник

Раздача лекарственных средств.

Медикаментозное лечение в сестринской практике

План.

1. Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете.

2. Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Хранение препаратов списка «А» и «Б».

3. Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды».

Врач, проводя регулярный осмотр пациентов, находящихся на лечении в стационаре, записывает в «Медицинскую карту стационарного больного» и в «Листок врачебных назначений» необходимые данному пациенту лекарственные средства, их дозы, кратность приема и путь введения. Сведения о назначенных пациентам инъекциях передаются в процедурный кабинет. Перечень необходимых лекарственных средств палатные и процедурные медицинские сестры подают старшей медицинской сестре отделения, которая суммирует эти сведения и выписывает по определенной форме требование в двух экземплярах (на специальных бланках-требованиях) на получение лекарственных средств из аптеки лечебного учреждения.

Наименования лекарственных средств в бланках-требованиях пишутся на латинском языке с указанием концентрации, количества (объема), способа введения. Бланки заверяются печатью и подписью руководителя лечебного учреждения или его заместителя по лечебной части.

Готовые лекарственные формы, имеющиеся в аптеке, старшая медсестра получает по графику МО (ежедневно или один раз в три дня), а лекарственные формы, требующие приготовления (настои, отвары и т.д.) получают после их изготовления.

Получая лекарственные средства в аптеке, старшая медсестра проверяет их соответствие заказу. На лекарственных средствах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки:

Ø голубой – на растворах для парентерального введения;

Ø белый – на средствах для введения внутрь;

Ø желтый – на средствах для применения наружно.

Этикетка должна содержать четкое название препарата с обозначением дозы, дату изготовления, подпись фармацевта, изготовившего лекарственное средство.

В отделении находится трехдневный запас необходимых лекарственных средств.

Читайте также:  Кокосовое масло от перхоти рецепт

На посту медицинской сестры лекарственные средства хранятся в запирающемся шкафу, распределяются по способу введения на различных полках, соответственно промаркированных: «наружные», «внутренние», «ингаляционные». На полке необходимо отдельно размещать твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.

Лекарственные средства, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте.

Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

Настойки, растворы, экстракты, приготовленные на спирту, со временем становятся более концентрированными вследствие испарения спирта, поэтому эти лекарственные формы необходимо хранить во флаконах с плотно притертыми пробками.

Порошки и таблетки, изменившие свой цвет, не пригодны к употреблению.

Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры), а также мази, суппозитории размещают в холодильнике, предназначенном для хранения лекарственных средств. На разных полках холодильника температура колеблется от +2 (на верхней) до +10 о С (на нижней). Температура, при которой должно хранится лекарственное средство, указан на упаковке. Срок хранения настоев и микстур в холодильнике – не более 3 суток. Признаками непригодности таких лекарственных средств являются помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха.

Холодильник и шкаф с лекарственными средствами должны запираться на ключ.

В домашних условиях для хранения лекарственных средств должно быть выделено отдельное место, недоступное для детей и людей с нарушением психики. Но в то же время лекарственные средства, которые человек принимает при болях в сердце или удушьи, должны быть доступны в любой момент.

В процедурном кабинете стерильные растворы в ампулах и флаконах хранят в шкафу. На одной полке располагают антибиотики и их растворители, на другой – флаконы для капельного введения жидкостей вместимостью 200 и 500 мл, на других полках – упаковки с ампулами – растворы витаминов, дибазол, папаверин и др. В холодильнике при определенной температуре хранятся вакцины, сыворотки, инсулин и др.

Срок хранения растворов, изготовленных в аптеке под пергаментную обкатку – 3 дня, стерильных растворов, изготовленных в аптеке под металлическую обкатку – 30 суток. Если за это время они не реализованы, их необходимо вернуть старшей медсестре.

Сестринский персонал не имеет права:

Ø менять упаковку лекарственных средств;

Ø одинаковые лекарственные средства из разных упаковок объединять в одну;

Ø заменять и исправлять надписи на этикетке с лекарственным средством;

Ø хранить лекарственные средства без этикеток.

Бланки-требования в аптеку на ядовитые, наркотические препараты и этиловый спирт оформляют в трех экземплярах. В требованиях на ядовитые, наркотические, дорогостоящие средства указывают номер «Медицинской карты стационарного больного», фамилию, имя, отчество, диагноз пациента.

В список А входят ядовитые и наркотические лекарственные средства, в список Б – сильнодействующие. Лекарственные средства списков А и Б хранят в сейфах. На внутренних сторонах дверцы сейфа должен быть перечень лекарственных средств с указанием максимальных разовых и суточных доз.

Передача содержимого и ключей от сейфа регистрируется в «Журнале передачи ключей и содержимого сейфа» (дата; наименование наркотических лекарственных средств; Ф.И.О. подпись сдавшего; Ф.И.О. подпись принявшего). Для учета расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, ведется «Журнал учета наркотических лекарственных средств в кабинете» (дата получения; откуда получены, № документов; количество; Ф.И.О. подпись мед. сестры; дата выдачи; Ф.И.О. пациента, № карты; количество использованных ампул; остаток; ответственный за хранение и выдачу). Все листы в этих журналах необходимо пронумеровать и прошнуровать. Для учета каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист. Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определенной форме.

Сестринский персонал имеет право вскрыть ампулу и ввести пациенту наркотический анальгетик только после записи этого назначения врачом в «Медицинскую карту стационарного больного» и в его присутствии. О выполненной инъекции делается запись в «Медицинской карте стационарного больного», заверяется подписями лечащего врача и медицинской сестры с указанием названия, дозы и времени введения препарата.

Пероральный прием наркотических лекарственных средств осуществляется также в присутствии врача и медсестры и отмечается в «Медицинской карте стационарного больного» по той же схеме.

Учет расходования лекарственных средств списков А и Б ведет также старшая медицинская сестра отделения.

Читайте также:  Horizon zero dawn лечебные травы

Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств процедурная медицинская сестра не выбрасывает, а хранит их в сейфе процедурного кабинета и ежедневно сдает старшей медицинской сестре отделения.

При передаче дежурства проверяется соответствие записей в журнале учета (количество использованных ампул и остаток) с фактическим количеством ампул.

Пустые ампулы и шприц-тюбики из-под наркотических лекарственных средств уничтожаются только специальной комиссией, утвержденной руководителем лечебного учреждения.

За нарушение правил учета и хранения лекарственных средств списков А и Б медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.

Раздача лекарственных средств.

1. Расположить на передвижном столике упаковки с твердыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, емкость с водой, ножницы, положить «Листки врачебных назначений».

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственные средства непосредственно у его постели, согласно «Листку врачебных назначений».

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Ø внимательно прочитайте «Листок врачебных назначений»;

Ø убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в «Листке врачебных назначений»;

Ø проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Ø проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Ø будьте внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;

Ø никогда не давайте лекарственные средства без упаковки;

Ø упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхивайте в ложку;

Ø жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

Ø сообщите пациенту чем запивать лекарственное средство;

Ø пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Правила раздачи лекарственных средств:

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в «Листке врачебных назначений».

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; средства, назначенные «натощак» пациент принимает утром за 20–60 минут до завтрака.

5. Снотворные препараты пациент принимает за 30 минут до сна.

6. Предупредите пациента об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Необходимо обучить пациента правилам приема лекарственных средств:

Ø таблетки, драже, капсулы пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях – киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы принимают в неизмененном виде. Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных средств часто изменяет действие лекарственного препарата;

Ø порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде;

Ø спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы назначают в каплях. Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, необходимо пипеткой отмерить нужное количество капель, добавить немного воды и выпить;

Ø настои, отвары, микстуры чаще назначают в мл. Можно пользоваться градуированной мензуркой или ложками: чайная ложка – 5 мл; десертная ложка – 10 мл; столовая ложка – 15 мл.

Необходимо уточнить, знает ли пациент:

ü цель приема назначенного лекарственного средства;

ü ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

ü как поступить при возникновении побочных явлений;

ü способ и время приема;

ü чем запивать лекарственное средство;

ü о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;

ü о необходимости исключить алкоголь;

ü предполагаемую продолжительность лечения;

ü последствия несоблюдения схемы лечения;

ü о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарственных средств, которые ему не были назначены).

Источник

Оцените статью