- Лечебная физическая культура
- Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
- Роль физических упражнений в восстановлении
- При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
- Комплекс упражнений ЛФК
- ЛФК для шейного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для грудного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- ЛФК для поясничного отдела позвоночника
- УПРАЖНЕНИЕ №1
- УПРАЖНЕНИЕ №2
- УПРАЖНЕНИЕ №3
- Опыт работы «Организация уроков лечебной физической культурой»
Лечебная физическая культура
Ни для кого не секрет, что отсутствие физической активности или полное обездвиживание ведет к медленному разрушению всех систем организма. Парадоксально, но если человек не задействует свои силы, он их теряет, а вместе с тем здоровье и красоту.
В Древнем Китае тюремных заключенных держали в таких тесных камерах, что те не могли выполнить элементарных движений.
Спустя какое-то время они настолько ослабевали, что не могли ни то, чтобы сбежать из тюрьмы, но и просто нормально передвигаться.
И в противовес, в культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости.
К таким направленностям можно отнести восточные боевые искусства, шведскую гимнастику, соревнования и, в конце концов, Олимпийский игры.
В культуре и медицине разных стран процветали направленности физической культуры, которые вели к укреплению здоровья, повышению сил, энергии, развитию выносливости, гибкости
Лечебная физическая культура строится на том, что ни одно лекарство не заменит движение — главный двигатель ЛФК, тогда как движение может заменить многие лекарства.
В России термин «лечебная физкультура» появился лишь после Великой Октябрьской Социалистической революции и заменил устоявшуюся «врачебную гимнастику» .
Появлению такой активности способствовало желание привить обществу выносливость, физическое воспитание на основе упражнений, которые развивали Боткин С.П., Лесгафт П.Ф., Захарьин Г.А., Остроумов А.А. и другие.
Укрепление ЛФК в СССР прошло четыре этапа:
- 1923—1930 гг. — внедрение лечебной физической культуры в систему курортного лечения;
- 1931—1941 гг. — признание ЛФК в лечебных учреждениях, появление в поликлиниках, стационарах;
- 1941—1945 гг. — широкое распространение во время Великой Отечественной войны в госпиталях;
- с 1945 г. по настоящее время — развитие ЛФК, внедрение новых систем и подходов, распространение в лечебных учреждениях по всей стране.
Разница между физической культурой, спортом и ЛФК
Физическая культура направлена на оздоровление организма, повышение работоспособности, энергии, формирование здорового образа жизни.
Целью физкультуры является сочетание оздоровительных упражнений с правильным образом жизни, который прививается человеку с самого детства.
Первостепенной целью спорта является достижение максимальных результатов, получение кубков и наград, призовые места.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Спорт подразумевает высокую травмоопасность, работу до изнеможения, на пределе своих возможностей, что, конечно, приводит к ухудшению состояния здоровья.
Выше, быстрее сильнее — это то, что относится исключительно к спорту.
Помимо общеукрепляющих свойств, упражнения физической культуры оказывают лечебное, восстановительное действие после полученных травм и тяжело перенесенных заболеваний. Это отдельное направление физической культуры, которое получило название лечебной.
Несмотря на то, что физкультура «лечебная», она направлена не только на людей с травмами и ограниченными возможностями.
Занятия лечебной физической культурой для здорового человека носят профилактический характер — предупреждают развитие болезней, препятствуют возникновению осложнений после различных травм.
Лечебные упражнения особенно результативны для людей с малоподвижным образом жизни.
Для достижения максимального эффекта ЛФК сочетают с массажем, физиотерапией, плаванием.
Врач или тренер ЛФК выступает не только в роли наставника по правильному выполнению упражнений, он также подбирает для каждого пациента именно ту нагрузку, которая принесет максимум пользы.
Например, может быть сделан акцент на суставную гимнастику, если для пациента это будет наиболее полезно по оценке врача.
Специалист по ЛФК — это обязательно человек с высшим медицинским образованием, окончивший лечебный или педиатрический факультет, проходящий ежегодное повышение квалификации.
Именно такие специалисты работают в клинике «Инфинити» в Санкт-Петербурге.
Роль физических упражнений в восстановлении
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места.
Человек на подсознательном уровне принимает вынужденное положение: сгибается при болях в животе, не разгибает больную спину, полностью не наступает на больную ногу.
Это отражается на повседневном образе жизни: человеку сложно сидеть, ходить, и даже принимать пищу.
Когда человек получает какую-либо травму, организм развивает защитную реакцию и ограничивает подвижность травмированного места
В нашем сознании всю жизнь пребывает правило: если хочешь вылечиться, то меньше двигайся, соблюдай постельный режим.
При переломах накладывают гипс, после операций носят бандаж, после растяжения позвоночника носят полужесткий корсет и в особенно тяжелых случаях запрещают вставать с постели.
Что может быть проще лечения «не двигайся и выздоравливай»? Но почему тогда после такого лечения, когда затягиваются раны и срастаются переломы, полного выздоровления так и не наступает?
После снятия гипса, корсета, бандажа человек не может полноценно двигаться. Мышцы слабеют и даже простые нагрузки даются с большим трудом.
При долгом бездействии развивается атрофия — мышцы сужаются, становятся менее функциональными и далее полностью угасают. Именно поэтому здоровая рука и рука после гипса разительно отличаются, мышечный тонус падает, травмированная рука становится слабее и тоньше. А человек, пролежавший долгое время и вовсе может учиться ходить заново.
Чтобы избежать подобных последствий, необходимо дозированно внедрять в свою жизнь двигательную активность — заниматься лечебной гимнастикой.
Важно делать это правильно — без лишних нагрузок на поврежденные части тела или органы, избегать болевые ощущения и не доводить себя до изнеможения.
Смысл лечебной физической культуры — гармония и баланс между покоем и движением.
Необходимо понимать, кому, когда и какие упражнения будут полезны, а кому действительно стоит воздержаться от активности. Определить это может только специалист по ЛФК.
Как сказал знаменитый древнекитайский медик, основатель китайской гимнастики Хуа То (второй век н. э.):
«Тело требует движения, но не до изнеможения, ибо движение дано для избавления от дурного духа, увеличения потока крови к недугам и исцеления».
При каких заболеваниях необходима лечебная физическая культура?
Лечебная физкультура полезна при следующих нарушениях:
- заболевания опорно-двигательной системы (проблемы с осанкой, при остеохондрозе, сколиозе, коксартрозе);
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания дыхательной системы;
- заболевания ЖКТ;
- при травмах, операциях на грудной клетке;
- восстановление потерянных способностей, например, обучение ходить.
Комплекс упражнений ЛФК
ЛФК для шейного отдела позвоночника
Упражнения для шейного отдела направлены прежде всего на укрепление мышц шеи. На первом этапе выполняются упражнения для активации кровоснабжения, на втором этапе — лечебные и на третьем — происходит закрепление результатов.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками и ногами.
- Поднимаем голову на 10-15 см и фиксируем на 10 секунд и плавно опускаем.
- Повторяем три раза.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу с поднятыми к потолку руками.
- Отрываем лопатки от пола. Вы должны почувствовать напряжение в мышцах шеи.
- Повторяем 8 раз.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу с прямыми руками.
- На вдохе сгибаем ноги в коленях и прижимаем к груди, руки вытягиваем вверх.
- На выдохе возвращаемся в исходное положение.
- Голова должна быть все время прижата к полу.
- Повторяем 6 раз, давим затылком на пол и задерживаем положение на 5 секунд.
ЛФК для грудного отдела позвоночника
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение: в положении стоя расставляем ноги на ширину плеч и выпрямляем руки над головой.
- Далее тянемся каждой рукой по очереди к потолку.
- Все необходимо делать медленно и плавно.
- Повторяем три раза.
- Вы почувствуете напряжение мышц грудного отдела.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 1)
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на животе с разведенными в стороны руками.
- Поднимаем голову так, чтобы почувствовать напряжение мышц спины и замираем на 5 секунд.
- Плавно опускаем руки и повторяем упражнение 4 раза.
ЛФК для грудного отдела позвоночника (упражнение № 3)
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища.
- Сводим лопатки и стараемся их сомкнуть, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и прижимаем спину к полу, повторяем 5 раз.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника
Поясничный отдел наиболее уязвим перед различными патологиями, поскольку он подвержен большому давлению и ежедневным нагрузкам. ЛФК устраняет боль, спазмы в мышцах спины, отодвигает наступление отклонений. При уже имеющихся проблемах, занятия ЛФК проводят в состоянии ремиссии.
УПРАЖНЕНИЕ №1
- Исходное положение — лежа на правом боку.
- Сгибаем ноги в коленях и поднимаем правую ногу максимально высоко, фиксируем на 5 секунд.
- Повторяем тоже самое с левой ногой.
- На каждую ногу делаем по 4 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №2
- Исходное положение — лежа на спине на полу.
- Сгибаем руками ноги в коленях и прижимаем к груди.
- Поясница чуть оторвана от пола, Вы чувствуете напряжение мышц передней брюшной стенки, замираем на 5 секунд.
- Расслабляемся и далее делаем 2 подхода.
УПРАЖНЕНИЕ №3
- Исходное положение — лежа на спине, руки отводим назад и тянемся.
- Плавно поднимаем ноги и стараемся опустить их на голову.
- Держим ноги в максимально приближенном положении к полу 3 секунды.
- Расслабляемся и затем повторяем 3 раза.
ЛФК для поясничного отдела позвоночника (упражнение №3)
Закончим выражением уже знакомого нам Хуа То:
«Если ручка двери часто движется, то она никогда не заржавеет. Так и с человеком, если он будет двигаться, то никогда не заболеет».
Со времен жизни доктора прошло уже два века, но принципы китайской культуры здоровья все еще живы. Здоровье и долгую жизнь нужно искать в активности от утренней зарядки до восточного боевого искусства.
Поддержать здоровье и восстановиться после травм и болезней Вам помогут высококвалифицированные специалисты по ЛФК клиники Инфинити в Санкт-Петербурге.
Источник
Опыт работы «Организация уроков лечебной физической культурой»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Физкультурно-оздоровительная работа с ограниченными возможностями здоровья у детей (ОВЗ)
Организация уроков лечебной физической
культуры в школе
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 12 г.Ессентуки
Организация групп ЛФК в условиях школы-непростая задача. Серьезной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров, необходимого инвентаря и оборудования. Но тем не менее эта деятельность очень важна.
Лечебная физкультура (ЛФК) – это медицинская дисциплина, в которой используются средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, ликвидации последствий травм как средства реабилитации и профилактики осложнений и обострений хронических заболеваний.
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения специально организованные и применяемые в качестве неспецифического раздражителя для лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению как физических, так и психических сил, стимулируют процесс роста, развития и формирования организма, стимулируют деятельность всех систем организма как функциональных, так и физиологических.
Действие ЛФК на организм:
1. Специфическое – происходит восстановление, нормализация и развитие функций органов или систем организма, нарушенных в результате заболеваний или травм. Это происходит за счет развития компенсаторных механизмов(помогающих приспосабливаться).
2. Неспецифическое – происходит оздоровление всего организма в целом и повышение адаптационных возможностей к увеличивающимся физическим нагрузкам, повышение иммунитета и реактивности.
ЛФК показано заниматься на соответствующих этапах развития заболевания, при различных хирургических вмешательствах, при ряде нервных заболеваний, при большинстве терапевтических заболеваний, т.е. когда нет противопоказаний: общее тяжелое состояние больного, наличие интенсивных болей, .опасность усиления кровотечения, высокая температура тела, очень высокое артериальное давление, некоторые случаи онкозаболеваний и некоторые формы туберкулеза.
Среди основных средств ЛФК можно выделить физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные виды, подвижные игры и элементы спортивных игр, пассивные рефлекторные и коррегирующие движения, упражнения на тренажерах), факторы внешней среды и трудотерапия. Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, количества повторений, амплитуды движений, темпа движений, количества и вида суставов, участвующих в движении.
Принципами занятий ЛФК являются и ндивидуальность (в зависимости от характера заболевания, возраста, возраста, физической подготовленности и т.д.), системность (правильный подбор упражнений и последовательность их выполнения), регулярность, длительность, постепенность.
Гимнастические упражнения больше всего применяются на уроках ЛФК, потому что упражнения можно разделить на составляющие элементы и разучивать поэтапно, удобно для избирательного воздействия на больной или поврежденный орган, их легко дозировать, можно проводить в различных условиях, возможность проведения занятий индивидуально и коллективно.
Действие физических упражнений на организм ребенка:
1. Действие на опорно-двигательный аппарат. Импульсы несут информацию от рецепторов в мышцах, сухожилиях от внутренних органов (интерорецепторы) слуха, зрения, вестибулярного аппарата (экстерорецепторы) доставляют информацию в кору головного мозга, т.е. происходит стимуляция активизация деятельности всех физиологических систем организма. При дефиците движений происходит ухудшение работы.
2. Действие на сердечно-сосудистую систему. При гиподинамии происходит ухудшение работы сердца: снижается сила сердечных сокращений, уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло. Ощущается дефицит кислорода и питательных веществ, ухудшается обмен веществ и как следствие наступает зашлакованность организма. Для восполнения дефицита кислорода и питательных веществ происходит учащение сердечных сокращений , т.е. сердце работает неэкономично.
3. Влияние на костную систему. Под влиянием физических упражнений костные клетки лучше снабжаются кровью, при правильно дозированных нагрузках происходит активный рост и нормальное строение костей.
4. Влияние на скелетную мускулатуру. Повышается тонус мышц, сила, увеличивается мышечная масса.
5. Физическая культура способствует развитию у ребенка двигательных умений и навыков, улучшается координация и пространственная ориентация.
6. Физическая культура оказывает воспитательное воздействие.
7. Чередование умственной и физической нагрузки обеспечивает быстрое восстановление работоспособности.
Комплектование групп ЛФК в школе (специальная медицинская группа подгруппа А) происходит в апреле, мае предыдущего года. С 25 августа до середины октября происходит уточнение списков. Комплектование проводится по заключению врача. В группе должно быть не менее 10, не более 20 человек. Комплектуется по заболеваниям или по противопоказаниям и по возрасту. Первая группа — 1-4 классы, вторая группа — 5-8 классы, третья группа — 9-11 классы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут или 3 раза по 30 минут желательно в сетке часов. Этим детям дается задание на дом по физической культуре, желательно давать дополнительные занятия, особенно если дети занимаются в группе продленного дня. Для стимулирования интереса к занятиям ЛФК для каждого индивидуально планировать сдачу нормативов и зачетов.
Задачи подготовительного периода:
1. Постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную систему к нагрузкам.
2. Научиться контролировать реакцию организма на физические нагрузки (самоконтроль).
На первых 6-8 уроках упражнения выполняются из исходного положения сидя или лежа. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих упражнений 1:1. На первых уроках необходимо обучить ребенка правильному дыханию, вдох и выдох производить через нос. При нормальной адаптации к физическим нагрузкам объем движений увеличивается, добавляется исходное положение стоя, а затем в движении. Если дети адекватно реагируют на нагрузку, допускается учащение частоты сердечных сокращений до 125-130 ударов в минуту.
Задачи основного периода:
1. Освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре.
2. Повышение общей тренированности и функциональных возможностей.
Упражнения: все исходные положения, даются элементы легкой атлетики, художественной, спортивной гимнастики и спортигр.
Различают 3 части урока: вводно-поготовительная, основная и заключительная.
Вводно-подготовительная часть – от 3 до 8 минут, т.е. 10-20 % от урока
Задачи: подготовить организм к предстоящей работе, в данном периоде разминка проводится из И.П. сидя и лежа, затем при нормальной адаптации к нагрузкам добавляется И.П. стоя, сначала с опорой, затем в движении.
В основном периоде И.П. зависят от заболеваний. Основная часть составляет 50-70% от урока, продолжительность 20-30 минут. Задачи: улучшение кровообращения, обменных процессов во всем организме, улучшение психоэмоциональной сферы, нормализация тонуса сосудов, улучшение работы больного органа, привитие двигательных умений и навыков. Средства: общеразвивающие, специальные упражнения, игры.
Заключительная часть – 3-5-8 мин, 10-20% от урока.
Задачи: постепенное снижение нагрузки, возвращение в обычное состояние систем кровообращения и дыхания. Применяются упражнения на расслабление, ходьба в различных положениях, игры, дыхательные упражнения.
Таким образом, лечебная физкультура способствует восстановлению как физических, так и психических сил, стимулируют процесс роста, развития и формирования организма, адаптации организма ребенка на физические нагрузки, стимулируют деятельность всех систем организма как функциональных, так и физиологических.
Источник