Основные приемы массажа
Данный раздел будет посвящен введению в основы массажа. Здесь будут собраны основные приемы массажа, которые далее мы будем использовать для исправления той или иной проблемы в развитии малыша. Будет описана техника выполнения каждого приема и его лечебное действие.
В классическом массаже выделяют четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Эти основные приемы массажа имеют по несколько разновидностей.
На самом первом курсе, если он пришелся на возраст до 4 месяцев, а также если малыш родился недоношенным или плохо набирает вес, используют самые нежные и легкие приемы массажа: это поглаживание и легкое растирание. В последующие курсы по мере роста ребенка, набора им веса тела и созревания его нервной системы, приемы массажа становятся более интенсивными по своему воздействию, добавляются: разминание, пиление, рубление, стегание и т.д.
Поглаживание
Это первый прием, который является обязательным в массаже, с него начинается процедура, этим приемом завершают процедуру. Поглаживание проводят одной или двумя руками, по очереди или одновременно.
поглаживание вдоль позвоночника
Направление движений может быть продольное и поперечное в области туловища. Продольное, от кончиков пальцев в сторону туловища при поглаживании конечностей. Кругообразное по ходу часовой стрелки в области живота.
Поглаживание проводят медленно, ритмично, спокойно. Рука не отрываясь скользит по ходу лимфатических сосудов к ближайшим лимфатическим узлам. Поглаживание мышц проводят по ходу мышечных волокон.
Действие поглаживания болеутоляющее, оно улучшает крово и лимфообращение, питание тканей, благотворно влияет на нервно-мышечную систему.
Растирание
Следующий прием, который заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в разных направлениях. Выполняется с большей силой надавливания на ткани, чем при приеме поглаживания. В зависимости от растираемой поверхности прием проводят подушечками пальцев, фалангами согнутых в кулак пальцев или ребром ладони. Направление движений может быть прямолинейное, кругообразное, спиралевидное.
Одним из разновидностей растирание является прием, который называется «пиление». Осуществляется он ребром ладони, при этом руки движутся параллельного друг другу, но в противоположных направлениях, на расстоянии 1-2 см друг от друга. Прием используют чаще в области спины и ягодиц.
Действие растирания обусловлено притоком крови к массируемому участку. При этом происходит покраснение и разогревание данной поверхности тела, местная температура массируемой ткани может повышаться на 2-5 градусов. При этом ваши руки вовремя массажа тоже будут ощущать появление местного тепла. Усиление кровоснабжения способствует обменным и питательным процессам в тканях. За счет разогревания мышцы становятся более эластичные, увеличивается объем движений в суставах.
Разминание
Это более глубокий и сложный прием, с помощью которого лучше всего массируются мышцы. При выполнении этого приема руки захватывают ткани вместе с мышцами, приподнимают или оттягивают их и совершают S-образные движения, при этом одна рука отжимает ткани от себя, другая рука тянет их к себе, затем направление движения рук меняется на противоположное.
Движение производят медленно, плавно, без рывков, не перескакивая с одного участка на другой, а продвигаясь по ходу мышц. Прием используют в основном в области спины и конечностей. В зависимости от положения рук к протяжённости мышцы различают продольное и поперечное разминание. Если руки захватывают мышцу вдоль ее направления, то разминание будет продольным. Если руки захватывают мышцу поперёк ее волокон, то разминание будет поперечным. Действие разминания заключается в улучшении питания тканей. Разминание снимает мышечное утомление, укрепляет мышцы, улучшает функциональное состояние нервно-мышечной системы.
Вибрация
Вибрация – это прием, который заключается в том, что массируемой части тела руками передаются колебательные движения. Эти движения распространяются за пределы массируемой области. Различают много разновидностей вибрации. Мы будем использовать основные из них. Это приемы: рубление, похлопывание, стегание, встряхивание.
Рубление
Этот прием выполняют локтевым краем кисти со слегка разведёнными пальцами. Руки не должны напрягаться. При ударе пальцы, смыкаясь, смягчают удар. Движение совершается ритмично, быстро, попеременно двумя руками. Применяется приём в области спины и ягодиц.
Похлопывание
Похлопывание проводят ладонной поверхностью кистей, согнутых в форме крыши домика, оставляя внутри ладони пустое пространство.
Похлопывать можно одной рукой или двумя руками попеременно в области спины и ягодиц. Все ударные приемы нельзя проводить в области почек.
Стегание
Прием выполняют несколькими пальцами или всей ладонью, опуская их на тело в косом направлении.
Применяют прием в области спины и ягодиц.
Встряхивание
Прием встряхивание применяют на конечностях (руки и ноги). Для встряхивания рук их захватывают в области кисти, затем колебательными движениями отводят в сторону и возвращают обратно. Для встряхивания ног их захватывают в области пятки и придерживают стопу.
Встряхивающими движениями конечность поднимается и опускается. Эти движения проводятся медленно, для достижения расслабления мышц конечности, снижения их повышенного тонуса.
Рекомендации
Перечисленные приемы не должны вызывать болезненных ощущений у ребенка. Все движения ваших рук должны быть не быстрыми, а прикосновение к телу крохи нежным, но обязательно уверенным, ритмичными и целенаправленными. Всегда ориентируйтесь на восприятие малыша, на его эмоциональную реакцию, и на местную реакцию кожи. Массаж должен быть приятным и не вызывать негативных эмоций, иначе не будет положительного эффекта. Что делать, если все таки ребенок плачет. В первую очередь выяснить причину. Надо уточнить, не хочет ли он есть или спать, не болит ли у него животик, не режутся ли у него зубы. Если с этим проблем нет, то следует подумать о правильности проведения массажа и адекватности нагрузки.
Если ребенок начинает улыбаться и гулить на процедурах, а кто-то из малышей расслабился и заснул на массаже, это будет свидетельством адекватной реакции на ваши манипуляции, а значит вы на верном пути.
Источник
Самомассаж для детей от 4 до 7 лет
Наталья Бабинцева
Самомассаж для детей от 4 до 7 лет
“Массаж – поистине это полезно и предотвращает страдания от болезней органов»
“Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни”
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость массажа для здоровья человека. Массаж — это прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. По статистике в Российской Федерации 60% детей от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30-40% детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным. Педагогами ДОУ активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажапроводят в такой последовательности:
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа:
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа:
• Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
• Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
• Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп.Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки»:Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
• Массаж «Пять маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков.На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. (это к нам пришло от восточных лекарей)
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы.Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета.
Существует еще один вид массажа – это аппаратный. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов в основном для детей с нарушением речи.
Вывод: самомассаж для детей от 4 до 7 лет применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации системы кровообращения, а также общего расслабления тела. Его лучше выполнять вместе с ребенком, находясь при этом напротив, чтобы ребенок просто повторял движения. Такой способ занятия принесет не только теплое общение, но и массу веселых моментов и положительных эмоций. Работа с детьми предполагает игру, приключение или веселую ситуацию.
Целый день тук да тук, дети похлопывают ладонью правой руки по левой руке от
Раздается звонкий стук. кисти к плечу
Молоточки стучат, похлопывают по правой руке
Строим домик для зайчат. Похлопывают кулачком по левой руке от кисти к плечу
Молоточки стучат похлопывают по правой руке
Строим домик для бельчат
Этот дом для белочек. Растирают правым кулачком левую руку круговым
Этот дом для зайчиков, движением
Этот дом для девочек. Растирают правую руку
Этот дом для мальчиков, быстро пробегают пальчиками от кисти к плечу
Вот какой хороший дом. То же по другой руке
Как мы славно заживем, поглаживают ладонью правую руку и левую
Будем песни распевать
Веселиться ми плясать. Выполняют «тарелочки»
Дождик, дождик, капелька легко в ритме стихотворения дети постукивают
Водяная сабелька по бедрам от колена и вверх
Лужу резал, лужу резал, делают пилящие движения ребром ладоней
Резал, резал не разрезал.
И устал и перестал. Поглаживают ладошками
Утром лисонька проснулась, дети выполняют движения соответственно тексту
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачки все пальцы сжала
Растирать все лапки стала все массирующие движения выполняют от периферии
Ручки, ножки и бока. к центру, от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко красуясь, дети выполняют полуобороты корпуса
Ну, красавица лиса! вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив
До чего же хороша! спину.
Ой, лады! Ой, лады!Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая
Мы блинов напекли.
Первый дадим зайке, поочередно массируют пальцы, начиная с большого
Зайке-попрыгайке, пальца до мизинца
А второй – лисичке,
Третий дадим мишке,
Блин четвертый котику,
Пятый блин поджарим
И съедим его мы сами.
Раз – два, два – рука дети вытягивают вперед руку то одну, то другую
Лепим мы снеговика.
Три – четыре, три – четыре, имитируют лепку снежка
Нарисуем рот пошире. поглаживают ладошками шею.
Пять – найдем морковь для носа, кулачками растирают крылья носа
Уголька найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, приставляют ладонь ко лбу «козырьком»
Пусть смеется он у нас. И растирают лоб
Семь и восемь, семь и восемь – поглаживают колени ладошками
Мы плясать его попросим.
Вяжет бабушка Лисица дети имитируют вязание
Всем лисятам рукавицы:
Для лисички Оли, поочередно загибают пальцы, начиная с большого,
Для лисички Коли, заканчивая мизинцем
Для лисички Маши,
Для лисички Саши,
А для Катеньки-лисички растирают ладони
В рукавичках, да, да, да, хлопают в ладоши
Не замерзнем никогда!
Ба-ба-ба — дети проводят всеми пальцами по лбу от середины к
На крыше есть труба вискам (7 раз)
Бу-бу-бу — кулачками проводят по крыльям носа (7 раз)
Надо чистить трубу
Бы-бы-бы – растирают ладонями уши
Валит дым из трубы!
Знаем, знаем – да, да, да, дети поочередно массируют каждый палец
Где ты прячешься вода!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Нет, не понемножку – энергично растирают ладони и кисти рук
Будем умываться веселей!
Массаж ног «Молотки» (М. Ю. Картушина)
Тук-токи, тук-токи! — похлопывают ноги ладонями снизу вверх
Туки-туки-туки-точки! –поколачивают кулачками
Туки-ток, туки-ток!- поглаживают кулачками
Так стучит молоток.
Жа-жа-жа, дети слегка поглаживают пальцами, проводят
Мы нашли в лесу ежа. по лбу.
Жу-жу-жу – слегка касаясь пальцами проводят по щекам
Подошли мы к ежу.
Ужа-ужа-ужа- приставляют ладони ко лбу «козырьком» и растирают
Впереди большая лужа. лоб движениями в стороны-вместе
Жок-жок-жок, руками растирают крылья носа
Надень ежик сапожок!
«Вышел зайчик погулять» (детская считалка)
Раз, два, три, четыре, пять, дети приставляют ладонь ко лбу,
Вышел зайчик погулять. пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу
Вдруг охотник выбегает, («козырек») и растирают лоб
Прямо в зайчика стреляет. Кулачками массируют крылья носа
Но охотник не попал, всей ладонью растирают уши
Серый зайчик убежал.
1. Ребенок будет знать способы укрепления здоровья с помощью самомассажа.
2. Комплексы игрового самомассажа, точечного самомассажа
3. Правила здорового образа жизни.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Противопоказания к проведению массажа являются:
• Острые воспалительные процессы;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
•конъюнктивиты: (воспаления соединительной оболочки глаз);
• различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы.
Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
.Особо хочется рассказать о пользе точечного массажа.
При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.
Самомассаж кистей и пальцев рук 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, серединка ладони, основание пальцев другой руки,.
Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни. Детский самомассаж» В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и.
Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног» Чтобы далеко шагали, Никогда не уставали, Сядем все и отдохнём, Массаж ножек мы начнём. На каждую ножку Масла понемножку. / мамы капают.
Консультация для родителей «Игровой самомассаж кистей рук» Елена Фролова Консультация для родителей «Игровой самомассаж кистей рук» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения с пальчиками. Самомассаж» Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику кисти рук в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи: развивать.
Консультация для родителей «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников» «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников». «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках.
Презентация «Самомассаж лица и шеи для детей с дизартрическим компонентом» Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики. Оказывает расслабляющее или тонизирующее действие на центральную нервную систему, органов.
Проект информационно-оздоровительный «Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4–5 лет» Проект Информационно-оздоровительный «Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4-5 лет» (физическое развитие и оздоровление детей.
Рекомендации для родителей «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ» Тема: «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ.» Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.
Консультация «Самомассаж от простуды» Самомассаж от простуды по Уманской А. М. У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж.
Источник