Урок теме лекарственные растения

Конспект занятия «Лекарственные растения»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Тема: Лекарственные растения.

Цель: Расширить представление о лекарственных растениях.

Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Знать виды лекарственных растений, их применение, значение;

Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

4. Развивать познавательный интерес к природе родного края;

5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: презентация «Лекарственные растения», Лекарственные растения в аптечные упаковки: ромашка, подорожник, крапива, шиповник, одуванчик, календула.

Для аппликации оборудование: ткань для «саше», сушёная трава ромашка, подорожник, крапива, шиповник, одуванчик, календула. аптечной расфасовки, тонкая шёлковая лента, , ножницы, бусины для украшения, чайная ложка для того, чтобы положить травку в мешочек, горячий клей.

Педагог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на занятии. Но пришла я к вам не с пустыми руками, а с вкусным ароматным чаем из шиповника. В плодах шиповника много витамина С. Укрепляет организм, придает силы. Пусть этот лечебный чай поднимет вам хорошее настроение на целый день.

Сообщение темы занятия:

Педагог: Что бы узнать тему нашего занятия, я предлагаю вам прослушать сказку.

(дети прослушивают сказку).

О чем эта сказка? А кто главный герой? А что произошло?

Педагог: Какая тема нашего занятия? Сегодня мы с вами будем разговаривать о лекарственных растениях.

Как вы думаете, почему их так называют? Для чего используют лекарственные растения?

Дети: ответ детей. (Лечат болезни)

Педагог: Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Ребята, а как раньше передавали знания о лечебных растениях?

Дети: ответ детей. (От старшего поколения к младшему на словах, в книгах)

Педагог: Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадываетесь, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»?

Дети: ответы детей.(лекарственные травы, лекарственные цветы)

Люди передавали сведения о растениях из поколения в поколение.

Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепт .

Педагог: А какие вы знаете лекарственные растения?

Дети: ответ детей.

Педагог: Ребята, как и где надо собирать лекарственные растения? (повторяются правила сбора растений). На экране правила сбора лекарственных растений.

Дети: ответ детей.

Педагог: А сейчас я вам предлагаю вам выполнить задания, с помощью которых мы узнаем, с какими лекарственными растениями сегодня познакомимся.

Первая наше задание отгадать загадку.

Вдоль обочины растёт,

Нам прохода не даёт.

Некрасива — вот и зла,

Больно жалит, как пчела.,

Жжется больно, как огонь

Листья крапивы останавливают кровь, в ней содержатся вещества, убивающие микробы. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость.

Педагог: А в Следующем задание вам нужно будет собрать 3 картинки, и отгадать какой цветок из 3-х картинок я вам загадала.

У лесной сторожки

Стоит Солнышко на ножке.

Середка желтая, юбка белая

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре.

Педагог: Что бы разгадать следующею загадку, правильный ответ вы найдете на экране. (детям предстоит выбрать из 4 картинок правильный ответ).

Цвета желтого цветки.

Как еще нас называют?

Для чего нас применяют?

Помогает при порезах, ожогах. Препараты календулы применяют при гастритах, язвенной болезни, заболевании печени.

Читайте также:  Лекарственные травы лист грецкого ореха

Педагог: Что бы отгадать ответ, вам нужно решить ребус. (Конверт с ребусом).

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Настой из корня пьют для улучшения аппетита. А из желтых цветов варят варенье.

Педагог: Вам нужно правильно собрать слово, что бы получился ответ на загадку.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу.

Педагог: Дикой розой называют,

Как лекарство применяют.

Ответ в этой загадке, очень прост, это лекарственное растение добавляют в чай, он получается вкусным и ароматным. Я сегодня этим чаем вас угощала.

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями.

Педагог: А в этом задание вы найдете ответ в картинке. (дети собирают картинку).

Поскорей собирай и заваривай чай.

А найдешь возле хаты – называется …(мята)

Настой мяты используют при тошноте. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, Заваривают в чай.

Педагог: Молодцы! Много знаете лекарственных растений и их применение. А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Лекарственные растения», ваша задача разделить лекарственный растения и не лекарственные растения на две группы. Давайте проверим, на сколько вы правильно справились с заданием.

Педагог: Ребята, у меня для вас есть интересная игра, «Узнай по запаху». давайте поиграем? Вы должны по запаху узнать лекарственные растения.

(Детям предлагаются: листья ромашка, мята, цветы шиповника, лаванды,)

Педагог: Молодцы, все хорошо справились с заданием!

Это ещё не всё. Я предлагаю вам, сделать ароматный мешочек «саше», с травкой, какой вы выберите сами (ромашка, крапива, мята, календула, одуванчики), что бы сохранять свое здоровья и не когда не болеть. (Дети садятся за общий стол для приготовление ароматного мешочка).

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какая тема у нас сегодня была?

О каких лекарственных растениях мы сегодня познакомились?

Что нового для себя узнали?

Наше занятие подошло к концу, спасибо всем!

Источник

Урок на тему Лекарственные растения
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок для 6 класса на тему Лекарственные растения

Скачать:

Вложение Размер
stepanovaea_lekarstvenie_rasteniya.docx 87.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Лекарственные растения

Степанова Елена Александровна

Тема урока Лекарственные растения

Цель: обеспечить усвоение знаний о лекарственных растениях, их роли в природе и жизнедеятельности человека.

Предметные: знают основные виды лекарственных растений, умеют приводить примеры лекарственных растений, перечислять их свойства.доказывать необходимость бережного отношения людей к растениям.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

Познавательные: общеучебные — воспроизводить по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; строить осознанные и произвольные высказывания в устной форме;

логические — проводить сравнение, уметь анализировать, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, выстраивать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: развивать интерес к учебному материалу, исследовательской деятельности; ученики имеют желание учиться, оценивают свою активность в действии, проявляют старание в применении усвоенных знаний, имеют адекватную позитивную самооценку.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», — утверждал К.Д.Ушинский.

  • Гигиенические условия в классе.
  • Смена видов деятельности
  • Физкультминутки
  • Игра
  • Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами
  • Эмоционально – смысловые разрядки на уроке.

Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”!

Ребята, здравствуйте, меня зову Елена Александровна и сегодня маленький фрагмент урока я проведу с вами, а вы со мной! А какой у вас сегодня настроение? Нарисуйте личико, показывающее ваше настроение.

Это что за старички?
Изогнулись, как крючки?
Ну-ка, выпрямите плечи!
Сразу станет всем вам легче.
Головы выше поднимите,
И на парте не лежите.

Здороваются с учителем

Рисуют личико на полях

Подготовка к уроку Гигиенические условия в классе : чистота, температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие неприятных звуковых раздражений

Положительный настрой на урок

Слежу за осанкой (при необходимости в течении всего дальнейшего урока)

Английская писательница Джоан Роулинг является автором целой серии книг о волшебной школе и детях-волшебниках.

— Кто главный герой этой серии книг?

В книгах есть описание удивительных растений, например гремучая ива и мандрагора.

— Как используют эти растения не волшебники?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Презентация слайды 1-3)

Предлагают свои варианты

Слежу за осанкой (при необходимости в течении всего дальнейшего урока)

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

1).как люди узнали лекарственные растения

2).какие бывают лекарственные растения

3) как правильно собирать лекарственные растения

Изучение нового материала

Ребята, а как вы думаете ,как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?

Верно, люди наблюдали за животными и видели , что больные животные ели , определённые растения. Вспомните, своих домашних животных: кошку, собаку. Если наблюдали за ними ,то , видели , что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях , то она часто пытается обкусывать или съедает комнатные растения. Такое их поведение показывает , что у всех живых организмов есть потребность в растениях.

Задание №1 Вопросы – ответы (приложение 1)

Учащиеся получают на парту 1 вопрос и 1 ответ (ответ к вопросы не подходит).Задача: найти правильные ответ на свой вопрос

Прочитать текст (приложение 2) Составить кластер. «Лечебные свойства растений»

(при необходимости можно дать шаблон кластера)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Но прежде мы должны знать правила сбора трав. Работаем в группе, вам дается зашифрованное правило, ваша задача его прочитать.

(слова записаны слева направо по столбикам)

2. Нмемсмомбмимрмамймлмемкмамрмсмтмвмемнмнмымемрмамсмтмемнмимямвмгмомрмомдмем им вмбмлмимзмимдмомрмомгм.

(после каждой буквы стоит М)

3. Сqобwиrраlть лsекgарnсdтfвеwннvые рsасqтеiниjя луsчfшdе с уnтdрwа, срtазbу кsак поhдсlохwнrеzт рgоwсzа (читаем только буквы русского алфавита, исключаем английский)

(читаем снизу вверх, справа налево)

Пятое правило вы должны прочесть каждый сам, посмотрите на доску. «Ключиком» к данной шифровке служит стрелка, которая показывает направление, в котором следует читать слово

П

С

Н

Р

Наблюдал наверное за животными

Выполняют задания вместе с учителем

Слежу за осанкой (при необходимости в течении всего дальнейшего урока)

1) Не срывай все растения, оставь несколько штук на семена

2) Не собирай лекарственные растения в городе и вблизи дороги

3) собирать лекарственные растения лучше с утра, сразу как подсохнет роса

4) Цветы собирают в начале цветения, корни выкапывают осенью, после созревания цветов

5) После сбора надо вымыть руки

Гимнастика для глаз

Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
И теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» –
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Глазки можно открывать!

Узнай растение по запаху. Ученикам выдаются сухие лекарственные растения. Учащимся предлагается понюхать, потрогать растение и узнать его.

Разбираем по каким признакам узнали растение

(Презентация Слайды 4-6 с иллюстрациями лекарственных растений)

Пытаются распознать предложенные растения, записывают названия тех растений, которые узнали.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Вспомните, какие мы ставили цели в начале урока.

Все ли у нас получило, на все вопросы мы ответили?

Какое у вас настроение в конце урока? Нарисуйте личико ☺ ☹

  1. Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320
  3. http://infourok.ru/

1.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

3. Растения, на которых гадают, применяющиеся для полоскания горла (ромашки).

4. Какие лекарственные растения носят «звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

5. Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль? (Приложить лист подорожника)

6. Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание? ( Шиповник и черёмуха)

7. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

8. Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

9. Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?

(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

10. Назовите лекарственные травы, занесенные в «Красную книгу»? — Одуванчик поздний, подорожник наибольший, шалфей, лопух…

11 Отвар, каких трав можно использовать для полоскания горла? -Душица, шалфей, ромашка, подорожник, календула, мята!

12 -Отвар, какой травы используют для возбуждения аппетита? -Отвар полыни.

13 -Какое растение используют для лечения нарывов? — Алое, каланхое.

14. Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? -Подорожник.

15 — Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? -Лекарство от кашля.

16 — Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. -Чистотел.

17 — Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)

Лечебные свойства лекарственных растений зависят от наличия биологических веществ, разнообразных по своему составу. При поступлении в организм человека и животных они проявляют свои целебные свойства. Они могут находиться либо во всех частях растения, либо в какой-нибудь одной части: в листьях, цветках, плодах, корневищах, корнях, коре, почках. С медицинской точки зрения эти соединения можно классифицировать на три группы:

Действующие, или активные вещества — это соединения, имеющие лечебное действие и обуславливающие ценность каждого вида лекарственного сырья.

Сопутствующие вещества, имеющие для лечебного воздействия подсобное значение. Они либо облегчают всасывание действующих веществ, либо изменяют их свойства.

Балластные вещества — соединения, безразличные в медицинском отношении.

В растениях содержатся главным образом следующие основные группы веществ, определяющие лечебную ценность сырья.

Алкалоиды — ядовитые органические соединения сложного состава. Алкалоиды находятся в клеточном соке разных органов растений.

В клеточном соке растений содержатся разнообразные красящие вещества, или пигменты (желтые, красные, синие, фиолетовые и другие). Дубильные вещества — неядовитые органические соединения. Они обладают вяжущим вкусом,

Лекарственные растения, содержащие таниды, издавна применяются противовоспалительные средства при желудочно-кишечных заболеваниях, ожогах, различных заболеваниях кожи и т.д.

Эфирные масла -придают своеобразный запах различным частям растений.

Фитонциды — называют «антибиотиками высших растений. Лекарственные свойства растений зависят в значительной степени и от наличия в них фитонцидов. Летучие фитонциды чеснока, лука, плодов цитрусовых, листьев черемухи и черной смородины Употребление в свежем виде овощей и фруктов способствует обеззараживанию полости рта и желудочно-кишечного тракта.

Витамины — особые органические вещества разнообразного химического состава, необходимые для жизнедеятельности организма человека. Отсутствие их приводит к заболеваниям, а иногда и смерти. Даже в малых дозах они оказывают мощное влияние на органы и клетки тела человека. Недостаток их понижает устойчивость организма к заразным и другим болезням. Заболевание, вызываемое недостатком в организме какого-либо витамина, носит название гиповитаминоза, а полным отсутствием витамина – авитаминоза

Источник

Оцените статью