Урок сбо лекарственные растения

Конспект урока по социально — бытовой ориентировке «Лекарственные растения», 7 класс
план-конспект урока

Конспект урока по СБО «Лекарственные растения»

Скачать:

Вложение Размер
lekarstvennye_rasteniya.rar 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

УРОК ПО СОЦИАЛЬНО — БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Тема: Лекарственные растения.

Позднякова Наталья Геннадьевна,

Тема: Лекарственные растения (2 часа).

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений.

Задачи: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; развивать познавательную активность, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру.

Оборудование: презентация, таблицы, карточки.

  1. Орг. момент (проверка готовности к уроку).
  2. Повторение.

— Какой раздел мы изучаем? ( Медицина )

— О чем мы говорили на прошлом уроке? (Оказание первой медицинской помощи при травмах).

— Давайте вспомним, о каких травмах мы говорили, и какую можно оказать первую медицинскую помощь.

Я зачитываю определение, вы должны назвать, о чем речь и какая первая мед. помощь оказывается (слово – ответ вывешиваю на доску).

1. Частичный разрыв связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный.

2. Бытовое название неглубокой и небольшой резаной раны: повреждение кожи и (иногда) подкожной клетчатки, образующееся в результате неосторожного обращения с режущими предметами, либо преднамеренного их использования с целью нанести повреждения. (Порез)

3. Может быть колотой, резаной, рубленой, ушибленной, огнестрельной.

4. Смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. (Вывих)

5. Полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. (Перелом)

6. З акрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). (Ушиб)

7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). (Ожог)

— Назовите одним словом ваши ответы. (Травма)

  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы и задач урока.

— Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Тема нашего урока: «Лекарственные растения».

— Запишите тему в тетрадь.

2. Актуализация знаний.

— Как вы думаете, какое растение можно назвать лекарственным? Назовите их. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. (Запись в тетрадь).

— Где можно встретить лекарственные растения? (Ответы учащихся)

— Какие из названных вами растений произрастают в нашем городе? (Ответы учащихся)

3. Изложение нового материала (сопровождается показом презентации)

— Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. Впоследствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов.

Лекарственные растения встречаются нам практически на каждом шагу и могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

— Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях. А работать будем следующим образом: у вас на столах таблица, в которой вы должны будете написать название лекарственного растения после моего рассказа (Приложение 1), и карточки с названиями растений (Приложение 2), которые будете прикреплять на доску.

(Зачитываю информацию про растение, после того, как дети скажут правильный ответ, открываю слайд. Дети в свою таблицу вписывают название и прикрепляют карточку на доску (выходит тот, у кого соответствующая каточка).

— Это растение встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название. Незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах. ( Подорожник).

— В народе ее ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Используется как лекарственное и пищевое растение. Настои из этого растения применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья годятся для щей и салатов. (Крапива).

— Правильно, у кого карточка с этим названием? Выходи, прикрепляй. Записываем название в свои таблицы. (Показ слайда. И так с каждым изучаемым растением).

— Эти цветы, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. Широко применяется в косметических целях. В народной медицине применяют от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине. (Ромашка).

— В народе это растение называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян, они похожи на коготки кошки, имеет ещё одно название – ноготки. Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты. Настойка из него помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами. (Календула).

— Существует много легенд об этом растении. Вот одна из них. Он был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам — свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Растение спрятало свои лепестки, наклонило голову, сжалось, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но он ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.

Это из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. В народной медицине Руси его считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения. Корни используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты. (Одуванчик).

— Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это — ______. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда. (Мать-и-мачеха).

— Нет дерева милее и роднее! Чувства, которые оно вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Много веков служит это дерево верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый ______________ веник в бане, и дёготь. Лечит кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского). (Береза).

— Это растение – частый гость приусадебных участков, и с ним приходится вести борьбу, как и с сорняками. Но он не зря проявляет такую навязчивость, ведь это растение – настоящий природный целитель, и лечебные свойства «ласточкиной травы» – так его часто называют в народе – наши предки применяли еще с незапамятных времен.

Назначается народными целителями для лечения широкого спектра заболеваний, а именно:
болезни и проблемы кожи. Сюда относят папилломы (бородавки, шпоры), мозолистые наросты, грибковые заболевания, в том числе и лишаи.

Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел).

— Ценное пряно-ароматическое растение, обладающее лечебными свойствами. Нередко можно встретить на приусадебных участках, как правило, в палисадниках вблизи дома, чтобы она всегда была «под рукой» для заварки ароматического чая.

Листья используются для ароматизации уксуса и в качестве добавки к чаю.
Ее используют для лечения заболеваний: ангины, фарингита, бронхита, бронхоспазма, ринита, туберкулеза, гипертонии, стенокардии, бессонницы, депрессии, нервного возбуждения, стресса.

Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… (Мяты)

— Название травы с латинского языка переводится как «тысяча листков», хотя наличие листьев на кусте не составляет такого огромного количества. А вот цветков в соцветиях на одном растении может быть намного больше. Для пчеловодов такая трава очень ценна, так как является прекрасным медоносом.

В основном же растение используется в следующих случаях: различные кровотечения, кишечные инфекции, ожирение, царапины, раны, ссадины, экзема, диатез, ожоги, воспаления десен, горла, угревая сыпь, фурункулы, выпадение волос. (Тысячелистник).

— Одно из самых почитаемых деревьев у славян. Славяне почитали ее не только как священное дерево, но и как дерево-мать . Она и накормит и обует и вылечит. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, вырезались из этого растения. А ещё она — хороший медонос.

Отвар применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам. (Липа).

— Это растение на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

Настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров. (Дуб).

— Это растение — дикорастущая роза. Распространён по всему миру, его густые колючие заросли можно встретить в лесу и на лугу, по берегам рек и в горах, в садах и парках. Весной эти заросли покрываются нежно розовыми цветами, наполняя воздух благоухающим ароматом.

Это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара — запасешься бодростью на целый день. Замечательное растение, которое помогает укрепить весь организм.

Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться. (Шиповник).

— В Европе издавна это растение считалось одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из него входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный этими цветами, ставили в красный угол дома.

Венки из этого растения крестьяне развешивали в избах, чтобы не водились сверчки.

Прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились делать краску. Помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его. (Василек).

— Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

— Кто знает, где можно собирать, а где нельзя лекарственные растения и почему?

— А теперь поговорим, как правильно приготовить настой.

1. Собери нужную траву в лесу.

2. Высуши траву в прохладном, темном месте.

3. Положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.

4. Вскипяти воду.

5. Залей кипятком.

6. Настаивай 15-20 минут.

— Какие лекарственные растения вы сегодня узнали?

— Почему их надо охранять?

1. Задания на 17, 18 слайде.

2. Отгадывание кроссворда. (Приложение 3)

— Молодцы. Вы все сегодня поработали хорошо. Замечательно справились с заданиями. За урок я поставила следующие оценки……

Источник

Конспект урока. по СБО»Лекарственные растения»-7класс коррекционная школа

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

7 класс VIII вида

Тема урока: Лекарственные растения

Образовательные: расширить знания учащихся о лекарственных растения, их применении. Научить учащихся распознавать местные лекарственные растения

Коррекционно-развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь; формировать положительную учебно-трудовую мотивацию; развивать эмоционально-волевую сферу;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие; формировать отношения дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи в группах.

Оборудование: инструкционно — технологическая карта «Лекарственные растения», тетрадь для выполнения заданий , распечатки картинок с изображением лекарственных растений

Методы и методические приемы.

Словесные (беседа, объяснение);

Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;

Тип урока: урок изучения нового материала

Организационный момент . ( организация внимания и внутренней готовности).

— Встали, подравнялись. Садитесь.

— Кто сегодня дежурный ?

— Все ли присутствуют на уроке?

— Как называется наш урок?

— Какое время года?

Приветствие учащихся; проверка посещаемости; назначение дежурных, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний.

— Что самое ценное в жизни человека? ( Здоровье)

Здоровье – это красота, это сила и ум, это самое большое богатство.

Оно нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье – это долгая счастливая жизнь, это, когда ты весел и у тебя всё получается.

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни.

— А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? ( здоровый образ жизни ).

— А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? ( таблетки, уколы, микстуры )

— А что еще можно использовать для лечения, особенно для маленьких детей? ( лекарственные травы ).

3. Сообщение темы и цели урока

Именно об этом поговорим сегодня. Мы с вами продолжаем изучать раздел « Медицинская помощь». А тема сегодняшнего урока: « Лекарственные растения»

— Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

— Какой день недели?

— Запишите дату, тему урока в тетради, а я на доске.

4. Изложение нового материала .

Ребята, подскажите, какие растения относятся к лекарственным? ( К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств).

Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – это те растения, в лечебных целях которых используют все органы растения (корни, стебли, листья и плоды)

Беседа учителя. Человек ещё издавна заметил, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр I издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Таких растений у нас в Ставропольском крае около сотни, 88 видов относят к проверенным научной медициной. Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями.

– Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете? ( Ромашка, подорожник, фиалка, одуванчик).

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее. Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог ( подорожник)

Сообщение ученик 1. (подорожник) Приложение №1

Растет в лесу кудряшка, белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка).

Сообщение ученик 2. (ромашка) Приложение №2

В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся — улыбнулся:
— вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой! (одуванчик).

Сообщение ученик 3. (одуванчик). Приложение №3

Ой не трогайте меня, обожгу и без огня ( крапива)

Сообщение ученик 4. ( крапива). Приложение №4

Физминутка . Стоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз в течении 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.

В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 мин. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.

Продолжение изложения нового материала.

Правила сбора лекарственных растений

Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете ?( Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).

Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).

Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу.

Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Например, известные вам ядовитые растения.(ягоды ландыша, чистотел). Некоторые из таких растений растут в окрестностях школы, будьте внимательны!

Закрепление изученного материала.

Ребята, а сейчас мы проверим, что вы узнали о лекарственных растениях:

1.Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить? ( Ответ: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог ).

2. Угадай-ка»: На доске висят картинки: подорожник, ромашка, тысячелистник, чистотел, одуванчик, шиповник. Под каждой картинкой номер. Необходимо вытянуть номерок, оказать картинку с растением, которое соответствует номеру, назвать его, рассказать, как используют.

3. Выполнение детьми рисунка понравившихся растений

7. Итог урока. Выставка работ.

— Ваши впечатления о занятии;

— Что наиболее интересно было на уроке?

Подорожник. Сок, этого растения прикладывают при укусах пчел и комаров.

Подорожник расселяется там, где ходят люди. Одно растение дает от 8 – 60 тыс. семян. Семена переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко называли его “следом белого человека”. Выживает подорожник под ногами людей, под колесами машин потому, что листья его очень прочные, да к тому же плотно прижаты к земле. Еще один секрет у подорожника – это когда знойное солнце иссушит землю вокруг и если поднять лист подорожника, то земля под листьями подорожника будет холодная и сырая. Так листья подорожника хранят для растения влагу.

Подорожник имеет в себе лекарственные свойства. В народной медицине его употребляли в качестве ранозаживляющего, кровоостанавливающего средства, при укусах насекомых, при гастрите, при бронхиальной астме, при зубной боли.

Листья собирают в течение всего лета. При заготовке впрок сушат в жаркую погоду в хорошо проветриваемых помещениях на чердаках. Хранят в бумажных пакетах или в холщовых мешочках.

Ромашка. Интересна биография ромашки. Ведь родина ромашки — Америка. Ромашка, как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков оказались дырки, в полу вагонов – щели и мелкие семена американской ромашки, ехавшей зайцем, сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной здесь мягкой и очень ароматной травкой. Так американская ромашка не только расселилась повсеместно, но и попала в аптеку.

Если случится тебе, простудиться, привяжется кашель, поднимется жар, Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар. Ромашка обладает мягчительным, болеутоляющим действием. Применяют в виде настоя, как противовоспалительное, антисептическое средство, а также в качестве средства, укрепляющего корни волос.

Одуванчик. Это растение называют «эликсиром жизни», означает это название – лечебный, успокаивающий. Много витаминов, и полезных для организма веществ. Заготавливают корни осенью, когда увядают листья. Мелкие корешки и наземную часть отрезают, корни очищают от земли, провяливают на воздухе до прекращения выделения млечного сока. Затем сушат в теплом помещении. Листья собирают до цветения растения, а цветы в мае – июне. Применяют отвар корней – при понижении аппетита, при бессоннице, при общем упадке сил, как желчегонное, а также при камнях в почках, при гастрите. Салат из свежих листьев употребляют в пищу.

Едва снега сбегут в низины,
Как на задворках у плетня
Уже вовсю растет крапива,
Душистой зеленью пленя.
И ей не холодно, не жарко,
Рукою тронешь- горячо,
Она, как русская крестьянка:
Ей все невзгоды нипочем.

Почему же все- таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Из листьев крапивы готовят великолепные щи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Источник

Читайте также:  Правила регламентирующие оказание первой помощи
Оцените статью