Урок первая медицинская помощь при кровотечениях

Конспект урока «Первая помощь при кровотечениях»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Скачать:

Вложение Размер
razraboka_uroka._pervaya_pomoshch_pri_krovotecheniyah.docx 31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Разработала: Ухинова Л.Д.

Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;

оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;

развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки

1. Проверка домашнего задания.

I.Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

— Давайте вспомним. Из каких частей состоит кровеносная система? (Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)

— Какие виды сосудов вы знаете ? (артерии, вены, капиляры)

— Какие сосуды называют

а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)

б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)

в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями) (слайд)

Мотивация на начало урока .

Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь. Средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

Потеря 50% крови (2-2,5 л) — смертельна для человека. (слайд)

Зачастую, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Определение темы урока

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении) (слайд)

Цель нашего урока познакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.

Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях

— что такое кровотечение?

(кровотечение – выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)

— типы кровотечений (внешние и внутренние)

И так сегодня на уроке мы будем работать группами.

1 группа – венозное кровотечение,

2 группа – артериальное кровотечение,

3 группа – капиллярное кровотечение и носовое кровотечение.

Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.

1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях» (7 мин)

(меры первой помощи)

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь.

У вас на столах лежат карточки с заданиями. Каждая команда выбирает по одной карточке. Вам нужно выяснить какой тип кровотечения и показать на практике оказание первой доврачебной помощи.

Задача №1. При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую медицинскую помощь.

Ответ. Тип кровотечения — артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). Под жгут наложить записку, указывающую время наложения жгута. На рану — стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую медицинскую помощь.

Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №3. Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения. Докажите.

Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

Задача № 4. Мальчики решили пойти на стадион поиграть в футбол. Погода была жаркая. Играли мальчики почти 2 часа, вдруг у одного мальчика произошло носовое кровотечение. Что необходимо сделать в этой ситуации?

Ответ. На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.

В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.

Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад, может захлебнуться кровью.

— а теперь проверим насколько вы хорошо усвоили урок.

Ответить на вопросы. Самооценка.

И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете висят высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

— Познание начинается с удивления (Аристотель)

— Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

— Скажи мне — и я забуду, покажи мне — я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

Домашнее задание : параграф 22, ответить письменно на вопросы 4,6 стр. 102.

Источник

Первая помощь при кровотечениях
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Цель урока: научить распознавать и оказывать помощь при различных видах кровотечений.

Скачать:

Вложение Размер
pervaya_pomoshch_pri_krovotecheniyah-f2b020a5.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальное, носовое кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.

1. Рассмотрите иллюстрации, которые лежат у вас на столе.

Задание: выберите систему, которая осуществляет движение крови по сосудам человека. Подпиши название данной системы.

Система, осуществляющая движение крови по сосудам – кровеносная система.

2. Самостоятельная работа.

Прочитайте слова и выберите органы, которые составляют систему кровообращения.

Введение в новую тему.

— Что такое кровь?

На столе лежат цифры, поднимите цифру № сосуда, где правильный ответ.

Какое количество крови находится в организме взрослого человека?

Учащимся предлагается выполнить коррекционное упражнение “Выбери сосуд, на котором указано правильно количество крови в организме человека.

Правильный ответ вы видите на слайде, это 5-6 литров.

— Назовите функции крови?

— Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

— Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? ( научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил — всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь — от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Вера Анатольевна, медсестры и санитары.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов.

Существуют следующие виды кровотечений:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение.

Если повреждены вены…венозное.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость.

— Вы проделали большую работу и наверное устали

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь.

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

Найти в учебнике на странице 104 признаки артериального кровотечения. Учащиеся зачитывают материал с учебника.

Найти в учебнике на странице 103 признаки венозного кровотечения. Учащиеся зачитывают материал с учебника.

— Как вы думаете, опасно ли кровотечение для человека?

Потеря крови очень опасна для человека, поэтому при любом повреждении необходимо оказать первую доврачебную помощь.

Просмотр видеоролика «Оказание первой помощи при кровотечениях»

Решение биологических задач.

А) Почему ватку с йодом нельзя прибинтовывать к ране?

Б) Определите тип кровотечениях, если кровь

-выделяется по капле

-вытекает сильной струей, ярко- алого цвета

-темная, вытекает равномерной струей

В) В каком из случаев в задании Б, вы бы наложили жгут, в каком давящую повязку, а в каком зажали бы ранку ваткой?

Г) Жгут, наложенный при венозном кровотечении выше раны, не способствует остановке кровотечения, и может на некоторое время усилить его. С чем это связано?

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомам кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

— если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!;

— если интересно, но не всё понятно, поставьте !?;

— а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Источник

Урок ОБЖ «Кровотечения и помощь при них». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Цель урока:

  • Развивающие:
    • дать учащимся понятие о кровотечении, причинах и опасности их;
    • способствовать развитию мыслительной деятельности при попадании в экстремальные условия;
    • учить оценивать нештатную ситуацию и принимать решение.
  • Обучающие: практическое овладение способами остановки кровотечения.
  • Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к обществу, сострадание, желание придти на помощь

После изучения темы учащиеся должны правильно определять вид кровотечения и оказывать первую медицинскую помощь.

Оснащение:

  • Мультимедиа, презентация
  • 2 воздушных шарика
  • жгуты, бинты
  • бланки конспектов для учащихся
  • тренажёр «Максим-2»

Вопросы урока:

  • Кровотечение, понятие, причины
  • Классификация кровотечений, помощь
  • Практическая часть: наложение давящей повязки и жгута-закрутки
  • Носовое кровотечение, помощь при нём
  • Решение задач.
  • Домашнее задание: параграф № 22.1; отработать дома правила наложения давящей повязки и жгута-закрутки

Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.

Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и помощь при них. (Слайды 1, 2)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (Ответы учащихся)
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. (Слайд 3)
Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда в ране.
Наиболее часто повреждениям подвержены сосуды нижних конечностей до 50%, верхних конечностей до 30%, сосуды головы и шеи до 10%, сосуды грудной и брюшной полости до 10%.
А теперь давайте подумаем от чего у человека может возникнуть кровотечение? (Ответы учащихся)

  • повреждение острым предметом,
  • резкий тупой удар,
  • заболевания крови, туберкулёз, гемофилия, язвенная болезнь.

Как видите причин кровотечений много и нам надо их систематизировать, чтобы знать, как помочь человеку.
(Слайд 4)Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь. В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии. А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (Слайд5) мы придём к выводу, что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение, следовательно будет сильнее. Учитывая эти данные все кровотечения делят на:
артериальные, венозные, капиллярные, смешанные
У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
Прикапиллярномкровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (Слайд 6)
(Слайд 7) при венозном— она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений. Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Повторите, пожалуйста, какие виды кровотечений вы знаете, а теперь запишите их в тетрадь. Проверяем.
Как мы будем останавливать кровотечения?
(Слайд 8)
Капиллярное –

  • чаще всего оно останавливается произвольно в считанные минуты вследствие свёртывания крови. Если этого не происходит, то можно наложить давящую повязку (стерильная салфетка на рану, затем прижать тугой повязкой.)

(Слайд 9)
Венозное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • наложить давящую повязку (марля,давящий предмет – нераскатанный бинт, вата, тугое бинтование); удобен индивидуальный перевязочный пакет
  • если нет давящей повязки – прижать пальцем кровоточащее место

Показываю, как правильно наложить давящую повязку, ребята повторяют за мной один вариант, затем другой. Проверяю правильность. По пути объясняю, как правильно надо держать бинт, как бинтовать.
Артериальное –

  • придать конечности возвышенное положение
  • пальцевое прижатие поверхностно расположенного артериального сосуда выше кровоточащей раны (обговариваются точки прижатия и отмечаются в конспекте)
  • наложение давящей повязки (Слайд 10)
  • максимальное сгибание конечности (если кровотечение из подколенной артерии – в подколенной ямке, из плечевой – локтевой ямке, бедренной – в паховой области) (Слайд 11)
  • наложение жгута-закрутки (Слайд 12)

Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. (Слайд 13) Ребята повторяют.

Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (Ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь япредлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением. (Слайд 14)
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.

Первая помощь при носовом кровотечении: (Слайд15)

1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2. Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3. При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4. Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3 см и толщиной 1-1,5 см, детям – толщиной 0,5 см);
5. Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20 мин.
6. Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания

Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (Слайд16)

1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3. Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.

Как надо останавливать кровотечение из носа? Памятки я раздаю, и вы как всегда не забудьте приклеить их в тетрадь.

А сейчас давайте попробуем решить задачи:

(Слайд17) 1. При мытье стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной ниже локтя. Определите вид кровотечения. Какую первую помощь вы окажете?

– Кровотечение венозное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 18) 2.Иван ехална велосипедепо обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена, упав на палку с торчащим гвоздём. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала алая кровь. Определите вид кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Кровотечение артериальное. Высказывают меры оказания первой помощи.

(Слайд 19) 3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид раны, кровотечения. Какие меры первой помощи вы окажете?

– Капиллярное кровотечение. Необходимо остановить и тщательно обработать рану.

(Слайд 20) Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  3. Измерить температуру и дать обезболивающее.
  4. Смочить кусочки ваты3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.
  5. Положить на спинку носа холод.
  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.

(Слайд 21) Ответ: 2, 5, 6, 4

  1. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
  2. Положить на спинку носа холод.
  3. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.
  4. Смочить кусочки ваты 3% раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы.

Решая задачи, мы пришли к выводу, что оказывая помощь ни в коем случае нельзя забывать о собственной безопасности:

ПОМНИТЕ – ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО.
ЕСЛИ С ВАМИ ЧТО-НИБУДЬ СЛУЧИТЬСЯ – НЕКОМУ БУДЕТ ВЫЗВАТЬ ПОМОЩЬ!

(Слайд 22) Поэтому, основные правила нашего поведения во время оказания ПМП:

  • Оценить обстановку, где находится пострадавший.
  • По известным признакам определить вид кровотечения.
  • Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.

– Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. (Слайд 23) Спасибо за работу. До свидания.

Источник

Читайте также:  Каланхоэ лекарственное как пересадить
Оцените статью