- Детский массаж
- Детский массаж от 0 лет до 1 года.
- Принцип действия массажа
- Эффекты массажа у детей
- Возрастные комплексы для детей грудного возраста
- Детский массаж от года до трех лет
- Особенности развития детей 1,5 — 3 лет
- Эффекты детского массажа
- Особенности детского массажа
- Особенности детской гимнастики
- Массаж для детей 5-16 лет
- Массажные приемы
- Самомассаж для детей от 4 до 7 лет
Детский массаж
Детский массаж от 0 лет до 1 года.
Традиционно, грудничок — это ребенок возрастом до 1 года. Соответственно, массаж для грудных детей относится к процедуре, которая проводится детям первого года жизни.
Хотя гимнастика и массаж полезны всегда, без привязки к возрасту, для детей эти процедуры становятся важны с точки зрения правильного развития, укрепления здоровья и лечения уже существующих заболеваний.
Принцип действия массажа
Для детей грудного возраста общеукрепляющий массаж — это мощное тактильное воздействие, которое инициирует множество процессов в организме.
Такое влияние прикосновений к телу ребенка легко понять: уже в первые дни жизни даже легкое поглаживание по щеке малыша вызывает у него улыбку. Пока что это физиологическая реакция, еще не связанная с настроением или самочувствием новорожденного. Но так называемые «анализаторы», расположенные в коже младенца, созревают еще до его появления на свет, и на некоторое время становятся единственным средством коммуникации малыша с внешним миром. Чуть позже зрение и слух дополнят возможности ребенка контактировать с окружающей средой, но в первые месяцы жизни младенца именно прикосновения к коже вызывают эмоциональный ответ и стимулируют двигательные реакции.
Эффекты массажа у детей
При воздействии на кожу ребенка стимулируются нервные окончания, которые передают импульсы на кору головного мозга. Это, в свою очередь, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, отвечающую за работу всех внутренних органов.
Регулярные занятия с ребенком позволяют своевременно определить нарушения его развития, а также сформировать правильные двигательные навыки. Кроме того, благодаря детскому массажу происходит укрепление иммунитета, нормализация мышечного тонуса, ускорение физического и умственного развития.
Возрастные комплексы для детей грудного возраста
- С рождения до 3 месяцев. Это своего рода общение через прикосновения — легкие поглаживания стимулируют в теле ребенка ответные реакции, направленные на коррекцию состояния здоровья.
- С 4 до 6 месяцев. На этом этапе массаж подготавливает мышцы малыша к активным движениям, к которым готовится его опорно-двигательный аппарат: к поглаживаниям присоединяется разминание, вибрация, похлопывание. При наличии каких-либо заболеваний необходимы сеансы массажа с увеличенной продолжительностью.
- С 6 до 9 месяцев. Малыш подрос и окреп, поэтому к предыдущим массажным техникам добавляются растирание и ударные приемы, проводимые по методу постукивания.
- С 9 до 12 месяцев. Дети готовятся делать первые самостоятельные шаги, поэтому основное внимание уделяется спине, пояснице, ягодицам, ногам и животу — зонам, от которых требуется повышенная выносливость и сила при прямохождении. При готовности ребенка такой массаж можно начать раньше, опережая график.
Детский массаж от года до трех лет
Особенности развития детей 1,5 — 3 лет
- К году у ребенка повышается физическая активность, но при этом сохраняется недостаточная координация движений, что приводит к частым падениям. Распознает речь окружающих, хотя сам произносит всего 8-10 слов.
- К 1.5 годам дети осваивают подъем/спуск по ступенькам, и умеют пройти по узкой тропинке, не выходя за ее границы. Могут одновременно двигать руками и ногами, но предпочитают делать это попеременно – скоординированные движения все еще даются с трудом. Умеют составлять фразы из 2-3 самых простых слов.
- К 2 годам навыки дополняются умением использовать мелкие предметы и игрушки, не роняя их, у малыша получается относительно далеко бросить небольшой мяч и перешагнуть преграду высотой до 15см, не теряя равновесия: координация движений существенно улучшается. В речи кроме существительных уже присутствуют прилагательные, появляется понимание цвета, формы предметов, а развитая мелкая моторика позволяет решать такие сложные задачи, как построение пирамидок.
- В 3 года ребенок выполняет задачи, требующие точной координации, ловкости и умения поддерживать равновесие тела. Теперь малышу нужна полная свобода действий (с учетом его безопасности) для дальнейшего правильного развития. В играх присутствуют сюжетные линии — ребенок активно использует собственное воображение.
Эффекты детского массажа
- Общеукрепляющий эффект, повышение защитных сил организма.
- Укрепление мышечно-связочного аппарата и суставов.
- Улучшение функций органов дыхания, что позволяет снизить заболеваемость респираторными заболеваниями.
- Улучшенный тонус всех мышц обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия и деформаций нижних конечностей.
- Развитие и улучшение координации движений, ловкости и точности, а также чувства равновесия.
Особенности детского массажа
- Индивидуальный подход к последовательности движений при массаже спины, ягодиц и живота.
- При массаже конечностей движения направлены от центра к периферии — от плеча к пальцам рук, от бедра — к стопе.
- Использование всех массажных приемов по 3-5 раз, при среднем времени сеанса 30-40 минут.
- Детский массаж проводится в любом положении тела ребенка, в том числе, когда он сидит или стоит.
Особенности детской гимнастики
- Упражнения выполняются в форме игры и направлены на все группы мышц.
- Каждое освоенное движение выполняется 3-5 раз, а новое — 1-2 раза.
- Оптимальное время суток для гимнастики — утро.
- Регулярность гимнастики — главное условие, при котором возможно устранение проблем с опорно-двигательным аппаратом.
- Комплексность (массаж + гимнастика) обеспечивает высокую эффективность лечения: только массажем или только гимнастикой нельзя повысить тонус мышц и укрепить здоровье в достаточной мере.
- Перед гимнастикой помещение проветривается, а после последнего приема пищи должно пройти не менее 1 часа. Завершать упражнения нужно за 1 час до еды.
Массаж для детей 5-16 лет
Общеукрепляющий и лечебный массаж для детей 6-15 лет относится к одним из самых эффективных методов профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и является частью комплексного лечения уже возникших нарушений.
В этом возрастном периоде суставы, мышцы и связки ребенка могут подвергаться негативным изменениям, что обусловлено вхождением в школьный период и необходимостью длительное время проводить за рабочим столом или партой.
В сочетании со снижением здоровых физических нагрузок это приводит к ослабеванию мышц, снижению их тонуса и может даже вызвать нарушения психоэмоционального состояния ребенка (гипервозбудимость) и поведенческих реакций.
Профессиональный массаж в сочетании с гимнастикой помогает поддерживать физическое и психическое здоровье школьника и обеспечивает условия для правильного формирования его опорно-двигательного аппарата.
Массажные приемы
Массаж для детей 6-15 лет включает в себя классические приемы, на которых основываются все традиционные направления — спортивный, гигиенический, профилактический массаж. К таким приемам относится разминание, растирание, поглаживание и вибрация, которые дополняются активными (совершаемыми самим ребенком) и пассивными (с помощью массажиста) движениями в суставах.
Детский массаж для школьников проводится на все тело и задействует основные группы мышц, отвечающие за осанку, координацию и выносливость.
Источник
Самомассаж для детей от 4 до 7 лет
Наталья Бабинцева
Самомассаж для детей от 4 до 7 лет
“Массаж – поистине это полезно и предотвращает страдания от болезней органов»
“Эффект массажа – естественная восстанавливающая сила организма, сила жизни”
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость массажа для здоровья человека. Массаж — это прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. По статистике в Российской Федерации 60% детей от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30-40% детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным. Педагогами ДОУ активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажапроводят в такой последовательности:
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа:
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа:
• Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
• Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
• Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп.Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки»:Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
• Массаж «Пять маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков.На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. (это к нам пришло от восточных лекарей)
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы.Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета.
Существует еще один вид массажа – это аппаратный. Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов в основном для детей с нарушением речи.
Вывод: самомассаж для детей от 4 до 7 лет применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации системы кровообращения, а также общего расслабления тела. Его лучше выполнять вместе с ребенком, находясь при этом напротив, чтобы ребенок просто повторял движения. Такой способ занятия принесет не только теплое общение, но и массу веселых моментов и положительных эмоций. Работа с детьми предполагает игру, приключение или веселую ситуацию.
Целый день тук да тук, дети похлопывают ладонью правой руки по левой руке от
Раздается звонкий стук. кисти к плечу
Молоточки стучат, похлопывают по правой руке
Строим домик для зайчат. Похлопывают кулачком по левой руке от кисти к плечу
Молоточки стучат похлопывают по правой руке
Строим домик для бельчат
Этот дом для белочек. Растирают правым кулачком левую руку круговым
Этот дом для зайчиков, движением
Этот дом для девочек. Растирают правую руку
Этот дом для мальчиков, быстро пробегают пальчиками от кисти к плечу
Вот какой хороший дом. То же по другой руке
Как мы славно заживем, поглаживают ладонью правую руку и левую
Будем песни распевать
Веселиться ми плясать. Выполняют «тарелочки»
Дождик, дождик, капелька легко в ритме стихотворения дети постукивают
Водяная сабелька по бедрам от колена и вверх
Лужу резал, лужу резал, делают пилящие движения ребром ладоней
Резал, резал не разрезал.
И устал и перестал. Поглаживают ладошками
Утром лисонька проснулась, дети выполняют движения соответственно тексту
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачки все пальцы сжала
Растирать все лапки стала все массирующие движения выполняют от периферии
Ручки, ножки и бока. к центру, от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.
Вот какая красота!
А потом ладошкой
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко красуясь, дети выполняют полуобороты корпуса
Ну, красавица лиса! вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив
До чего же хороша! спину.
Ой, лады! Ой, лады!Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая
Мы блинов напекли.
Первый дадим зайке, поочередно массируют пальцы, начиная с большого
Зайке-попрыгайке, пальца до мизинца
А второй – лисичке,
Третий дадим мишке,
Блин четвертый котику,
Пятый блин поджарим
И съедим его мы сами.
Раз – два, два – рука дети вытягивают вперед руку то одну, то другую
Лепим мы снеговика.
Три – четыре, три – четыре, имитируют лепку снежка
Нарисуем рот пошире. поглаживают ладошками шею.
Пять – найдем морковь для носа, кулачками растирают крылья носа
Уголька найдем для глаз.
Шесть – наденем шляпу косо, приставляют ладонь ко лбу «козырьком»
Пусть смеется он у нас. И растирают лоб
Семь и восемь, семь и восемь – поглаживают колени ладошками
Мы плясать его попросим.
Вяжет бабушка Лисица дети имитируют вязание
Всем лисятам рукавицы:
Для лисички Оли, поочередно загибают пальцы, начиная с большого,
Для лисички Коли, заканчивая мизинцем
Для лисички Маши,
Для лисички Саши,
А для Катеньки-лисички растирают ладони
В рукавичках, да, да, да, хлопают в ладоши
Не замерзнем никогда!
Ба-ба-ба — дети проводят всеми пальцами по лбу от середины к
На крыше есть труба вискам (7 раз)
Бу-бу-бу — кулачками проводят по крыльям носа (7 раз)
Надо чистить трубу
Бы-бы-бы – растирают ладонями уши
Валит дым из трубы!
Знаем, знаем – да, да, да, дети поочередно массируют каждый палец
Где ты прячешься вода!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Нет, не понемножку – энергично растирают ладони и кисти рук
Будем умываться веселей!
Массаж ног «Молотки» (М. Ю. Картушина)
Тук-токи, тук-токи! — похлопывают ноги ладонями снизу вверх
Туки-туки-туки-точки! –поколачивают кулачками
Туки-ток, туки-ток!- поглаживают кулачками
Так стучит молоток.
Жа-жа-жа, дети слегка поглаживают пальцами, проводят
Мы нашли в лесу ежа. по лбу.
Жу-жу-жу – слегка касаясь пальцами проводят по щекам
Подошли мы к ежу.
Ужа-ужа-ужа- приставляют ладони ко лбу «козырьком» и растирают
Впереди большая лужа. лоб движениями в стороны-вместе
Жок-жок-жок, руками растирают крылья носа
Надень ежик сапожок!
«Вышел зайчик погулять» (детская считалка)
Раз, два, три, четыре, пять, дети приставляют ладонь ко лбу,
Вышел зайчик погулять. пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу
Вдруг охотник выбегает, («козырек») и растирают лоб
Прямо в зайчика стреляет. Кулачками массируют крылья носа
Но охотник не попал, всей ладонью растирают уши
Серый зайчик убежал.
1. Ребенок будет знать способы укрепления здоровья с помощью самомассажа.
2. Комплексы игрового самомассажа, точечного самомассажа
3. Правила здорового образа жизни.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Противопоказания к проведению массажа являются:
• Острые воспалительные процессы;
• Носовые кровотечения и склонность к ним;
•конъюнктивиты: (воспаления соединительной оболочки глаз);
• различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы.
Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
.Особо хочется рассказать о пользе точечного массажа.
При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.
Самомассаж кистей и пальцев рук 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, серединка ладони, основание пальцев другой руки,.
Консультация «Приобщение детей к здоровому образу жизни. Детский самомассаж» В наш стремительный век время становится большой ценностью и его часто не хватает. Не хватает ни времени, ни сил на детей. Они растут и.
Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног» Чтобы далеко шагали, Никогда не уставали, Сядем все и отдохнём, Массаж ножек мы начнём. На каждую ножку Масла понемножку. / мамы капают.
Консультация для родителей «Игровой самомассаж кистей рук» Елена Фролова Консультация для родителей «Игровой самомассаж кистей рук» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения с пальчиками. Самомассаж» Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику кисти рук в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Задачи: развивать.
Консультация для родителей «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников» «Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук для развития речи дошкольников». «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках.
Презентация «Самомассаж лица и шеи для детей с дизартрическим компонентом» Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики. Оказывает расслабляющее или тонизирующее действие на центральную нервную систему, органов.
Проект информационно-оздоровительный «Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4–5 лет» Проект Информационно-оздоровительный «Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста 4-5 лет» (физическое развитие и оздоровление детей.
Рекомендации для родителей «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ» Тема: «Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к ЗОЖ.» Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы.
Консультация «Самомассаж от простуды» Самомассаж от простуды по Уманской А. М. У человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж.
Источник