Урок кубановедения лекарственные растения 2 класс

урок кубановедения 2 класс «Лекарственные растения»
план-конспект урока (2 класс) на тему

Полный конспект урока

Скачать:

Вложение Размер
no8lekar.rast_.docx 21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения 8

Тема: « Лекарственные растения»

— обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях;

— учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

— учить описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

— работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

-учить ставить цели предстоящей работы;

— учить различать учебные задания разного типа;

— учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

— совершенствовать умение работать в паре, в группе;

-учить осуществлять учебное сотрудничество;

Оборудование: учебник-тетрадь, гербарий « Лекарственные растения Краснодарского края»,

1. Мотивация к учебной деятельности

— Друг на друга посмотрели, улыбнулись и тихо сели.

2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

— Давайте, ребята, вспомним, какие растения можно встретить в Краснодарском крае?

— Сколько видов растений насчитывают учёные?

— Назовите растения, которые даны на слайдах.

— Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как ты думаешь, почему?

— Прочитайте слова, которые записаны на доске

верба мать — и — мачеха

— Почему эти растения разделены на две группы?

— А как вы догадались?

— Назовите цель нашего урока.

— Какова же тема урока?

-Да, ребята, сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях.

— Угадайте по описанию, что это за лекарственное растение.

1.- Как только не ругают меня. Я виновата в том, что умею себя защитить! Неосторожно дотронешься до меня — долго потом будет рука «гореть» (Крапива)

2.Тонкий стебелёк у дорожки.

На конце его серёжки,

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки (Подорожник)

3.Стоят кругом сестрички:

Белые реснички (Ромашка аптечная)

4.Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Цвета жёлтого цветки,

Как ещё нас называют,

Для чего нас применяют (Календула)

6.Я травка – муравка,

Когда цвету — меня сорви,

И от болезней примени (Спорыш)

( Рассматривание гербария « Лекарственные растения», который составили учащиеся вместе с родителями).

1этап. Образование групп и определение подтем.

— Как я уже говорила, сегодня мы будем создавать проект книги о лекарственных растениях.

Для этого мы разделимся на группы.

1 группа – собирает разную информацию о лекарственных растениях, используя учебник, дополнительную литературу.

2 группа – используя свой жизненный опыт, материал учебника создаёт правила заготовки лекарственных растений.

3 группа – знакомится с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспоминает рецепты, которыми чаще всего пользуются в их семьях. Заполняет карточку, на обратной стороне рисует растение.

2 этап. Самостоятельное исследование.

3 этап. Защита проектов.

Каждая группа защищает свой проект.

Первая группа (защищает свой проект исследования)

Зелёным бинтом называют это растение. Листья его упругие, с прочными жилками. Надёжно укрепилось оно в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветиями. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожниквытаптывания, от которого страдают многие другие растения.

Подорожник – великий путешественник. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. Они и привезли сюда на подошвах своей обуви подорожник. Так он перебрался через океан. Индейцы дали ему название « след бледнолицых».

Подорожник используется для залечивания ссадин. Отвар листьев – старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Тёплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Ранней весной, когда сойдёт снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать – и мачехи. Радуясь теплу и свету , весне и солнцу, чудесные цветы мать – и – мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать – и – мачехи сверху – ярко – зелёные, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок. Это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным пушком – мягкая и тёплая – это мать. Недолго цветёт мать – и — мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто — жёлтые листочки, будто от собственного холода. Вот в народе и появилась легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло она отдала ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка — цветок всё тянется к солнцу , к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на неё злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать – и – мачеха используется как смягчающее средство при кашле, её прописывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

— А знаете, почему крапива обжигает? На её листочках и стеблях есть особые волоски, каждый из них — как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся – получай укол.

Ещё в древности знахари писали: « Берём сырую крапиву,толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам — адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья.

Вторая группа защищает свой проект (Ребята должны были составить правила заготовки лекарственных растений).

Правила сборки и сушки

— Большинство растений собирай по утрам, когда уже высохла роса.

-Собирай растения только в тех местах, где их много.

— Собирай растения в сухую погоду.

-На растениях не должно быть пыли и грязи.

— Не собирай растения вдоль дорог , на улицах городов , в скверах.

— Не собирай все растения, оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

— Цветки собирай в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью ; кору- весной , в начале сокодвижения.

— Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

-Избегай прямого попадания солнечного света.

Третья группазащищает свой проект . (Ребята познакомились с рецептами народной медицины, описанными в учебнике. Вспомнили, каким из рецептов чаще всего пользуются в их семьях. Заполнили две подобные карточки, на обратной стороне нарисовали лекарственные растения).

Название: мать – и – мачеха

Применение: при кашле

Две столовые ложки сырья залить стаканом кипячёной воды, нагреть на водяной бане15-20 минут, процедить. Принимать по половине стакана 3 раза в день.

Название: ромашка аптечная

Применение: при ангине

Одну столовую ложку заварить в стакане кипящей воды. После охлаждения процедить. Использовать для полоскания 3-4 раза в день.

Все странички вкладываются в папку- книгу.

— Давайте посмотрим, в нашей книге уже появились страницы с информацией. На последующих уроках мы дополним книгу интересными фактами о лекарственных растениях.

— В нашей книге есть ещё один раздел «Будь осторожен!».Как вы думаете,какую информацию мы поместим на этих страницах?( О ядовитых растениях)

— Верно. Это будет одно из домашних заданий .Подготовить страничку книги о ядовитых растениях.

— Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

6.Рефлексия
— Всем спасибо за работу. Молодцы!

Стр.20 – 25. Подготовить сообщение о ядовитых растениях.

Источник

Лекарственные растения Краснодарского края
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок по кубановедению для 2 класса. Конспект + презентация.

Тема: «Лекарственные растения Краснодарского края».

Презентация состоит из 15 слайдов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_lekarstvennye_rasteniya_krasnodarskogo_kraya..docx 236.75 КБ
lekarstvennye_rasteniya_krasnodarskogo_kraya.pptx 443.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

2. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку. Игра «Кто быстрее» (Даны карточки с изображением шиповника, ландыша, дуба, берёзы, ели, пихты, папоротника и др.Необходимо разделить все карточки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Для этого класс делим на 3 группы(3 ряда). Дети выходят по очереди и выбирают карточку которая подходит к названию группы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее всех).

2. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вы знаете, что в природе существуют растения которые люди называют– лекарственными растениями, о них мы сегодня и поговорим.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», — мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

— Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

— Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

— Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

— Пусть будет по-твоему, — без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

Стоят кругом сестрички:

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

— Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это-

— Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось.
(Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).

  1. Итог урока. Выставка работ.

Я задумался над …

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лекарственные растения Краснодарского края Подготовила учитель начальных классов БОУСОШ № 1 ст. Динской Краснодарского края Луганцева Г.В.

С желтыми цветками я, Есть две мамы у меня. Мать-и-мачеха

Тонкий стебелек у дорожки. На конце его сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. П одорожник

Я травка-муравка, Сорняк полевой, Когда цвету – меня сорви, И от болезней примени. Спорыш

Ты растения не тронь. Жжется больно, как огонь. Крапива

На больших столбах подряд Лампы белые весят, Расцветает он весной, Только снег сойдет лесной. Ландыш

Стоят кругом сестрички: Желтые глазки, Белые реснички. Р омашка

Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Репей

Горел в траве росистой, Потом померк, потух, И превратился в пух. Одуванчик

Мой брат зовет всех на уроки, А я в полях стою высокий. От ветра голову склоню, Но почему-то не звоню. К олокольчик

Я расту в садах, лесах, У болот и на прудах, Я цвету почти все лето, А зовусь я как конфета. Ирис

Называют «ноготки» Цвета желтого цветки, Как еще нас называют, Для чего нас применяют. Календула

Берёза Липа Сосна Ива Ель

Орех Ольха Крушина Тополь Осина

Сегодня на уроке Я узнал … Меня удивило … Я задумался над … Я научился … Мне пригодится … Я смогу …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению.

Для урока кубановедения во 2 классе.

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с интересными и знаменитыми травянистыми растениями Хабароского края, с их лечебными свойствами.Учащиеся устанавливают причинные связи между отдельными элемен.

Презентация составлена к внеклассному мероприятию «Лекарственные растения Хабаровкого края» 3 класс.Содержит фото-рисунки, музыкальное оформление, кроссворд, игру «Проверь себя».

Презентация выполнена к уроку Кубановедения в 3 классе по теме: «Лекарственные растения Краснодарского края».Цели урока:1. Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях Краснода.

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал.

Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, кубановедения и во внеурочной деятельности.

Источник

Читайте также:  Народные средства для смягчения волос после мытья
Оцените статью