Урок «Лекарственные препараты»
— изучение понятия «лекарственные препараты»;
— дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;
— научиться определять истинные лекарственные препараты и фальсификаты по их свойствам.
— развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;
— выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.
— показать практическое значение лекарственных препаратов;
— показать результаты работы медицинской химии как науки
Формирование химически грамотного в быту при обращении с лекарственными веществами;
Приобретение обучающимися навыков самооценки, навыков рефлексии;
Развитие умений планировать цели и пути их достижения;
умение устанавливать приоритеты;
Приобретение умений работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации;
Приобретение обучающимися навыков систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно – символической форме.
Формирование умений устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
Приобретению обучающимися опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Оборудование и материально-техническое оснащение:
Персональный компьютер, мультимедийная установка, экран, мультимедийная презентация, папка с раздаточным материалом по количеству посадочных мест (таблица самооценки, дидактические карточки к уроку, набор цветных стикеров); лабораторное оборудование для проведения химического анализа, исследуемые лекарственные препараты.
Организационный этап (1 мин)
Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку; эмоциональный настрой на урок.
[Для снятия напряжения проводится упражнение «Лимон»].
Представьте, что в каждой руке вы держите лимон. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.
Ну а теперь начнем урок!
Целеполагание и мотивация (2-3 мин)
Мы продолжаем изучать с вами биологически активные вещества. Все справились с домашним заданием?
Тогда ответьте на вопрос:
Что общего между Метамизолом натрия, N-(4-гидроксифенил) ацетамидом и 2-ацетил-окси-бензойной кислотой?
[При назывании веществ, преподаватель вывешивает листы с названием данных веществ].
Назовите все эти соединения одним термином и сформулируйте тему нашего урока!
[Обучающиеся называют определение (лекарства; лекарственные препараты)]
По какой причине мы изучаем лекарственные препараты? Где мы можем применить полученные знания? В личных целях? В профессии?
[Обучающиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируют цели и задачи урока].
Отлично, мы с вами сформулировали тему урока и его цели и задачи. Мы молодцы!
А что такое лекарственные препараты?
[Обучающиеся своими словами дают определение]
Вы использовали лекарственные препараты? В каких случаях? Какие препараты?
[Обучающиеся отвечают на вопрос]
А как Вы думаете, сколько всего лекарств есть на Российском рынке фарм. препаратов?
Первичное усвоение знаний (10 мин)
На отечественном рынке лекарственных препаратов в настоящее время зарегистрировано примерно 12-13 тысяч позиций (названий лекарств), из которых около 9 тысяч препаратов – «Дженерики»
Джене́рик (англ. generic drug) — лекарственное средство, продающееся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.
Например, Вам известен препарат Но-шпа?
[Обучающиеся отвечают на вопрос]
Его активное вещество – дротаверин гидрохлорид, является дженериком, идентичным по активному веществу, свойствам, механизму действия препарату, но имеющее международное непатентованное название.
Сравните цену этих препаратов? Впечатляет? А это одно и то же вещество!
Лекарств много! Можно запутаться во всем этом разнообразии!
Что нам помогает не запутаться в химических соединениях, которых огромное количество, особенно в органической химии?
[Обучающиеся отвечают на вопрос: классификация]
А что лежит в основе классификации веществ в химии?
[Обучающиеся отвечают на вопрос: строение молекулы и наличие функциональных групп]
Действительно, в основе классификации химических соединений лежит строения молекулы и наличие функциональных групп.
И лекарства также разделяются в зависимости от химической структуры лекарственных веществ.
Лекарственные средства могут быть неорганические и органические. Пример первых – физиологический раствор, применение которого Вы все прекрасно знаете, сульфат магния, применяемое в медицине как желчегонное и гипотензивное средство (снижает давление) и т.д. Основная же масса лекарственных препаратов органического происхождения, например производные имидазола: бендазол, клотримазол, метронидазол, или салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты — аспирин, салициламид, метилсалицилат и т.д. Структур лекарств очень много, но может оказаться, что очень близко расположенные лекарственные препараты по химическому строению и даже химическим свойствам будут значительно отличаться по фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту. Например, гормональные препараты.
Предложите, пожалуйста, другие способы, позволяющие классифицировать препараты?
Обучающиеся отвечают на вопрос
Препараты можно классифицировать по фармакологическому действию или применению (терапевтическому применению), в зависимости от того, какую болезнь они лечат].
Важный критерий классификации лекарственных препаратов – это их терапевтический эффект, т.е. функция, которую они выполняют в организме и собственно для чего применяются. Рассмотрим некоторые примеры:
«Антибактериальные препараты», обладающие свойством подавлять рост и развитие живых клеток вредных микроорганизмов или вызывать их гибель.
Когда применяются антибиотики? Какие антибиотики вы знаете?
гормональные препараты — это лекарственные средства, которые содержат гормоны или гормоноиды, которые проявляют фармакологические эффекты подобно гормонам. Применяются при нарушении функций желез внутренней секреции человека.
Какие вы знаете болезни, сопровождающиеся нарушением работы желез внутренней секреции? Какие препараты при этом назначают?
Препараты, влияющие на функции отдельных органов или систем органов: желудочно-кишечного тракта, миокарда, мочевыделительной системы и т.д.
[Стол с лекарственными препаратами]
А теперь я предлагаю Вам заглянуть в мою домашнюю аптеку.
Лекарства отличаются друг от друга их не только фармакологическими свойствами. Одно и то же лекарственное средство, «например валерианы экстракт» выпускается в разных лекарственных формах.
Выделяют 3 типа лекарственных форм: твердые: это все порошки, капсулы, пилюли, таблетки, драже и т.д.;
Жидкие: растворы, в том числе для инъекций, настои, отвары, эмульсии, суспензии, слизи, микстуры.
Мягкие: мази, пасты, суппозитории (свечи); сюда же входят стерильные порошки и таблетки для инъекций, приготавливаемые непосредственно перед применением.
А теперь, исходя из вышесказанного, сформулируйте определение лекарственной формы.
[Обучающиеся отвечают на вопрос:
Примерный ответ: Лекарственная форма – удобная для практического применения форма лекарственного вещества.
Первичное закрепление знаний (5 мин)
А всегда ли лекарства полезны? И в каких случаях их применение не оправдано и может нанести вред нашему организму?
[Обучающиеся отвечают на вопросы]
Сейчас мы с вами создадим общую инструкцию по применению лекарственных препаратов.
Но сначала давайте проанализируем несколько довольно стандартных ситуаций.
[Показываются несколько ситуаций на нарушение правил пользования лекарственными препаратами].
— Мы употребляем лекарственные препараты без консультации врача;
— Мы употребляем лекарственные препараты в дозировке, отличной от рекомендованной врачом;
— Мы нарушаем условия хранения лекарственных препаратов;
— Мы нарушаем предписание врача или инструкцию перед употреблением препарата.
— Мы используем препараты после срока годности;
— Мы нарушаем условия запрета совместного приема двух и более лекарственных препаратов.
А теперь мы с вами сформулируем основные положения нашей инструкции.
В ваших конвертах вы найдете цветные стикеры: желтые и синие.
В течение 2 минут напишите на желтых стикерах, как необходимо поступать с лекарствами; на синих – чего делать ни в коем случае нельзя!
Стикеры прикрепите к магнитной доске в соответствующие колонки.
[Обучающиеся выполняют задание]
Теперь давайте посмотрим на наши ответы и сравним их между собой!
[Преподаватель зачитывает ответ, ребята отвечают и показывают, верный он или ошибочный.
Мы снова молодцы!
При правильном использовании, лекарственные препараты помогают человеку снова сделаться здоровым. Но лучше быть здоровым, чем хорошо лечиться – говорит известный российский доктор Анатолий Соломонович Ямпольский (кстати, закончивший Ивановскую медицинскую академию в 1960 году). А для этого необходима профилактика. Лучшее профилактическое мероприятие во время урока – это…
Выполнение практического задания (13 мин)
Правила техники безопасности – 2 мин
Правила обрушения с лекарствами мы усвоили, но есть обстоятельства, неподвластные нам – это так называемые фальсификации лекарственной продукции. Сейчас мы научимся выявлять контрафакт.
Как вы видите, у вас на столе лежат спиртовые горелки, химические стаканы, склянки, пробирки, пробиркожержатели и реактивы. Давайте повторим правила техники безопасности при работе в кабинете химии с данными приборами и веществами.
[Обучающиеся формулируют привила техники безопасности].
Молодцы! К работе мы готовы! Теперь давайте выполним анализ.
У Вас в конверте имеется методика проведения анализа. Там Вы найдете подробную инструкцию по выполнению заданий: внимательно ознакомьтесь с ней, выполните практическое задание и запишите наблюдения. Сравните ваши результаты с предполагаемыми и сделайте вывод о наличии или отсутствии фальсификаций.
[Обучающиеся выполняют практическое задание, делают вывод].
Включение в систему знаний и повторение (2 мин)
Задание на доске и в карточке:
Закрепим полученные знания. Перед вами на доске и в дидактической карте текст. Здесь имеются пропуски. Ваша задача воссоздать текст, используя слова и словосочетания, данные к данному упражнению.
[Обучающиеся выполняют задание
Один обучающийся выполняет задание у доски.
Группа проверяет правильность выполнения].
Рефлексия и самооценка (4 мин)
У Вас в конвертах лежат листы самооценки. Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себе оценку.
Рефлексия проводится методом облако «тегов».
А теперь я попрошу Вас по очереди выбрать одну фразу на экране и закончить её. Можете указать свою самооценку и аргументировать её!
Подведение итогов, выдача домашнего задания (1 мин)
Мы сегодня большие молодцы. Домашнее задание представлено на слайде. А оценку за работу каждый получит индивидуально в опорный конспект, который вы потом возьмете с собой! И пусть наши с вами оценки и самооценки совпадут, или улучшатся!
Урок окончен, спасибо за внимание! До скорых встреч!
Источник
Конспект урока химии в 10 классе по теме «Лекарства»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Урок посящен изучению лекарственных средств при изучении химии на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lekarstva_10_klass.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: 1.Сформировать представление о лекарствах как химиотерапевтических препаратах.
2. Рассмотреть отдельные группы лекарств, способы их безопасного применения.
3. Познакомить с важнейшими открытиями в создании лекарственных препаратов.
4. Реализация межпредметных связей химия-биология.
5. Познакомить учащихся с профессией фармацевта.
6. Прививать здоровый образ жизни (профилактика алкоголизма и наркомании).
Оборудование: выставка различных лекарственных средств; таблицы со структурными формулами аспирина, салола, парацетамола, нитроглицерина, салициловой кислоты; плакаты по профилактике алкоголизма и наркомании.
Эпиграф: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством» (Теофраст Парацельс).
На доске план урока:
1. История развития лекарственных средств.
2. Общие представления о лекарствах.
3. Алкалоиды, их значение в медицине.
4. Анастезирующие вещества. Анальгетики.
5. Противомикробные средства. Антибиотики.
6. Статистические данные о побочных эффектах медикаментов.
7. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!
I. Организационный момент.
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
— На протяжении нескольких уроков мы знакомились с вами с биологически активными соединениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности человека. Какие это соединения? (витамины, гормоны, ферменты).
— Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой веществ, многие из которых хорошо вам знакомы из повседневной жизни. Они есть у нас дома, в школе, мы приобретаем их в аптечных магазинах…Сегодня речь пойдёт о лекарствах. (сообщается тема урока, цели, план урока, обращается внимание на эпиграф, выставку лекарственных средств в кабинете).
III. Изучение нового материала.
1. История развития лекарственных средств. (сообщение учащегося – см. приложение 1.)
2. Общие представления о лекарствах.
— В настоящее время наука об изготовлении лекарств – фармакологи – благодаря развитию химии, биологии и др. смежных наук бурно развивается. На витринах аптечных магазинов можно видеть большое количество различных лекарств. Для удобства применения лекарственных средств их изготавливают в различных формах: жидких (растворы, настои, отвары, настойки, микстуры), твёрдых (порошки, таблетки, капсулы), мягких (мази, пасты, суппозитории (свечи)).
По форме действия лекарственные препараты бывают обезболивающими, противовоспалительными, противомикробными и др. О них мы поговорим подробно.
3. Алкалоиды, их значение в медицине.
— В начале 19 века были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения.
Алкалоиды являются органическими основаниями, что и определило название этой группы веществ (от лат. аlkali – щёлочь и греч. eidos – вид). В 1803 г. были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Из этой смеси алкалоидов в 1806 г. был выделен в чистом виде один из них – морфин, названный так по имени бога сна Морфея. По своему болеутоляющему и снотворному действию на организм он сходен с опием. Немногим позднее из листьев чайного дерева был выделен алкалоид, обладающий стимулирующим действием, — кофеин, который содержится в плодах (бобах) кофейного дерева и в семенах дерева кола, а в 1820 г. из коры хинного дерева был выделен алкалоид хинин – эффективное средство для борьбы с малярией. Из листьев дерева (куста) кока был получен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства, а из корня красавки – атропин, прекращающий приступы бронхиальной астмы
Выделенные алкалоиды стали всё шире применяться в основном в качестве обезболивающих (анестезирующих) средств.
4. Обезболивающие (анестезирующие) средства. Анальгетики
— Анестезирующие вещества временно блокируют нервные окончания – рецепторы и поэтому применяются для обезболивания. К ним относятся новокаин (компонент внутримышечных инъекций), лидокаин (безболезненный визит к стоматологу). В некоторых случаях необходимо не блокировать, а, наоборот, раздражать определённые группы рецепторов. Так, горечи стимулируют вкусовые рецепторы, а рвотные и слабительные средства соответственно рецепторы желудка и кишечника. Аммиак рефлекторно возбуждает ЦНС и особенно дыхательный центр (ПМП при потере сознания). Ментол раздражает рецепторы слизистой оболочки рта и вызывает рефлекторное расширение сосудов сердца (входит в состав валидола). Нафтизин и галазолин сужают сосуды слизистой оболочки носа, уменьшая отёчность и воспалительные реакции при насморке. Но этими средствами злоупотреблять нельзя (может привести к угнетению ЦНС).
На передачу нервных импульсов большое влияние оказывают гормоны. Например, гормон норадреналин применяют в качестве лекарственного средства, которое резко сужает кровеносные сосуды и повышает кровяное давление. Другой гормон – адреналин –расширяет сосуды сердца и мышц, учащает сердечные сокращения (пульс). При остановке сердца адреналин длинной иглой вводят непосредственно в сердечную мышцу.
Снять боль можно не только блокируя нервные окончания, но и воздействуя непосредственно на ЦНС. Такие препараты называются анальгетиками. К ним относятся хорошо известные вам аспирин, парацетамол, анальгин. Они являются не только обезболивающими, но и противовоспалительными средствами. Это ненаркотические анальгетики (ослабляют или снимают чувство боли). Наркотические анальгетики не только снимают чувство боли, но и вызывают приятное чувство эйфории (отсутствие неприятных ощущений, боли, недомогания, страха, тревоги) и состояние наркоза (утрата чувствительности и потеря сознания). Вызывая состояние наркоза, наркотические анальгетики создают уникальные возможности для хирургических операций, снимают болевые шоки, облегчают страдания безнадёжных больных. К наркотическим анальгетикам относятся оксид азота (I), диэтиловый эфир и др. Они вводятся в организм через дыхательные пути и лёгкие. К слабодействующим наркотическим анальгетикам относится и этиловый спирт, частое употребление которого приводит к алкогольной зависимости (неделя «SOS» в школе).
Наркотическим действием обладают многие алкалоиды (морфин, кокаин и др.). Вызывая эйфорию, они уносят человека в виртуальный мир галлюцинаций, при этом формируется болезненное пристрастие к препарату. Человек постепенно деградирует, его единственной целью существования становится добыча новой порции наркотика любым путём, любыми средствами. В последнее время всё чаще внедряют в сознание заблуждение, «легенду» о существовании «лёгких» наркотиков. Любой наркотик формирует физическую и психологическую зависимость от него.«Лёгкие» наркотики лишь более коварны, они медленнее и незаметнее (но также необратимо!) подчиняют себе сознание человека.
5. Противомикробные препараты.
— Антисептики – вещества, оказывающие противомикробное (фенол) и противовоспалительное (салициловая кислота) действие. Противомикробные средства делятся на 3 группы: дезинфицирующие, антисептические и химиотерапевтические.
Дезинфекция – обеззараживание окружающей среды (помещений, одежды, предметов ухода и т.д.). К дезинфицирующим средствам относятся: хлорная известь, фенол, этанол, р-р аммиака, сулема (хлорид ртути) и др.
Химиотерапевтические препараты избирательно воздействуют на микроорганизмы в органах и тканях, менее токсичны для организма. Основоположником химиотерапии (науки о лечении инфекционных, паразитарных заболеваний и опухолей лекарствами, подавляющими жизнедеятельность возбудителя болезни или опухолевых клеток) является немецкий учёный Пауль Эрлих. В 1909 г. он получил соединение мышьяка – сальварсан, первое эффективное средство против сифилиса, а в 1912 г. – неосальварсан (ещё более действенный и менее токсичный препарат). Идеи Эрлиха получили своё развитие в работах английского бактериолога Александера Флеминга, который в 1928 г. открыл пенициллин – группы антибиотиков грибка Penicillium. Это открытие стало триумфом учения об антибиозе – явлении антогонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий, грибков подавляют жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ – антибиотиков. (Сообщение учащегося об открытии пенициллина).
— Сейчас антибиотики широко применяются в лечении различных заболеваний (схема 12 стр.275 учебника). По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на бактерицидные (вызывающие уничтожение микроорганизмов) и бактериостатические (задерживающие их рост и развитие) (таблица 16 стр.274 учебника).
Нужно помнить, что антибиотики – мощное оружие, и, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, снижают уровень иммунитета. Поэтому нельзя заниматься самолечением антибиотиками!
6. Статистические данные о побочных эффектов медикаментов. (сообщение учащегося – см. приложение 3).
7. Правила приёма лекарственных средств. Не навреди!
— Нужно помнить, что лечебный эффект лекарственного средства зависит от многих факторов: доза, режим приёма и способы применения, состояние организма, действие алкоголя, взаимное влияние препаратов друг на друга. Ведь лекарства это вещества, между которыми возможно взаимодействие (химическая реакция). Многие современные лекарства изготавливают на фармацевтических предприятиях путём различных реакций. Это ещё раз подчёркивает тесную связь химии, биологии, медицины.
IY. Закрепление материала.
1. №4 стр.283 учебника.
Ответ: нитроглицерин относится к классу сложных эфиров.
Уравнение реакции получения нитроглицерина:
Уравнение реакции гидролиза нитроглицерина:
Ответ: уравнения возможных реакций салициловой кислоты с NaOH:
Источник