- Учитель — спаситель: правила оказания первой медицинской помощи
- Что как и когда делать: алгоритм оказания первой помощи
- Состав классной аптечки
- Техника выполнения непрямого массажа сердца
- Действия в случае кровотечения
- Первая помощь при переломе конечности
- Первая помощь при потере сознания
- Что делаеть, если ученик получил ожог?
- Попадание инородных тел в верхних дыхательных путях
- Учебный материал по оказанию первой помощи для подготовки к ВОШ по ОБЖ учебно-методический материал по обж (8, 9, 10, 11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Степени тяжести ожогов.
Учитель — спаситель: правила оказания первой медицинской помощи
Составили четкие инструкции, чтобы учителя знали, как действовать в случае опасности для здоровья или жизни ученика до приезда медиков.
Должен ли классный руководитель уметь останавливать кровотечение и оказывать помощь до прибытия скорой помощи? И да, и нет. Раньше было проще: в каждой муниципальной школе был кабинет врача или медсестры.
Именно медики, согласно «Закону об образовании (ч. 2 ст. 41)», должны были оказывать первую медицинскую помощь. Но сейчас наличие кабинета врача зависит от самой школы, точнее, от региональных властей.
У родителей возникает вопрос: а кто окажет моему ребенку первую помощь, если в учебном заведении нет врача или медсестры? Согласно ч. 3 ст. 41 «Закона об образовании», эта миссия возложена на педагогов. Часть 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выделяет состояния, требующие домедицинской помощи:
- Отсутствие сознания
- Остановка дыхания и кровообращения
- Наружные кровотечения
- Инородные тела верхних дыхательных путей
- Травмы различных областей тела
- Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения
- Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур
- Отравления
Что как и когда делать: алгоритм оказания первой помощи
В любом случае главное — не паниковать. Действовать согласно алгоритму: учитель оказывает помощь, ученик или коллега звонит в скорую помощь (103). Также важно, чтобы в классе была аптечка в ящике учительского стола или шкафу, который закрывается на ключ.
Состав классной аптечки
Важно: Если человек без сознания, но пульс прощупывается и есть дыхание или подозрение на перелом грудной клетки, то искусственное дыхание и непрямой массаж сердца не делаются.
Алгоритм действий должен выглядеть следующим образом:
1. Уложить пациента на ровную поверхность. Под шею можно положить импровизированный валик.
2. Запрокинуть голову вверх на 45 градусов и выдвинуть немного нижнюю челюсть.
При необходимости очистить указательным пальцем дыхательные пути от пены, рвотных масс, слизи.
3. Чередовать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Рекомендованное соотношение техник: 1/5 – если реанимация проводится одним человеком, 1/10 или 1/15 – если участие принимают двое.
Для того чтобы применить методику искусственного дыхания, следует произвести следующие действия:
- Зажать нос пострадавшего. Второй рукой взяться за его подбородок
- Сделать очень глубокий вдох ртом
- Обхватить губами рот пациента так, чтобы не потерять лишний воздух
- Сделать энергичный выдох
- Технику можно осуществлять двумя способами: «изо рта в рот» и «изо рта в нос». При желании рот или нос можно прикрыть чистым носовым платком или отрезом марли.
Техника выполнения непрямого массажа сердца
Правила оказания первой помощи в виде непрямого массажа сердца выглядят следующим образом:
- Занять удобное положение около потерпевшего, справа или слева от него
- Положить одну ладонь на нижнюю часть грудной клетки так, чтобы она располагалась строго посередине
- Вторую руку положить сверху первой в перпендикулярном положении. При этом руки должны быть прямыми
- Начать делать энергичные надавливания руками. Применять при этом необходимо вес всего тела. Грудина должна прогибаться примерно на 3 см, а при повышенной массе тела пациента – на 5 см
- После каждого нажатия руки удерживаются в конечном положении 1/3 секунды. Общий темп толчков должен быть не менее 1 в секунду
Действия в случае кровотечения
- Посадить пострадавшего
- Освободить рану от одежды
- Промыть водой и перекисью водорода
- Обработать спиртом
- Наложить стерильную марлевую повязку
Носовое кровотечение
- Посадить пострадавшего
- Попросить наклонить голову вперед
- Сжать ноздри на 10 минут
Первая помощь при переломе конечности
- Обездвижить конечность с помощью шины из аптечки. Если ее нет, то — зонта, любого другого длинного прямого и твердого предмета
- Дать обезболивающее
- Ждать медиков
Первая помощь при потере сознания
- Уложить пострадавшего горизонтально на пол, немного приподняв ноги
- Расстегнуть воротник, развязать шарф
- Открыть окна в классе, обеспечить доступ воздуха
- Обтереть лицо мокрым холодным компрессом
- Дать понюхать ватку, смоченную нашатырем
Что делаеть, если ученик получил ожог?
- Охладить пораженную поверхность водой
- Избавить поврежденный участок от одежды
- Дать обезболивающее
- Сделать повязку (не тугую!)
Попадание инородных тел в верхних дыхательных путях
Главное правило — сразу оказывайте помощь. Без осмотра ротовой полости и попыток вытащить инородный предмет руками или пинцетом.
Метод американских полицейских
- Встать сзади пострадавшего
- Положить руки на его плечи
- Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь
- Повторить этот удар несколько раз
Это важно: такой способ стоит выполнять людям тренированным: спасателям, прошедшим специальную подготовку
Метод «Буратино»
Запомните! На попытку извлечения инородного тела из дыхательных путей таким способом можно затратить не более 10-15 секунд. Если инородное тело имеет вид пластины или монеты, то извлечь ее способом «Буратино» практически невозможно — «эффект копилки». Монету легко в нее опустить, а вот вытрясти монету из копилки невозможно.
1. Положить пострадавшего на свое колено (лучше использовать спинку стула, когда голова упирается в сиденье, а живот в его спинку)
2. Похлопать 3-4 раза ладонью по спине
Метод Геймлиха
- Встать сзади пострадавшего
- Обхватить его руками так, чтобы руки, сложенные в замок, оказались между реберной дугой и пупком пострадавшего
- Отстранить его от себя и с силой ударить спиной о свою грудь, а сложенными в замок кистями — в надчревную область
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Дистанционные
олимпиады и конкурсы
для школьников и учителей
популярное в блоге
Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту
Источник
Учебный материал по оказанию первой помощи для подготовки к ВОШ по ОБЖ
учебно-методический материал по обж (8, 9, 10, 11 класс)
Материал включает в себя термины и определения по оказанию первой помощи, а также алгоритмы оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediko-sanitarnaya_podgotovka.docx | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
- РАНЕНИЕ — Внезапное нарушение здоровья, вызванное травмой
- ТРАВМА — повреждение тела в результате воздействия внешней силы, как например, при ударе, падении ( Насильное повреждение организма, обусловленное внешними воздействиями, в результате чего нарушается здоровье )
- РАНА — это нарушение целости кожи, слизистой оболочки или органов тела. Характерные признаки: кровотечение, боль, повреждение или потеря тканей.
- КРОВОТЕЧЕНИЕ — это истечение крови из сосудов, в результате травмы или заболевания.
- УШИБ — повреждение мягких тканей без нарушения поверхностного слоя кожи.
- ПЕРЕЛОМ – нарушение целостности кости.
- ШОК — угрожающее жизни человека состояние, возникающее в связи с реакцией организма на травму, ожог, операцию (травматический, ожоговый, операционный шок).
- ОЖОГ — травма, полученная в результате воздействия на ткани высокой температуры, химического вещества, электрического заряда или радиации.
- ОБМОРОК — приступ кратковременной утраты сознания , обусловленный временным нарушением мозгового кровотока.
- ОТМОРОЖЕНИЕ — повреждение тканей при местном воздействии низкой температуры.
- ОХЛАЖДЕНИЕ. — общее поражение организма холодом.
- АНТИСЕПТИКА — методы борьбы с микробами в ране.
- АРТЕРИИ — кровеносные сосуды, которые разносят обогащенную кислородом кровь от сердца к другим органам.
- АСЕПТИКА — метод профилактики проникновения микробов в рану, ткани или полости тела, напр. при операциях.
- ВЕНЫ — кровеносные сосуды, по которым малонасыщенная кислородом кровь поступает от всех органов обратно к сердцу.
- ВЫВИХ – стойкое нарушение анатомического строения сустава со смещением суставных поверхностей по отношению друг к другу и нарушением его функции.
- ГЕМАТОМА — вид кровоподтёков, ограниченное скопление крови при закрытых и открытых повреждениях органов и тканей с повреждением сосудов.
- ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ — воздушный путь от носа и рта к легким.
- ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА – повязка, плотно прижимаемая к ране, для остановки кровотечения.
- ИММОБИЛИЗАЦИЯ — использование шин или другого материала для обеспечения неподвижности травмированной части тела.
- ИНФЕКЦИЯ – болезнетворные микроорганизмы, вирусы и бактерии, при попадании которых в организм человека может возникнуть инфекционное заболевание.
- КОНЕЧНОСТЬ — к верхним конечностям относится рука (плечо, предплечье и кисть), к нижним — нога (бедро, голень, стопа).
- КОСТЬ — плотная, твердая ткань, образующая скелет.
- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ — немедленная помощь, оказываемая пострадавшему до прибытия скорой помощи.
- ПОСТРАДАВШИЙ — тот, кому необходима медицинская помощь по причине полученной травмы или внезапного приступа тяжелого заболевания.
- ПУЛЬС — пульсирование, которое прощупывается на артериях, расположенных близко к коже, при каждом сердечном сокращении.
- СУСТАВ — место соединения двух или более костей.
- УДУШЕНИЕ — состояние, при котором дыхательные пути пострадавшего частично или полностью закрыты попавшим туда инородным телом.
- УТОПЛЕНИЕ — смерть от удушья в результате пребывания под водой.
- ШИНА — приспособление для фиксации поврежденной части тела.
- ЯД — любое вещество, которое при попадании на кожу, слизистые или внутрь организма вызывает отравление, заболевание или смерть.
Раны по способу возникновения.
Раны бывают поверхностными (неглубокие, когда повреждается только одна кожа) и глубокими (когда повреждаются подкожные ткани, мышцы, кости). В зависимости от величины раны делятся на малые, средние и обширные.
По способу возникновения различаются раны:
1. Резаные — нанесенные скользящим движением тонким острым предметом; длина раны преобладает над глубиной;
2. Рубленые — наносятся опускающимся предметом с острым краем; по своему внешнему виду напоминают резаные раны, но отличаются большей глубиной;
3. Колотые — наносятся узким, острым предметом с небольшим поперечным размером;
4. Ушибленные — при ударе тупым предметом; края раны неровные, гематома;
5. Рваные — возникают в результате разрыва кожи при ее натяжении; края таких ран неровные, кровотечение слабое, отмечается значительная болезненность;
6. Укушенные — по внешнему виду напоминают ушибленные или рваные раны; нередко вместе со слюной бешеных животных в них попадает инфекция;
7. Огнестрельные – наносятся огнестрельным оружием: сквозные (2 отверстия, пуля прошла навылет), слепые (1 отверстие, пуля внутри), касательные (пуля прошла вскользь).
8. Скальпированные – обширные раны волосистой части головы с почти полным или полным отделением кожи.
9. Размозжённые – когда происходит раздавливание и разрыв тканей
Для того, чтобы оценить тяжесть ранения и оказать помощь, область раны необходимо освободить от одежды. При повреждениях конечностей сначала одежду снимают со здоровой, а затем с поврежденной конечности, для того чтобы свести к минимуму последующую травматизацию и боль.
В возникновении травм участвуют факторы внешней среды.
В зависимости от их вида различаются травмы:
1. Производственные, промышленные — на заводах, фабриках,
2. Сельскохозяйственные — на полях, в скотных дворах,
3. Бытовые — в домашних условиях, во дворах,
4. Транспортные — обусловленные транспортными средствами,
5. Спортивные — в спортзалах, на спортплощадках,
6. Детские — все травмы детей до 14-летнего возраста.
7. Военные — травмы военного и мирного времени, обусловленные боевыми средствами.
В зависимости от вида деятельности пострадавшего травмы делятся на непрофессиональные и профессиональные.
Ранения возникают различным способом, в соответствии, с чем делятся на:
1. Механические — обусловленные действием тупого или острого предмета или инструмента.
2. Физические — обусловленные действием холода и тепла.
3. Химические — обусловленные действием щелочей и кислот.
4. Биологические — обусловленные бактериями и их ядовитыми выделениями.
5. Психические — возникающие в результате раздражения нервной системы и психической деятельности чувством постоянного страха, угрозами.
В зависимости от степени тяжести ранения делятся на: лёгкие, средней тяжести и тяжелые.
Кровотечения, при которых кровь вытекает из раны или же естественных отверстий тела наружу, принято называть наружными кровотечениями. Кровотечения, при которых кровь скапливается в полостях тела, называются внутренними кровотечениями. Среди наружных кровотечений чаще всего наблюдаются кровотечения из ран, а именно:
1. капиллярное — возникает при поверхностных ранах; кровь из раны вытекает по каплям ;
2. венозное — возникает при более глубоких ранах, как например, резаных, колотых; при этом виде кровотечения наблюдается обильное вытекание крови тёмно красного (вишневого) цвета;
3. артериальное — возникает при глубоких рубленых, колотых ранах; артериальная кровь ярко красного цвета бьет струей из поврежденных артерий, в которых она находится под большим давлением;
4. смешанное кровотечение — возникает в тех случаях, когда в ране кровоточат одновременно вены и артерии; чаще всего такое кровотечение наблюдает при более глубоких ранах.
Истинно синее (синяя асфиксия — вода попала в легкие)
Симптомы – вздуты вены, кожные покровы – особенно уши, кончики пальцев и губы фиолетово-синего оттенка
Белое, сухое (белая асфиксия — вода в легкие не попала)
Симптомы – кожные покровы очень бледные, дыхание прекращено
Степени тяжести ожогов.
1 степень — покраснение и отек кожи;
2 степень — образование пузырей наполненных прозрачной жидкостью (плазма крови);
3 степень — пузыри наполненные темной жидкостью, омертвление тканей (некроз);
4 степень — ожоговый струп коричневого или черного цвета, обугливание кожи, мышц, костей.
Степени тяжести отморожения.
1 степень – побледнение и покраснение кожи, вплоть до потери чувствительности;
2 степень — образование пузырей;
3 степень – омертвение (некроз) отмороженных участков тела.
| ||