- Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
- Вправе ли педагоги оказывать первую медицинскую помощь?
- Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
- Первая помощь в ДОУ.
- Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
- Ситуации, требующие оказания первой помощи
- Алгоритм действий педагога:
- Важно знать!
- Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Обязан ли учитель оказывать первую помощь ученику?
Сохранение здоровья детей в школе является одним из важнейших приоритетов деятельности учителей. Образовательная организация является местом большого скопления детей разных возрастов, детей с различными особенностями физиологического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья. Нередко в школе возникают ситуации, когда ученики травмируются, ухудшается их самочувствие, резко могут обостриться их хронические заболевания. Бывают случаи, когда дети нуждаются в неотложной помощи. Во многих школах в экстренных случаях на помощь учителям готовы прийти и медсестры, и врачи, которые постоянно работают в медицинском школьном кабинете.
Охране здоровья обучающихся посвящена статья 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В данной статье говорится о том, что охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- прохождение обучающимися медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и т. д.
Помимо Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует целый ряд документов, регламентирующий особенности оказания медицинской помощи детям, которые находятся в школе:
- Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.04.2017 № 15–2/В-950 «Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим»;
- Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Следует четко разграничивать оказание первичной медико-санитарной помощи и первой помощи. В одном случае помощь могут оказывать только медицинские работники, а в другом лица, имеющие специальную подготовку. Рассмотрим особенности оказания разных видов помощи обучающимся при ухудшении состояния здоровья ребенка, который находится в школе.
Оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним
Законодательство гарантирует несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, оказание бесплатной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи. Такая помощь может быть оказана в виде:
- первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
- специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
- скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
- паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Говоря об оказании медицинской помощи в образовательной организации стоит подробнее рассмотреть особенности оказания первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь подразумевает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная медико-санитарная помощь бывает доврачебная и врачебная:
- первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
- первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.
Может ли педагог оказывать такую помощь детям? Такую помощь могут оказывать только фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники. Это означает, что учитель не имеет право оказывать первичную медико-санитарную помощь. Оказывать, именно медицинскую помощь — давать лекарство, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание — вправе только врач или специалист, имеющий знания и подтверждающие это документы.
Кто имеет право оказывать первую помощь детям в школе?
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указан еще один вид помощи — первая помощь, которая определяется как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования. Согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков. Сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники противопожарной службы, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб — это именно те работники, которые имеют соответствующую подготовку. Эти специалисты могут оказывать первую помощь или мероприятия по оказанию первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, включает в себя следующие состояния.
- Отсутствие сознания.
- Остановка дыхания и кровообращения.
- Наружные кровотечения.
- Инородные тела верхних дыхательных путей.
- Травмы различных областей тела.
- Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
- Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
- Отравления.
Согласно п. 1 ст. 41 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Соответственно, все педагогические работники всех образовательных проходят обучение навыкам оказания первой помощи. В настоящее время порядок обучения первой помощи в нормативных правовых актах не конкретизирован. Обучение приемам оказания первой помощи проводится в общем порядке, установленном для обучения в области охраны труда. Каждый педагог в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это означает, что педагог имеет право оказывать первую помощь детям в экстренных случаях.
Чаще всего работники образовательных учреждений действуют по определенному алгоритму, если ученик почувствовал себя плохо. Классный руководитель может заметить, что ребенку стало плохо, он внезапно заболел, или у него обострилось хроническое заболевание, или обучающийся получил травму, но его состояние расценено медицинским работником как не представляющее угрозу жизни, то медицинский работник должен:
1) вызвать неотложную помощь;
2) проинформировать родителей о случившемся и получить согласие на медицинское вмешательство;
3) после оказания неотложной помощи — оформить направление обучающегося в медицинскую организацию, на обслуживании которой он находится.
Педагогический персонал (классный руководитель, администрация школы) должны безотлагательно связаться по телефону с родителями ребенка. Если ребенок находится в состоянии, не представляющем угрозу его жизни, и ожидается приезд неотложной помощи, то родителей целесообразно вызвать в образовательную организацию. Это нужно сделать для того, чтобы родители дали согласие на оказание неотложной помощи, сами побеседовали с медицинским персоналом, получили соответствующие рекомендации по уходу и дальнейшему обследованию больного, а после улучшения состояния решили вопрос с транспортировкой ребенка домой из образовательной организации. Если родители не могут сразу приехать в образовательную организацию, то необходимо получить по телефону их согласие на оказание неотложной медицинской помощи.
Где может быть организовано оказание медицинской помощи обучающимся в школе?
В школе для оказания медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации. Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности. Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту.
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства при оказании помощи является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или иного законного представителя на медицинское вмешательство.
Источник
Вправе ли педагоги оказывать первую медицинскую помощь?
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») медицинская помощь оказывается медицинскими организациями. Оказание медицинской помощи следует отличать от оказания первой помощи, которая является доврачебной. Первая помощь оказывается:
- при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью;
- лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
- Внимание. Законодательство РФ обязывает отдельные категории граждан оказывать первую помощь или устанавливает право на ее оказание. Обязаны оказывать первую помощь сотрудники полиции, сотрудники пожарной охраны, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб и др. В свою очередь, водители транспортных средств и другие лица имеют право на оказание первой помощи при наличии соответствующей подготовки (п. 4 ст. 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждены приказом Минздравсоц-развития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Педагоги не вправе оказывать обучающимся и воспитанникам медицинскую помощь. Первая помощь до прихода медицинского работника (остановка кровотечения, придание телу определенного положения, транспортировка пострадавшего в отдельное помещение со специальными условиями и т. д.) может быть оказана ТОЛЬКО ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ, ПРОШЕДШИМИ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ПОДГОТОВКУ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что педагогические работники образовательных учреждений согласно нововведению в Федеральном законе «Об образовании» от 2016 г. обязаны получить соответствующий уровень знаний для оказания первой медицинской помощи детям, ввиду высокого уровня травматизации среди детского контингента.
Источник
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Первая помощь в ДОУ.
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.
Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.
В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.
Ситуации, требующие оказания первой помощи
С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.
Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:
- отсутствие сознания;
- остановка дыхания и кровообращения;
- наружные кровотечения;
- инородные тела в верхних дыхательных путях;
- травмы различных областей тела;
- ожоги;
- отморожения;
- отравления.
Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.
При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:
- необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
- вызвать скорую медицинскую помощь;
- определить сознание;
- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
- определить признаки жизни у пострадавшего;
- провести сердечно-легочную реанимацию;
- остановить наружное кровотечение;
- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
- придать оптимальное положение тела пострадавшему;
- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.
Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.
Алгоритм действий педагога:
1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.
6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.
Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.
Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.
Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.
Важно знать!
Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.
Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи
Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.
При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).
Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).
Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.
Источник