Учет закупок лекарственных препаратов

Новый порядок определения НМЦК на лекарственные препараты

Автор: Суворова Т., эксперт журнала

Приказом Минздрава РФ от 19.12.2019 № 1064н установлен новый порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара при закупке лекарственных препаратов, за исключением закупок лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями (далее – Порядок). Документ вступил в силу с 04.01.2020. Рассмотрим новые правила, по которым нужно рассчитывать НМЦК учреждениям здравоохранения.

Общие положения.

Цена единицы лекарственного препарата, начальная цена единицы лекарственного препарата устанавливается по одному наименованию (международному непатентованному наименованию, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок посредством:

применения методов, предусмотренных п. 1 (метод сопоставимых рыночных цен) и 3 (тарифный метод) ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ[1], без учета НДС и оптовой надбавки;

расчета средневзвешенной цены;

использования цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, так называемой референтной цены.

Метод анализа рынка и тарифный метод.

Согласно новому порядку при применении метода сопоставимых рыночных цен заказчик учитывает сведения о цене лекарственных препаратов без учета НДС посредством сбора и анализа общедоступной ценовой информации, в том числе направив запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам.

При расчете методом сопоставимых рыночных цен обязательны запросы ценовой информации и учет общедоступной ценовой информации.

При осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе определять цену контракта, применяя исключительно метод сопоставимых рыночных цен без использования иных методов (п. 11 Порядка).

Минздрав обязывает применять тарифный метод при расчете цены единицы лекарственного препарата для закупки лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). При этом используются данные государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарства, включенные в перечень ЖНВЛП.

Как рассчитывается средневзвешенная цена?

В соответствии с п. 5 Порядка средневзвешенная цена определяется на основании всех заключенных заказчиком и исполненных поставщиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета НМЦК, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Минздрав предлагает использовать формулу:

Ц1 х k1 + … + Цn x kn

Ц – цена единицы лекарственного препарата без учета НДС и оптовой надбавки;

k – количество закупленных лекарственных препаратов в эквивалентных лекарственных формах и дозировках.

При определении средневзвешенной цены учитываются цены и количество единиц лекарственного препарата по документам о приемке товара, подписанным заказчиком в течение 12 месяцев, предшествующих расчету НМЦК на лекарственные препараты, по контрактам, исполнение по которым завершено.

При этом действуют следующие правила.

Не учитываются цены на лекарственные препараты, закупка которых осуществлялась у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 данного закона.

При закупке многокомпонентных лекарственных препаратов (комбинация из двух или более активных веществ) заказчик вправе не учитывать цены соответствующих однокомпонентных лекарственных препаратов по исполненным контрактам, за исключением случая, когда контракт на поставку этих препаратов был заключен по итогам конкурентной процедуры на поставку многокомпонентных лекарственных препаратов или наборов лекарственных препаратов.

Заказчик вправе не учитывать цены поставленных лекарственных препаратов:

с остаточным сроком годности, на 20% и более отличающимся от предусмотренного заказчиком в описании объекта закупки;

по контрактам, по которым заказчиком взыскивались неустойки;

обращение которых на месяц расчета НМЦК на лекарственные препараты приостановлено в порядке предусмотренном ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Расчет и использование референтной цены.

Референтные цены рассчитываются автоматически с учетом объемов закупки лекарств посредством использования ресурсов ЕГИСЗ[2] по состоянию на 1 мая и 1 ноября (раньше на 1-е число первого месяца каждого квартала) текущего года в рамках одного наименования (международного непатентованного наименования, при отсутствии такого наименования – по группировочному или химическому наименованию, а также составу комбинированного лекарственного препарата) с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок на основании цен единиц лекарственных препаратов без НДС и оптовой надбавки.

Читайте также:  Когда собирать пустырник для лечебных целей

Сведения о референтной цене предоставляются в ЕИС посредством взаимодействия между ЕГИСЗ и ЕИС. Пока в ЕИС не размещены соответствующие данные, референтная цена при расчете НМЦК не применяется.

Другие важные правила.

При установлении цены единицы лекарственного препарата, начальной цены единицы лекарственного препарата не учитываются значения:

цены лекарственного препарата, отсутствующего в обращении на основании сведений, размещенных на сайте Росздравнадзора;

референтной цены для закупок у единственного поставщика по п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ путем запроса предложений и запроса предложений в электронной форме по п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 3 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ.

Оптовые надбавки могут применяться при расчете НМЦК на препараты, начальных цен единиц лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП в случаях, установленных п. 10 Порядка. При этом размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов из разных ценовых сегментов определяется по наименьшему предельному размеру оптовой надбавки.

В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки при проведении каждой следующей закупки заказчик устанавливает минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК на препараты, по которой не подано заявок на участие в закупке. Если эти действия так и не привели к заключению контракта, при осуществлении следующей закупки в качестве цены единицы лекарственного препарата, начальной цены лекарственного препарата заказчик применяет максимальное значение цены лекарственного препарата по данным государственного реестра.

Подведем итог. Ранее действовавший аналогичный порядок определения НМЦК лекарственных препаратов, который был утвержден Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 871н, утратил силу. Вместе с тем новый порядок практически не отличается от предыдущего. Есть небольшие нововведения: так, при расчете методом сопоставимых рыночных цены обязательно подавать запросы о предоставлении информации и дополнительно использовать общедоступную ценовую информацию.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555).

Источник

Логистика медикаментов как точка оптимизации затрат медицинских организаций

Источник: Менеджер здравоохранения, №4.2018, с.30-38
Автор статьи: Гайдуков А.И., Жупанова Д. Б., Реброва Е. Л., Кузнецова С. Г.
Статья о продукте: 1С:Медицина. Больничная аптека, 1С:Медицина. Больница

А.И. Гайдуков,
к.ф.-м.н, руководитель разработки линейки 1С:Медицина, фирма «1С», г. Москва, Россия

Д.Б. Жупанова,
руководитель направления по автоматизации АХД медицинских организаций, фирма «1С», г. Москва, Россия

Е.Л. Реброва,
начальник управления организационного обеспечения и контроля качества медицинской деятельности, Клинический центр ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, г. Москва, Россия

С. Г. Кузнецова,
аспирант, ФГБУ Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, г. Москва, Россия

Введение

Стационарная медицинская помощь в настоящее время является наиболее ресурсоёмким сектором здравоохранения [5]. В структуре затрат стационара статья «Медикаменты» обычно одна из самых больших (см. рис.1) и занимает 10-15% от всех затрат [6]. Важной особенностью запасов лекарственных средств и расходных медицинских материалов является ограниченный срок годности. Чрезмерные запасы медикаментов влекут не только расходы на их хранение, потери при списании просроченных запасов, но и расходы по утилизации медицинских отходов специализированными фирмами, имеющими соответствующую лицензию. Поэтому задача управления запасами медикаментов всегда актуальна для стационаров, а автоматизация этого процесса даёт значительный экономический эффект.

Рис. 1. Примерная структура затрат стационара

Методы

Рассмотрим основные этапы снабжения лекарственными препаратами в медицинских организациях [7]:

  • формирование годовых потребностей больницы в медикаментах:
    • консолидация годовых потребностей подразделений больницы;
    • составление плана-графика закупок;
    • формирование лотов и формирование извещений о закупке по 44-ФЗ или 223-ФЗ (для государственных и муниципальных учреждений);
    • заключение контракта на поставку, в спецификации к контракту указывается перечень закупаемых товаров;
  • формирование оперативных (в течение года) потребностей больницы в медикаментах:
    • оформление заказов на поставку товаров;
    • поступление в аптеку медицинской организации;
    • квартальная корректировка годовых потребностей (плана графика);
  • распределение по подразделениям поступивших на склад медикаментов.
Читайте также:  Первая помощь при массивном кровотечении

Необходимость закупки товаров определяется скоростью потребления товаров, промежутком времени между размещением заказа поставщику и поставкой товара, а также уровнем их запасов на складе и в подразделениях. В теории управления запасами выделяют несколько методов поддержания уровня запасов [8]:

  • заказ под заказ – потребности на закупку формируются по заказам подразделений. Складские запасы аптеки не учитываются. Этот метод обычно используется для дорогостоящих позиций, которые имеют эпизодическое потребление.
  • расчет по статистике – выполняется прогноз расхода товаров согласно статистике потребления: в расчет берется среднее значение за выбранный интервал детализации (например, среднедневное потребление, среднемесячное потребление). При снижении остатка до уровня, необходимого на время пополнения запаса, формируется требование на пополнение, исходя из предполагаемого среднего потребления. Этот метод хорошо показывает себя при ритмичном и регулярном потреблении номенклатурной позиции.
  • min-max – при каждом снижении остатка до заданного минимума происходит пополнение до фиксированной максимальной величины запасов.

Для разных номенклатурных позиций могут применяться различные методы поддержания уровня запасов. Метод min-max при его простоте сильно зависит от исходных статистических данных и не позволяет оптимально сбалансировать запасы [8]. Для поддержания уровня медикаментов в стационарах используется редко.

Организация лекарственного обеспечения в условиях государственных закупок имеет определенные особенности: промежуток времени между размещением заказа и поставкой товара в учреждение зависит от способа размещения заказа (торги, запрос котировок цен или закупка у единственного поставщика), а сам способ размещения заказа зависит от суммы размещаемого заказа. Время от размещения лота на торговой площадке до поставки препарата в аптеку может достигать 1,5-2 месяцев.

Виды количественного и суммового учета запасов на складе, применяемых для учета медикаментов:

  • Серийный учет – учет материальных запасов в разрезе серий и сроков годности. Ведение серийного учета является обязательным для лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов [4].
  • Партионный учет – методика учета материальных запасов на складах организации, при котором фиксируются партии поступления товара на склад с указанием времени, стоимости и количества [3]. Может применяться одновременно с серийным учетом.

Децентрализованная схема снабжения

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета лекарственных препаратов в учреждениях здравоохранения, является «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», утвержденная приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года N 747 [1]. Исторически сложившаяся практика планирования обеспечения медикаментами сводится к сбору заявок, составляющих потребности подразделений (годовой и оперативный план) в бумажном виде или в электронных таблицах. Такая схема не имеет обратной связи: сопоставления годового плана закупок с распределяемыми по отделениям медикаментами в течение года. Как правило, процесс планирования обеспечения не автоматизирован, а ручное сопоставление заявленных потребностей и их исполнения слишком трудоёмкий.

В этой схеме хранения запасов организовано на трёх уровнях (рис.2):

  1. больничная аптека;
  2. склад старшей медицинской сестры;
  3. запасы постов и кабинетов.

Складской учет, как правило, ведется только на уровне склада больничной аптеки. Автоматизация тотального предметно-количественного учета медикаментов на складе обычно вызвана требованиями законодательства в части бухгалтерского учета. Поэтому возможны две схемы организации такого учёта: автоматизирован складской учёт (он является первичным), в бухгалтерскую программу проводится трансляция суммовых или количественно суммовых проводок по счёту движения материалов; второй вариант: весь учёт ведётся материальными группами бухгалтерии непосредственно в программах бухгалтерского учета. На сегодняшний день бухгалтерский учет в РФ автоматизирован во всех больницах (100% покрытие). При этом запасы в подразделениях не учитываются, так как в бухгалтерском учете, как правило, моментом списания считается выбытие товара из больничной аптеки.

Рис. 2. Схема организации складов с указанием уровня автоматизации

Согласно приказу 747 [1] на складах подразделений должен быть запас медикаментов на 3-10 дней. Таким образом, управление запасами осуществляется на уровне подразделений, а больничная аптека выполняет роль посредника и работает по схеме «заказ под заказ» с ответственным хранением медикаментов.

Для выполнения требований приказа 747 [1] по таксировке (определения стоимости отпущенных материальных ценностей) и печати формы АП-73 «Стеллажная карточка» [2] необходимо ведение партионного учета в аптеке.

Децентрализованная схема снабжения показана на рис. 3.

Рис.3. Децентрализованная схема снабжения

  • Складской учет ведется на уровне складов организации.
  • Списание товаров производится в момент перемещение в подразделение.
  • Фактический расход материалов не регистрируется.
  • Формирование годовых и оперативных потребностей больницы в медикаментах производятся в подразделениях, больничная аптека работает по схеме «заказ под заказ».
  • Лекарственные назначения выполняются по остаткам подразделений.
  • Невозможность оценить уровень запасов в медицинской организации в целом.
  • Объективно оценить обоснованность сформированных в подразделениях потребностей не представляется возможным.
  • Так как склады подразделений имеют ограниченные размеры, то запасы, приобретенные по потребностям подразделения, хранятся в больничной аптеке и становятся доступными к заказу всему подразделениями. Для контроля распределения закупленных препаратов с потребностями подразделений приходится применять сложные схемы, например, резервирование или раздельное хранение.
  • Нет контроля над непревышением бюджета закупок медикаментов по каждому подразделению, так как это не входит в зону ответственности больничной аптеки.
  • Нет контроля заявок подразделений на закупку по перечню номенклатуры.
Читайте также:  Лечебный эффект дмв терапии тест

Схема снабжения с управлением запасами

Децентрализованная схема снабжения имеет существенный недостаток – отсутствие единой точки управления запасами медикаментов в медицинской организации.

Введение схемы снабжения с управлением запасами подразумеваем создание единого центра контроля запасов медицинской организации – ответственного за запасы. Эту роль может выполнять заместитель главного врача по лечебной работе. Для того чтобы ответственный за запасы мог эффективно выполнять свои функции ему необходима разнообразная информация:

  • уровень текущих запасов медикаментов;
  • уровень потребности в медикаментах;
  • статистика потребления медикаментов.

Для введения схемы снабжения с управлением запасами необходима автоматизация как процессов учёта, так и процессов планирования обеспечения, поэтому к автоматизированному складскому учету медикаментов на складах медицинской организации добавляется автоматизированный оперативный складской учет медикаментов на складах подразделений (склады старших медицинских сестер). Вся заявочная кампания переводится в автоматизированную систему: сбор заявок, консолидация в общий план закупок, сопоставление со складскими остатками, сопоставление с лотами и спецификациями уже заключенных договоров поставки и поставленными товарами, отслеживание исполнения потребностей подразделений, корректировки потребностей. Это позволяет иметь информацию обо всех потребностях и текущих запасах в единой точке, а также накапливать статистику потребления медикаментов по подразделениям.

Рис.4. Общая схема снабжения с управлением запасами

  • Складской учет материалов ведется на 2-х уровнях: склад, подразделение.
  • В медицинской организации выделяется ответственный за запасы во всей медицинской организации (центр управления запасами).
  • Списание производится в момент передачи товара на пост или кабинет (или в конце некоторого периода).
  • Формирование годовых и оперативных потребностей в медикаментах в подразделениях формируется с учетом утвержденного формуляра медицинской организации [9]. Формуляр ограничивает перечень закупаемых медикаментов и утверждается руководством медицинской организации.
  • При анализе годовых потребностей в медикаментах, которые были сформированы в подразделениях, ответственный за запасы анализирует статистику потребления подразделений за предыдущие периоды на предмет обоснованности закупки.
  • Производятся консолидированные закупки, т.е. формируется единая заявка на закупку медикаментов по потребностям разных подразделений.
  • При формировании консолидированной заявки потребности к закупке сокращаются с учётом остатков на складе аптеки.
  • Консолидированная закупка по потребностям всех подразделений дает возможность отказаться от резервирования товаров на складе, но при этом вводится обязательный контроль требований подразделений на предмет соответствия заказа ранее сформированной потребности.
  • Ответственный за запасы может использовать дополнительные методы контроля затрат – контроль бюджетов подразделений на закупки медикаментов.
  • Лекарственные назначения выполняются с учетом остатков больничной аптеки.

Для обоих типов схем этапы движения медикаментов из больничной аптеки в подразделения одинаковы (рис. 3 и рис. 4):

  1. Товар со склада отгружается по требованию, поступившей от старшей сестры, в подразделение.
  2. Старшая сестра подразделения согласно листам назначения передает медикаменты на пост.
  3. Постовая/палатная сестра выдает медикаменты пациентам согласно листам назначений.
  4. В листе назначений постовая/палатная сестра ставится отметки о выдаче медикаментов пациентам.

Но так как в схеме управления запасами складской учет в подразделениях автоматизирован, то документооборот со складом может быть организован в электронном виде. Для упрощения ведения складского учета в подразделениях может применяться штрихкодирование потребительских (вторичных) упаковок с присвоением индивидуального номера упаковке. Факт передачи упаковки на пост/кабинет фиксируется с помощью штрихкод сканера.

Схема снабжения с управлением запасами не противоречит 747 приказу [1], но при этом расширяет возможности по управлению запасами без существенного увеличения трудозатрат на ведение учета. В таблице 1 приведено сравнение выполняемых функций с указанием отличий от децентрализованной схемы снабжения.

Таблица 1.
Распределение функций в схеме снабжения с управлением запасами. Выделены изменения относительно децентрализованной схемы снабжения

Источник

Оцените статью