Учет лекарственного растительного сырья.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ для студентов 4-го курса
Учет движения прочих материальных ценностей в аптеке
1. Характеристика тары.
2. Учет тары в аптеке.
3. Учет лекарственного растительного сырья.
4. Учет вспомогательных материалов.
Характеристика тары
В целях сохранения потребительских свойств материальных ценностей используется тара.
К таре и тарным материалам относятся предметы, предназначенные для хранения, упаковки и транспортировки полуфабрикатов и готовой продукции.
Тару можно классифицировать по различным признакам:
1. по назначению: тара может быть потребительская и транспортная.
Потребительская тара в свою очередь подразделяется на первичную, вторичную и групповую. Первичная (индивидуальная) тара имеет непосредственный контакт с материалом данного фармацевтического продукта. К первичной таре относят флаконы, банки, пакеты и другие емкости, выполненные из стекла, картона, металла и полимерных материалов и снабженные при необходимости укупорочными средствами. Вторичная тара содержит одну или несколько первичных упаковок. К вторичной таре относят картонные коробки, пакеты и пачки, бумажные оболочки, а также мешки из крафт-бумаги или пленочных полимерных материалов с инструкцией, листом-вкладышем, этикеткой и т.д. Вторичная упаковка должна обеспечивать наиболее простой и удобный учет и контроль продукции. Групповая тара содержит некоторое количество первичных или вторичных упаковок.
Транспортная тара предназначена для перемещения продукции от предприятий-изготовителей до оптового или розничного звена. К ней относят различные по размерам ящики, коробки из гофрированного картона, бочки металлические, бутыли стеклянные и др.
На практике могут возникать различные сочетания первичной, вторичной и транспортной упаковок. Например, при транспортировке мазевых основ, спирта используются бочки металлические, которые одновременно являются и первичной упаковкой и транспортной.
2. по материалу:тара может быть деревянной, металлической, стеклянной, керамической, картонной, пластмассовой, комбинированной и др.
3. по механическим воздействиям:жесткая, полужесткая, мягкая.
4. по конструкции: неразборная, разборная, складная, нескладная.
5. по характеру использованиятара в аптечных организациях бывает:
Однооборотная тара (упаковочный материал). Используется для однократного обслуживания товара в ходе его продвижения от поставщика к потребителю. К ней относят: упаковочную и оберточную бумагу, шпагат, стружку, картонные коробки, ящики, барабаны, пакеты.
Инвентарная тара постоянно находится в аптечных организациях. Она предназначена для хранения запасов товаров. К ней относятся: металлические бочки, баллоны для хранения огнеопасных веществ, кислородные баллоны, комплекты штангласов, бидоны для хранения этилового спирта.
Многооборотная тара используется для многократной перевозки товаров. К ней относятся: ящики тесовые, деревянные, фанерные, бочки металлические и деревянные, ящики из-под минеральной воды, пластмассовая тара, мешки. По мере высвобождения она подлежит возврату на аптечный склад.
Учет тары в аптеке.
В аптеках следует организовать систему контроля и учета за порожней тарой и тарой под материальными ценностями. Данная система включает в себя следующие операции:
— проведение систематических проверок состояния тары;
— выявление тары, требующей ремонта, и обеспечение своевременного его проведения;
— выявление неиспользуемой и излишней для организации тары и осуществление ее реализации в установленном порядке;
— обеспечение своевременной сдачи тары поставщикам, тарособирающим и тароремонтным организациям;
— взыскание с лиц, виновных в недостаче, порче или в уничтожении тары, стоимости ущерба в соответствии с действующим законодательством.
Учет тары зависит от ее вида, назначения, стоимости и срока эксплуатации, а также определяется принятой в организации учетной политикой.
Тара однократного использования (однообортная), как правило, включается в отпускную цену готовой продукции по ее фактической себестоимости приобретения или изготовления и в сопроводительных документах отдельной строкой не указывается. Остающуюся по мере освобождения от товара упаковочную и оберточную бумагу, стружку, картонные коробки, пакеты сдают в утиль или уничтожают.
Если же при поступлении товара в ТТН будет указана стоимость однооборотной тары, она показывается в учете и отчетности, исходя из затрат на ее приобретение. По возможности она может быть реализована или уничтожена с оформлением акта.
Определяющим в учете инвентарнойтары является ее стоимость и срок службы. Поэтому, в зависимости от стоимости и срока службы она может учитываться как основные средства, или как отдельные предметы в составе оборотных средств.
Многооборотная тара в товарно-сопроводительных документах указывается, как правило, отдельной строкой и подлежит аналитическому учету как в натуральном (количественном), так и суммовом выражении по ценам приобретения. В соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 114 от 17.07.2007 г. аналитический учет тары может осуществляться на «Карточках складского учета» (ф. № М-17). На каждый вид тары заводится отдельная карточка, где она учитывается как в количественном, так и в суммовом выражении по ценам приобретения. Основанием для оприходования тары на карточках являются ТТН.
В аптеке могут иметь место следующие виды расхода тары:
1. Возврат на аптечный склад. Оформляется ТТН, которая выписывается в 2-х экземплярах.
2. Сдача тары организациям, на которые возложен сбор данного сырья, производится по разрешению ВСО. Сдача оформляется в аптеке ТН в 2-х экземплярах по ценам ниже тех, по которым она учитывается в аптеке. В таком случае аптека указывает в ТН (счете) как продажную, так и учетную цену. Потери от реализации такой тары аптека учитывает в составе операционных расходов.
3. Многооборотная тара по разрешению ВСО может быть реализована населению. При этом могут быть использованы 2 способа:
— комиссия в аптеке на основании акта в 2-х экземплярах переводит тару из тары в товар. В конце месяца на основании одного экземпляра акта аптека увеличивает товарный остаток в приходный части «Товарного отчета» (ф. 19-АП);
— тара может быть реализована без перевода ее в товар, т.е. по той же учетной группе, по которой она числится в аптеке. В этом случае, денежные средства, поступающие от реализации тары, будут учтены отдельной строкой в приходной части «Кассовой книги» и в отчете аптеки о финансово-хозяйственной деятельности (ф. 19-АП) в таблице «Движение денежных средств и инкассация выручки».
4. Списание тары, пришедшей в негодность, производится на основании акта о списании товарно-материальных ценностей (ф. 7-АП), который составляется в 2-х экземплярах.
Движение тары за месяц находит отражение в отчете аптеки о финансово-хозяйственной деятельности (ф. 19- АП) в разделе «Движение основных средств, материалов, тары и других товарно-материальных ценностей».
Учет лекарственного растительного сырья.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 858 от 4 августа 2005 г. «Об упорядочении заготовки и закупки лекарственных растений и (или) их частей» установлено:
§ виды деятельности, связанные с заготовкой или закупкой дикорастущих растений и (или) их частей подлежат указанию в учредительных документах коммерческих юридических лиц, свидетельствах о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности;
§ закупка дикорастущих растений и (или) их частей производится на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира для заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей;
§ лимиты на заготовку или закупку дикорастущих растений и (или) их частей устанавливаются или отменяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.
Правила сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь № 37/36 от 31.09.2005 г., в ред. пост. № 41/22 от 17.06.2009 г.
Основанием для заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями являются решение местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира, выданное по установленной форме. Граждане осуществляют сбор дикорастущего сырья без выдачи разрешительных документов.
Размеры и качество дикорастущих растений и (или) их частей, заготавливаемых или закупаемых в качестве лекарственного сырья, должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов.
Закупка ЮЛ или ИП дикорастущих растений и (или) их частей у граждан должна осуществляться с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических и противопожарных требований. В торговом зале аптеки в удобном для обозрения месте помещают следующую информацию:
перечень оказываемых услуг, закупочные цены.
Операции по закупке ЮЛ или ИП дикорастущих растений и (или) их частей у граждан отражаются в ведомостях на закупку дикорастущих растений и (или) их частей по утвержденной форме. В ведомости указываются дата, Ф.И.О. сдатчика, адрес места жительства, наименование дикорастущих растений и (или) их частей, масса (нетто), цена, сумма к оплате (цифрами и прописью) и подпись сдатчика.
Бланк ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан является первичным учетным документом и относится к бланкам строгой отчетности.
Ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан регистрируются в журнале учета закупленных дикорастущих растений и (или) их частей. В нем указываются номер ведомости, дата, количество сдатчиков, место осуществления сбора дикорастущих растений и (или) их частей, наименование дикорастущих растений и (или) их частей, масса (нетто) и цена. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью ЮЛ или ИП. Данный журнал хранится у юридических лиц или ИП в течение трех лет со дня осуществления в нем последней записи.
Для приемки лекарственного растительного сырья в аптеке приказом заведующего аптеки нахначается лицо, которое несет материальную ответственность за ее качество и сохранность. Лекарственное растительное сырье, поступившее от населения, проверяется по внешним признакам в соответствии с требованиями нормативной документации и направляется с оформлением «Акта отбора образцов» в контрольно-аналитическую (испытательную) лабораторию. Закупаемое лекарственное сырье должно сопровождаться заключением территориального Центра гигиены и эпидемиологии МЗ РБ о проведении радиологического контроля.
Аналитический учет лекарственного растительного сырья в аптеке может осуществляться на карточках складского учета М-17.
Закупленное лекарственное растительное сырье, с разрешения ВСО, может быть расфасовано в аптеке для последующей реализации или использовано в аптеке для производственных целей. В этом случае лекарственное сырье на основании акта переводится из лекарственного сырья в товар. Первый экземпляр акта прилагают к «Товарному отчету», на основании которого увеличивают в аптеке товарный остаток, второй – служит основанием для списания в расход лекарственного сырья на карточках учета (ф. № М-17).
Лекарственное сырье, пришедшее в процессе хранения в негодность, подлежит в аптеке списанию на основании акта о порче товаров по форме 8-АП, который составляется в 2-х экземплярах. Акт составляется комиссией, как правило, в период инвентаризации. Отходы непригодного лекарственного сырья подлежат уничтожению комиссией.
Источник
Учет лекарственного растительного сырья
4.5.1. Лекарственное растительное сырье, принимаемое от населения, оформляется приемной квитанцией по форме N 4-АП, которая составляется в 3 экземплярах и является бланком строгой отчетности. Приемная квитанция и расходный кассовый ордер служат основанием для оприходования лекарственного растительного сырья по отчету материально ответственного лица.
4.5.2. Заготовленное лекарственное сырье может быть расфасовано, а затем с разрешения вышестоящей организации переведено в товар, на что составляется акт на перевод в товар лекарственного растительного сырья по форме N 19-АП, или реализовано аптекой по установленным розничным ценам.
4.5.3. Лекарственное растительное сырье, заготовленное аптекой, при наличии протокола анализа качества сырья контрольно-аналитической лаборатории и распоряжения вышестоящей организации сдается на аптечный склад (базу), фармацевтическую фабрику или в центральную районную аптеку. При этом расфасовка его аптекой не производится.
Передача аптекой лекарственного растительного сырья на аптечный склад (базу), фармацевтическую фабрику или в центральную районную аптеку осуществляется на основании счетов, накладных (требований), в которых указываются наименование сырья, его количество, цена, сумма и дата его передачи.
4.5.4. Испорченное в пути при доставке на аптечный склад (базу), фармацевтическую фабрику, в центральную районную аптеку лекарственное растительное сырье возвращается аптеке и учитывается в отчете аптеки по форме N 72-АП на счете 004 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Списание испорченного лекарственного растительного сырья производится по акту с разрешения вышестоящей организации с одновременным его уничтожением.
Учет вспомогательных материалов
4.6.1. Учет вспомогательных материалов (моющих, дезинфицирующих и прочих) в аптеке осуществляется на карточках складского учета материалов по форме М-17 и оборотных ведомостях, а их движение отражается в отчете аптеки по форме N 25-АП в стоимостном выражении по ценам приобретения.
4.6.2. Основанием для оприходования вспомогательных материалов служат счета, накладные аптечного склада (базы) или других поставщиков.
4.6.3. Выдача вспомогательных материалов для нужд, связанных с изготовлением, фасовкой и отпуском лекарственных средств и других товаров, а также на другие производственные и хозяйственные цели, производится заведующим аптекой по мере текущей необходимости в пределах установленных норм, утвержденных вышестоящей организацией.
4.6.4. Списание израсходованных вспомогательных материалов производится по справке о нормативном расходе вспомогательных материалов по форме N 53-АП. Стоимость израсходованных вспомогательных материалов по итогу (оборотная сторона формы) не должна превышать сумму «Всего» справки о нормативном расходе вспомогательных материалов (лицевая сторона формы).
4.6.5. В случае, если стоимость фактически израсходованных вспомогательных материалов в целом окажется больше установленного (утвержденного) лимита, заведующий аптекой представляет вышестоящей организации письменное объяснение о причинах перерасхода.
4.6.6. Вспомогательные материалы, использованные на обработку стеклянной аптекарской посуды, полученной от населения, стирку халатов, обработку рук и других операций по содержанию помещения и оборудования, списываются по акту о списании средств на хозяйственные нужды по форме N 57-АП.
4.6.7. При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей в аптеке (не реже 2 раз в год) одновременно со снятием фактического наличия вспомогательных материалов уточняется стоимость израсходованных ценностей.
Источник