ЛФК ПРИ НЕВРОЗАХ
Невроз – это длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормальных взаимоотношений 1-й и 2-й сигнальных систем. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению.
В развитии неврозов важную роль играет критическое перенапряжение основных нервных процессов – возбуждения и торможения, чрезмерное требование к подвижности нервных процессов. Неврозы у людей имеют социальную природу, их возникновение и развитие определены психогенными расстройствами. Важное значение имеют переживания, различные отрицательные эмоции, аффекты, тревожные опасения, фобии (страхи), а также конституциональная предрасположенность.
Неврозы могут развиваться и вторично, на почве перенесенных заболеваний и травм.
Специалисты выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и психастению (невроз навязчивых состояний).
Неврастения (астенический невроз). Является самым распространенным видом неврозов и характеризуется ослаблением процессов внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. На начальном этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит эмоциональные и физические нагрузки; у него появляются плаксивость, обидчивость, недовольство собой. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией или шумом в голове. Наблюдаются также учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушение сна (днем сонливость, а ночью бессонница).
В большинстве случаев неврастения имеет благоприятный исход – особенно в тех случаях, когда удается разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение.
При психастении (неврозе навязчивых состояний) преобладает 2-я сигнальная система с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственны инертность корковых процессов, их малая подвижность. В головном мозге образуются очаги патологической застойности – «больные пункты». Для психастении характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи, или фобии (боязнь пространства, положения, транспорта и т.д.). Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется затяжным течением – особенно у людей, склонных к мнительности, тревожности.
При истерии (истерическом неврозе) преобладают функции подкорки и влияние 1-й сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, перепадам настроения, неустойчивости психики и т. п.
Для истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.
Могут также возникать припадки в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, длительных рыданий (как правило, на публике). Нередко эти припадки похожи на эпилептические, но в отличие от эпилептика истерик не наносит себе серьезных травм.
Лечение неврозов комплексное: создание благоприятной обстановки, устранение психотравмирующей ситуации; или смягчение реакции пациента на нее; общеукрепляющее лечение; применение транквилизаторов, психотерапии, лечебной физкультуры.
Задачи ЛФК при неврастении:
— тренировка процесса активного торможения;
— нормализация (укрепление) возбудительного процесса.
Занятия ЛФК следует проводить в утренние часы, в течение 15-20 мин; наиболее ослабленным больным первые несколько дней лучше начинать с 10-минутных занятий. Величина нагрузки и число упражнений должны быть вначале минимальными и увеличиваться постепенно. Вначале необходимо включать в занятия простые упражнения; в дальнейшем можно использовать упражнения с более сложной координацией движений. Повышение эмоционального тонуса больных достигается применением спортивных игр по упрощенным правилам (волейбол, настольный теннис, крокет, гольф, городки) либо элементов различных игр.
Больным неврастенией полезны прогулки, ближний туризм, рыбная ловля; они способствуют разгрузке нервно-психической сферы, обеспечивают переключение больных с повседневной деятельности на другие занятия, оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание.
Задачи ЛФК при истерических неврозах:
— снижение эмоциональной возбудимости;
— развитие в коре головного мозга тормозного процесса;
— создание устойчивого спокойного настроения.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие. Темп движений должен быть медленным; голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. На занятиях следует преимущественно использовать метод объяснения, а не показа упражнений. Целесообразно применять целые комбинации гимнастических упражнений. Кроме того, рекомендуются упражнения в равновесии, прыжки, метания, некоторые игры (эстафеты, городки, волейбол).
При истерических контрактурах и параличах упражнения должны быть адресованы не вовлеченным в них мышечным группам. Чтобы добиться дифференцированного торможения, необходимо одновременное выполнение различных движений левой и правой рукой или ногой.
Группа занимающихся должна включать не более 10 чел. Команды следует подавать медленно, плавно, в разговорном тоне. Инструктор ЛФК должен подмечать и исправлять все ошибки занимающихся.
Задачи ЛФК при психастении:
— активизация процессов жизнедеятельности;
— «расшатывание» патологической инертности корковых процессов;
— выведение больного из угнетенного морально-психического состояния, облегчение его общения с окружающими.
На занятиях применяются упражнения эмоционального характера, выполняемые в быстром темпе. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному, эмоционально окрашенные упражнения, не акцентируя внимание на точности их выполнения. Исправлять ошибки следует с помощью показа правильного выполнения кем-либо из больных. В связи с этим в группу целесообразно включать выздоравливающих больных, более эмоциональных и с хорошей пластикой движений.
При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха. Необходимо шире использовать игровой метод проведения занятий, а также выполнение упражнений в парах. Голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть бодрыми.
Повышению эмоционального тонуса способствует увеличение темпа движений. Этой категории больных присущ медленный темп: вначале от 60 до 120 движений в минуту, затем от 70 до 130 и на последующих занятиях – от 80 до 140. В заключительной части занятия необходимо несколько снизить нагрузку и ее эмоциональную окраску.
Наиболее благотворным для больных неврозами является санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, способствуют его закаливанию, повышению работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включаются общий массаж, различные виды психотерапии и физиотерапии (оксигенотерапия, водные процедуры, сульфидные и йодобромные ванны).
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные нарушения в ЦНС при неврозах.
2. Неврастения и ее клинические проявления.
3. Психастения и ее характерные признаки.
4. Истерия и ее характерные признаки.
5. Каковы задачи и средства ЛФК при неврастении?
6. Каковы задачи и методика ЛФК при истерии?
7. Каковы задачи и методика ЛФК при психастении?
Источник
5.7.2. Лфк при неврозах
Клинико‑физиологические основы лечебного применения физических упражнений при функциональных нарушениях деятельности мозга определяются следующими основными обстоятельствами.
1. При воздействии мышечной работы нормализуется эмоциональное состояние больного. Это связано прежде всего с тем, что работающие мышцы разрушают образующиеся в процессе развития стресса соответствующие гормоны симпатоадреналовой системы. В результате уменьшается действие этих гормонов и напряжение в деятельности и самой ЦНС, и вегетативных функций снижается. Кроме того, при достаточной длительности мышечной работы в мозгу образуются тканевые гормоны – эндорфины, или энкефалины, которые по своей структуре и действию на организм напоминают наркотические вещества, поэтому после завершения работы даже на фоне значительного мышечного утомления у человека остается определенное ощущение эйфории.
2. Выполнение напряженной работы, в том числе и мышечной, сопровождается формированием в ЦНС доминирующего очага возбуждения (А.А. Ухтомский), который отвлекает на себя возбуждение из других нервных центров. Таким образом, снижается возбудимость и центров, отличающихся застойным характером имеющегося в них возбуждения (как это бывает, например, при истерии или психастении), благодаря чему нормализуется их состояние. И, наоборот, в двигательных зонах ЦНС, где из‑за наличия патологического доминантного очага, свойственного данному неврозу, могло сформироваться застойное торможение, благодаря напряженной мышечной работе можно добиться его ослабления или даже устранения.
3. Целенаправленные физические упражнения способствуют усилению слабого нервного процесса, что способствует нормализации взаимоотношения возбудительно‑тормозных соотношений в ЦНС.
Особенности влияния физических упражнений на ЦНС делают понятным то мощное влияние, которое правильно поставленное физическое воспитание оказывает на высшую нервную деятельность, что используется для профилактики и лечения всех видов неврозов. При этом следует учитывать, что при небольших физических нагрузках ЦНС тонизируется, при значительных по интенсивности упражнениях утомляется, а при длительных монотонных движениях в двигательных центрах формируется стойкий очаг возбуждения. Это обстоятельство особенно важно учитывать в повседневной жизни для обеспечения оптимального соотношения между выполняемой мозгом работой и последующим восстановлением его состояния. С этой точки зрения принципиальное значение приобретают механизмы активного отдыха (И.М. Сеченов), и при преимущественном для современного человека умственном режиме профессиональной деятельности наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности головного мозга является мышечная работа. Следовательно, именно физическая культура может обеспечить ту гармонию протекающих в мозгу процессов, которая является залогом успешной физической или умственной деятельности без неблагоприятных для здоровья последствий.
Для страдающих неврозами наиболее предпочтительны проводимые в поликлинических (диспансерных) условиях групповые занятия, так как в группе благодаря общению больной отвлекается от доминирующих мыслей, что благоприятно сказывается на его эмоциональном тонусе. Предпочтительнее формировать смешанные по типу невроза группы, так как при этом влияние больных друг на друга не будет однотипным, усиливающим имеющиеся болезненные проявления. Однако групповые занятия в этом случае не должны быть стандартными, однотипными для всех, и в методике занятий, в дозировке физических упражнений, в форме их проведения, в реакции на нагрузку организма в целом и психики в частности следует учитывать индивидуальные особенности больных.
Проведение занятий ЛФК в группах при функциональных нарушениях ЦНС достаточно сложно, так как помимо непосредственного руководства выполнением физических упражнений методист в занятиях должен осуществлять и психотерапевтическое воздействие: отвлекать больного от тягостных мыслей, прививать ему уверенность в своих силах, вырабатывать настойчивость, активность. Несомненное терапевтическое значение имеет формирование у больных адекватных жизненных установок, в достижении которых существенное место принадлежит занятиям физкультурой.
Занятия должны проводиться постоянным методистом, в одно время, спокойно, в приподнятом, бодром настроении.
При назначении ЛФК в первую очередь необходимо выяснить причины появления невроза, без устранения которых лечение будет малоэффективным. Исключительно важно на доступном для больного языке объяснить ему эти причины, роль его активного участия в своем лечении, значение соблюдения режима жизнедеятельности и т.п. – все это является обязательным условием терапии заболевания.
После ознакомления с больным, с особенностями его заболевания, при необходимости (больной замкнут, стесняется, не хочет заниматься в группе) первые занятия возможно проводить индивидуально. Это помогает выявить реакцию на предлагаемые упражнения, учесть жалобы, привить ряд необходимых для групповых занятий навыков, снять у больного ощущение неловкости.
Задачами первого периода ЛФК при неврозах являются:
1) адаптация больного к занятиям в группе;
2) нормализация соотношения возбудительно‑тормозных процессов в ЦНС;
3) устранение патологического доминантного очага и отвлечение больного от мыслей о заболевании;
4) общее оздоровление и укрепление больного.
В первом периоде основное внимание уделяется установлению педагогического контакта с больным. Не следует давать упражнения со сложной координацией движений, с большой концентрацией внимания, с чрезмерной эмоциональностью. Отдавать предпочтение следует хорошо знакомым движениям, упражнениям, совершенствующим простые координационные способности, восстанавливающим навыки правильной осанки и пр. Упражнения должны вызывать положительные эмоции, для чего с успехом используются малоподвижные игры, в процессе которых не следует выявлять победителя, а дать каждому больному возможность убедиться в том, что выполняемые задания ему вполне по силам, – как правило, это формирует у занимающихся мотивацию к заинтересованным занятиям ЛФК. Для этого методика занятий должна исходить из особенностей заболевания и из учета эмоционального тонуса, пола, возраста, физической подготовленности и соответствовать функциональным возможностям каждого больного. При повышенной возбудимости больного упражнения следует проводить в медленном темпе, не требовать их точного выполнения, не фиксировать внимание на недостатках исполнения. При пониженной возбудимости больного, его заторможенности, вялости, неуверенности – наоборот, вначале следует требовать обязательного выполнения заданий, однако упражнения должны быть простыми, не слишком трудными для выполнения. Постепенно, переходя от легких к более сложным упражнениям, следует включать задания на внимание. Кроме гимнастических упражнений рекомендуется включать прогулки, ближний туризм, элементы спортивных занятий и широкое использование естественных факторов природы.
Занятия желательно заканчивать аутогенной тренировкой, во второй фазе которой больным дается установка на хорошие настроение и самочувствие.
Групповые занятия следует проводить не менее трех раз в неделю, желательно под музыкальное сопровождение, что всегда вызывает положительные эмоции, особенно необходимые для данной группы больных.
Во втором периоде задачами ЛФК являются:
1) адаптация больных к повышенным функциональным нагрузкам;
2) нормализация психического состояния больного.
Во втором периоде в комплексы ЛФК вводятся специальные упражнения, которые должны способствовать улучшению памяти и внимания, быстроты и точности движений, улучшению координации. В детском возрасте желательно в процессе всего занятия применять игровой метод, но и у людей взрослых его включение в каждое занятие дает хороший терапевтический эффект. Занятия надо проводить в спокойной обстановке, по возможности на свежем воздухе.
Кроме общеразвивающих упражнений, которые даются с постепенно нарастающей нагрузкой, применяются упражнения на ловкость и быстроту реакции, воспитывающие волю, умение преодолеть препятствия. Усложняются упражнения на координацию, добавляются прыжки, соскоки (преодоление боязни высоты), бег, упражнения со скакалкой. Используются упражнения, вызывающие резкий тормозной процесс (внезапная остановка или быстрая перемена положения тела по команде и т.д.), подвижные и элементы спортивных игр. Для тренировки вестибулярного аппарата вводятся упражнения с закрытыми глазами (ходьба с поворотами), вращения и повороты головы и туловища и пр.
По‑прежнему эффективной оказывается аутогенная тренировка, заканчивающаяся установкой на адекватное повседневное поведение в быту и профессиональной деятельности.
Источник