Конспект «Лекарственные растения»
Ольга Подузова
Конспект «Лекарственные растения»
Познакомить с видовым составом, местом произрастания,характерными особенностями, применением лекарственных растений.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах. Уточнить знания детей об использовании лекарственных растений в народной медицине.
Способствовать развитию мыслительных процессов. Стимулировать речевую активность, любознательность, воображение.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.
Материалы и оборудование:
Презентация «Лекарственные растения», Буклеты «Лекарственные растения», книжки- малышки «Лекарственные растения»
Интеграция образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход ООД:
(Воспитатель в костюме травницы)
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Дом у меня небольшой, да красивый какой! Проходите хорошо всё обглядите.
Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадки.
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
А что вы знаете об этих растениях. (Выслушиваются ответы гостей). Посмотрите сколько у меня помощников. Давайте послушаем, что они знают об этих растениях.
Дети: Эти растения называют лекарственными, они помогают от многих болезней.
Воспитатель: А давайте с ними познакомимся с помощью стихов и загадок. (Чтение стихов и загадок).
Я — целебная крапива.
Красиво выглядит крапива
А поступает некрасиво
Чем к ней нежнее прикасаются
Тем хитрая больней кусается.
Я — аптечная ромашка.
Нарядное платьице, желтые брошки
Ни пятнышка нет на красивой одёжке
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
А я — подорожник.
Каждый лист мой любит тропки
И обочины дорог
Я однажды людям добрым
Раны вылечить помог.
На лугах полях растет
Цветом розовым цветёт
Заварить им можно чай
Это травка Иван-чай.
Я на розу так похож
Разве, что не так хорош
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
А я — клевер луговой.
В поле за деревней
Средь душистой кашки,
Лучший друг ромашки.
Воспитатель: Вот мы и познакомили вас с лекарственными травами. А сейчас мы вам покажем, какие болезни можно лечить этими травами. (Викторина «Зеленая аптека» (презентация, показ слайдов).
1. Подорожник — лечит раны.
2. Мать и мачеха-кашель.
4. Чистотел — чистое тело.
5. Крапива, лопух. (дети комментируют слайды)
Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считаем пальчиком)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц. (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
Воспитатель: А кто мне скажет из гостей, как же лечится этими растениями. (Ответы гостей).
Правильно, с этих растений готовят травяные чаи и коктейли. Но есть и такие лекарственные растения, которые можно есть сразу, сорвав с кустика. Что это ребята за растения?
Послушайте теперь мои загадки:
На каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
(Смородина черная и красная)
На лесной полянке
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали мои загадки, но я приготовила для вас ароматные травы, сейчас мы с вами заварим травяной чай, попробуем его приятный вкус с угощением.
Какие лекарственные травы вы сегодня узнали?
Как помогают людям травы?
Следует ли их использовать в лечении, если заболел?
Лекарственные растения Донского края (фотоотчет) Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного педагога. Знать и любить свой родной край.
Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: — расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи — расширить знания.
Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
Конспект ООД по образовательной области «Познание» Тема: «Лекарственные и ядовитые растения». Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Познание» Тема: «Лекарственные.
Конспект по познавательному развитию средней группы «Лекарственные растения» Цель: развитие познавательной активности. Задачи приоритетной области: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, возможностях.
Мероприятие «Лекарственные растения» На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.
Открытое занятие «Лекарственные растения» Конспект занятия по дополнительному образованию Тема: Лекарственные растения. Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных.
Педагогический проект «Лекарственные растения» на 2016–2017 учебный год (старшая группа) Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».
Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.
Экологический проект «Лекарственные растения» как средство социализации дошкольника. Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Обогащение опыта социальных.
Источник
Беседа с детьми: «Путешествие в мир лекарственных растений!»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Филиал «Ласточка» МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»
Жабина Людмила Анатольевна
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: — Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
— Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
— Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
— Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
— Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари — душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
— Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
— Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
— Нельзя пробовать растения на вкус.
— Нельзя рвать много растений.
— Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
— После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: — На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.
Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.
Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.
Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
— Лечит мята невралгию,
А свекла — гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей — зубную боль,
— Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику — при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
— Клюква вылечит цистит,
Редька — кашель и бронхит,
Головную боль — калина,
А простуду — чай с малиной.
— Печень подлечи рябиной,
Сердце — мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
— Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь — укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
— Коль отеки у тебя —
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки — тертым хреном.
— Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
— 100 гр. листьев одуванчика;
— 90 гр. зеленого лука;
— 25 гр. петрушки;
— 15гр. растительного масла;
— 1 яйцо;
— соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.
Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений.
Источник