Вредные производственные факторы у работников медицинских учреждений
Вредные производственные факторы у работников медицинских учреждений.
Медицинские работники, как и работники других отраслей, в процессе трудовой деятельности подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние здоровья, а в ряде случаев приводящих к возникновению профессиональных заболеваний.
Неблагоприятные факторы, воздействующие на медработников можно разделить на 4 группы: химические факторы, физические, биологические и факторы трудового процесса.
Химические факторы. Использование химических веществ в медицинской практике многообразно. В клинико-диагностических лабораториях поликлиник и стационаров применяются различные реактивы содержащие агрессивные кислоты, щёлочи, растворители.
Постоянный контакт с парами формальдегида, органических растворителей, красителей, содержащих в своём составе метиловый спирт, имеют работники паталогоанатомических отделений больниц и Бюро судебно-медицинской экспертизы.
В стоматологической практике, при приготовлении пластмассы для зубных протезов используются летучие и токсичные органические соединения – эфиры акриловой кислоты. Контакт с перечисленными веществами может вызвать раздражение слизистых оболочек глаз, кожи, приводить к появлению аллергических реакций и оказывать общетоксическое действие.
К вредным химическим веществам, относятся лекарственные препараты, в частности растворы и аэрозоли антибиотиков, витаминов, газообразных веществ используемых для общего наркоза. Кроме того в лечебно-профилактических учреждениях широко используются химические средства для дезинфекции помещений, оборудования, инструментария.
Следует сказать, что в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, помещения, где применяются вредные химические вещества, должны быть оборудованы системами общеобменной и местной вытяжной вентиляции. Не допускается работа с такими веществами при отсутствии систем вентиляции или их неисправности.
Биологические факторы. К вредным биологическим факторам, с которыми приходится контактировать работникам медицинских учреждений, относятся возбудители инфекционных заболеваний, возможность заражения которыми имеет место у работников противотуберкулёзногого диспансера и инфекционных больницы. Ежегодно в Республике Мордовия регистрировалось 2-3 случая профессионального туберкулёза среди медицинских работников противотуберкулёзного диспансера, противотуберкулёзных отделений районных больниц. За 10 последних лет зарегистрировано 40 случаев профессионального туберкулёза органов дыхания у медицинских работников. Проблема заключается в том, что полностью исключить контакт работников противотуберкулёзных учреждений с больными практически невозможно. Определённую роль в заболеваемости туберкулёзом играет снижение иммунитета обслуживающего персонала к данному возбудителю, а также нарушение требований противоэпидемического режима.
Физические факторы. К вредным физическим факторам, воздействующим на медработников относится ионизирующее излучение, в частности рентгеновское, использование радиоактивных изотопных препаратов в ходе лучевой терапии онкологических заболеваний. При проведении физиотерапевтических процедур, при работе с компьютерной техникой, возможен контакт медицинского персонала с электромагнитными полями различного частотного диапазона. Весьма широко, для диагностики и лечения, в настоящее время используется ультразвуковая аппаратура.
Постоянно подвергаются воздействию интенсивного, высокочастотного шума, локальной вибрации, при работе бормашин, стоматологи, зубные врачи.
Факторы трудового процесса. В процессе своей деятельности работники медицинских учреждений испытывают нервно-эмоциональное напряжение, связанное с большой ответственностью за исход лечения, здоровье и жизнь пациентов.
Вынужденная или неудобная рабочая поза у оперирующих врачей хирургического профиля, зубных врачей, стоматологов может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Немалое значение как неблагоприятный фактор трудового процесса имеет напряжение зрительного аппарата при выполнении различных медицинских манипуляций, а также работа с оптическими приборами в клинико-диагностических лабораториях.
В целях предотвращения негативного воздействия вредных факторов на медицинских работников необходимо:
— соблюдать требования санитарных норм правил для учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность и иные нормативы безопасности
— осуществлять постоянный производственный контроль за уровнями вредных производственных факторов на рабочих местах медработников
— своевременно проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 302 н, с целью раннего выявления профессиональной патологии и предупреждения возникновения профессиональных заболеваний.
Источник
Профессиональные заболевания
Профессиональные заболевания – заболевания, развивающиеся в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью (МОТ — международная организация труда).
Основные критерии, позволяющие определить проф. происхождение заболеваний:
· наличие связи с конкретным производственным фактором,
· наличие причинно-следственных связей с производственной средой и профессией,
· превышение среднего уровня заболеваемости у определённой группы лиц.
В утверждённом списке проф. заболеваний включено 150 нозологических единиц, объединённых в 7 основных групп:
1 -острые и хронические интоксикации,
2- заболевания, вызванные пром. аэрозолями,
3-заболевания вызванные физическими факторами,
4- заболевания , связанные с физическими перегрузками и перенапряжением,
5. заболевания , вызываемые действием биологических факторов ,
Список является основным документом, который используется при установлении диагноза проф.
Заболевания решении вопросов экспертизы трудоспособности, медико-социальной и трудовой реабилитации, а также части вопросов, связанных с возмещением ущерба, причинённого работнику в связи с повреждением здоровья.
В зависимости от сроков наступления проф. Заболеваний , и х подразделяют на острые и хронические.
Острые проф. заболевания (отравления)-развиваются внезапно, после однократного ( в течении не более одной смены) воздействия вредных произв. факторов.
Хронические проф. заб. заболевания (отравления) возникают в результате длительного воздействия вредных факторов
Устанавливать диагноз хронического проф.з аболеванияд д ано право только специализированным лечебно-профилактическим учреждениям (центр профпатологии, клиника профзаболеваний) имеющим соответствующие лицензии и сертификат.
При установлении диагноза проф. заболевания учитываются: сведения о профмаршруте за весь период трудовой деятельности: данные санитарно-гигиенической характеристики, данные предварительных и периодических медицинских осмотров, сведения по обращаемости работника в мед. учреждения, результаты комплексного клинико-функционального обследования.
Необходимо отличать проф. заболевания и профессионально обусловленные заболевания, в возникновении которых вносится определённый вклад за счёт неудовлетворительных условий труда (сердечно-сосудистые заболевания, нервно- психические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, ряд заболеваний органов дыхания).
Возникает при однократной значительной тепловой нагрузке.
К тяжёлой форме относится тепловой удар-резкое падение артериального давления, температура тела поднимается выше 42 гр., частый пульс, бледность, частое дыхание, припадки, потеря сознания.
Хронический перегрев. Обычно наблюдается у рабочих длительно, выполняющих тяжёлую физическую работу в условиях повышенных температур и влажности (рабочие угольных шахт, металлургия, термические цеха). Характеризуется вегето-сосудистой дистонией.
Профзаболевания, связанные с инфракрасным излучением.
Солнечный удар: Коротковолновое излучение, проникающее через кожу и кость черепной коробки, которое непосредственно действует на мозговые оболочки и мозг.
Жалобы на головную боль, вялость, тошноту. Покраснение лица,
увеличение частоты пульса и дыхания. В тяжёлых случаях- потеря сознания и судороги.
Катаракта: хроническое заболевание глаз с частичным или полным помутнением хрусталика (стеклодувы, сталевары, кузнецы, литейщики). В основе катаракты лежит тепловой эффект от коротковолнового инфракрасного излучения менее 1.4 мкм. При этом о профзаболевании можно говорить, когда излучение на рабочем месте составляет более 1000 Вт на кВ.м
Заболевания, связанные с работой в условиях нагревающего микроклимата.
Острое-гипертермия, в тяжёлых случаях тепловой удар.
Хроническое — хронический перегрев. Т
епловой удар: резкое падение артериального давления, повышение температуры тела до 42гр, бледность, синюшность, частый пульс, расширение зрачков, судороги, потеря сознания.
Заболевания, связанные с работой в условиях охлаждающего климата.
Озноблений конечностей: покраснение, посинение, отёчностью кожи рук и ног, зуд, парастезии. Особенно при сочетании низкой температуры, длительного времени воздействия, высокой влажности.
Отморожения: 1,2,3 степени.
Ангионевроз: снижение всех видов чувствительности (побеление, похолодание, потеря чувствительности кожи рук, ног, деформация и утолщение пальцев.
Облетерирующий эндоартерит: наиболее тяжёлая форма ангионевроза.
Основные стадии: спастическая, ишемическая, некротическая, гангренозная.
Названные заболевания признаются профессиональными у рыбаков, рабочих рыбопромысловых комбинатов, холодильников, лесосплавщиков, геодезистов, топографов, геологоразведчиков
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Источник «ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» |
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад по теме:»Труд как фактор воспитания и развития личности» | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Положай А.В. ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «ТРУД КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ!»
Труд и человек, неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека над животным миром, способствовал его физическому и духовному развитию. От первых каменных орудий из дерева и кости, до космических кораблей – такой гигантский путь развития человека. Труд на благо общества – священная обязанность каждого из нас. Воспитывать любовь к труду – значит воспитывать всего человека. Поэтому воспитание подрастающего поколения к труду становится ведущим началом деятельности всех учебно-воспитательных заведений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой уже давно. К.Д.Ушинский писал: «Само — воспитание, если оно желает счастья человеку должно его воспитывать не для счастья, а приготавливать к труду жизни». Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремленного, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывают трудовая деятельность на детей, открывает им все новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире.
Трудовая деятельность является надежным средством познания ребенком окружающего мира, реальных вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает его сознание чувствами, представлениями, уточняет их, делает более конкретными.
Трудовая деятельность рассматривается в качестве главного средства введения детей и подростков в основу нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности. Поэтому педагогика считает трудовое обучение и воспитание важнейшей основой, в воспитании подрастающего поколения.
Система трудового обучения и воспитания учащихся должна быть построена так, чтобы вплотную подвести выпускников школы к овладению определенной профессией. Она концентрирует главное внимание на формировании у детей представлений о роли труда и жизни людей, о коренном различии труда.
Трудовая деятельность направлена на овладение детьми трудовыми умениями и навыками, элементами культуры труда и готовностью устанавливать и регулировать отношения в трудовом коллективе. Важное значение имеет, бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу. Если внимательно посмотреть перечень задач трудового воспитания станет ясно, что они могут быть успешно решены, лишь всей системой средств воспитания включая учебный процесс, уроки труда, внеклассная работа и самостоятельный труд.
Труд — как правило, должен завершаться вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые предметы, в другом безделушки. Воспитателю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего. Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы и группы вещи, например: — Ядне Вадим – савок для мусора, Лапсуй Юлиан – ящичек для инструментов, Вануйто Дмитрий – табурет, Салиндер Денис и Вануйто Николай полку для обуви. Такой труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их. Только в совместном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:
1.Работа должна начинаться в определенное время;
2.Старательность и изобретательность будут поощрены;
3.Плохая работа не будет принята;
4.Тому, что не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.
Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Получив непосильное задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает от этого труда удовлетворения. Иногда ему удается достичь результата огромной ценой перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот. Вызывает отвращение к труду. Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости. Нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.
Содержание и оббьем знаний о труде определяется учебной программой воспитания. Источники получения этих знаний разнообразны. Наряду с учебными занятиями я использую: — беседы, рассказы, но важным источником является экскурсия на производство. На экскурсиях дети наблюдают за тем, как трудятся люди, знакомятся с организацией труда и трудовой обстановкой, видят результат труда взрослых. В первую очередь следует познакомить детей с видами труда, близкими их опыту предприятиями обслуживания население — (почта, магазин, хлебопекарня, библиотека и т.д.) знания, полученные о труде взрослых, дети могут воплотить в своих творческих работах: — рисунках, аппликациях, написать сочинение. Значимое место в трудовом воспитании занимают такие виды деятельности, как бытовой труд:- уход за одеждой, поддержание чистоты и порядка в спальных комнатах.
Только в процессе такой работы можно приучить детей соблюдать порядок и чистоту, а также воспитывать у них бережное отношение к учебным пособиям и инвентарю.
Дети могут стать счастливыми, и для этого необходимо не забывать: — посильный труд необходим каждому ребенку, организовать детей и они с удовольствием возьмутся за добрые дела.
Источник