Травматизм при занятиях физической культурой первая помощь

«Первая помощь при травмах на занятиях физической культуры»

Студента гр. КТМ-32, ФСТ

Преподаватель: Арсентьева И.С.

Причины травматизма 3

Первая помощь при травмах и несчастных случаях 5

Сотрясение мозга 9

Обмороки, солнечные и тепловые удары 11

Введение

Физическая культура является основной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента на весь период обучения и направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В процессе обучения по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:

— воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств;

— сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

— профессионально- прикладная физическая подготовка с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;

— воспитание, убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой;

— приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре, обеспечивающее грамотное самостоятельное использование их средств, форм, методов.

Несчастные случаи с учащимися, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Травматизм на уроках физкультуры составляет до 20%.

На занятиях физической культуры студенты входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. занятие физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Травматизм требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика травматизма — одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Причины травматизма

Причины, при которых возникают травмы, разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внешним факторам спортивного травматизма относятся:

1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений. К неправильной организации можно отнести: проведение занятий с большим числом занимающихся под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале на площадке или катке, нарушение потоков движения, неправильный обгон на велосипеде, отсутствие страховки или неопытность может привести к тяжелым травмам.

2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что тренеры и педагоги не всегда придерживаются основных положений: регулярности занятии, постепенности увеличения нагрузки, последовательности обучения и овладения двигательными навыками с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Нередки случаи, когда на занятиях у начинающих физкультурников и, особенно, у детей используют средства и методы тренировки, применяемые у опытных физкультурников, что недопустимо в связи с их недостаточной физической подготовленностью. Важным фактором в профилактике спортивного травматизма является подготовка занимающегося к выполнению предстоящей работы. Разминку не следует рассматривать упрощенно. Под влиянием разминки, мышцы становятся эластичными, связки растянутыми, учащается пульс, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода, повышается температура тела, повышается возбудимость организма.

3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм. К возникновению травм приводит неровная поверхность футбольного поля и хоккейной площадки, выбоины на беговой легкоатлетической дорожке, мокрый пол в спортивном зале, низкое качество спортивных снарядов и матов. Снаряды перед каждым занятием следует проверять. Причиной травмы может быть и несоответствие одежды и обуви для данного вида спорта или урока физической культуры, особенно в зимний период. Тесная обувь ведет к потертостям, а в зимний период может привести к отморожению. При занятиях на лыжах большое значение имеет качество креплений. Преподавателям физической культуры нельзя допускать к занятиям на лыжах школьников в перчатках, меховых шапках, пальто. Должны быть варежки, спортивные шапочки и куртки.

Читайте также:  Холестерин лекарственные препараты для снижения

4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм.

Плохая освещенность площадок и залов является причиной травм, особенно в игровых видах спорта. Повышенная влажность воздуха или высокая температура, дождь, снег, туман, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер могут привести к травмам.

5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%. Для профилактики спортивных повреждений важно, чтобы занимающиеся после заболевания и, особенно после травм не возобновляли преждевременно тренировки. Тренерам, преподавателям и школьным врачам следует следить, чтобы допуск детей к занятиям физической культурой был разрешен спортивным врачом. При несоблюдении рекомендаций врача об ограничении нагрузки может привести к наступлению общего утомления и вызвать травму.

6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%. Большинство травм по причине недисциплинированности случается в игровых видах спорта и единоборствах.

В спортивном травматизме играют роль внутренние факторы. Ряд исследователей (В. К. Добровольский, В. И. Рокитянский, и др.) к внутренним факторам относят:

1. Состояние утомления.

Особенно опасно в этом случае нарушение координации движения, а также уxyдшeние защитных реакций и внимания.

Утомлением называется такое состояние организма, при котором его работоспособность в результате выполнения работы временно снижается. Утомление возникает в организме при различной мышечной деятельности, его возникновение обусловлено неодинаковыми причинами. В одних случаях оно возникает от уменьшения энергетических запасов организма, в других этот фактор не играет никакой роли. Причины утомления сложны и разнообразны.(Розенблан В.В. 1975).

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что может привести к травме. После болезни нарушается координация движений, снижается гибкость, ловкость, скорость движений, это затрудняет выполнение упражнений. Допускать к занятиям можно только с разрешения врача.

3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к выполнению напряженных или сложно координированных упражнений.

4. Нарушение биомеханической структуры движения.

В этом случае может быть перенапряжение мышц, связок, чрезмерные и резкие сгибания или разгибания в суставе, перегибание назад в поясничном отделе позвоночника, или скручивание, особенно в борьбе.

В профилактике спортивных травм главенствующее значение имеет выполнение таких общих мероприятий, как хорошо организованный учебно-тренировочный процесс, дисциплина занимающихся, рациональная разминка, предупреждение переохлаждения и перегревания организма, полноценное материально-техническое обеспечение и строгое соблюдение рекомендуемых врачом сроков допуска к занятиям физической культурой и спортом.

Источник

Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.

Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Читайте также:  Полимерный флакон для лекарственных средств

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.

Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.

Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.

Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.

Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.

Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.

Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.

Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.

Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:

Причины методического характера:

• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

• выполнение сложных, незнакомых упражнений;

• занятия без разминки или недостаточная разминка;

• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера:

• отсутствие должной квалификации у преподавателя;

• проведение занятий без преподавателя;

• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;

• нарушение правил врачебного контроля;

• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.

Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.

Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.

Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.

Общие требования безопасности.

Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.

Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;

— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.

Преподаватель должен знать:

— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;

— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;

Читайте также:  Чем лечить капусту от вредителей народными средствами

— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;

Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;

— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;

— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;

— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.

Требования безопасности во время проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;

— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;

— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;

— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;

— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

Преподаватель по физической культуре должен:

— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;

— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.

— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.

— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).

Требования безопасности по окончании занятий.

— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;

— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;

— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.

— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;

— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.

Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Портфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.

Источник

Оцените статью