Тема самообразования развитие речи детей средствами устного народного творчества

Самообразование на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Самообразование воспитателя на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_na_razvitie_rechi_detey4-5_let._samobr_16-17.doc 56.5 КБ
diagnostika_2016-2017.docx 17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя средней группы «Радуга» Беловой М.Н. на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы по самообразованию по теме « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» на 2016-2017 г. воспитателя гр. «Радуга» Беловой М.Н.

Изучение методической литературы

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.« Народная педагогика воспитания дошкольника» М., 1995.

2. Даль В.И. « Пословицы и поговорки русского народа» М., 2009.

3 «Жаворонушки»: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки. / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. « Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.

5. Козырева Л. « Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет» М., 2005.

6. «Русский фольклор» Сост. В. Аникин. М., 1985.

Подбор методической литературы

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Знакомство с фольклором

Русская народная игра «Маковое зернышко»

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Участие в фольклорном празднике: хороводы, подвижные игры, песни, плясовые

Развлечение «Широкая Масленица»

Инсценировка русской народной сказки «Теремок».

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Моделирование из конструктора по мотивам сказки «Зимовье зверей»

Работа с семьёй

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей4-5 лет».

«Как у наших у ворот..».

Открытый показ ОД

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Отчёт по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет»

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Подведение итогов самообразования :

В результате работы по теме самообразования

о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

  • у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
  • обогатилась устная речь;
  • развились фантазия и воображение;
  • у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • расширились представления.

Источник

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Целью данной работы является объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

Скачать:

Вложение Размер
pplan_po_samoobrazovaniyudocx.docx 27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Кировского района Санкт-Петербурга

в работе с детьми дошкольного возраста»

Акунец О.Ю.
средняя группа

-объединение работы педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений устного народного творчества.

— развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе русского фольклора.

1.Выявить значение устного народного творчества в воспитании детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

3.Обогащать словарь, чувства, воображение и речь детей.

4. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.

5. Воспитывать нравственные качества детей: доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

Актуальность выбранной темы:

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Главная задача педагога в области развития детей – помощь в освоении правильной разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, с самого детства побуждают к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность родного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о ней.

Произведения устного народного творчества играют важную роль в воспитании детей. Они развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям

Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.

Игра: наиважнейший прием работы. В игре ребенок растит душу и тело. Именно игра способна развивать творческую природу ребенка, его воображение, веру и фантазию.

Тренировка речи в движении: Развитие голоса с помощью различных движений помогает формировать навыки речи. Кроме того, речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела, раскрепощает голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение в любой части тела, а особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса.

Использование руки в формировании навыков звучания речи: Чем лучше развиты у ребенка движения кисти и пальцев, тем лучше развита его речь. Потешки с пальчиками — прекрасные упражнения, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование загадок, считалок, потешек: Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию, ритмические переживания, приводящие в активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат.

Использование сказок : Сказка помогает учить ребенка вглядываться, вдумываться в увиденное, учит сочувствовать, сопереживать, осуждать, вызывает играть в сказку. Сказка используется для воспитания интонационной выразительности.

В процессе ознакомления детей со сказками, с потешками, загадками, пословицами, народными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.

1.Г.И. Бабурина «Народная педагогика в воспитании дошкольника»

2. В.Аникин «Русский фольклор»

3.В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа»

4.О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской культуры»

5. Н.А. Уликова «Словом душа растет» (практический материал для работы с детьми по развитию речи)

6.М.Ю. Картушина «Забавы для малышей»

7. Н.В. Бердникова «Веселая ярмарка»

8. Детские потешки, загадки, песенки, пословицы, поговорки

9. Русские народные сказки.

10. В.В. Гербова «Хрестоматия для детей»

11. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»

12. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» (для развития речи дошкольников)

13. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

14. 13. Е.С. Анищенкова «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников»

Источник

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:

Вложение Размер
plan_po_samaoobr_-_kopiya.docx 44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей

посредством произведений устного народного творчества»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, с тревогой сообщается о замедленном темпе физического и интеллектуального развития.

Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, мультфильмов и разнообразных реалити — шоу.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей с нарушением речи – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Мы остановились на одном из направлений в данной работе – это развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыл К. Д. Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку педагога, который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу». В защиту детского фольклора выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели.

Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются многие задачи речевого развития, т.к. фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Работая со старшими дошкольниками над совершенствованием их речи, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание. Мы используем следующие виды устного народного творчества: потешки, приговорки, загадки, сказки, пословицы.

Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим гот злых сил. С ее помощью испытывали мудрость находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Загадка – это ожидание сюрприза, это удовольствие, которое ребенок получает от поиска отгадки и ожидания награды. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными – это «мертвый» груз. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов (например «идти» может не только человек, но и часы). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова.

Фольклорная потешка, прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем.

Потешки и прибаутки очень подходят для речевой работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи.

Пословицы — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми. Чаще всего применяли пословицы в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Высоко ценили значение пословиц выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров. Н.А. Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе. В пословицах отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». А.М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Из всех жанров устного народного творчества наибольшим потенциалом для развития речи и формирования коммуникативных навыков обладает сказка, представляющая особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Такие черты русской сказки, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм, поучительность, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающий мир, соответствуют образной структуре их сознания.

Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконность русской речи, проникается ее поэзией. Рассказывая хорошо известные сказки, дети значительно обогащают свои навыки монологической речи, что необходимо для сочинения собственных сказочных историй. Многие сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, усвоения антонимов и синонимов, создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство сказок – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения

Возраст от 5 до 6лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении родного языка;связной, образной речи.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель работы: создание специальных условий для развития речи старших дошкольников путем использования элементов устного народного творчества.

Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.

— раскрыть значение устного народного творчества в развитии речи детей старшего возраста ;

— провести диагностику развития речи дошкольников на основе элементов народного фольклора;

— оценить эффективность использования русского фольклора в развитии речи дошкольников.

Характеристика методов и средств реализации плана по самообразованию:

  • Непосредственная образовательная деятельность, включающая, различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. — на основе единого содержания.
  • Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
  • Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления.
  • Дид. игры.
  • Народные п/и
  • Проектная деятельность

-2015/2016 учебный год –проект «Что за чудные загадки»

-2016/2017 учебный год –проект «Что за прелесть эти сказки»

Источник

Читайте также:  Первая помощь при варикозном расширении вен ног
Оцените статью