- Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе
- Ход занятия:
- Лекарственные растения план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект НОД «Лекарственные растения». план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе
Любовь Анисимова
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений» в средней группе
Программное содержание: учить правильно называть и узнавать лекарственные растения (3-4 вида). Расширить знания о пользе растений.
Воспитывать любовь и бережное отношение к лек. Растениям. Формировать навыки поведения в природе.
Словарная работа: лекарственные растения, отвары, настои.
Предварительная работа: беседа о лекарственных растениях, разучивание стихов,
Материал и оборудование:пакеты с травами: ромашка, подорожник, одуванчик, шиповник; картинки с лек. растениями, «чудесный мешочек» отвар шиповника. Методы и приёмы: рассказ, объяснение, игра, показ, худ. слово.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Входит Колобок (старший ребёнок) с корзиной.Колобок: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришёл Колобок из сказки. Какой он румяненький, поджаристый. Давайте с ним поздороваемся. Дети. Здравствуй, Колобок!
Колобок: я катился по полям, по лугам, по дорогам. Собрал много лекарственных трав, а
как они называются и для чего они нужны, не знаю. Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Колобку и назовём растения, которые он собрал.
Воспитатель берёт из корзины траву, показывает детям, они называют.
Дети: (поочерёдно) ромашка, одуванчик, шиповник, подорожник.
Воспитатель: Ребята, а кто знает какие это растения? Как они называются все вместе?
Дети: лекарственные.
Воспитатель: Скажите, почему они называются лекарственными?Дети: Потому что травками можно лечить разные болезни.
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы. Колобок, теперь ты понял, что ты собрал лек. растения: ромашку, одуванчик, шиповник, подорожник. Когда ты вдруг заболеешь, эти травки могут тебе помочь. Ребята лек. растения можно найти везде. Они растут на обочине дорог, в поле, на лугу у ручейков. Даже дома, у себя во дворе вы можете увидеть подорожник, одуванчик, шиповник, ромашку. Эти растения нужно оберегать. Не надо топтать их, если вы рвёте траву и увидели лек. раст., оставте его, оно вам может понадобиться. Колобок, а ты знаешь, как хранятся травы?Колобок: Нет, не знаю. Что же мне с ней делать?
Воспитатель: Ну, не печалься, Колобок. Давай спросим у деток. Ребята, вы знаете, как хранятся травы?
Дети: Травы хранятся в пакетиках, в коробочках.
Воспитатель: Правильно, ребята. Травы хранятся в коробочках (показ, в пакетах (показ). Такую травку ещё можно купить в аптеке, где продаётся много лекарств. Такую упакованную травку нужно хранить там, где хорошо проветривается. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегать от солнышка. А кто знает, что можно приготовить из трав? Что вам мамы дают пить, когда вы заболеете?Дети: отвары, настойку.
Воспитатель: Для того чтобы приготовить настойку, нужно взять ложку сухой травы насыпать в стакан и залить кипяточком. Сверху чем-нибудь прикрыть, когда постоит процедить и пить, как назначит доктор. Отвар делают также. Только нужно немножко покипятить.
Воспитатель обращает внимание детей на стол, который стоит в стороне.Воспитатель: Посмотрите, что это у нас за скатерть на столе. А вдруг она волшебная. Давайте посмотрим, что под ней лежит.
Воспитатель поднимает скатерть, под ней находят стакан, ложку, траву.
Воспитатель: Ребята, а здесь есть всё для того, чтобы сделать настойку. Давайте попробуем. Подходите все к столу.
Делают настойку, сопровождая рассказом.
Воспитатель: Посмотрите, у нас водичка была светлая, прозрачная, а что с ней стало теперь. Какая водичка?Дети: Тёмная.
Воспитатель: А чем пахнет водичка?Дети: Травкой.
Воспитатель: Вот и мы с вами приготовили настойку. А сейчас давайте поиграем. Возьмём наш чудесный мешочек. У нас есть картинки, на которых нарисованы лекарственные растения. Вы достаёте картинку, называете, какое лекарственное растения нарисовано и при каких заболеваниях оно используется.Дети: Это ромашка. Отваром ромашки полощут горлышко, когда болит.
— Это шиповник. Отвар шиповника пьют, когда мало витаминов.
— Это одуванчик. Отвар из одуванчика пьют, когда болит животик.
— Это подорожник. Если кто-то поранится, надо оторвать листочек подорожника, вымыть его, приложить к ранке и тогда она быстро заживёт.
Воспитатель: Ну, что Колобок, ты всё понял?
Колобок: Да, большое спасибо, вам, ребята. А теперь мне пора. Прощайте. Встретимся в сказке.
Колобок уходит.Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк. Что это, ребята?Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Ребята, найдите на картинке одуванчик. Ребёнок показывает картинку с одуванчиком.Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Ребёнок: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик, Вырастит, нарядится В беленькое платьице, Белое, воздушное, ветерку послушное.
Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть? Давайте поиграем. Сейчас вы произнесёте волшебные слова, и все превратитесь в одуванчиков.Дети: (кружась на месте, произносят)
— Вокруг себя повернусь,
— И в одуванчика превращусь.
Воспитатель: Вот сколько одуванчиков выросло на полянке (Дети приседают)
— Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся всё больше. (Дети тихонечко встают).
— Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики. (Дети раскачивают руками)
— Ветер подул ещё сильнее. Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики. (Дети разбегаются в разные стороны, бегают на носочках).
— Парашютики упали на землю. (Дети приседают).
— Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики. (Дети встают).Воспитатель: Ребята, а теперь рассаживайтесь. Я вас всех угощу отваром шиповника.
Занятие окончено.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. «Лекарственные растения» План-конспект открытого занятия в подготовительной группе тема: «Лекарственные растения»Выполнила: Кривова Л. В. воспитатель МКДОУ детский.
Источник
Лекарственные растения
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Конспект занятия о пользе растений в жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №100 города Астрахани
Конспект занятия в средней группе
воспитатели детского сада
Павлова Елена Вячеславовна
Железцова Любовь Прокофьевна
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье».
Цели деятельности педагога: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего окружения; учить различать и находить растения по описанию, правильно собирать их, сушить, знать назначение; развивать наблюдательность, любознательность, бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействиями с детьми и взрослыми; знает правила поведения в природе; имеет сформированные представления о здоровом образе жизни.
Материалы и оборудование: гербарий, пучки лекарственных трав, иллюстрации с их изображением.
Содержание организованной деятельности детей.
Вводное слово воспитателя.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
— О каких друзьях говорится в стихотворении?
Дети. О лекарственных травах.
Воспитатель. Вот сегодня мы и поговорим о них. Кого из вас, когда вы болели, мамы лечили травами?
Воспитатель. Лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут быть еще и целебными. В наших лесах очень много таких растений.
Работа с гербарием.
— Рассмотрите гербарий, назовите растения, которые вам известны.
Дети рассматривают гербарий. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации с изображением лекарственных трав, просит назвать их, найти подобные образцы в гербарий, сравнить.
Дети выполняют поисковое задание.
Воспитатель. Кого мама часто лечит травами, использует их как оздоровительный напиток? Ответы детей.
Воспитатель. Назовите и покажите травы, которыми лечат простуду.
Дети. Мята, шалфей, мать-и-мачеха, подорожник.
Воспитатель. Молодцы! А вот эти пьют при болезнях в желудке.
Показывает подорожник, пижму, ромашку, тысячелистник.
Воспитатель. Не надо забывать, что травы, как и таблетки, могут принести вред, если употреблять их без надобности и в больших количествах. Поговорим о том, как правильно собирать, сушить и хранить травы.
Воспитатель. Многие виды трав занесены в Красную книгу, поэтому их надо собирать с осторожностью, стараться не повредить корни, брать столько, сколько используете за зиму. Словом, не наносить вреда природе.
Шеей крутим осторожно-
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три!
И направо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся,
(Потягивания- руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернемся.
Воспитатель. Травы бывают многолетними, двухлетними, однолетними. Сушить их надо в затемненном месте, в подвешенном состоянии, на сквозняке. При хранении не мять, упаковывать в ситцевые или бумажные мешочки, которые надо обязательно подписать. Некоторые травы, например чистотел, ядовиты.
А) Задавать вопросы по картинкам, где изображены растения и места их произрастания, например, дорога – подорожник, луг – ромашка.
Б) Учимся узнавать лекарственные растения по запаху. Детям предлагают понюхать листья мяты, ромашки, черемухи, шалфея, земляники и отгадать названия трав.
— Лекарственные растения надо собирать правильно, не нанося вреда природе.
— Употреблять лекарственные растения нужно осторожно.
— Есть ядовитые растения, их надо знать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В России в лесах и на лугах растет не мало ядовитых растений, некоторые из них применяются в народной медицине, причем, являются эффективным средством при лечении ряда заболеваний. Естественно, ч.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
планирование работы на неделю.
Планирование работы на неделю.
Формирование у детей знаний об окружающем мире, умение выделять знакомые лекарственные растения среди других.
Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях.
Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2.
Источник
Конспект НОД «Лекарственные растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формировать представления о лекарственных растениях, их свойствах;
Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.lekarstvennye_rast.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
«Лекарственные растения вокруг нас»
Цель : формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
-Воспитывать заботливое и бережное отношение ко всему живому.
-Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Демонстрационный материал:
Иллюстрации с изображением лекарственных растений, аптечная настойка календулы.
Предварительная работа: экскурсия по территории детского сада, сбор гербария.
Воспитатель: Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли в детский сад думать, узнавать много нового. Наша планета удивительна! Посмотрите, ребята! Что это? Ответы детей.
Да, это глобус! Это наша планета Земля, но только очень маленькая! Посмотрите внимательно на глобус и скажите : «Какой цвет преобладает на глобусе?» . Ответы детей.
Большая часть – вода, то есть водоемы, которые есть на нашей планете. Остальная часть – земля. На земле живут люди, находятся города, дороги, поля и растут леса .
Наша Земля – зеленая планета! Это растения подарили ей зеленый цвет. Вот и давайте сегодня поговорим об этом удивительном зеленом царстве.
Воспитатель : каждый день, выходя на прогулку, мы общаемся с природой. Мы наблюдаем за небом, солнцем и ветром. А еще за кем или чем мы можем наблюдать?
Воспитатель : Верно, мы видим птиц, насекомых, иногда животных, но всегда в любое время года мы попадаем в настоящее царство растений – царство деревьев, кустарников и трав. Мы ходим по траве и не замечаем, что у нас под ногами настоящее богатство.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать .
В.Рождественский
Вы ходите узнать, что же это за богатство? Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях и постараемся разгадать их тайну.
Перед вами картинки с изображением растений, многие из них вам известны, но вы пока еще не знаете их главную тайну – это не простые растения, а лекарственные.
— Что означает слово лекарственные? Ответы детей.
Да, эти растения могут лечить людей и животных, нужно только знать, как правильно их использовать.
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива).
Верно – это крапива.
Предлагаю ребенку найти и показать всем крапиву.
Ребята, у нас на территории детского сада мы видели крапиву, скажите, где она у нас растет?
Воспитатель : Нам не стоит обижаться за «злую» крапиву, ведь растение это очень полезное. Правда, не нужно срывать ее голыми руками.
— Как же защитить свои руки при сборе крапивы? (Надеть перчатки).
Из крапивы можно приготовить витаминный борщ, щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она умеет останавливать кровь, поэтому хорошо заживляет раны. Если отваром из крапивы полоскать волосы, то они укрепятся и будут красивыми и блестящими.
Угадайте, о каком лекарственном растении я говорю?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Правильно это всем известный подорожник.
— Найдите картинку с изображением дорожника. Почему он так называется? — Чем же он так хорош?
Ответы детей.
Правильно,
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Демонстрация картинки подорожника).
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои! »
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Давайте немного подвигаемся и отдохнем:
Вместе мы гулять идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг . (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! ( Потягивания — руки в стороны)
Вот ромашка, василёк, (Наклоны с касанием ступней ног пальцами рук)
Медуница, кашка, клевер.
И на право и налево.
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули . ( Потягивания — руки вверх .)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели . ( Дети садятся.)
Следующая моя загадка также о лекарственном растении, которое мы видим с вами каждый день на нашей клумбе:
(Показ растения).
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы».
Воспитатель: Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Дети коллективно делают аппликацию ромашки.
Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Лекарственные растения можно встретить на лугах, в лесу, в горах и даже в домах у людей. Можно сказать, что Природа – это огромная Зеленая Аптека, где для лечения любых болезней можно отыскать свое лекарство. Но помните, что собирать и использовать лекарственные растения нужно только под присмотром взрослых, ведь среди лекарственных растений встречаются и ядовитые.
Источник