- Святые источники России
- Дивеевские источники
- Святой источник Сергия Радонежского (Гремячий ключ)
- Святой источник преподобного Сергия Радонежского
- Саввино-Сторожевский святой источник
- Источник преподобного Переславского чудотворца Никиты
- Источник явления иконы Божьей Матери Избавительницы от бед
- Ручей Иоанна Богослова
- Святой источник Пафнутия Боровского
- Cвятой источник двенадцати Апостолов
- Святой источник Божией Матери иконы её Тихвинской
- Святые источники
- 1. Колодец (ранее водосвятная часовня) в честь Святого Иакова, Брата Господня по плоти.
- 2. Водосвятная часовня (колодец прп.Александра).
Святые источники России
Посещение святых источников – традиция, которой придерживаются не только верующие россияне. Многие невоцерковлённые люди тоже не прочь окунуться в ледяные струи. Для одних это – старинный обычай, для других – дань моде, для третьих – необычное приключение. В России несколько тысяч святых источников. Все они, по приданиям, обладают небывалой целительной силой. Расскажем о самых известных из них.
Дивеевские источники
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь
Одно из самых популярных в России мест паломничества – Серафимо-Дивеевский монастырь. Сюда едут не только поклониться мощам преподобного Серафима, но и окунуться в один из многочисленных целебных источников, расположенных в окрестностях монастыря.
Самый известный среди Дивеевских источников расположен недалеко от деревни Цыгановка, на опушке саровского леса, освященного подвигами Серафима Саровского. В самом лесе тоже есть благодатный родник – но в советское время он оказался на засекреченной территории Российского Ядерного Центра, и простых людей туда не пускают. И вот в 1960-х годах к солдатам, охранявшим особо секретный объект – территорию в Сарове – подошел благообразный дедушка в белой рубахе. На вопросы отвечать не стал – просто ударил три раза посохом о землю, развернулся и молча ушел. А на том месте забила вода. Тут уж даже советские солдаты – комсомольцы и атеисты – поняли, кто именно им явился.
Весть о чуде быстро разлетелась по всему православному миру, и к источнику потянулись люди. Какое-то время власти терпели толпы паломников рядом с особо охраняемым объектом, но в 1980-х решили засыпать источник. Преподобный Серафим явился еще раз – на сей раз трактористу, которому поручили сравнять источник с землей. «Не засыпай мой источник», — попросил он и исчез. Тракторист не решился отказать святому.
Несмотря на то, что температура в источнике круглый год не превышает + 5-6˚, искупаться в нем стремится огромное число паломников. Сегодня территория вокруг источника благоустроена, поставлены купальни, раздевалки и деревянная часовня.
В Дивеево бьют и другие святые ключи: источник святой матушки Александры, источник Иверской иконы Богородицы, источник Казанской иконы Богородицы и источник святого Пантелеймона. Все они славятся своими целебными силами и оборудованы для купания.
Святой источник Сергия Радонежского (Гремячий ключ)
Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Взгляднево
Один из самых известных святых ключей Подмосковья известен уже более 600 лет. По легенде, он был отворен по молитве Сергия Радонежского, который отдыхал в этом месте по дороге в Киржач.
Температура воды в источнике постоянная: +4°С. По минеральному составу она похожа на знаменитый Нарзан, поэтому врачи не рекомендуют пить ее в больших количествах. А вот купаться можно без ограничений. Источник, который бьет с двадцатиметровой горы, разделяется на три потока: правый — «от сердца», средний — «от головы», левый — «от женских болезней». Также есть обустроенная деревянная купальня, куда попадает вода всех трех потоков.
Гремячий ключ расположен на склоне горы. Чуть ниже источника находятся несколько площадок для отдыха и деревянная церквушка Сергия Радонежского. И к потокам, и к купальне стоят довольно длинные очереди. Хоть они и двигаются достаточно быстро, приезжать лучше в будние дни – в выходные народу очень много.
Святой источник преподобного Сергия Радонежского
Московская область, Сергиево-Посадский район, село Радонеж
Еще один источник, связанный с памятью Сергия Радонежского, находится на горе, где когда-то стоял дом родителей преподобного – Кирилла и Марии. Здесь он родился и рос. С холма, где находится маленькая деревянная купальня, святой источник, можно полюбоваться на живописные берега небольшой реки Пажа.
Вода этого источника, сливающаяся из двух ключей, удивительно прозрачна и вкусна. Она обладает целительной силой, облегчает сильную боль, помогает улучшить память.
Саввино-Сторожевский святой источник
Московская область, Звенигород, Саввино-Сторожевская обитель
Более 600 лет назад эту обитель основал монах Савва, ученик Сергия Радонежского. Его мощи и поныне хранятся в монастыре. Сохранилось немало свидетельств чудесных исцелений болящих, приложившихся к мощам преподобного Саввы Сторожевского и искупавшихся в источнике, освященный в честь него еще в XIV веке. Особенного его вода помогает от глазных и детских болезней.
Источник находится примерно в 700 метрах от монастыря, возле пещеры, где жил святой. Там построена часовня с мужской и женской купелями.
Источник преподобного Переславского чудотворца Никиты
Переславль-Залесский, Никитский мужской монастырь
Никита Переяславский, прозванный позже Столпником, жил в XII веке, успел изрядно нагрешить, а потом раскаялся и заключил себя в каменный столп, где непрерывно молился. В том месте, где стоял этот столп, позже была возведена мужская обитель.
Неподалеку от Никитского монастыря находится святой источник преподобного Переславского чудотворца Никиты, который он выкопал собственноручно. Это один из самых древних ныне действующих источников на Руси. Уже много столетий к нему идут люди, прося о божией милости и помощи святого Никиты. Известно множество случаев исцеления водами источника.
Вода в источнике ледяная: +6°С. У источника устроены часовня, закрытые купальни и колодец, в котором можно набрать святой воды. Набранная в источнике вода никогда не портится.
Источник явления иконы Божьей Матери Избавительницы от бед
Самарская область, Ставропольский район, село Ташла
Этот источник открылся на месте чудесного явления иконы Божьей Матери Избавительницы от бед. Это чудо случилось всего сотню лет назад – поэтому подробные сведения о нем зафиксированы документально.
В 1917 году жительница села Ташла Катерина Чугунова нашла в овраге недалеко от деревни икону Божьей Матери Избавительницы от бед. Женщина и две ее подруги отнесли икону в Свято-Троицкий сельский храм. Однако внезапно святой образ снова исчез, через некоторое время появился в том же самом овраге, где был найден впервые. Однако на этот раз из-под земли забил чистейший ключ, в воде которого и лежала икона.
С первых дней своего существования источник прославился чудодейственными исцелениями болящих. Советской власти такая популярность родника не понравилась, и на его месте устроили скотный двор, а храм закрыли. Икону Божьей Матери Избавительницы от бед чудом удалось сохранить: местные жители по очереди прятали ее в своих домах.
Когда началась Великая Отечественная война, храм открыли и икона вернулась на свое место. С тех пор к «Избавительница от бед» и святому источнику идут паломники, молящиеся о здоровье своих близких.
Ручей Иоанна Богослова
Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово
Иоанно-Богословская мужская обитель была основана византийским иноком Гусарем в XIII столетии. С юных лет Гусарь молился Иоанну Богослову — любимому ученику Христа, автору четвертого Евангелия и книги Откровения. Он просил святого апостола наставить его в иконописи. И его просьба была услышала – Гусарь стал талантливым иконописцем. Уже будучи взрослым, он отправился в рязанские земли, чтобы расписать местные храмы.
Выполнив задуманное, он основал на левом берегу Оки мужскую обитель в честь своего покровителя. Монастырь пережил княжеские междоусобицы, нашествие Батыя и даже советские времена.
Образ апостола Иоанна, написанный самим Гусарем, прославился своими чудесами. С его помощью в XIX веке дважды останавливали эпидемии холеры, и один раз — страшный пожар в селе Пощупове.
Чудотворная икона не раз излечивала болящих. Но еще большей целебной славится святой ручей, протекающий возле монастыря. После молитвы и купания выздоравливают многие безнадежные больные – и с болезнями сердца, и после тяжелых травм головного мозга, и даже с поздними стадиями онкологии.
Святой источник Пафнутия Боровского
Калужская область, Козельск, деревня Оптина Пустынь
Знаменитая Оптина Пустынь, построенная во второй половине XIX века святым старцами с помощью простых людей города Козельска, славен не только знаменитыми оптинскими старцами, но и источником преподобного Пафнутия Боровского.
Документально зафиксированы многочисленные случаи исцеления от самых тяжелых болезней. Чаще всего – кожных заболеваний, ревматизма, болезней суставов и кровеносной системы.
Cвятой источник двенадцати Апостолов
Россия, Краснодарский край, городской округ Сочи, село Солохаул
Водопад «Плачущие скалы» — святой источник двенадцати Апостолов – одно из самых красивых мест в Большом Сочи. Расположенный на высоте 660 метров над уровнем моря, у подножья гор Зубцы, Шахан и Стриженая, Солохаул известен многочисленными местами паломничества — святыми источниками и монастырем Крестовая пустынь, который иногда называют русским Афоном.
В паре километрах от обители находится святой источник двенадцати Апостолов Христовых. Множество струек воды стекают на головы паломников, исцеляя тела и души. Несмотря на то, что источник открытый, окунаться в него можно в любое время года. Лишь в сильную жару водопад может пересохнуть.
Также в Солохауле находится источник Пантелеимона Целителя, а в окрестностях – еще два целебных источника: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Святой источник Божией Матери иконы её Тихвинской
Ульяновская область, Барышский район, село Ананьино
Древняя история этого источника началась в XIV веке, с появлением на Руси иконы Богоматери Тихвинской. В 1383 году в Тихвине, где был явлен чудотворный образ, построили церковь. Жители хотели украсить ее железным крестом. Однако Скромный пономарь Юрыш увидел во сне Пресвятую Богородицу и Николая Чудотворца. Богоматерь повелела на своей церкви «поставить крест деревян, а не железен, понеже сын мой и Бог распят был на кресте деревянном». Юрыш рассказал о своем сне, но ему никто не поверил. Однако, когда стали устанавливать железный крест, резкий порыв ветра сорвал с церковного купола человека и невредимым опустил его на землю. После такого знамения на храм вернули деревянный крест.
Явление Богоматери Юрышу было запечатлено на нескольких иконах. И их так и называли «Тихвинские иконы с изображением явления Божией Матери пономарю Георгию». Одна из икон, «Беседная», находившаяся в Чудовом монастыре, прославилась, чудесными исцелениями. Но священникам она не нравилась – композиция на иконе была не канонической, Юрыш преклонил перед Богородицей одно колено, а не оба. Икону переделали – и вдруг она исчезла.
Спустя некоторое время жители села Ананьино Симбирской губернии обнаружили святыню в своем колодце. И вот что удивительно – все поздние переделки исчезли, иконе вернулся её первозданный вид. Чудов монастырь потребовал вернуть икону, и это было сделано – но она вновь исчезла и обнаружилась в Знаменском храме села Ананьино. После этого икону больше не тревожили.
Поклониться иконе и испить целебной родниковой воды из колодца, где она была обнаружена, приезжали со всей России. Многими исцелениями прославились Богородичный образ и святой источник. Благодаря им прозревали слепые, выздоравливали неизлечимо больные, рожали детей бесплодные. Случаи исцеления происходят и сегодня.
Источник
Святые источники
Свято́й исто́чник (лат. Sanctus Spring) — источник питьевой (или минеральной) воды, возникший или приобретший целебные свойства по молитве святого, или освящённый в честь святого.
1. Колодец (ранее водосвятная часовня) в честь Святого Иакова, Брата Господня по плоти.
Ни каких документальных данных по данному святому источнику увы не сохранилось. Есть лишь две фотографии, где видно, что на месте колодца, на берегу Рощинского озера, стояла водосвятная часовня.
Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава). Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X. ) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? — громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Перво-священники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», — закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь, наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания — утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, — мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
2. Водосвятная часовня (колодец прп.Александра).
На месте колодца прп.Александра, который он сам и выкопал для братии, в 1790 году была возведена Водосвятная часовня (как и настоятельский корпус), на средства пожертвованные Екатериной II.
Источник