Сущность психотерапии основные понятия механизмы лечебного воздействия

Сущность психотерапии основные понятия механизмы лечебного воздействия

Основные направления современной психотерапии и психологического консультирования

Методические материалы

К другим дисциплинам

Лекция 1 Понятие и основные теоретические положения современной психотерапии

От греч.Psyche — душа + Therapia — лечение

Психотерапия — комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека с целью:

— психологической коррекции психики людей с психическими расстройствами;

— психологической помощи психически здоровым людям при решении их проблем.

Близка к психологической коррекции и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения при помощи психологических приемов. Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания и пр.

Изначально психотерапия была связана именно с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, – на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания

Различают клиническую и личностно-ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия направлена преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы – гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия.

Личностная психотерапия – индивидуальная и групповая – ставит своей задачей содействие клиенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности.

«Проблема состоит в том, что в России в начале 30-х годов было прервано нормальное развитие психотерапии как научно-практического направления психологии. Психотерапия была разрешена в СССР только в 1975 г. приказом по Минздраву, как отрасль медицины» (Н.Д. Линде). Соответственно по сегодняшний день психотерапия относится к сфере деятельности врачей, наряду с психиатрией (ср. определение «психиатрии» и «психотерапии»).

Психиатрия (Psychiatry от греч.Psyche — душа + Iatreia — лечение ) – область медицины, изучающая проявления, причины и механизмы развития психических болезней, и разрабатывающая методы их лечения и организации помощи больным.

Поскольку психотерапия до последнего времени развивалась, основываясь на медицинских знаниях и опыте лечения, прежде всего, оформилась медицинская ее модель, в которой конечной целью является устранение тех или иных дисфункций организма. Поэтому отечественной литературе психотерапию принято определять как систему лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного . – медицинская психотерапия.

Николай Дмитриевич Линде выделяет психологическую психотерапию

Психологическая психотерапия – решение внутриличностных проблем человека психологическими средствами. Где психологическая проблема – это невозможность достижения индивидом поставленных целей, причина которых коренится в психике больного.

Ирвинг Вайнер . Психотерапия – это процесс межличностного взаимодействия, при котором психотерапевт дает понять пациенту, что он понимает, уважает его и стремится ему помочь. Цель психотерапии – избавление пациента от эмоционального дистресса, содействие в разрешении его жизненных проблем, помощь в изменении тех личностных особенностей и моделей поведения, которые препятствуют реализации внутреннего потенциала для плодотворной работы и созданию зрелых отношений с другими людьми.

Джеймс Прохазка, Джон Норкросс . Психотерапия – это информированное и целенаправленное применение клинических методов и интерперсональных установок, выведенных из установленных психологических принципов, с целью помогать людям модифицировать их паттерны поведения, когниции, эмоции и/или другие личностные характеристики в том направлении, которое участники считают желательным. — сравнить

Однако в связи с тем, что это исцеление происходит посредством совершенствования способности человека к саморегуляции (которая включает в себя не только психофизиологический гомеостаз, но и реализацию ценностей, обусловленных общественной средой), правомерным становится существование и других моделей психотерапии, в частности, психогигиенической, психопрофилактической и иных. Речь идет о психологических методах воздействия на отдельных пациентов или группы больных. Поэтому психотерапия все больше носит интердисциплинарный характер. Происходит экспансия психотерапии во «внеклиническую» среду (реадаптация, реабилитация в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической помощи, семейных отношений и др.).

В современной литературе указывается 4 основные модели психотерапии:

психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии);

Читайте также:  Подкормка клубники во время плодоношения народными средствами цветения

психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель);

психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель).

Борис Дмитриевич Карвасарский

Процесс психотерапии – это особым образом организованный процесс коммуникации, в ходе которого терапевт проявляет понимание пациента, уважение и желание оказать ему помощь, вовлекает пациента в процесс исцеления в качестве активного участника.

Несмотря на близость психотерапии к психологии, социологии, педагогике и даже к философии, т.е. на ее интердисциплинарный характер, она, по мнению Карвасарского, является лечебной медицинской специальностью, а психотерапевт, как и любой врач, осуществляющий комплекс психотерапевтических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий, несет огромную социальную ответственность. Допуском к психотерапевтической работе является диплом или сертификат о соответствующей квалификации. Занимаясь реконструкцией личности клиента, психотерапевт берет на себя часть ответственности за показатели психического здоровья своего клиента. Другими словами, психотерапевт берет на себя роль создателя элементов личности другого человека, разделяя с ним ответственность за изменение в его внутреннем мире.

Психотерапевт в своей работе в индивидуализированной, персонифицированной форме воплощает представление об индивидуальной норме психического развития, содержащей в себе имплицитно и характеристики психического развития, и характеристики психического здоровья.

В этом состоит существеннейшее отличие профессиональных действий психолога-психотерапевта и психолога-консультанта: психотерапевт работает с «больным» человеком и отвечает за его выздоровление, а психолог-консультант работает со здоровым человеком и создает ему условия для личностного роста, за осуществление этого роста отвечает клиент.

Галина Сергеевна Абрамова

Почему можно относить психотерапию к психологической профессии?

свойства объекта, на которые направлены действия психолога, представляют собой характеристики внутреннего мира человека, модальности этого внутреннего мира: мысли, чувства, желания, возможности, интегральные свойства образа «Я» и т.д.

воздействие на параметры внутреннего мира человека не предполагает никаких других инструментов, кроме вербальных и невербальных средств коммуникации психолога и клиента.

Можно сказать, что предметом взаимодействия психотерапевта и клиента становятся модальности внутреннего мира клиента, отраженные психологом. Психолог играет самую активную роль в построении предмета взаимодействия, он динамизирует всю эту ситуацию, структурируете время и пространство. Результат психотерапии можно описать следующим образом: до взаимодействия с психологом клиент выделял одно содержание своего внутреннего мира, после взаимодействия с психологом это содержание переструктурировалось.

Место психологической психотерапии среди других форм психологической и медицинской помощи.

1. клиент (здоровый человек)

2. цель – разрешение проблемной ситуации

3. средства – межличностное взаимодействие

4. результат – личностный рост, усвоение новых форм поведения, способствующие решению проблемы

5. подготовка специалиста – психологическое образование + спец подготовка в области консультирования

1. клиент (здоровый человек, имеющий искажения в развитии или психические нарушения в результате травмы)

2. цель – разрешение психологической проблемы

3. средства – межличностное взаимодействие

4. результат – реконструкция личности, повышение эффективности ее функционирования, разрешение психологической проблемы

5. подготовка специалиста – психологическое образование + спец подготовка в области психотерапии

1. пациент (больной)

2. цель – снижение симптомов психологического неблагополучия

3. средства – суггестивные, медикаментозные, физиотерапевтические

4. результат – достижение комфортного психического состояния, повышение адаптивности человека

5. подготовка специалиста – медицинское образование + психологическая подготовка

1. пациент (больной)

2. цель – снижение симптомов психического заболевания

3. средства – суггестивные, медикаментозные, физиотерапевтические, оперативное хирургическое вмешательство

4. результат – достижение психического здоровья или состояния ремиссии

5. подготовка специалиста – медицинское образование

Психологическая проблема как предмет психотерапии

Психологическая проблема всегда связана с невозможностью удовлетворения того или иного сильного желания (влечения, потребности, мотива) человека. Отличительной особенностью психологической проблемы является то, что причина невозможности достижения желаемого и само желание находятся в психике самого индивида, в его внутреннем мире. Именно поэтому психическую проблему невозможно решить внешними средствами, направленными на преодоление преград на пути удовлетворения желания, психологическая проблема может быть решена только внутренними средствами, порой включающими в себя отказ от первичного желания.

Такова фрустрационная модель психологической проблемы. При этом сильное желание одновременно является препятствием для решения проблемы (обезьянка и приманка в тыкве).

Желание всегда субъективно выступает в виде того или иного чувства, именно чувство привязывает человека к тому или иному объекту и именно чувство является выражением той энергии, которая направляется индивидом на достижение или отвержение объекта или на одновременное достижение и отвержение или на стремление к двум несовместимым целям.

Читайте также:  Отвар лопуха против перхоти

Такое состояние во всех случаях является тупиковым и при актуализации сильных чувств приводит к вторичным эффектам: построению системы психологических защит, невротическим реакциям, психосоматическим симптомам, развитию невроза.

Во всех случаях разрешение психологической проблемы имеет одну общую черту: необходимо ослабить (или вовсе устранить) то сильное стермление, которое держит человека в рабской зависимости, – «обезьянка должна разжать лапку». Только в этом случае могут быть найдены новые варианты поведения, приносящие успех в данной ситуации.

В мире существуют миллиарды различных объектов, но только некоторые заставляют человека страдать, и только потому, что он желает их достичь.

Поэтому задача психотерапии помочь клиенту измениться, а не помочь ему изменить внешний мир. В каждом конкретном случае требуется решить, какое изменение будет наиболее адекватным. Цель состоит не во всеобщем и полном избавлении от желаний, а в избавлении от страданий. В результате правильно проведенной работы у человека всегда возникает чувство освобождения и возвращения в открытый мир новых возможностей, его способность удовлетворять свои разумные потребности только возрастает.

В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается разными средствами, но всегда человек становится более свободным, чем был.

Кроме фрустрации Линде выделяет и другие механизмы возникновения психологических проблем: конфликт, стресс, кризис, но, как отмечает автор, они также могут быть сведены к первичной модели.

Уровень сверхнормы. По А. Маслоу этого уровня достигают самоактуализирующиеся личности. Таких людей немного (по мнению Маслоу не более 1% от общего числа людей), но именно они являются движущей силой человечества. «Обычные» люди тоже могут достигать этого уровня, но довольно быстро возвращаются в прежнее состояние. На этом уровне человек часто испытывает вдохновение, озарение счастье, сознание очень ясное, и к человеку постоянно приходят творческие идеи. Эти люди действуют гибко, спонтанно, искренне и эффективно. Но человек не всегда пребывает в этом состоянии. Проблемы, которые возникают – творческая самореализация, поиск, постижение духовной стороны жизни.

Уровень нормы. Так называемый, нормальный человек хорошо адаптирован к социальной среде, достаточно успешно справляется с работой и семейными обязанностями, а также с трудностями и неприятностями. Сознание у него ясное, эмоциональное состояние по большей части комфортное, хотя такой уровень, который характерен для сверхнормы, достигается редко. Человек достаточно гибко реагирует на изменения ситуаций, спокоен, уверен в себе. Типы проблем, с которыми сталкивается «нормальный» человек: трудности адаптации к изменениям в ситуации, трудности при обучении, при выполнении сложной работы, трудности в развитии творческого потенциала, развитии способностей и.т.д.

Уровень поведенческой дезадаптации. Его также называют уровнем невротических реакций. Человек на этом уровне не вполне хорошо адаптирован к тем или иным областям жизнедеятельности. Временами он не справляется с достаточно простыми жизненными ситуациями, неадекватно реагирует на трудности, имеет проблемы в общении. Его сознание менее ясное и более суженное по сравнению с нормальным, тем более, самосознание. Логика суждений иногда нарушается. Человек часто переживает негативные эмоции и напряженность. Однако нарушения носят краткосрочный характер, от нескольких часов до нескольких суток. Проблемы, с которыми сталкивается человек на этом уровне: трудности в отношениях с другими людьми, на работе, в учебе, неуверенное поведение, неадекватные эмоциональные реакции и т.д.

Уровень эмоциональных нарушений. На этом уровне индивид переживает временные, но весьма серьезные невротические состояния: депрессивные, вспышки гнева, отчаяние, чувство вины, печали, тревога, страх и т.д. Все признаки, о которых говорилось выше, во время таких состояний усиливаются и становятся более продолжительными (до 1 месяца): сознание становится еще менее ясным и более суженным, утрачивается гибкость мышления, возрастает эмоциональное и телесное напряжение и т.д. Типы проблем, характерные для этого уровня – потеря близкого человека, разочарование в любви, невозможность реализовать важные цели, тяжелые отношения в семье, потеря смысла жизни, последствия стресса, испуга и т.д.

Уровень невроза. В клинической практике этот уровень традиционно относится к заболеваниям, но с точки зрения психологии в основе невроза всегда лежит нерешенная психологическая проблема. Медицина также признает психогенный характер невротических расстройств и считает невротические нарушения обратимыми. На этом уровне невротические состояния становятся постоянными или периодически возвращаются. Типичные проблемы: навязчивые страхи (фобии), невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрия, истерия, невроз тревоги, анорексия, булимия и т.п. На этом же уровне сложности можно расположить психосоматические заболевания, к которым обычно относят астму, гипертонию, язву желудка, аллергию, головные боли и многие другие. Алкоголизм, табакокурение, посттравматический синдром тоже относится к этому уровню. За исключением ПТСР в основе таких «заболеваний» лежат глубинные психологические проблемы, связанные обычно с особенностями детского развития индивида. Например, комплекс кастрации (по З. Фрейду), комплекс неполноценности (по А. Адлеру), неадаптивный сценарий жизни (по Э. Берну) и т.д.

Читайте также:  Лечебные свойства кошачьих лапок

Уровень психопатий. Сюда относятся болезненные искривления характера индивида, т.е. нарушения касаются уже не просто сферы отношений, нарушается сама личность. Выделяются шизоидная, истероидная, эпилептоидная, гипертимная и другие виды психопатий. К этому же уровню относятся сексуальные извращения и маниакальные типы поведения (например, патологические лгуны, игроки и т.д.) Проблемы данного уровня с точки зрения медицины могут быть вызваны как патологией нервной системы, так и особенностями воспитания в детстве. Сознание таких индивидов не столько затуманено и сужено, сколько искажено, в их внутреннем мире доминируют отрицательные эмоции (гнев, страх, ненависть, отчаяние и т.д.). Иногда это внешне не заметно, но в критической ситуации эмоции прорываются в патологической форме. Постоянное телесное напряжение проявляется в специфическом мышечном панцире.

Уровень психозов. К данному уровню относятся острые психотические заболевания, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и другие психозы. Эпилепсия, формально не относящаяся к психозам, также относится к проблемам этого уровня. Психозы характеризуются, прежде всего, искаженным восприятием реальности (отсюда возникают бред и галлюцинации. Индивид перестает контролировать свое поведение с помощью сознания и не дает себе отчет в своих действиях. Нарпяженность, как эмоциональная, так и телесная неимоверно возрастает (сверхнарпяжение мышц у шизофреников, сильные негативные чувства: ненависть, страх, отчаяние, которые подавляются огромным усилием воли). Проблемы данного уровня определяются медициной исключительно как заболевания мозга, хотя описаны случаи и чисто психологического исцеления.

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

С точки зрения клиник психических нарушений психотерапия призвана решить две основные задачи:

1. исцеление заболеваний, при возникновении которых основная или значительная роль принадлежит психическому фактору (неврозы, другие пограничные и психосоматические расстройства);

2. лечебно-профилактическое действие за счет изменения отношения к соматическим болезням, выражающееся в изменении эмоционального состояния, поведения больного и успешности исцеления.

Цели, задачи, методы психотерапии могут быть разными и определяются конкретными клиническими характеристиками больного и болезни:

личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;

психологическими факторами этиопатогенеза заболевания;

нозологической принадлежностью болезни и ее этапами;

структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.

В основе клинического подхода представление о тесной связи тела и психики. В связи с этим исследуется возможность влияния на психическое состояние через изменение биохимии мозга, гормонального обмена и пр. С другой стороны исследуется влияние личностных изменений на течение болезни.

Личностный подход является одним из важнейших принципов психотерапии. Сейчас огромное количество исследований посвящено изучению особенностей личности больного, их трансформации в процессе развития болезни. Это необходимо как для решения задач патогенетической и дифференциальной диагностики, так и лечебно-восстановительной практики, психотерапевтической и психокоррекционной работы.

Яркой моделью, которую можно использовать для рассмотрения трансформации личностных особенностей, является невротическое заболевание с его различными стадиями (Карвасарский). При невротической реакции в картине личностных нарушений на первом месте оказываются расстройства, связанные преимущественно с особенностями темперамента. К таким первичным личностным особенностям могут быть отнесены повышенная аффективность больного истерией, тревожность и ригидность обсессивного больного, повышенная истощаемость больного неврастенией. Сами по себе эти особенности могут быть причиной лишь кратковременной невротической реакции, развившейся в трудной ситуации. В данном случае можно говорить не о психогенной а об эмоциогенной ситуации. Вторая стадия невротического заболевания – собственно невроз – в основе которого лежит нарушение значимых отношений личности. Особая значимость и устойчивость отношения делает возможным его переход в черту характера (вторичная личностная особенность). Неуверенность в себе, поиски признания как черты невротической личности и есть по сути зафиксированное и устойчивое отношение к себе. На третьей стадии – при затяжном течении невроза и развитии невротической личности – отмечается усиление этих черт до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию (третичные личностные особенности).

Характерные первичные, вторичные и третичные свойства личности различных групп больных

Источник

Оцените статью